Краеведение как средство активизации познавательной деятельности учащихся
учебно-методический материал по географии на тему
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя географии и краеведения Толмачёвой Ольги Павловны ГБОУ СОШ с.Георгиевка
Тема: «Краеведение как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле...Д.С. Лихачев
Что такое краеведение?
Краеведение – изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей», - такое определение краеведения дается в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.
Развития работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучение краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе, где закладываются основы познавательного интереса к изучению истории и природы села, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
Наше село имеет двухсот вековую историю, с которой необходимо познакомить обучающихся, чтобы они смогли узнать и полюбить своё село, научиться гордиться им и людьми, которые многое сделали, чтобы оно стало процветающим, красивым…
В нашей школе краеведческая работа реализуется через такие направления как:
-Через уроки основного курса "Краеведение" этот предмет введен два года назад в 8-х классах, как региональный компонент Самарской области. Программа включает в себя теоретическую, большую практическую и познавательную (экскурсионную) работу учащихся.
- уроки всех учебных дисциплин, опирающихся на краеведческий принцип преподавания;
- туристско-краеведческие кружки;
- экскурсионные объединения;
Главной целью школьного краеведческого образования является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Для достижения данных целей я в своей работе использую активные методы и формы учебно-воспитательной работы:
1. объяснительно- иллюстративный;
2. инструктивно-репродуктивный;
3. проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый, научно-исследовательский);
4. сопоставление обучающих моментов с интересами и потребностями учащихся.
Каждому из перечисленных методов соответствуют формы проведения учебно-воспитательной работы: Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в музеях). Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, полевая работа, краеведческие кружки.
Современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. Мы эту работу ведём в урочное и внеурочное время. Постигая курс краеведения, дети совершенствуют свои навыки проектной и исследовательской деятельности. Творческие работы учащихся отражают собственный опыт краеведческих исследований. Дети учатся обосновывать выбор темы, её актуальность, ставить цели и задачи исследования, раскрывать источниковедческую базу, отражать личное участие в краеведческом поиске, создавать презентации своих работ.
С ребятами мы совершаем экскурсии в музеи, по городу Самаре, по селу и его окрестностям, что помогает детям знакомиться с историей родного города, села с памятными местами, с флорой и фауной.
Экологическое краеведение. На территории Самарской области, Кинельского района есть места, включенные в список особо охраняемых природных территорий. К ним относятся заказники, памятники природы. Проводятся виртуальные экскурсии с помощью презентаций , где ребятазнакомятся с лекарственными растениями и редкими видами животных; познакомиться с «Красной книгой Самарской области».
Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Основная цель такой работы – знакомство с родным краем. На нашей малой родине есть памятные места, напоминающие об истории села. По историческим и природным объектам создан туристический маршрут. Для проведения экскурсий он используется на уроках краеведения. С большим интересом ребята проходят этот маршрут.
Также знакомимся с именами знаменитых земляков, с именами которых были связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков, за своих бабушек и дедушек, родителей, исследование их вклада в историю села, района. Исследовательские работы которые будут проведены: «Судьба моей семьи в истории», «Мои бабушки и дедушки в истории села». «Предприятия, на которых работают наши родители.»
Проведена исследовательская работа « История и топонимика улиц села Георгиевка.» Цель данной работы- Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию; установить связь с названием улицы. Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях села. Исследовательские работы по теме «Имя моей улицы», Проектная работа «Создание книжки-раскладушки «Улицы родного села»
Семейная реликвия.
У каждого дома есть такая вещь, которую вы помните с самого раннего детства. Собственно и стоимость этой вещи не велика, но с ней связано много воспоминаний…Каждая реликвия – это прикосновение к живущей в памяти людей истории нашей любимой родины. Расспросите взрослых о реликвиях, хранящихся в вашем доме. Оживите страницы истории рассказами о дорогих вам предметах. Семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы с вами.
Пусть через много лет дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».
Основные принципы краеведческой работы:
* системный подход;
* предельная достоверность фактов;
* синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать без исторического контекста).
Основными источниками краеведческой информации являются:
* периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);
* художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);
*архивные фонды;
*фонды музеев;
*всякого рода планы и карты;
*материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
* материалы статистики;
* устные свидетельства старожилов.
Результаты краеведческой работы ГБОУ СОШ с. Георгиевка
Участие в краеведческих конференциях и конкурсах исследовательских работ (школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней)
«Эколого-туристический маршрут»;
«Экологический мониторинг реки Кинель»
«История и топонимика улиц села Георгиевка»
«Экология моего села»
Участие в Фестивале народов Поволжья
Представление народного костюма мордвы.
Презентация белорусов
Работа по восстановлению истории села Георгиевка.
Оформление фото выставки «Времена года»
Краеведение создает условия для:
- организации работ исследовательского характера, что способствует развитию творческих способностей, - личностного самоопределения учеников;
- для воспитания патриотических чувств, любви к своему краю и своей Родине;
- для эстетического воспитания: учит находить в окружающем красоту природы.
- формирования связи теоретических знаний, приобретаемых в школе, с практическим их применением и формированием общей культуры
Заключение
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл дисциплины – краеведение[1].
Познав историю малой Родины, человек приобретает ориентиры, которые позволяют ему разумнее выбрать путь (если знаешь от чего ты идёшь, можно лучше подумать куда идти).
Школьное краеведение активизирует педагогический процесс, усиливает самодеятельность учащихся, углубляет ( делает понятным) изучение основ науки и поднимает качество учебно-воспитательной работы школы. А благотворное учебно-воспитательное влияние краеведения на учеников определяется тем, что сами ученики непосредственно исследуют свою местность. И краеведческие знания и умения они способны и готовы использовать в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта
Работа представляет собой обобщение опыта по данной теме...
Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся...
Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"
Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы цели, написать библиографический список, каковы требования к созданию презентаций?...
Выступление на семинаре по теме "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся, способствующие успешному выполнению проектной деятельности"
Презентация к выступлению на практическом семинаре....
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...
«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...
"Применение игровых технологий на уроках геометрии как средства активизации познавательной деятельности учащихся и развития познавательного интереса к предмету"
Статья посвящена игре "Геометрический кальмар"...