Живые организмы в суровых природных условиях Антарктиды
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Сидорова Анжелика Александровна

Урок-путешествие в Антарктиду. Климат. Растения и животные. Охрана природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий урока54.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Живые организмы в суровых природных условиях.

Урок-путешествие в Антарктиду.

Цели: сформировать знания особенностей взаимодействия растений и животных с суровыми природными условиями, воспитание экологического мышления, сформировать убежденность в необходимости охраны природы материка.

Оборудование: картинки с животными Антарктиды.

Планируемые результаты – формирование УУД

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Анализировать, выделять главное из ответов учащихся, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения;

выдвигать версии; работать с таблицами.

Излагать свое мнение, подтверждая фактами; использовать правильные речевые средства, развитие речи и умения слушать.

Оценивать свои и чужие поступки; осознавать свои эмоции; вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к товарищам, умение слушать; развитие логического мышления; развитие аккуратности, чувства ответственности,

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

Оргмомент

Формулировка проблемы

Были ли вы в удивительном месте на самом краю Земли, где жестокое солнце, морозы и страшная пурга? Вот я там,  была. Я вам опишу свои впечатления, а вы скажите, может ли такое быть? И объясните, почему?

- Я была на обширной равнине, а у меня кружилась голова и шла из носа кровь, как будто я поднялась высоко в годы…

- Вокруг меня был снег, а я была в солнечных очках и загорела, как в тропиках…

- Я видела птиц, у которых яйца не в гнезде, а при себе, в сумке…

-Морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это?

- А еще я видела слона, льва и леопарда, живущих в воде. Кто это может быть?

Это все подходит к интересной и загадочной Антарктиде. А как такое возможно, мы узнаем сегодня на уроке. Итак, мы едем. Я буду вашим проводником, а знатоки антарктических организмов будут моими помощниками.

Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в дневник. Сделаем его в виде таблицы (прил 1)

Подготовка к путешествию

Прежде чем отправиться в путешествие, надо решить, что взять с собой, во что одеться. Какие погодные условия нас ожидают?

О ветре, который нас ожидает писал английский исследователь Дуглас Моусон «Всем нам привычное слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным, как вода. Два человека, не связанные веревкой, разойдясь на 5 шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, т.к. рев урагана заглушает все».

Что мы положим в свой багаж и к каким сюрпризам погоды нужно быть готовыми?

На самом-самом юге,

Как, впрочем, и на севере,

Так много интересного

Почти нам неизвестного и сказочного чуда.

К загадочной Антарктике,

Стране снегов и льда,

С урока путешествовать по атласам и картам

Несется на фрегат.

Здесь круглый год не тает лед,

Лежат кругом снега,

Ну, а пингвин не прячет нос,

Когда на улице мороз и сильная пурга.

Полгода ночь, полгода день,

Бежит полярный круг.

И нам за ним бежать не лень,

Нам машет ластами тюлень,

Наш новый милый друг.

Самостоятельно заполняют I колонку таблицы (по домашнему заданию)

Обсуждение, выборочное выставление оценок

Описание путешествия.

Вот мы и прибыли. Нам нужно отразить в дневнике, какие организмы встречаются и как они могут здесь выжить.

По ходу выступления учащихся с докладами (опережающее задание – в прил.2), заполняют таблицу до конца и отвечают на вопрос каждого докладчика.

По окончании – проверка.

Проблемы континента.

Мы побывали в удивительном уголке Земли. Живая природа Антарктиды уникальна. Большинство видов – эндемики. С другой стороны – это источник биологических ресурсов, необходимых человеку. Уже с XIX века здесь хищнически истребляли тюленей и китов. Ради чего?

Общее загрязнение планеты сказалось и на этом удаленном уголке Земли: в организме пингвинов яд (ДДТ), в атмосфере и в верхних слоях льда – свинец и сера, а в прибрежных водах – нефть. Откуда взялись эти загрязнения?

Загрязняют природу и живущие здесь полярники: озера используют для хозяйственных и технических нужд, техника загрязняет выхлопными газами.

Почему природа Антарктиды требует бережного отношения и как можно ее сохранить?

Международными договорами запрещены испытания оружия, ядерные взрывы и захоронения радиоактивных отходов, охота на животных и птиц, ограничено число туристов.

Отвечают на вопросы учителя.

Природа развивается в суровых условиях. Все растет очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа долго будет восстанавливаться, а может и совсем не восстановиться.

Закрепление

Тест (прил. 3)

Отвечают на тест

Подведение итогов

Проверка тетрадей, выставление оценок.

Домашнее задание

Проект: написать памятку, отправляющемуся в Антарктиду. Отразить в ней особенности природы и необходимость бережного отношения к ней.

Или (по желанию) составить кроссворд или тест из 5 вопросов.

Приложение 1

Приспособляемость живых организмов

к суровым условиям Антарктиды.

Климатические условия

Растения

Особенности приспособления

Животные

Особенности приспособления

  1. Температура
  2. Количество осадков
  3. Ветер

Приложение 2

Выступления учащихся.

