Модульная технология обучения на уроках географии
статья по географии (6 класс)
Парадигма образовательного процесса заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Поэтому традиционные технологии заменяются новыми педагогическими технологиями, личностно ориентированными. Где в качестве основной цели выделяется развитие интеллектуальных способностей.Парадигма образовательного процесса заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Поэтому традиционные технологии заменяются новыми педагогическими технологиями, личностно ориентированными. Где в качестве основной цели выделяется развитие интеллектуальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnaya_tehnologiya_obucheniya_na_urokah_geografii.docx | 60.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учрежение «Тополинская средняя общеобразовательная школа Томпонского района»
Тема: Модульная технология обучения на уроках географии».
Аммосова М.Н., учитель географии биологии
МБОУ «Тополинская СОШ».
с. Тополиное
2019
«…превратить деятельность ученика
в его самодеятельность…»
К.Д. Ушинский.
Парадигма образовательного процесса заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Поэтому традиционные технологии заменяются новыми педагогическими технологиями, личностно ориентированными. Где в качестве основной цели выделяется развитие интеллектуальных способностей.
Цель:
- научно обосновать и экспериментально проверить методику применения блочно-модульной технологии на уроках географии.
Задачи:
- разработать блочно-модульную структуру содержания обучения географии;
- разработать уроки – модули, по курсу географии 6-11 классы;
- выявить эффективность использования технологии модульного обучения географии;
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический (анализ и синтез методической литературы, учебно-программных документов);
- эмпирический (наблюдение, тестирование, изучение деятельности педагогов и учащихся);
Объект исследования – процесс обучения географии в школе.
Предмет исследования – методика применения блочно-модульного обучения при изучении географии на ступени основного и среднего образования.
Строение модуля.
Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность заключается в том, что ученик самостоятельно ( или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Блок – это совокупность моделей одной темы. Уроки заменяются на модули. Учебный модуль состоит из трех частей: вводной, диалогической, итоговой.
Вводная – постановка цели.
Диалогическая – организация познавательной деятельности.
Итоговая – последовательность расположения модулей по блоку.
Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведенных по учебной программе на тему, блок тем, раздел. Опыт работы показал, что оптимальным является модуль из 7-10 часов. На вводную тему и итоговую часть по 1 часу, остальное время на диалогическую часть. Это объясняется необходимостью проработки учебного материала на 3-х уровнях сложности, в зависимости от уровня подготовленности, обученности каждого ученика. Неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску, дает возможность каждому ученику усвоить учебный материал. В диалогической части познавательный процесс строится, преимущественно, на основе взаимодействия учащихся между собой, группах, на основе диалога. Важным является предварительная работа учителя по конструированию учебного модуля:
- выявление обязательных умений, навыков, усвоение которых определено программой.
- Изучение всего содержания учебного материала по данному модулю.
- Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю.
- Составление опорных схем по всей теме.
- Составление тестовых заданий по всему содержанию учебного материала.
- Составление блоков вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала.
- Разработка диалогической части продумывается форма организации урока, по содержанию разрабатывается задание легкой степени сложности и задания по всему содержанию учебного материала.
Роль учителя заключается в следующем:
- Составление инструкций модуля.
- Уточнение конструкций при практической работе с ним.
- Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.
Модуль имеет:
- учебные элементы – это последовательные шаги, с которыми школьник работает непосредственно;
- инструкцию, в которой определены цели усвоения модуля и каждого учебного элемента;
- материалы для работы(ссылки на источники);
- указание на вид и форму работы;
- контроль, определяющий степень усвоения учебного материала;
Следует отметить особенности учебного модуля:
1. Обучение и учение являются развивающими.
2. Подготовительным для выхода на итоговую часть модуля.
3. Обучение репродуктивного характера сочетается с проблемным, поисковым, исследовательским .
4. Преимущественно используются активные формы обучения. Построение на диалоге, общение учащихся друг с другом.
Важным является разнообразие УЭ в зависимости от носителя учебной информации.
Тип УЭ | Носитель информации |
Текстовой | Учебники, журналы, газеты, дополнительная литература |
Картографический | Атлас, карты |
Табличный | Таблицы, графики, диаграммы |
Иллюстративный | Фото, рисунки, репродукции |
Словесный | Учитель, докладчик |
Компьютерный | База данных |
Аудио-видео | Кино, слайды, диски |
Натурный | Ландшафт и его компоненты |
Смешанный | Носители типов. названных выше |
Формы работы с модулем:
- Индивидуальная работа учащегося
- Работа в парах
- Групповая
- Коллективная
Итоговой частью модуля является контроль. Эта часть предназначена для контроля, проверки, оценки знаний, умений, навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности учащихся в диалогической части.
