Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.
статья по географии на тему
Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshloe_i_nastoyashchee_mnogonatsionalnogo_naroda_rossii.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте говорится о формировании у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Идентичность человека рассматривают, как минимум, на трех уровнях, как следствие, выделяя социальную, личностную (персональную) и само идентичность.
Социальная идентичность называют еще «идентичностью принадлежности», она строится из знания человека о том, что он принадлежит к определенной группе и относит себя к ней, эмоциональной значимости для него собственного группового членства, осознания им своих социальных потребностей и расширения средств и способов их реализации.
В последние годы чаще используется другой термин – социокультурная идентичность. Социокультурная идентичность есть определение себя: с кем я, каково мое место и роль в данной группе, сообществе (социальная составляющая). Важное значение придается культурной составляющей – осознанному принятию человеком культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данной группе, общности, обществе.
Становление личностной идентичности человека происходит через сопоставление и противопоставление различных групп и общностей в процессе взаимодействия с ними: если в социальной идентичности акцентируется сходство с группой (группами), характеристики подобия, то в личностной идентичности подчеркиваются отличия, своеобразие.
Само идентичность или «эго-идентичность» есть приватные, индивидуальные представления человека о самом себе, в основе которых лежит опыт определения социальной и личностной идентичности. Для организации педагогического процесса важно, в рассматриваемой иерархии идентичностей базовой, как правило, выступает социокультурная идентичность, а высший уровень развития – само идентичность – опирается на личностную идентичность как промежуточный уровень. Личностная идентичность организована социально и является набором исключительно уникальных характеристик, сводимых к различиям.
Важно иметь представление и о структуре идентичности. В многочисленных исследованиях выделяют основные составляющие:
- Когнитивную (знание о принадлежности к данной социальной общности);
- Ценностно-смысловую (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
- Эмоциональную (принятие или неприятие своей принадлежности);
- Деятельностную (поведенческая – гражданская активность).
Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель.
Моя задача, как учителя, научить ребенка осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества. География - как школьная дисциплина дает неограниченные возможности для реализации этой задачи.
Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.
Педагогические технологии | Достигаемые результаты |
Проектные технологии | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Я остановлюсь на проектной деятельности и исследовательских методах в обучении.
Использование проектной технологии позволяет учащимся собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация) и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную задачу.
Образ «россиянин», «гражданин» может рассматриваться как:
а) образ жителя конкретной территории (территориальная идентичность);
б) образ гражданина России, наследника традиций, памяти, истории определенного государства (гражданская идентичность);
в) образ представителя определенной этнической группы, наследника традиций определенного народа или общности, состоящей из представителей различных народов и народностей, но объединенных единой государственностью (этническая, государственно-национальная идентичность).
Литература:
1.Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.(с.257)
1.Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.(с.257)
2. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47.
3.Приложение ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г № 1897, I. Общие положения
4.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия» по формированию гражданской идентичности
Методические рекомендациик Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия»по формированию гражданской идентичности Цель программы – содействие формированию гражданской иден...
Мероприятия по развитию духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности «Сказка ложь, да в ней намёк…»
Сценарий общешкольного мероприятия по развитию духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности«Сказка ложь, да в ней намёк…»...
Доклад на тему: «Развитие духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности»
Доклад на тему: «Развитие духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности»...
В Северо-Кавказском федеральном округе прошли образовательно-просветительские мероприятия по вопросам формирования гражданской идентичности и межнационального согласия
В Северо-Кавказском федеральном округе на площадке ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» прошла серия образовательно-просветительских мероприятий по вопросам формирования...
мы - многонациональный народ России
Материал к проведению классного часа...
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере ОГАОУ «Губкинской СОШ с УИОП»)
В докладе рассмотрены пути формирования гражданской идентичности в современной России. Как пример рассматривается ОГАОУ "Губкинская СОШ с УИОП"...