Тихий океан
план-конспект урока по географии на тему
Разработка урока-исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока-исследования | 71.5 КБ |
naselenie_i_khozyaystvo_povolzhskogo_rayona.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование в 7 классе по теме «Тихий океан»
Цели:
Образовательные:
- расширить знания о природных комплексах на примере океанов
- сформировать представление об океане, как крупном ПК; выявить особенности природы Тихого океана
- продолжить формировать умения работать с различными картами.
Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений:
- устанавливать причинно-следственные связи
- проводить сравнение
- извлекать знания из различных источников географической информации
- грамотных устных формулировок
- развивать дух исследования
- развивать эмоциональную сферу ребенка
Воспитательные:
- продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной работы
- продолжить развивать у учащихся трудолюбие и прилежание
- продолжить формирование у учащихся чувства доброжелательного отношения друг к другу, чувство ответственности каждого за всех
- воспитывать любовь к природе
Средства обучения: инструктивные карточки для групп, атласы, учебник, изображение океана у каждого ученика, настенная контурная карта Тихого океана, справочные данные.
Громадный, страшный, всемогущий…от века и доныне сущий (Валерий Брюсов)
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Форма урока: Урок-исследование.
Сегодня мы начинаем изучать новый Сколько океанов на Земле раздел: «Океаны Земли». Покажите их на карте?
Как вы понимаете слова Брюсова о Мировом Океане?
Я зачитаю вам описание, а вы определите, какой океан мы сегодня будем изучать.
1. Впервые, увидев этот океан, испанский завоеватель Бальбоа назвал его Южным океаном.
2. В этом океане находится самое глубокое и самое большое по площади море. (Филиппинское)
3. Своё окончательное название океан получил благодаря португальскому мореплавателю 16 века (Магеллан)
Итак, сегодня мы изучаем Тихий океан и наша Что такое природный комплекс? задача – доказать, что Тихий океан является Назовите компоненты ПК океана крупным природным комплексом.
Сегодня вы будете работать в группах. Каждая группа получит карточки с заданиями и будет рассматривать отдельные компоненты Тихого океана, по ходу ваших ответов мы будем заполнять контурную карту, а в конце урока подведем итог и составим конспект.
Для работы в группах вам даны инструкции:
- Изучить карточки с заданиями.
- Решить в группе, кто на какой вопрос отвечает, распределить задания.
- Выполнить задания:
а) индивидуально или группой подобрать материал (используя текст учебника, дополнительную литературу, тематические карты атласа)
б) каждый ученик отвечает по своему подвопросу;
в) после выступления всех представителей группы учащиеся этой или другой группы могут дополнить ответ, что также оценивается учителем.
Распределить задание по группам
Физгеографы
Задание: изучить и рассказать о положении океана на планете.
План:
- Объясните происхождение названия этого океана. Какие путешественники внесли вклад в исследование океана?
- Какими условными линиями пересекается океан?
На какие части они делят океан?
- Между какими материками расположен данный океан?
- Как он лежит относительно других океанов?
- Какова площадь Тихого океана? Сравните с другими океанами. Сделайте вывод.
Отвечающий работает с контурной картой у доски
Нанесите экватор, 180 меридиан, тропики, полярные круги на контурную карту. В каких полушариях лежит океан?
Подпишите материки на контурной карте
Подпишите океаны на контурной карте
Опишите граница океана
S=179, 7 млн. кв.км (1/3 S Земли, ½ S Мирового океана)
6. Измерьте ширину и длину океана. Сделайте вывод.
7. Что вы можете сказать об изрезанности береговой линии?
8. Покажите крупные моря, заливы, проливы, полуострова, острова (дайте им классификацию).
Геоморфологи Изучите и расскажите о рельефе дна океана.
План: 1. Определите геологический возраст океана (молодой или древний)?
2. В пределах скольких литосферных плит расположен океан? Что служит границей? Какие процессы и явления происходят вдоль этих границ? Что такое Тихоокеанское кольцо?