Чаще используют формы контроля:
- Самоконтроль
- Взаимоконтроль
- Контроль учителя
Самоконтроль осуществляет сам ученик. Он сравнивает результат с эталоном и сам себя оценивает. Взаимоконтроль, когда учащийся проверяет работу партнера и оценивает. Контроль учителя входной, текущий, выходной.
Вид контроля:
- Тестирование
- Зачет
- Семинар
- Конференция
Модуль: Атмосфера.
Уч.элем. | Содержание информации | Метод.руков. |
УЭ-0 | Цель: введение нового понятия «атмосфера, атмосферное давление. Ознакомление со строением и свойствами оболочки. Научиться начертить графики и работать с ними, определить среднегодовую и среднемесячную температуры | Внимательно прочитай цель. |
УЭ - 1 | Атмосфера: строение, значение, изучение. | |
Задания: 1.ответить на вопросы стр.105 2.в тетради выпишите, что такое атмосфера, каков ее состав. 3.Нарисуйте схему строения атмосферы. 4.Каково значение атмосферы? Объясни выражение:»Необходимо как воздух». 5Способы изучения атмосферы. 6.определи примерную высоту горы, если у ее подножия температура воздуха составила +16, а на вершине -8 | П.35 Найди в тексте и выпиши в тетрадь. | |
УЭ -2 | Температура воздуха. Задания:1.Узнай по тексту учебника что такое суточный и годовой ход температуры. 2.Определи среднесуточный ход температуры по следующим данным: Утро-25, день-18, вечер-20, ночь-32 Построй график. 3.Выполни практическую работу, стр.113 (табл.7.8) | П.36, 37 Если минусовая температура график выглядит так: |
УЭ - 3 | Атмосферное давление. Обрати внимание на понятие атмосферное давление, единица измерения, изменение давления с высотой. Задания: Выполни упр. 2 стр.115.упр.3.4 стр.116 | |
УЭ - 4 | Ветер. Ответь: 1.Каковы причины образования ветра. 2.Что такое бриз и муссон. Нарисуй схемы образования этих ветров. 3.Как определить направление и силу ветра. 4.Построй график «розы» ветров по следующим данным. В месяц 30 дней:северный-4дня, с-в -7,ю-3, ю-в-9, з-10, с-з-2, в-5. | П.39 Уч. стр.118-119 Пример:С-12дней,ю-1, ю-в-3, з-8, с-з-2, в-4 |
5.Выполни упр.4, стр.120 | ||
УЭ - 5 | Водяной пар в атмосфере. Облака. | П.40 |
| Обратись к тексту учебника | |
УЭ - 6 | Атмосферные осадки. 1.Составь в тетради схему «Виды атмосферных осадков». 2.По своим наблюдениям установи, при ветрах каких направлений чаще всего выпадают осадки в н6ашей местности. | П.41, изучи тему. Обратись к взрослым за консультацией |
УЭ - 7 | Погода. Опиши погоду сегодняшнего дня. Задания:1.Что такое погода? 2. Почему погода часто меняется? 3.Собери как можно больше народных примет, с помощью которых можно предсказывать погоду. | Информацией поделись со взрослым. П.41, запиши в тетрадь. Творческое задание, можно выполнить совместно с родителями. |
УЭ - 8 | Климат. 1.Выполни задание 2стр.131 2.Как климат влияет на природу и жизнь человека. | П.42 |
УЭ - 9 | Распределение света и тепла на Земле. 1. Из текста выпиши новые слова. 2.На рисунке покажи: -тропики -экватор -полярные круги 3.На рисунке покажи тепловые пояса. 4. Выполни упр.3, стр.137 | П.44 Работа в тетради. |
УЭ - 10 | Причины, влияющие на климат. 1.перечисли причины, влияющие на климат, охарактеризуй каждую причину. 2.Выполни упр.3, стр.141 | Работа в паре |
УЭ - 11 | Выходной контроль. Выполни зачетную работу «Вопросы и задания для повторения темы». | Оцени себя, каждый правильный ответ 5 баллов. Стр.141-146 |
Тест по теме «Атмосфера».
1. Дайте определение понятия «атмосфера».
