«Население и хозяйственное освоение Европейского Северо - Запада» 9 класс
учебно-методический материал по географии (9 класс)
Цели:
1. Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Северо - Запада. Определить проблемы Европейского Северо - Запада и пути их решения; продолжить формирование умения работы с тематическими картами, справочной литературой.
2. Создать условия для развития умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в решении проблемных вопросов, делать выводы.
3. Воспитывать географическую культуру.
Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, путём соблюдения гигиенических требований к уроку, соблюдения режима проветривания, смены деятельности. Начиная с третьего урока, проводится гимнастика для глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_urok.docx | 92.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Население и хозяйственное освоение Европейского Северо - Запада»
Цели:
- Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Северо - Запада. Определить проблемы Европейского Северо - Запада и пути их решения; продолжить формирование умения работы с тематическими картами, справочной литературой.
- Создать условия для развития умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в решении проблемных вопросов, делать выводы.
- Воспитывать географическую культуру.
- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, путём соблюдения гигиенических требований к уроку, соблюдения режима проветривания, смены деятельности. Начиная с третьего урока, проводится гимнастика для глаз.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: проблемный диалог с элементами самостоятельной работы.
Методы: побуждающий диалог, частично-поисковый, исследовательский, самостоятельная работа по заполнению опорно-логического конспекта.
Оборудование: административно-территориальная карта России, атласы, опорно-логический конспект по теме «Европейский Северо-Запад», иллюстрации гербов городов, электронный учебник.
Литература:
- В.П.Дронов, Л.Е. Савельева «География России: Природа. Население. Хозяйство», «Просвещение», Москва, 2013г.
- Е.А.Жижина «Население и хозяйство России», поурочные разработки по географии, «ВАКО», Москва 2005г.
- О.В.Антушева, «География: поурочные планы», Издательство «Учитель», Волгоград, 2006 г.
План урока:
- Мотивационно - целевая экспозиция
- Презентация нового материала
- Проработка нового материала
- Валеологическая пауза
- Организационно-связующий этап (домашнее задание)
- Контроль и оценка уровня овладения новым материалом
- Итог урока, рефлексия
Ход урока:
- Вступительное слово учителя:
Ребята, мы продолжаем с вами изучение экономических районов России. На прошлом уроке мы знакомились с особенностями ЭГП, природы, природных ресурсов Европейского Северо - Запада. Скажите, пожалуйста, у вас уже сформировалось представление об этом экономическом районе? Сможете ли вы составить «Визитную карточку района», если нет, то, что ещё нужно узнать?
По мере ответов учащихся записывается тема и план урока на доске.
- Численность и размещение населения, его состав;
- Уровень урбанизации, крупнейшие города района;
- Демографическая ситуация Европейского Севера;
- Отрасли специализации района;
- Территориальная структура хозяйства, центры;
- Проблемы и перспективы развития хозяйства района.
Учитель: можем ли мы приступить к изучению новой темы, не вспомнив особенности ЭГП, природы и природных ресурсов, почему?
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос
- Какие субъекты РФ входят в состав Европейского Северо - Запада? Покажите их на карте. Назовите административные центры.
- Дайте оценку ЭГП района.
- Расскажите, как природные условия влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей?
- Какими природными ресурсами богат район? Какова степень их освоения?
- Учитель:
Проанализируйте текст учебника (стр.110-111) и определите особенности населения (численности, естественного прироста, миграции). Работая с опорно-логическим конспектом, выполните задания раздела «Население и хозяйство района».
Работа над опорно-логическим конспектом (приложение стр.8).
- В качестве задания для закрепления полученных знаний предлагаю учащимся установить соответствие городов Европейского Севера их специализации.
Население Европейского Севера - Запада | Особенности |
|
|
Опорно-логический конспект характеристики Северо-Западного района.
Заполните опорно-логический конспект характеристики района.
Цель: На основе анализа карты Северо-Западного района, текста учебника и таблиц приложения выделить состав, особенности географического положения, природы, природных ресурсов, населения и хозяйства района.
Состав и Г.П. района:
(стр.115-118 и карта «Европейский Север и Северо-Западный район»).
|
Природа и природные ресурсы района:
(стр.118-119 и карта «Природные ресурсы Севера»).
|
Население и хозяйство района:
(стр.119-125, карта «Хозяйство Европейского Севера, приложение таблицы 4,5,10 стр.274-275, 281).
1. Население_______ млн. человек, _______% населения России.
|
Вывод: (оценка ЭГП айона)______________________________________________________________
Анализ работы с таблицей, выделение особенностей специализации района.
