Климатические системы
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Сидорова Анжелика Александровна

Урок по географии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация2.83 МБ
Microsoft Office document icon Тетрадь учащегося59 КБ
Microsoft Office document icon Сценарий урока49.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

КЛИМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Кроссворд №1.

  1. Страна, граничащая с Россией на северо-западе.
  2. Тепловое и световое солнечное  излучение.  
  3. Влага в твердом или жидком виде, выпадающая на земную поверхность.
  4. Область атмосферного давления, формирующаяся над экватором.
  5. Океан, для побережья которого характерна муссонная циркуляция.

1

2

3

4

5

Атмосферные фронты.

Признаки

Теплый

Холодный

1. Какой воздух движется?

2. Как происходит это движение?

3. Вид осадков, связанный с прохождением фронта.

4. Погода после прохождения фронта

Кроссворд №2.

  1. Движение воздушных масс.
  2. Линия, соединяющая точки с одинаковой температурой на карте.
  3. Многолетний режим погоды.
  4. Поверхность, которая отражает до 90% солнечной энергии.
  5. Скопление в атмосфере мельчайших капелек воды или кристалликов льда.
  6. Область какого атмосферного давления формируется над экватором.

1

2

3

4

5

6

Циклоны и антициклоны.

Циклон:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признаки

Циклон

Антициклон

1. Что это?

2. Давление в центре

3. Движение воздуха в циклоне

4. Круговое движение

5. Движение воздуха по вертикали

6. Погода

7. Скорость перемещения

8. Размеры

9. Место рождения

10. Схема

Д/з. Вопросы после §13,14.

Индивидуально сообщение. «Жара лета 2010: закономерность или начинающийся конец света?»

в Интернете в энциклопедия  Википедия, статья «Аномальная жара в России 2010»



Предварительный просмотр:

Климатические системы

Цели: Дать  представление  об  атмосферных  фронтах,  циклонах,  антициклонах  и  их  влиянии  на  погоду  и  климат, познакомить  с  синоптической  картой. Продолжить  формирование  знаний  о  главных  чертах  климата  России.

 

Планируемые результаты – формирование УУД

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения;

выдвигать версии; работать с таблицами, схемами, текстом учебника.

Излагать свое мнение, подтверждая фактами; использовать правильные речевые средства, развитие речи и умения слушать, создание текста к видеоряду; умение выстраивать свою работу в группе и индивидуально.

Оценивать свои и чужие поступки; осознавать свои эмоции; вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к товарищам, умение слушать; развитие логического мышления; развитие аккуратности, чувства ответственности.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

1. Оргмомент

Давайте вспомним прошедшее лето. Лето – это приятная и счастливая пора. Но мы вспомним неприятности этого лета. Что мы можем вспомнить?

В Европе в это время шли проливные дожди, смывая здания, сооружения, жилые постройки.

Почему погода так изменчива? Откуда берутся дожди или засуха? Ответы на эти вопросы мы получим в ходе изучения новой темы. Мы также назовем причины дождей и засух лета.

Жара, засуха, пожары.

2. Изучение нового материала.

2.1. Актуализация знаний.

Тема: Климатические системы.

Вначале вспомним, что такое воздушная масса?

Типы воздушных масс и их свойства.

Что такое трансформация воздушных масс?

Какой океан оказывает большее влияние на климат и почему?

Большие объемы воздуха с определенными свойствами.

Экваториальная, теплый и влажный.

Тропическая, теплая, жаркая, сухая.

Умеренная, температура зависит от сезона.

Арктическая, холодная и сухая.

По схеме объясняют: смена свойств воздушной массы при движении на поверхность с другими свойствами.

Атлантический, западный перенос.

2.2. Атмосферные фронты.

Организация работы в группах

Отгадаем первый тип климатической системы, решив кроссворд в рабочих тетрадях.

  • Страна, граничащая с Россией на северо-западе.
  • Тепловое и световое солнечное  излучение.  
  • Влага в твердом или жидком виде, выпадающая на земную поверхность.
  • Область атмосферного давления, формирующаяся над экватором.
  • Океан, для побережья которого характерна муссонная циркуляция.