А) воздух Земли;
Б) воздушный океан;
В) воздушная оболочка Земли.
2. Определите соответствие:
Составляющая часть Процентное содержание
А) кислород 1. 1%
Б) азот 2. 21%
В) другие газы 3. 78%
3. Найдите ошибку в утверждениях по значению атмосферы в жизни Земли:
А) защищает от ультрафиолетовых солнечных лучей;
Б) не влияет на выветривание горных пород;
В) способствует образованию и передаче звука;
Г) защищает поверхность от переохлаждения и нагревания.
4. Распределите характеристики по слоям атмосферы:
Тропосфера -
Стратосфера –
А) простирается до высоты 8-10 км над географическими полюсами;
Б) средний слой атмосферы;
В) верхняя граница на высоте 55 км;
Г) температура воздуха убывает с высотой и у верхней границы достигает -55°С.
Д) почти не образуются облака, так как мало водяного пара;
Е) содержит более 4/5 всего атмосферного воздуха;
Ж) температура воздуха у верхней границы близка к 0°С.
З) воздух разреженный;
И) нижний слой атмосферы.
5. Условно границу атмосферы проводят на высоте:
А) 10 000 км;
Б) 1000 км;
В) 300 км.
6. Что является нижней границей атмосферы?
а) земная поверхность
б) уровень Мирового океана
в) верхняя граница мантии г) верхняя граница тропосферы.
7.Какой газ преобладает в атмосфере?
а) кислород
б) водород
в) азот
г) углекислый.
8. В каком слое атмосферы содержится большая часть воздуха?
а) в стратосфере
б) в тропосфере
в) в озоновом слое
9. В каком слое атмосферы образуются облака, идут дожди, дуют ветры?
а) в тропосфере
б) в стратосфере
в) в мезосфере.
10. В каком слое атмосферы содержится много озона?
а) в тропосфере
б) в стратосфере
в) в мезосфере.
11. Как изменяется температура воздуха при подъеме на 1 километр?
а) понижается на 6 градусов
б) повышается на 6 градусов
в) не изменяется г) понижается на 1 градус
12. С помощью чего ученые изучают атмосферу Земли?
а) метеорологических станций
б) метеорологических ракет
в) искусственных спутников
г) все ответы верны.
В 1. Установите соответствие:
Прибор
Что измеряет | |
1.Термометр | А. Температура воздуха |
2. Барометр | Б. Атмосферное давление |
В. Влажность воздуха. |
В 2. Вставьте пропущенные слова: Атмосфера защищает Землю от падения ____________________, от резких перепадов _________________.
С 1. Какова температура воздуха за бортом самолета, если он летит на высоте 9 км, а у земной поверхности температура составляет +24*С
Модуль: Евразия.
Тест: Евразия.
1.Крайней восточной точкой является мыс:
А.Челюскин в.Игольный
Б.Дежнева г.Йорк
2.Условная граница между Европой и Азией проходит через:
А.Уральские горы - Каспийское море - Азовское море – Черное - проливы, соединяющие Черное со Средиземным.
Б.Уральские горы - Каспийское море - Персидский залив.
3. Море бассейна Северн6ого Ледовитого океана, которое почти не замерзает в зимний период
А.Охотское
Б.Баренцево
В.море Лаптевых
Г.Средиземное
4.Наиболее сейсмически активные области Евразии:
А.Японские острова
Б.Западно – Сибирская равнина
В.Скандинавский полуостров
Г.Уральские горы
5.Величайшая вершина Земли:
А.Фудзияма
Б.Килиманджаро
В.Джомолунгма
Г.Эльбрус
6.Главная продовольственная культура стран Азии:
А.пшеница
Б.рис
В.картофель
Г.овес
7.Самое большое в мире островное государство:
А.Индия
Б.Австралия
В.Индонезия
Г.Новая Зеландия
8.Крупнейшие районы Евразии являются:
А.районами земледелия
Б.источником гидроресурсов
В.транспортными путями
Г.все ответы правильные
9. Такие ценные породы деревьев, как пихта, кедр, лиственница растут:
А.в таежных лесах Скандинавии и Финляндии
Б.в Сибирской тайге
В.месторождения алмазов и золота
Г.залежи торфа
10.Что общего между Западно – Сибирской равниной и побережьем Персидского залива с точки зрения полезных ископаемых:
А.богатейшие запасы нефти
Б.крупные залежи каменного угля
В.месторождения алмазов и золота
Г.залежи торфа
11.Самый многочисленный народ мира:
А.китайцы в.индийцы
Б.русские г. американцы США
12.Основной район добычи угля в мире находятся в:
А.Монголии
Б.Китае
В.России
Г.Индии
Модуль:
Восточная Сибирь.