Использование образовательного ресурса 1С «Европейский Север»
Учитель: Итак, выделим основные особенности населения района (ответы учащихся)
- Численность населения 8,5 млн. человек, динами отрицательная (Главная причина – отрицательный естественный прирост). ПРОБЛЕМА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ !!!
Обсуждение проблемы – проблемный диалог.
- Высокая плотность населения
- Город Федерального значения – Санкт-Петербург
- Высокий уровень урбанизации – 86 %
- Однонациональный состав – 90,5 % населения – русские
- Низкий уровень безработицы
- Низкий уровень доходов население (Псковская область меньше на 30%, чем в среднем по России)
- Европейский Северо – Запад – это район древних городов
Сообщение учащихся (сообщение 4 учащихся о Санкт-Петербурге, Пскове, Великом Новгороде и Калининграде)
- Валеологическая пауза: зарядка для глаз.
- Д/з параграф 31 читать, составить «Визитную карточку Европейского Северо - Запада»
- Для контроля знаний провожу работу по определению географической номенклатуры. Учащиеся работают по карте у доски.
Покажите на карте:
- Г. Санкт – Петербург
- Калининградскую область
- Великий Новгород
- Псков
- оз. Ильмень
- Финский залив
(При наличии времени этот список можно продолжить).
Оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок в дневники учащимся.
(7)Учитель: Наш урок подходит к концу, давайте сделаем вывод урока (учащиеся делают вывод урока самостоятельно, ещё раз называя тему урока и выделяя особенности населения и хозяйственного освоения Европейского Северо - Запада).
Рефлексия:
- Ребята, вы реализовали те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?
- Какая форма работы вызвала наибольший интерес?
- С какими трудностями вы столкнулись при работе?
- Удалось ли вам сформировать окончательное представление о Европейском Северо - Западе?
- Возникло ли у вас желание самому побывать на Европейском Севере?
Спасибо за урок!
Аннотация к уроку по теме:
«Население и хозяйство Европейского Северо - Запада»
Урок разработан для учащихся 9 класса. Для развития познавательного интереса используются активные методы и формы обучения.
На первом этапе урока для создания мотивационно - целевой установки и формирования познавательных УУД используется метод проблемного диалога, в ходе которого определяется тема урока и план её изучения.
На основном этапе для формирования и развития информационно-коммуникативных УУД учащиеся заполняют опорно-логические конспекты, что позволяет увидеть целостную картину района. Такие опорно-логические конспекты разработаны мною для изучения всех экономических районов России. На данном этапе для поддержания мотивации используется исследовательский метод обучения. На этапе закрепления ребята устанавливают причинно-следственные связи между городами и отраслями специализации. Данная работа выполняется с использованием главного средства обучения географии – географической карты. На этапе контроля проводится работа с географической номенклатурой.
В качестве домашнего задания ребята, кроме работы с учебником, выполняют творческое задание – создание визитной карточки района, что позволяет сформировать у учащихся образное представление об экономическом районе. Это способствует сохранению и развитию учебно-познавательной мотивации к дальнейшему изучению раздела. Использование различных средств создания мотивации и активных форм обучения позволило учащимся самостоятельно сделать вывод урока и проанализировать свою работу на уроке, а также обозначить значимость изученной темы для себя лично, т.е. на данном этапе развивались рефлексивные УУД..
Белан Любовь Григорьевна МОУ СОШ №5-«Школы здоровья и развития»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 9 классе "Города Европейского Северо-Запада: историческая роль, современность и перспективы развития"
Урок изучения новой темы. Межпредметные связи географии с историей, МХК, литературой....
Население и хозяйственное освоение Европейского Юга России.
1.Расширить представление о населении и проблемах, связанных с национально – государственным устройством Северного Кавказа.2.Развивать умения работать по типовому плану с целью выявления особенностей ...
Презентация: Машиностроение Европейского Северо-Запада. 9 класс Дронов, Баринова, Ром...
Презентация к уроку "Хозяйство Европейского Северо-Запада"...
План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России"
План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России" состоит из четырёх основных разделов: 1) организационная часть 2) проверка до...
Разработка урока по теме "Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"
quot;Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"Цели урока: Образовательные: 1. Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Севера.2. ...
Презентация по теме: "Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"
Презентация на тему "Население и хозяйственное освоение Европейского Север"....
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Европейский Северо-Запад. Население и хозяйство»
Конспект урока по географии в 9 классе.Тема: "Европейский Северо-Запад. Население и хозяйство".Тип урока: изучение нового материала, исследовательский, научно-поисковый.Форма проведения: ком...