Календарно-тематическое планирование по географии в 10 кл(68ч)
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) на тему

Латышева Юлия Ивановна

Предлагаю вам рабочую программу по географии для 10кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10klass_rabochaya_programma.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 областное государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«БЕЛГОРОДСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ»

Центр дистанционного образования детей-инвалидов

РАССМОТРЕНО

_________/В.В. Сопина рук.  МО

Протокол заседания МО учителей естественнонаучного цикла от 26.08. 2014 г. №01

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________/А.В. Веревкина

26.08. 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГАОУ «БИЮЛИ»

______________/ О.В. Чернобок

Приказ № 558 от 27.08.2014г.

Рабочая программа

по географии

10 класс

(базовый уровень)

Составитель:

ЛатышеваЮ.И., учитель географии

Белгород

2014

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии (базовый уровень) для 10 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе  рабочей  программы по географии (базовый уровень) для 10-11 классов, являющейся структурным элементом основной образовательной программы основного общего образования центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ БИЮЛИ, утвержденной приказом от 11.08.2014 г. №536.

Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендовано обучение на дому в режиме дистанционного обучения.

  1.   Цели и задачи курса:

-        сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

  • развить пространственно-географическое мышление;
  • воспитать уважение к культурам других народов и стран
  • сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

-      научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

  1. воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей           среде.

Обучение осуществляется на использовании учебника: го класса  «Экономическая и социальная география мира »  Е.М. Домогацких и Н. И. Алексеевский – 6-е изд. М.: ООО «Русское слово- учебник» 2012 год., используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой. Данный учебник соответствует федеральному перечню учебников на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Рабочая программа рассчитана на  17 часов в год  ( 0,5часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом Центра дистанционного образования для детей-инвалидов при ОГАОУ БИЮЛИ на 2014-2015 учебный год.

      На основании индивидуального учебного плана обучающихся Центра дистанционного образования детей-инвалидов на 2014-2015 учебный год внесены следующие изменения в рабочую программу по географии для 10 класса (базовый уровень):

Разделы и темы курса

Авторская  программа

Е.М. Домогацких

Рабочая программа

Современная география

1

1

Тема 1. Страны современного мира

2

1

Тема 2. География населения мира

5

3

Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

12

5

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция

2

1

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства

10

5

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязи

1

1

Итого

35

17

Основная форма организации учебного процесса – on-line урок с использованием дистанционных технологий обучения.

Основные формы текущего контроля: устный опрос, письменный контроль в форме самостоятельных работ, рассчитанных на 10-15 минут, контроль за выполнением практических работ.

Рабочая программа по географии для 10 класса (базовый уровень) предусматривает проведение  10 практических работ.

Перечень практических по курсу «География» для 10 класса

Разделы и темы курса

Практические  работы по рабочей  программе

Современная география

Тема 1. Страны современного мира

Практическая работа №1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации

Тема 2 . География населения мира

Практическая работа №2 Сравнительный анализ карт народов и мировых религий

  Практическая работа №3 Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий

Практическая работа №4 Подбор примеров мононациональных и многонациональных стран  

Практическая работа №5 Объяснение причин миграционных процессов в Европе

Практическая работа №6 Составление списка стран, в которых государственным языком является: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий

Практическая работа №7 Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов

Тема3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

Практическая работа №8Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция

Практическая работа №9 Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства

Практическая работа №10

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязи

Практическая работа №11 Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем»

        II.Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

 1. Знать:

  • методы географических исследований и уметь применять их на практике;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов;

  • динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;
  • особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов мира;
  • географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда.

2. Уметь:

  • составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;
  • объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;
  • оценивать ресурсообеспеченность стран;
  • использовать разнообразные источники географической информации.

III. Учебно - тематический план.

(0,5 часа, 17 часов в год)

Содержание темы

Лабораторные и практические

работы

1

Современная география

2

  1. Часть1.Общаяхарактеристика мира

Практическая работа №1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации

3

Тема 2 География населения мира.

Динамика численности населения мира.Этнический (национальный) состав населения.