3. СОХ Тихого океана называют поднятиями. Покажите их. Чем они отличаются от срединных хребтов других океанов? Как размещены срединно-океанические хребты в Тихом океане?
4. Охарактеризуйте шельф океана. Сравните его с шельфовой зоной других океанов.
5. Используя статистические данные, определите средние и максимальные глубины океана, сравните их с другими океанами. Сделайте вывод.
Климатологи
Задание. Изучите и расскажите об особенностях климата океана.
План:
1. В каких климатических поясах лежит океан?
Показ объектов на настенной карте
Почему в западной части океана располагается большинство коралловых островов?
Сделайте вывод: как географическое положение влияет на природные особенности океана?
Какое природное явление, связанное с землетрясениями и вулканами характерно для Тихого океана? Что вы о нём знаете? Могут ли они встречаться у побережья Камчатки?
Показать СОХ на карте. Подписать Восточно-Тихоокеанское поднятие на контурной карте.
Покажите крупнейшие впадины океана. Объясните эту особенность, опираясь на теорию литосферных плит. Нанесите Марианский желоб на контурную карту, отметьте глубину.
Сделайте вывод: как рельеф океана оказывает влияние на природные особенности океана?
Покажите климатические пояса на карте.
2. Охарактеризуйте систему ветров в океане.
3. Какие сюрпризы погоды может преподносить океан?
Гидрологи
Задание: Изучите и расскажите о водных массах океана и процессах происходящих в них.
План:
1. Дайте характеристику температуры поверхностных вод океана. Объясните её различие в разных частях океана.
2. Охарактеризуйте соленость вод океана. Какие части океана отличаются наибольшей и наименьшей солёностью и почему?
3. Покажите течения. Какая существует закономерность в схеме поверхностных течений?
Какие территории будут подвергаться действиям тайфунов? Покажите эти территории на карте.
Сделайте вывод: как климат оказывает влияние на природные особенности океана?
На контурных картах расставьте среднегодовую температуру воды в разных частях океана
Почему северная часть океана значительно теплей южной?
Какие моря Тихого океана замерзают и почему?
Нанесите на контурные карту течения, выделяя теплые и холодные.
4. Определите границу плавучих льдов.
Сравните северную и южную части. В какой части океана есть айсберги?
Сделайте вывод: как свойства водных масс оказывает влияние на другие
компоненты природного комплекса?
Особенности Тихого океана
1. Самый большой Обсуждение и запись в тетрадь
2. Расположен во всех четырёх полушариях
3. Самые древний
4. Самый глубокий
5. В океане обилие островов (10 тыс.)
6. Самый теплый океан
7. Расположен на одной литосферной плите.
8. Большое количество желобов: самый глубокий(Марианский) и длинный (Алеутский).
9. Самый неспокойный.
10. Соединяется со всеми океанами
11. Омывает 5 материков, кроме Африки
12. Самые высокие ветровые волны.
На следующем уроке мы продолжим знакомиться с органическим миром океана, хозяйственной деятельностью народов, проживающих на побережье этого океана.
Д/З § 17, сообщения «Эль-Ниньо», «Аквакультура»
Используемая литература:
1. Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов: Учебник для 7 кл общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение, 2010.
2. Нестандартные уроки географии. 6-7 классы/состав. Н. Н. Перепечева.-Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.-96 с.
Физгеографы
Задание: Изучите и расскажите о положении океана на планете.
План:
1. Объясните происхождение названия этого океана. Какие путешественники внесли вклад в исследование океана?
2. Какими условными линиями пересекается океан? На какие части они делят океан?
3. Между какими материками расположен данный океан?
- Как он лежит относительно других океанов?
- Какова площадь Тихого океана? Сравните с другими океанами. Сделайте вывод.
- Измерьте ширину и длину океана. Сделайте вывод.
- Что вы можете сказать об изрезанности береговой линии?
- Покажите крупные моря, заливы, проливы, полуострова, острова (дайте им классификацию).
Сделайте вывод: как географическое положение влияет на природные особенности океана?
