Календарно-тематическое планирование по географии в 10 кл(68ч)
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) на тему
Предлагаю вам рабочую программу по географии для 10кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10klass_rabochaya_programma.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«БЕЛГОРОДСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ»
Центр дистанционного образования детей-инвалидов
РАССМОТРЕНО _________/В.В. Сопина рук. МО Протокол заседания МО учителей естественнонаучного цикла от 26.08. 2014 г. №01 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________/А.В. Веревкина 26.08. 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ОГАОУ «БИЮЛИ» ______________/ О.В. Чернобок Приказ № 558 от 27.08.2014г. |
Рабочая программа
по географии
10 класс
(базовый уровень)
Составитель:
ЛатышеваЮ.И., учитель географии
Белгород
2014
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии (базовый уровень) для 10 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе рабочей программы по географии (базовый уровень) для 10-11 классов, являющейся структурным элементом основной образовательной программы основного общего образования центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ БИЮЛИ, утвержденной приказом от 11.08.2014 г. №536.
Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендовано обучение на дому в режиме дистанционного обучения.
- Цели и задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Обучение осуществляется на использовании учебника: го класса «Экономическая и социальная география мира » Е.М. Домогацких и Н. И. Алексеевский – 6-е изд. М.: ООО «Русское слово- учебник» 2012 год., используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой. Данный учебник соответствует федеральному перечню учебников на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год ( 0,5часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом Центра дистанционного образования для детей-инвалидов при ОГАОУ БИЮЛИ на 2014-2015 учебный год.
На основании индивидуального учебного плана обучающихся Центра дистанционного образования детей-инвалидов на 2014-2015 учебный год внесены следующие изменения в рабочую программу по географии для 10 класса (базовый уровень):
Разделы и темы курса | Авторская программа Е.М. Домогацких | Рабочая программа |
Современная география | 1 | 1 |
Тема 1. Страны современного мира | 2 | 1 |
Тема 2. География населения мира | 5 | 3 |
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы | 12 | 5 |
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция | 2 | 1 |
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства | 10 | 5 |
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязи | 1 | 1 |
Итого | 35 | 17 |
Основная форма организации учебного процесса – on-line урок с использованием дистанционных технологий обучения.
Основные формы текущего контроля: устный опрос, письменный контроль в форме самостоятельных работ, рассчитанных на 10-15 минут, контроль за выполнением практических работ.
Рабочая программа по географии для 10 класса (базовый уровень) предусматривает проведение 10 практических работ.
Перечень практических по курсу «География» для 10 класса
Разделы и темы курса | Практические работы по рабочей программе |
Современная география | |
Тема 1. Страны современного мира | Практическая работа №1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации |
Тема 2 . География населения мира | Практическая работа №2 Сравнительный анализ карт народов и мировых религий Практическая работа №3 Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий Практическая работа №4 Подбор примеров мононациональных и многонациональных стран Практическая работа №5 Объяснение причин миграционных процессов в Европе Практическая работа №6 Составление списка стран, в которых государственным языком является: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий Практическая работа №7 Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов |
Тема3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы | Практическая работа №8Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов |
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция | Практическая работа №9 Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг |
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства | Практическая работа №10 Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий |
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязи | Практическая работа №11 Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем» |
II.Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны:
1. Знать:
- методы географических исследований и уметь применять их на практике;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов;
- динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;
- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
- географическую специфику отдельных стран и регионов мира;
- географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда.
2. Уметь:
- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;
- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;
- оценивать ресурсообеспеченность стран;
- использовать разнообразные источники географической информации.
III. Учебно - тематический план.
(0,5 часа, 17 часов в год)
№ | Содержание темы | Лабораторные и практические работы |
1 | Современная география | |
2 |
| Практическая работа №1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации |
3 | Тема 2 География населения мира. Динамика численности населения мира.Этнический (национальный) состав населения. | Практическая работа №2 Сравнительный анализ карт народов и мировых религий Практическая работа №3 Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий Практическая работа №4 Подбор примеров мононациональных и многонациональных стран |
4 | Возрастной и половой состав населения.Общий рисунок расселения человечества на планете. | Практическая работа №5 Объяснение причин миграционных процессов в Европе Практическая работа №6 Составление списка стран, в которых государственным языком является: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий |
5 | Урбанизация как всемирный процесс. | Практическая работа №7 Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов |
6 | Тема3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное. | |
7 | Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. | Практическая работа №8 Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов |
8 | Минеральные ресурсы мира.Земельные ресурсы.Лесные ресурсы. | |
9 | Ресурсы пресной воды.Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. | |
10 | Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. | |
11 | Тема 4 Мировое хозяйство и научно-техническая революция. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. НТР и его характерные черты. | Практическая работа №9 Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг |
12 | Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства. Топливно-энергетическая промышленность.Электроэнергетика. | Практическая работа №10 Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий |
13 | Обрабатывающая промышленность:машиностроени, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства. | |
14 | Сельское хозяйство, его отраслевой состав. «Зеленая революция» и ее сущность.Транспорт мира и его состав. | |
15 | Международные экономические отношения, их формы.Свободные экономические зоны. Международная торговля | |
16 | Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг. | |
17 | Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь | Практическая работа №11 Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем» |
IV.Содержание курса
- Часть 1. Общая характеристика мира
Современная география (1 час)
География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира (1час)
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.
Тема 2. География населения мира (3часа)
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис. Практические работы: №2. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. №3. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий.№ 4. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. №5. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. №6. Составление списка стран, в котрых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий.. № 7 Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (5 часов)
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.
Практическая работа: 8. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (1час)
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Практическая работа №9 . Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (5 часов)
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Практическая работа№10:
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.
Практическая работа №11 Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».
V. Формы и средства контроля.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля за качеством обучения и усвоения материала такие как:
- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);
- опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);
- самостоятельная работа ( подразумевает выполнение практических работ);
- тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология оценивания - рейтинговая или отметочная);
- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).
Нормы оценок соответствуют решению МО от 28 августа 2013 года, протокол №1
VI. Перечень учебно-методических средств обучения
Для обучающихся:
1. Учебник: «Социально экономическая география» Е.М. Домогацких и Н. И. Алексеевский – 6-е изд. М.: ООО «Русское слово- учебник» 2008 год.
- Атлас: Экономическая и социальная география мира, 10 класс. - М.: ПО «Картография», 2007
Для учителей :
1. Методическое пособие для учителя: к учебнику Домогацких Е.М. «Экономическая и социальная география мира». Автор Домогацкий Е. М.- М.: ООО «Русское слово- учебник» 2008 год.
2. Хрестоматия: Кузнецов А.П. «Экономическая и социальная география мира» Книга для учащихся 10 классов - М.: Просвещение, 2000
3. Учебные электронные издания: «Экономическая и социальная география мира, 10 класс» - Образовательная коллекция 1С; «Страны мира», географический справочник. - «Новый диск»; «География. Готовимся к ЕГЭ». - «Просвещение. Медиа»; «Экономическая география», электронный справочник. - «Русс-Бит-М»; «Уроки географии Кирилла и Мефодия, 10 класс». - ООО «Кирилл и Мефодий».
Литература дополнительная:
Учебно - методические пособия:
- Гладкий Ю.Н., Лавров СБ. «Дайте планете шанс». Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995
2. Гладкий ЮН., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. «Экономическая и социальная география». Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999
3.Кузнецов А.П. «Экономическая и социальная география мира» Книга для учащихся 10 классов.- М.: Просвещение, 2000
Интернет-адреса
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематический план по курсу "География материков и океанов"
Календарно-тематический план по курсу "География материков и океанов"...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...