Практическая работа №2 Сравнительный анализ карт народов и мировых религий

  Практическая работа №3 Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий

Практическая работа №4 Подбор примеров мононациональных и многонациональных стран  

4

Возрастной и половой состав населения.Общий рисунок расселения человечества на планете.

Практическая работа №5 Объяснение причин миграционных процессов в Европе

Практическая работа №6 Составление списка стран, в которых государственным языком является: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий

5

Урбанизация как всемирный процесс.

Практическая работа №7 Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов

6

Тема3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

7

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности.

Практическая работа №8 Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов

8

Минеральные ресурсы мира.Земельные ресурсы.Лесные ресурсы.

9

Ресурсы пресной воды.Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии.

10

Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования.

11

Тема 4 Мировое хозяйство и научно-техническая революция. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. НТР и его характерные черты.

Практическая работа №9 Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг

12

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства. Топливно-энергетическая промышленность.Электроэнергетика.

Практическая работа №10

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий

13

Обрабатывающая промышленность:машиностроени, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

14

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. «Зеленая революция» и ее сущность.Транспорт мира и его состав.

15

Международные экономические отношения, их формы.Свободные экономические зоны. Международная торговля

16

Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.

17

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь

Практическая работа №11 Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем»

IV.Содержание курса

  1. Часть 1. Общая характеристика мира

Современная география  (1 час)

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.

Тема 1. Страны современного мира (1час)

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

Тема 2. География населения мира (3часа)

 Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этно-религиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис. Практические работы: №2. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. №3. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий.№ 4. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. №5. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. №6. Составление списка стран, в котрых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий.. № 7 Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.

Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (5 часов)

 Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

 Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Практическая работа: 8. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (1час)

 Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран  мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Практическая работа №9 . Определение стран экспортеров основных видов сырья,  промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (5 часов)

   Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

 Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

 Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.  

Основные понятия:  «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Практическая работа№10:  

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем  человечества.

Основные понятия:  глобальные проблемы, глобализация.

Практическая работа №11 Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».

V. Формы и средства контроля.

        

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля за качеством обучения и усвоения материала такие как:

  • собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);
  •  опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);
  • самостоятельная работа ( подразумевает выполнение практических работ);
  • тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология оценивания - рейтинговая или отметочная);
  • наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

         Нормы оценок соответствуют решению МО от 28 августа 2013 года, протокол №1

VI. Перечень учебно-методических средств обучения

Для обучающихся:

      1. Учебник:  «Социально экономическая география»   Е.М. Домогацких и Н. И. Алексеевский – 6-е изд. М.: ООО «Русское слово- учебник» 2008 год.

  1. Атлас: Экономическая и социальная география мира, 10 класс. - М.: ПО «Картография», 2007

Для учителей :

1.   Методическое пособие для учителя: к учебнику Домогацких Е.М. «Экономическая и социальная география мира». Автор Домогацкий Е. М.- М.: ООО «Русское слово- учебник» 2008 год.

2.  Хрестоматия: Кузнецов А.П. «Экономическая и социальная география мира» Книга для учащихся 10 классов - М.: Просвещение, 2000

3. Учебные электронные издания: «Экономическая и социальная география мира, 10 класс» - Образовательная коллекция 1С; «Страны мира», географический справочник. - «Новый диск»; «География. Готовимся к ЕГЭ». - «Просвещение. Медиа»; «Экономическая география», электронный справочник. - «Русс-Бит-М»; «Уроки географии Кирилла и Мефодия, 10 класс». - ООО «Кирилл и Мефодий».

Литература дополнительная:

Учебно - методические пособия:

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров СБ. «Дайте планете шанс». Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995

2.  Гладкий ЮН., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. «Экономическая и социальная география». Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999

3.Кузнецов А.П. «Экономическая и социальная география мира» Книга для учащихся 10 классов.- М.: Просвещение, 2000

Интернет-адреса

 http://ito.edu.ru

 http://www.geoport.ru

 geofak-mpsu.narod.ru

 www.unv.org

 www.eidos.ru

 http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематический план по курсу "География материков и океанов"

Календарно-тематический план  по курсу "География материков и океанов"...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...