Живые организмы в суровых природных условиях Антарктиды
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Урок-путешествие в Антарктиду. Климат. Растения и животные. Охрана природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока | 54.5 КБ |
Презентация к уроку | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Живые организмы в суровых природных условиях.
Урок-путешествие в Антарктиду.
Цели: сформировать знания особенностей взаимодействия растений и животных с суровыми природными условиями, воспитание экологического мышления, сформировать убежденность в необходимости охраны природы материка.
Оборудование: картинки с животными Антарктиды.
Планируемые результаты – формирование УУД
Познавательные | Коммуникативные | Личностные |
Анализировать, выделять главное из ответов учащихся, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; выдвигать версии; работать с таблицами. | Излагать свое мнение, подтверждая фактами; использовать правильные речевые средства, развитие речи и умения слушать. | Оценивать свои и чужие поступки; осознавать свои эмоции; вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к товарищам, умение слушать; развитие логического мышления; развитие аккуратности, чувства ответственности, |
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников. |
Оргмомент | ||
Формулировка проблемы | Были ли вы в удивительном месте на самом краю Земли, где жестокое солнце, морозы и страшная пурга? Вот я там, была. Я вам опишу свои впечатления, а вы скажите, может ли такое быть? И объясните, почему? - Я была на обширной равнине, а у меня кружилась голова и шла из носа кровь, как будто я поднялась высоко в годы… - Вокруг меня был снег, а я была в солнечных очках и загорела, как в тропиках… - Я видела птиц, у которых яйца не в гнезде, а при себе, в сумке… -Морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это? - А еще я видела слона, льва и леопарда, живущих в воде. Кто это может быть? Это все подходит к интересной и загадочной Антарктиде. А как такое возможно, мы узнаем сегодня на уроке. Итак, мы едем. Я буду вашим проводником, а знатоки антарктических организмов будут моими помощниками. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в дневник. Сделаем его в виде таблицы (прил 1) | |
Подготовка к путешествию | Прежде чем отправиться в путешествие, надо решить, что взять с собой, во что одеться. Какие погодные условия нас ожидают? О ветре, который нас ожидает писал английский исследователь Дуглас Моусон «Всем нам привычное слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным, как вода. Два человека, не связанные веревкой, разойдясь на 5 шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, т.к. рев урагана заглушает все». Что мы положим в свой багаж и к каким сюрпризам погоды нужно быть готовыми? На самом-самом юге, Как, впрочем, и на севере, Так много интересного Почти нам неизвестного и сказочного чуда. К загадочной Антарктике, Стране снегов и льда, С урока путешествовать по атласам и картам Несется на фрегат. Здесь круглый год не тает лед, Лежат кругом снега, Ну, а пингвин не прячет нос, Когда на улице мороз и сильная пурга. Полгода ночь, полгода день, Бежит полярный круг. И нам за ним бежать не лень, Нам машет ластами тюлень, Наш новый милый друг. | Самостоятельно заполняют I колонку таблицы (по домашнему заданию) Обсуждение, выборочное выставление оценок |
Описание путешествия. | Вот мы и прибыли. Нам нужно отразить в дневнике, какие организмы встречаются и как они могут здесь выжить. | По ходу выступления учащихся с докладами (опережающее задание – в прил.2), заполняют таблицу до конца и отвечают на вопрос каждого докладчика. По окончании – проверка. |
Проблемы континента. | Мы побывали в удивительном уголке Земли. Живая природа Антарктиды уникальна. Большинство видов – эндемики. С другой стороны – это источник биологических ресурсов, необходимых человеку. Уже с XIX века здесь хищнически истребляли тюленей и китов. Ради чего? Общее загрязнение планеты сказалось и на этом удаленном уголке Земли: в организме пингвинов яд (ДДТ), в атмосфере и в верхних слоях льда – свинец и сера, а в прибрежных водах – нефть. Откуда взялись эти загрязнения? Загрязняют природу и живущие здесь полярники: озера используют для хозяйственных и технических нужд, техника загрязняет выхлопными газами. Почему природа Антарктиды требует бережного отношения и как можно ее сохранить? Международными договорами запрещены испытания оружия, ядерные взрывы и захоронения радиоактивных отходов, охота на животных и птиц, ограничено число туристов. | Отвечают на вопросы учителя. Природа развивается в суровых условиях. Все растет очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа долго будет восстанавливаться, а может и совсем не восстановиться. |
Закрепление | Тест (прил. 3) | Отвечают на тест |
Подведение итогов | Проверка тетрадей, выставление оценок. | |
Домашнее задание | Проект: написать памятку, отправляющемуся в Антарктиду. Отразить в ней особенности природы и необходимость бережного отношения к ней. Или (по желанию) составить кроссворд или тест из 5 вопросов. |
Приложение 1
Приспособляемость живых организмов
к суровым условиям Антарктиды.
Климатические условия | Растения | Особенности приспособления | Животные | Особенности приспособления |
|
Приложение 2
Выступления учащихся.
- Лишайники – пионеры среди растений (около 300 видов). Они неприхотливы, встречаются на побережье и в антарктических оазисах, даже в 300 км от южного полюса. Выглядят очень разнообразно по цвету и виду. Цвет от ярко-оранжевого до черного и темно-серого. По виду – листовидные – наподобие цветочков, кустистые. Все они накипные, т.е. очень плотно прикреплены к поверхности в виде корок так, что соскоблить только ножам, чтобы противостоять ветру. Некоторые селятся на поверхности мха. Лишайники – симбиоз гриба и водоросли.