  1. Лишайники – пионеры среди растений (около 300 видов). Они неприхотливы, встречаются на побережье и в антарктических оазисах, даже в 300 км от южного полюса. Выглядят очень разнообразно по цвету и виду. Цвет от ярко-оранжевого до черного и темно-серого. По виду – листовидные – наподобие цветочков, кустистые. Все они накипные, т.е. очень плотно прикреплены к поверхности в виде корок так, что соскоблить только ножам, чтобы противостоять ветру. Некоторые селятся на поверхности мха. Лишайники – симбиоз гриба и водоросли.
    Почему большая их часть черные и темно-серые?
  2. Водоросли – низшие растения, около 200 видов. Особенно много диатомовых. Встречаются в океане и в антарктических оазисах. В океане – гигантский макроцистис, образующий целые подводные леса.
    Мхи – наиболее высокоорганизованные из низших. Здесь – в основном, подушечные мхи. Встречаются в прибрежных оазисах, защищенных от ветра местах.
    Почему мхи имеют форму подушек?
  3. В антарктических водах много криля (рачки-черноглазки), питается диатомовыми водорослями. Пищевая ценность криля в том, что он содержит микроэлементов и аминокислот больше, чем говядина. Стаи криля встречаются в толще 5-100 м и служат пищей китам.
    Рыбы: белая щука (ледяная, прозрачная), макрурус, мраморная нототения, путассу – питаются крилем, служат пищей птицам и тюленям. Встречаются головоногие моллюски – кальмары. Они являются пищей китов.
    Почему состав мяса животных антарктических вод обладает большой пищевой ценностью и калорийностью?
  4. Млекопитающие, птицы.
    Морской слон относится к семейству настоящих тюленей. Он обитает в морях Уэддела, Росса. Встречается морской леопард (очень опасный). К семейству ушастых тюленей относятся морские котики, морские львы. Они имеют толстый слой подкожного жира и жировую смазку шкуры, питаются рыбой. Здесь обитает синий кит (33 м в длину, 150тонн). Жирность его молока – 33% (у коровы – 4%). Китенок рождается 2/3 длины тела матери, каждые сутки прибавляет 100 кг. Язык весит 2 тонны, кишечник – 200 метро. Печень 500-1000 кг, желудок – 3,5 м.
    Касатка – хищное животное. Питается тюленями и рыбой. Ввиду того, что у них сильно выражен стадный инстинкт, на тюленей и дельфинов охотятся стаей, напоминающей охоту волков. Быстро привыкают к человеку, обучаются дельфиньим трюкам.
    Почему животные Антарктиды выходят сухими из воды?
  5. Здесь обитает 44 вида птиц. Гнездятся большинство на прибрежных скалах, образую «птичьи базары». Стаи достигают несколько сотен тысяч особей. Питаются рыбой.
    Альбатросы – крупные птицы. Раскинув огромные крылья, они парят в струях ветра, не шевельнув даже крылом.
    Самый распространенный пингвин – Адели. Самые большие – императорские (120см, 60кг). Они не строят гнезд, а «выстаивают» яйца на лапах, прикрывая их жировой складкой живота, покрытой теплым пухом. Птенцы появляются в разгар зимы, чтобы к лету окрепли. Сначала отец держит яйцо, а самка добывает пищу. Птенца отец передает матери и та его кормит, держа под складкой живота. Пингвин прекрасно плавает (30-40 км/ч), имеет слой подкожного жира и смазку этим жиром перьев. Их враги – морской леопард, а для детенышей – поморник. Чайки-поморники промышляют «разбоем и грабежом», разоряя гнезда птиц в камнях и нападая на пингвинят.
    Почему птицы образуют «птичьи базары»?

Приложение 3

Тест.

  1. Почему жизнь обитателей Антарктиды связана с океаном?
    а) маленькая площадь материка;
    б) источник пищи;
    в) наличие хищников на суше;
    г) в воде теплее.
  2. Где расположены гнезда императорских пингвинов?
    а) на берегу;        б) в скалах;                в) на льду;                г) нигде.
  3. Почему не тает лед, хотя Антарктида получает в полярный день солнечного тепла больше, чем экваториальная область Земли?
    а) холодные течения;
    б) низкая температура воды;
    в) отражение белой поверхностью 90% солнечного тепла;
    г) далеко от экватора.
  4. Почему морские животные выходят сухими из воды?
    а) вылизывают шерсть;
    б) наличие подкожного жира;
    в) повышенная температура тела;
    г) греются на солнце.
  5. Что в Антарктиде является перспективным источником белка?
    а) водоросли;        б) лишайники;        в) мясо тюленей;                г) криль.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".

Интегрированный урок по географии и биологии.                Слайд 1:  Тема: «Живые организмы в суровых условиях...

УРОК в 7 классе по теме: "Живые организмы в суровых условиях Арктики"

Урок для учащихся 7 класса по учебнику: География. Материки, океаны, народы и страны, авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под редакцией В.П. Дронова. Целью урока является показать учащимся...

Живые организмы в суровых условиях Антарктики

Цели:1. Сформировать у учащихся знания особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на изученный материал по географии и биологии, установить причинно-следс...

Урок- проект по теме: «Остаться в живых» Способы выживания в природных условиях 6 класс ОБЖ

Организация познавательной деятельности обучающихся осуществляется посредством  применения проектной технологии, направленной на решение творческих, социально-значимых проблем. Данный урок -проек...

Конспект урока Живые организмы в суровых условиях Антарктиды

Бинарный урок биология- география. Урок открытия новых знаний....

Конспект занятия "Хемомедиаторы - химические вещества, выделяемые живыми организмами при адаптации к условиям внешней среды"

Мир животных и растений, и каждый существующий вид в своей жизни пользуется сложной и своеобразной сигнализацией. Среди различных способов передачи информации значительная роль отводится запахам. Живы...

Отрытый урок по теме " Живые организмы в суровых условиях Антарктики"

Открытый урок по географии "Живые организмы в суровых условиях Африки"...