Атмосферный фронт.

Что по-вашему означает слово «фронт»?

Разобраться в понятии «атмосферный фронт» нам помогут вопросы, текст учебника с.79-80. Сейчас по группам отвечаете на вопросы в карточках в течении 5 минут.

Финляндия

Радиация

Осадки

Низкое

Тихий

Линия столкновения.

2.3. Создание и защита проекта

А сейчас мы побудем в роли звукорежиссера. Об атмосферных фронтах снят документальный фильм, но у него еще нет звука. Ваша задача за 3 минуты в группах создать озвучивание этого ролика.

Закрепление: Как можно предсказать погоду, увидев на небе перистые облака?

Итак, сделаем вывод: могли ли быть атмосферные фронты причиной засух в Европейской России?

Озвучивание видеофильмов «Теплый фронт», «Холодный фронт». 

Нет, не могли.

2.4. Циклоны и антициклоны.

Чтобы перейти к следующим климатическим системам, отгадаем кроссворд.

По горизонтали:

  1. Движение воздушных масс.
  2. Линия, соединяющая точки с одинаковой температурой на карте.
  3. Многолетний режим погоды.
  4. Поверхность, которая отражает до 90% солнечной энергии.
  5. Скопление в атмосфере мельчайших капелек воды или кристалликов льда.
  6. Область какого атмосферного давления формируется над экватором.

По горизонтали получилась следующая климатическая система, которую мы должны изучить. Кроме циклонов в атмосфере образуются противоположные им системы. А противоположное на греческом звучит «анти».

Циклон и антициклон.

По снимку из космоса выявите особенности и дайте определение понятия циклон.

Циклон –

Просмотрев фильм «Циклон», заполните таблицу.

Попробуйте вторую колонку «антициклон» заполнить самостоятельно, помня, что анти - напротив.

Проверка.

Фильм про антициклон.

Какой тип погоды сегодня за окном?

Циркуляция.

Изотерма.

Климат.

Лед

Облака.

Низкое.

Вихрь, скопление облаков, движение воздуха против часовой стрелки по спирали.

Заполнение первой колонки таблицы в тетради, затем второй колонки.

3. Рефлексия

Закрепление по таблице.

Вспомним летнюю погоду. Вернемся к проблеме начала урока. Какая климатическая система создала нам такое жаркое лето? А дожди в Европе?

Как вы думаете, зачем нужно изучать зарождение и движение климатических систем?

Наука, которая изучает погоду, называется синоптикой. Синоптики создают специальные карты.

Антициклон

Циклоны

Для предсказания погоды.

4. Домашнее задание

Индивидуально темы для докладов: Аномальная жара в России 2010;

Ливни, приводящие к наводнениям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс

Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....

урок обобщающего повторения "Климат и климатические ресурсы"

Урок "климат и климатические ресурсы" позволит повторить и обобщить полученные знания при изучении темы "Климат россии". Урок повторительно-обобщающего характера содержит значительный объем...

Урок-исследование по теме "Факторы формирования климата Африки. Климатические пояса и типичные для них погоды." 7 класс

На основе материала данного урока обучающиеся смогут анализировать закономероности природы материка, климатических условий Африки. В результате индивидуальной и групповой работы смогут выбрать модель ...

Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс

Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс.Учитель: Гончарова Людмила, АдамовнаМесто работы: МБОУ, Егорлыкская СОШ № 7 им. О.Казанского, Ростовская область, ст. Егорлыкская, у...

Практическая работа по географии 8 класс «Определение по основным климатическим характеристикам изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины»

Программная практическая работа «Определение по основным климатическим характеристикам изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины». Практическая работа для учащи...

Практическая работа «Определение по основным климатическим характеристикам изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины 8 класс

Данная практическая работа создана для закрепления умения обучающихся анализировать климатограммы, используя  климатическую карту атласа....