Задачи:
Сформировать знания об особенностях географического положения Восточной Сибири как факторе определяюще6м природные черты этой территории; уметь самостоятельно устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезным ископаемыми: систематизировать знания о причинах формирования резко континентального климата; изучить особенности режима и характера течения рек и их связь с рельефом и климатом Сибири.
Уч. Элемент | Содержание информации | Метод. руководство. |
УЭ - 1 | Географическое положение. Вопросы и задания: 1.Назовите границы Восточной Сибири 2. Опишите географическое положение этой территории. 3.В чем особенность ее географического положения по сравнению с Западно-Сибирской равнины. 4.Как Северный Ледовитый океан влияет на природные условия территории. 5. Как Атлантический океан влияет на природные условия этой части территории. 6.Объясните, почему Тихий океан, сравнительно недалеко расположенный от Восточной Сибири, практически не оказывает влияния на ее природные условия. | П. 37, Пользуйся физической картой России и картой природных территорий, помещенной в атласе. |
УЭ – 2 | Рельеф. Задания: 1.Установите, на каких геологических структурах расположена Восточная Сибирь? 2.Какие формы рельефа располагаются на этой территории? 3.В чем разнообразие строения поверхности? 4.Что такое курумы, траппы? 5.Какие полезные ископаемые добываются на Среднесибирском плоскогорье. Объясните, почему здесь добываются полезные ископаемые как осадочного, так и магматического происхождения. 6.Какими полезными ископаемыми богаты горы мезозойской складчатости и объясните, почему в этих горах много разнообразных ископаемых? | Стр.202-204, используй геологическую и тектоническую карты. . |
УЭ- -3 | Климат. Задания: 1.Для городов Норильска, Иркутска и Оймякона определите средние температуры июля , января и годовую амплитуду температур; определите типы воздушных масс. 2.на основе полученных климатических данных сделайте вывод о типичных чертах климата. 3.Запишите основные черты резко континентального климата. Почему на огромной территории сформировался такой тип климата с очень холодной зимой, наиболее теплым летом и небольшим количеством осадков. | Используй текст учебника и карты атласа. Все задания выполни самостоятельно. Вспомни, какой погодой характеризуется зимние антициклоны и какие атмосферные процессы в них наблюдаются. ВЗ |
УЭ – 4 | Реки. 1.Объясни, почему Енисей самая многоводная река России несмотря на т о, что в бассейне выпадает немного осадков. 2.Объясни, почему на Енисее, Ангаре, Вилюе много порогов и водопадов, а на Лене их нет. | Используй климатическую и физическую карты. |
УЭ – 5 | Природные районы. Изучи тему. Перескажи учителю или партнеру и получи оценку. | П.38, 39 |
УЭ - 6 | Природные ресурсы. Ответь на вопросы стр.224, упр.1,2,3. | П.40 |
УЭ - 7 | Выходной контроль. Выполни цифровой диктант и тест. | См приложение. |
Цифровой диктант.
1.Плоскогорье 7.Антициклон
2.Сопка 8.Инверсия температуры
3.Базальт 9.Наледь
4.Кряж 10.Щеки
5.Траппы 11.Аласы
6.Кимберлитовая трубка 12.Стланик
А .Скалистые, обрывистые, высокие берега реки.
Б. Повышение температуры с высотой.
В. Стелющиеся по земле низкорослые формы деревьев и кустарников, образующих часто густые, труднопроходимые заросли.
Г. Равнина с плоской или слегка волнистой поверхностью, приподнятая над уровнем моря более чем на 500 м.
Д. Плоские понижения от десятков метров до нескольких километров в диаметре, образующиеся за счет протаивания многолетней мерзлоты.
Е. Ледяной бугор, образующийся в результате замерзания речной воды, излившейся на ледяной покров реки.
Ж. Линейно вытянутая возвышенность, обычно с мягкими округлыми формами.
З. Изверженные горные породы в виде пластообразных залежей, часто образующих ступени в рельефе.
И. Трубкообразные леса округлой формы, состоящие из изверженной горной породы, содержащей алмазы.
К. Вулканическая горная порода обычно черного цвета.
Л. Область тропосферы с повышенным давлением в центре.