Геоморфологи Задание: Изучите и расскажите о рельефе дна океана.
План: 1. Определите геологический возраст океана (молодой или древний)?
2. В пределах скольких литосферных плит расположен океан? Что служит границей? Какие процессы и явления происходят вдоль этих границ? Что такое Тихоокеанское кольцо?
3. СОХ Тихого океана называют поднятиями. Назовите их. Чем они отличаются от срединных хребтов других океанов? Как размещены срединно-океанические хребты в Тихом океане?
4. Охарактеризуйте шельф океана. Сравните его с шельфовой зоной других океанов.
5. Используя статистические данные, определите средние и максимальные глубины океана, сравните их с другими океанами. Сделайте вывод. Покажите крупные желоба на карте.
Сделайте вывод: как рельеф океана оказывает влияние на природные особенности океана?
Климатологи
Задание. Изучите и расскажите об особенностях климата океана.
План:
1. В каких климатических поясах лежит океан?
2. Охарактеризуйте систему ветров в океане.
3. Какие сюрпризы погоды может преподносить океан?
Сделайте вывод: как климат оказывает влияние на природные особенности океана?
Гидрологи
Задание: Изучите и расскажите о водных массах океана и процессах происходящих в них.
План:
1. Дайте характеристику температуры поверхностных вод океана. Объясните её различие в разных частях океана.
2. Охарактеризуйте соленость вод океана. Какие части океана отличаются наибольшей и наименьшей солёностью и почему?
3. Покажите течения. Какая существует закономерность в схеме поверхностных течений?
4. Определите границу плавучих льдов. Сравните северную и южную части. В какой части океана есть айсберги? В какой части океана есть айсберги?
Сделайте вывод: как свойства водных масс оказывает влияние на компоненты природного комплекса?
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: «Население и хозяйство Поволжского района»
Образовательная цель: выяснить характерные особенности населения Поволжья, определить отрасли специализации и географию их размещения, показать роль Волги в развитии экономики.
Воспитательная цель: продолжить формирование рационального отношения к окружающей среде
Развивающая цель: продолжить формирование умения работать с текстом учебника, атласом, статистическим материалом; вести записи в тетради, работать с контуром региона
Оборудование урока: настенная контурная карта Поволжья, атласы, тетради учащихся с контуром Поволжья
Ход урока
Задача на уроке: изучить особенности населения и хозяйства района
На прошлом уроке мы проанализировали административный состав, ЭГП, природные условия и ресурсы. Давайте повторим материал (10 минут)
- Административный состав района (ученик работает с настенной контурной картой возле доски – наносит центры субъектов федерации и соседние районы)
- Природные ресурсы (ученик получает значки минеральных ресурсов: каменный уголь, золото, сера, нефть, природный газ, поваренная соль, никелевые руды. Ему необходимо выбрать те, которые присутствуют в районе и распределить их на контурной карте).
- Работа с классом:
-- Охарактеризуйте экономико-географическое положение района
-- Расскажите о природных условиях района и о их влиянии на хозяйственную деятельность человека
- Опрос учащихся, работающих возле доски
Комплексная характеристика района предусматривает анализ населения. Наша задача с помощью различных источников информации дать характеристику населения района.
1 ряд – учебник (стр. 165)
2 ряд- атлас (необходимые карты отобрать самим)
3 ряд – приложения учебника, статистический материал по городам-миллионикам
Работа учащихся (3 мин). После беседы, запись в тетрадь.
- Большая численность населения (12% от населения России)
- Большая плотность – в 3 раза выше, чем средняя плотность России (наибольшая плотность в Татарстане, наименьшая в Калмыкии)
- Преобладает городское население (73%)
- Два города миллионика – Самара и Казань
- Многонациональный район с преобладанием русского населения, кроме Татарии и Калмыкии
- Естественный прирост отрицательный, кроме Калмыкии
- Положительный миграционный прирост (из Казахстана и Средней Азии)
- Высококвалифицированные кадры
На основе анализа природных условий и ресурсов, особенности населения, сделайте предположения об отраслях специализации и их размещении на территории района.