Почему большая их часть черные и темно-серые? - Водоросли – низшие растения, около 200 видов. Особенно много диатомовых. Встречаются в океане и в антарктических оазисах. В океане – гигантский макроцистис, образующий целые подводные леса.
Мхи – наиболее высокоорганизованные из низших. Здесь – в основном, подушечные мхи. Встречаются в прибрежных оазисах, защищенных от ветра местах.
Почему мхи имеют форму подушек? - В антарктических водах много криля (рачки-черноглазки), питается диатомовыми водорослями. Пищевая ценность криля в том, что он содержит микроэлементов и аминокислот больше, чем говядина. Стаи криля встречаются в толще 5-100 м и служат пищей китам.
Рыбы: белая щука (ледяная, прозрачная), макрурус, мраморная нототения, путассу – питаются крилем, служат пищей птицам и тюленям. Встречаются головоногие моллюски – кальмары. Они являются пищей китов.
Почему состав мяса животных антарктических вод обладает большой пищевой ценностью и калорийностью? - Млекопитающие, птицы.
Морской слон относится к семейству настоящих тюленей. Он обитает в морях Уэддела, Росса. Встречается морской леопард (очень опасный). К семейству ушастых тюленей относятся морские котики, морские львы. Они имеют толстый слой подкожного жира и жировую смазку шкуры, питаются рыбой. Здесь обитает синий кит (33 м в длину, 150тонн). Жирность его молока – 33% (у коровы – 4%). Китенок рождается 2/3 длины тела матери, каждые сутки прибавляет 100 кг. Язык весит 2 тонны, кишечник – 200 метро. Печень 500-1000 кг, желудок – 3,5 м.
Касатка – хищное животное. Питается тюленями и рыбой. Ввиду того, что у них сильно выражен стадный инстинкт, на тюленей и дельфинов охотятся стаей, напоминающей охоту волков. Быстро привыкают к человеку, обучаются дельфиньим трюкам.
Почему животные Антарктиды выходят сухими из воды? - Здесь обитает 44 вида птиц. Гнездятся большинство на прибрежных скалах, образую «птичьи базары». Стаи достигают несколько сотен тысяч особей. Питаются рыбой.
Альбатросы – крупные птицы. Раскинув огромные крылья, они парят в струях ветра, не шевельнув даже крылом.
Самый распространенный пингвин – Адели. Самые большие – императорские (120см, 60кг). Они не строят гнезд, а «выстаивают» яйца на лапах, прикрывая их жировой складкой живота, покрытой теплым пухом. Птенцы появляются в разгар зимы, чтобы к лету окрепли. Сначала отец держит яйцо, а самка добывает пищу. Птенца отец передает матери и та его кормит, держа под складкой живота. Пингвин прекрасно плавает (30-40 км/ч), имеет слой подкожного жира и смазку этим жиром перьев. Их враги – морской леопард, а для детенышей – поморник. Чайки-поморники промышляют «разбоем и грабежом», разоряя гнезда птиц в камнях и нападая на пингвинят.
Почему птицы образуют «птичьи базары»?
Приложение 3
Тест.
- Почему жизнь обитателей Антарктиды связана с океаном?
а) маленькая площадь материка;
б) источник пищи;
в) наличие хищников на суше;
г) в воде теплее. - Где расположены гнезда императорских пингвинов?
а) на берегу; б) в скалах; в) на льду; г) нигде. - Почему не тает лед, хотя Антарктида получает в полярный день солнечного тепла больше, чем экваториальная область Земли?
а) холодные течения;
б) низкая температура воды;
в) отражение белой поверхностью 90% солнечного тепла;
г) далеко от экватора. - Почему морские животные выходят сухими из воды?
а) вылизывают шерсть;
б) наличие подкожного жира;
в) повышенная температура тела;
г) греются на солнце. - Что в Антарктиде является перспективным источником белка?
а) водоросли; б) лишайники; в) мясо тюленей; г) криль.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".
Интегрированный урок по географии и биологии. Слайд 1: Тема: «Живые организмы в суровых условиях...
УРОК в 7 классе по теме: "Живые организмы в суровых условиях Арктики"
Урок для учащихся 7 класса по учебнику: География. Материки, океаны, народы и страны, авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под редакцией В.П. Дронова. Целью урока является показать учащимся...
Живые организмы в суровых условиях Антарктики
Цели:1. Сформировать у учащихся знания особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на изученный материал по географии и биологии, установить причинно-следс...
Урок- проект по теме: «Остаться в живых» Способы выживания в природных условиях 6 класс ОБЖ
Организация познавательной деятельности обучающихся осуществляется посредством применения проектной технологии, направленной на решение творческих, социально-значимых проблем. Данный урок -проек...
Конспект урока Живые организмы в суровых условиях Антарктиды
Бинарный урок биология- география. Урок открытия новых знаний....
Конспект занятия "Хемомедиаторы - химические вещества, выделяемые живыми организмами при адаптации к условиям внешней среды"
Мир животных и растений, и каждый существующий вид в своей жизни пользуется сложной и своеобразной сигнализацией. Среди различных способов передачи информации значительная роль отводится запахам. Живы...
Отрытый урок по теме " Живые организмы в суровых условиях Антарктики"
Открытый урок по географии "Живые организмы в суровых условиях Африки"...