М. Название холма или горы с округлой вершиной.
Тест: Восточная Сибирь.
1.Основные тектонические структуры, формирующие территорию Восточной Сибири:
А. древняя платформа
Б. древняя платформа и область мезозойской складчатости
2.Освобенностью геологического строения Сибирской платформы является наличие:
А. щитов
Б. траппов
3.Общими чертами природы Восточной Сибири являются:
А.резко континентальный климат
Б. резко континентальный климат и многолетняя мерзлота
В. .резко континентальный климат, многолетняя мерзлота, лиственничные леса.
4.Формирование полюса холода северного полушария связано с действием следующих факторов
А. рельефа и географического положения
Б. рельефа и географического положения, характера циркуляции
5.В Восточной Сибири по сравнению с Западной осадков выпадает:
А. больше
Б. столько же
В. меньше
6.С многолетней мерзлотой связано образование:
А. термокарстовых котловин
Б. термокарстовых котловин и грунтовых наледей.
В. термокарстовых котловин, грунтовых наледей и моренных холмов
7.Основной причиной меньшего разнообразия природных зон в Восточной Сибири по сравнению с Восточно-Европейской равниной является:
А. меньшая протяженность с севера на юг
Б. более однородный климат
В. более разнообразный рельеф
8.Наиболее распространенной древесной породой в Восточной Сибири является:
А. кедр
Б. лиственница
В. сосна.
- Результаты срезовых контрольных работ по географии.
| До использования модуля, % | После использования модуля, % |
6 кл | 63 | 72 |
7 кл | 58 | 65 |
8 кл | 65 | 81 |
9 кл | 48 | 53 |
10 кл | 62 | 74 |
11 кл | 71 | 85 |
- Результаты анкетирования удовлетворенности учащихся технологией модульного обучения.
| Количество участников | Традиционное обучение, % | Обучение по модулю, % |
6 кл | 11 | 54 | 45 |
7 кл | 10 | 30 | 70 |
8 кл | 13 | 46 | 54 |
9 кл | 8 | 35 | 65 |
10 кл | 8 | 37 | 63 |
11 кл | 4 | 0 | 100 |
Преимущества технологии:
- .Наши ученики - дети не со 100% физическими и умственными возможностями, поэтому для них не просто полезна, а необходима постановка целей на каждом этапе урока и если цель прописана и перед глазами ученика, то её достижения реальны. География невозможна без работы по образцам и алгоритмам. Такая работа ведётся на каждом уроке.
- Интересным моментом вижу оценивание учеником собственных знаний и выбор домашнего задания для себя.
- ученики имеют завышенную самооценку и даже претензии к поставленным оценкам. А в этом случае он выбирает сам.
- Модульная технология мною применяется еще и в кочевой школе, где учащиеся выезжают в стада с апреля по октябрь.
- Учащиеся могут продолжит работу и дома;
Недостатки технологии:
- Большая подготовительная работа учителя по разработке инструкций;
- На начальном этапе внедрения не высокая достоверность результатов самоконтроля и взаимоконтроля;
Заключение.
В результате исследования в соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой было сделано следующее:
- Изучено состояние исследуемой технологии в теории и практике;
- Обоснован понятийный аппарат исследования: «модуль», «модульная технология», «учебный элемент»;
- Познакомилась с практическим применением данной технологии на уроках географии;
- Разработан алгоритм по применению блочно0модульной технологии;
Список литературы.
- Салина М.Р. Методические рекомендации к составлению тестов. Алматы, 1994 г.
- Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. М., 1997 г.
- Хабибулин Р.Х. Технология совершенствования общеучебных умений и навыков на уроках географии. М., 1999 г.
- Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. Биология в школе, 2001 г.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения, Каунас, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение парацентрической технологии обучения на уроках географии
Парацентрическая технология обучения (автор Н.Н. Суртаева) означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль....
Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)
Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...
Элементы модульной технологии обучения на уроках географии. (методические рекомендации)
в материале рассказывается о применении на уроках географии элементов модульной технологии обучения, сочетании его с элементами других технологий и использовании технологических карт...
Использование модульных технологий обучения на уроках химии
Цель проекта:определить и обосновать основные элементы модульной технологии, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках химии. Задачи:*Определить сущность и механизм...
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"
Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...
Применение модульной технологии обучения на уроках химии.
Данная статья отражает взгляды автора на применение модульной технологии при усвоении учебного материала по химии....