Беседа с классом
Как проверить наши предположения? Воспользоваться приложением учебника стр. 275
Определите отрасли специализации Поволжья Машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, топливная.
Работаем самостоятельно: 1 ряд- машиностроение Учебник стр. 166, атлас
2 ряд – химическая
3 ряд – топливная
Заполнение таблицы после беседы. Пищевую промышленность и
электроэнергетику анализируем всем классом
Отрасль специализации | продукция | Центры |
машиностроение | автомобили (86% российского производства) троллейбусы трактора самолёты вертолёты электротехника, приборы суда | Набережные Челны (КамАЗ), Тольятти (ВАЗ), Ульяновск (УАЗ), Елабуга (ОКА) Энгельс Волгоград Самара, Казань, Саратов Казань крупные города района Астрахань |
топливная | добыча нефти и газа (14%) продукты нефтепереработки (бензин, мазут) | Татария, Самарская обл Нефтекамск |
химическая | пластмассы, химические волокна (31%), минеральные удобрения. каучук, шины (37%) | Казань, Самара, Саратов Нижнекамск |
пищевая | рыба мукомольная, крупяная масло сахар | Астрахань Крупные транспортные узлы Саратов, Волгоград Самарская обл. |
электроэнергетика | ТЭС в крупных городах Волжская ГЭС, Волгоградская ГЭС, Балаковская и Димитровская АЭС |
Вопросы к учащимся по ходу заполнения таблицы
Какое машиностроение будет развиваться в районе? Точное и наукоёмкое
Какие факторы способствуют развитию точного
машиностроения? Наличие квалифицированных
кадров, отсутствие металла
Какие удобрения будут производиться и почему? Азотные – наличие природного газа
Какие типы электростанций расположены в районе? ТЭС, ГЭС, АЭС
Что способствует развитию пищевой
промышленности? Благоприятные агроклиматические и почвенные ресурсы
По карте определите сельскохозяйственные районы
и нанесите их на контур
Север – зерно (озимая пшеница), картофель, Объясните различную специализацию северной, центральной и южной частей Поволжья
молочно-мясное скотоводство и свиноводство
Центр – зерно (яровая пшеница, кукуруза, просо),
мясо-шерстное животноводство, птицеводство
Юг – овцеводство
Волго-Ахтубинская пойма – овощеводство, бахчевые,
рисоводство
Производственные связи региона нанести на контур Работа учащихся
самостоятельно с контуром
Закрепление. Вопросы и задания на стр. 169
Д\З § 36, найти материал об экологических проблемах
региона
Для любознательных: подготовить рекламные буклеты для совершающих туристическое путешествие по волжским городам на теплоходе по маршруту от Казани до Саратова.
Используемая литература:
1. География России: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/под ред.А. И. Алексеева: в 2 кн.Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.- М.: Дрофа,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тихий океан. урок в 7 классе
Открытый урок в 7 классе при изучении темы Тихий океан...
Тихий океан. Конспект урока по географии. 7 класс
Данный конспект используется при изучении нового материала по географии в 7 классе по теме "Тихий океан" (учебник Коринской В.А.). Обучающиеся знакомятся с географическим положением океана, с особенно...
Тихий океан. Критическое мышление на уроках географии
Тема урока:Тихий океан.Класс: 7Используемая технология: развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн....
Презентация по теме: "Тихий океан" 7 класс
Презентацию можно использовать как по ходу урока так и в конце в качестве закрепления изученного материала по теме: "Тихий океан"...
Урок географии в 7 классе по теме "Тихий океан"
Изучение особенностей природы Тихого океана....
«Тихий океан».
Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся о Тихом океане. Задачи: образовательные: закрепить и обобщить знание учащихся об Тихом океанах; о материках, которые омывают океан; о морях, кото...
Презентации для изучения природы океанов (Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан)
Природа океанов 7 класс. История исследования, рельеф дна океанов, свойства вод, обитатели и хозяйственная деятельность человека в океанах .Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, ...