Анализ учебника Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. «География. Физическая география» 6 класс
статья по географии на тему

Кочкина Лилия Ивановна

Анализ учебника Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. «География. Физическая география» 6 класс  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ учебника Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И.                                        «География. Физическая география» 6 класс  

       Работаю учителем географии 19 лет, на протяжении всей работы в школе придерживалась примерного тематического планирования, рекомендованного к каждому курсу географии 6-11 класса и работала по традиционным УМК.

       В 2011-2012 учебном году я перешли на УМК Е.М. Домогацких. Начала обучение с 6 класса. Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе. Курс географии 6 класса открывает цикл изучения географии в школе.

       Учебно-методический комплекс Е.М. Домогацких представляет все основные темы, рассматриваемые ранее в курсе географии 6 класса: литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу. В соответствии с программой, предполагается 34-часовое изучении курса 6 класса. Еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Таким образом, идет увеличение часов на преподавание курса география в 6 классе до 68 часов. У нас в школе преподавание ведётся 68 часов.

       Прежде чем перейти на данную линию учебников, в течение года работала с учебниками  Е.М. Домогацких с 6 по 11 класс самостоятельно. Анализировала учебный материал, обсуждали данную линию учебников на заседаниях районных методических объединений, а затем учебник для 6 класса был приобретён для школы и в 2011-2012 учебном году мы начали заниматься по новой линии учебников.

       Основное впечатление от учебника географии 6 класс. Учебник яркий, красочный, снабжен фотографиями, схемами, таблицами, картосхемами, все они легко запоминающиеся. Все разделы и темы тесно взаимодейстуют. Простой и доступный язык изложения материала. Хорошо представлен понятийный аппарат, словарь терминов и понятий. Содержание мотивирует учащихся и способствует применению знаний в реальной жизни. Задания в конце тем позволяют успешно работать с учащимися разного уровня подготовки, способствуют самопроверке. Подводится итог изучения темы в виде рубрики «Повторим главное». Это позволяет закрепить изученный материал.

       Проработав по данному учебнику в течение года вместе с учащимися, внимательно проанализировав программу курса, материал параграфов учебника, а также оценив межпредметные возможности учебника, мною были отмечены некоторые сложности в работе с ним.

       В 6 классе изучается  несколько предметов, содержание которых должно взаимно дополнять друг друга. Некоторые вопросы, изучаемые в курсе географии, опираются и перекликаются с содержанием учебного материала по математике, биологии, истории, ОБЖ. Но если смотреть на распределение учебного материала по четвертям и его изложение, то здесь возникают несоответствия. Часто  ученику очень трудно усвоить некоторые географические вопросы, так как они ещё не изучаются по другим предметам и выдать новый материал по географии за 1-2 часа очень сложно.

       Много нестыковок учебного курса географии 6 класса с учебным курсом математики. Так как на математические знания опирается целый ряд географических тем, таких как «План и карта», «Атмосфера». Самой большой сложностью для учеников в географии является  изучение географических координат. В математике координатная плоскость изучается в III четверти, а в географии в начале курса. Другая проблема при изучении темы «Атмосфера». Изучение этой темы сопровождается многочисленными практическими работами, связанными как с чтением, так и с построением разных графиков. В математике графики также изучаются в III четверти, поэтому дети приходят к нам на урок не подготовленными. С этой же темой связана и другая проблема: отрицательные температура, которые в той же математике рассматриваются как отрицательные числа, и тоже в III четверти. Таким образом, ребята не смогут самостоятельно вычислить ни амплитуду температур, ни среднюю температуру, если в значениях будут появляться отрицательные числа.

       Считаю не доработанной  тему  «Географическая карта».  В учебнике не даются представления о плане местности, об условных знаках на плане местности, но определение расстояний, сторон горизонта и азимута на плане местности имеются. И понятия «абсолютная высота», «относительная высота», «изогипса» даются на плане местности. Работа с планами местности является одним из заданий итоговой аттестации ГИА, ЕГЭ и олимпиадных заданий! Таким образом, в теме «Географическая карта» необходимо предусмотреть изучение таких вопросов.

       В теме «Литосфера» практически нет возможности подробно изучить  «вулканизм». Эта тема всегда очень интересна учащимся. Особое внимание хотелось бы уделить стихийным природным явлениям, связанным с каждой из оболочек Земли.

       Из темы «Атмосфера» исчезло разъяснение о насыщенности водяным паром воздуха, понятие «абсолютная влажность», «относительная влажность», которые являются необходимыми при изучении климата. Материал дан очень сжато, по учебнику самим учащимся без помощи учителя очень сложно разобраться.

       Очень жаль, что из материала учебника исчезла тема «Население Земли», которая давала полное представление о планете Земля в начальном курсе физической географии.

       За время работы по этому учебнику можно отметить положительные моменты: с большим интересом изучали тему, связанную с географическими открытиями; в темы раздела «Литосфера» включены интересные параграфы по изучению полезных ископаемых и видов выветривания горных пород; очень хорошо раскрыт вопрос единства гидросферы; в раздел «Биосфера» включена тема охраны природы; интересно освещена тема «Почва и геосфера», что формирует единое представление о природе Земли.

        В целом, УМК Домогацких Е.М. 6 класса является очень удобным, каждая из тем построена как самостоятельная структурная единица учебного материала.  В учебном комплексе четко выражена линия единства географической оболочки.

Кочкина Лилия Ивановна учитель географии

 МБОУ «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...

Презентация Соединённые Штаты Америки. 11 класс.Учебник Домогацких Е, М., Алексеевский Н. И.

Презентация содержит материалы по географическому положению, ресурсам, населению, хозяйству, внутренним различиям, достопримечательностям Соединённых Штатов Америки. Может использоваться при изучении ...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...

Поурочное планирование курса «География. Физическая география России» 8 класс.

Поурочное планированиекурса «География. Физическая география России» 8 класс.(по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского) ФГОС...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Физическая география России" 8 класс

Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования...