Урок географии в 7 классе по теме "Тихий океан"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Ломакина Оксана Викторовна

Изучение особенностей природы Тихого океана.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан".

Цель урока: Изучение особенностей природы Тихого океана.

Задачи:

Образовательная – познакомить учащихся с особенностями природы Тихого океана;

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами, медиапроектором.

Содержание. Географическое положение, особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение

Пособия: физическая карта океанов, интерактивная карта океанов, карта строения земной коры, презентация “Тихий океан”, тест “Тихий океан”, учебник “География 7.

Ход урока

1. Вход в тему.

Слайд презентации № 1, 2, 3, 4. Фронтальная работа.

Сообщается тема урока.

Предлагается ученикам поставить цель, исходя из темы урока.

Ученики читают задачи урока, осмысливают, проговаривают их так, как поняли.

Уточняются задачи урока.

2. Актуализация знаний.

Слайд презентации № 5, Фронтальная работа.

- Ученики повторяют понятия, задавая к ним вопросы-понятия, типа “Что считается океаном?”, “Что называется морем?”, “Что является проливом?”.

Ученики отвечают на вопросы, поставленные товарищами.

- После ответов, на экране по щелчку появляется правильное определение понятий.

3. Изучение нового материала.

Фронтальная работа.

1.  Тихий океан самый большой. Слайд презентации № 6.

Тихий океан, еще его называют  Великий, занимает 1/3 поверхности планеты и почти ½ площади Мирового океана. Расположен он по обеим сторонам от экватора и 180 меридиана. Этот океан разделяет и одновременно соединяет берега 5 континентов.

На востоке океана береговая линия расчленена слабо, выделяется несколько полуостровов и заливов. На западе берега сильно изрезаны. Здесь много морей.

- Сравнивают площадь Тихого океана с размерами других океанов.

- Выполняют задание на слайде презентации.

2. Тихий океан самый глубокий. Слайд презентации № 7.

Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель(шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хребты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения. Здесь лежит самая глубокая впадина - Марианская (11022 м).

- Cравнивают средние и максимальные глубины океанов.

- Выполняют задание на слайде презентации.

- Смотрят на слайде фотографию склона Марианской впадины.

3. Тихий океан самый теплый. Слайд презентации № 8.

Тихий океан особенно широк у экватора, поэтому на поверхности он самый теплый.

Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме северного полярного. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холодного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводными " хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.

- Ученики ставят вопрос – суждение к данной особенности природы океана: Вследствие чего… Почему Тихий океан самый теплый?

- Смотрят анимацию на слайде, делают вывод о причинах. В случае затруднения, обращаются к учебнику.

Тихий океан самый неспокойный. Слайд презентации № 9,10,11.

'I'ихий океан - самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной - развиты муссоны. Зимой с материка приходит холодный  и сухой муссон, оказывающий существенное влияние  на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко  над западной частью океана проносятся разрушительные тропические ураганы - тайфуны («тайфун» означает  «сильный ветер»). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны  высотой около 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.

- Ученики смотрят слайды, фотографии шторма, ветровых волн, тайфуна, цунами.

- Выявляют причины этих явлений, анализируя карту строения земной коры.

5.  Тихий океан – рекордсмен по островам. Слайд презентации 12, 13 ,14, 15.

- Ученики делаю короткие сообщения. Высказывают предположения о причине многочисленности островов.

6. Самый многообразный органический мир.

Органический мир Тихого океана отличается необыкновенным богатством и разнообразием видов растений и животных. В нем обитает половина всей массы живых организмов Мирового океана. Объясняют эту особенность океана его размерами, разнообразием природных условий и возрастом. Особенно богата жизнь в тропических и экваториальных широтах у коралловых рифов. В северной части океана много лососевых рыб. На юго-востоке океана близ берегов Южной Америки образуются огромные скопления рыбы. Водные массы здесь очень плодородны, в них развивается много растительного и животного планктона, которым питаются анчоусы (сельдеобразные рыбы длиной до 16 см), ставриды, маслянные, скумбрии и другие виды рыб. Много рыбы поедают здесь птицы: бакланы, пеликаны, пингвины.

В океане обитают киты, морские котики, морские бобры (эти ластоногие живут только в Тихом океане). Много и беспозвоночных животных - кораллы, морские ежи, моллюски (осьминоги, кальмары). Здесь обитает самый крупный моллюск - тридакна, весом до 250 кг.

7. Освоение Тихого океана человеком. Слайд презентации 16.

Через величайший океан нашей планеты проходят важные транспортные пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережий материков.

Использование природных богатств океана началось еще в древности. Здесь возникло несколько центров мореплавания - в Китае, в Океании, в Южной Америке, на Алеутских островах.

Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан (см. рис. 26 на стр. 54). Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли, моллюсков.

В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее.

На шельфе ведут разработки россыпей металлов.

У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть.

На дне океана обнаружены железомарганцевые руды.

.

8. Контроль.

Ученики, выполнившие задания в тетради, переходят на тест по гиперссылке на слайде № 19.

Выполнение теста в парах.

9. Итог урока. Слайд презентации № 19.

Фронтальная работа.

10. Домашнее задание. Слайд презентации 20.

Ученики выбирают свое домашнее задание, исходя из того, что сделали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 6 классе "Волны в океане"

конспект урока в 6 классе "Волны в океане"...

Презентация к уроку географии 5 класс "Мировой океан и его части"

Данный материал содержит информацию о Мировом океане: свойствах воды и его частях....

Урок географии 5 класс по теме «Мировой океан и его части»

Урок разработан в соответствии с современными требованиями в рамках реализации ФГОС. Дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ. Элементы исследования   повышают мо...

Презентация к уроку географии : "Зарубежная Азия. Австралия и Океания".

Презентация подготовлена к уроку географии в 11 классе....

Разработка урока по географии 7 класс «Особенности отдельных океанов»

Разработка урока с презентацией для учащихся 7 класса по географии. учебник Домогацких и др....

Урок географии 6 класс по теме Мировой океан и его части

Конспект урока географии 6 класс по теме "Мировоё Окена и его части"...