Виды облаков и осадков
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Разработка урока, тестовых заданий и презентации к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6_kl.urok_.doc61.5 КБ
Office presentation icon oblakaprizentatsiya_k_urokut.ppt371.5 КБ
Microsoft Office document icon testy.geografiya_6_kl.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема: Виды облаков и осадки.

Цель: Сформировать представление о видах облаков и атмосферных осадках.

Задачи: I. Образовательные.

  1. Познакомить с условиями образования облаков, их основными формами
  2. Дать представление о видах атмосферных осадков
  3. Установить причины изменения количества осадков.
  4. Научить распознавать основные формы облаков.

Определять визуально степень облачности.

             II.Развивающие.

  1. Устанавливать причинно-следственные связи
  2. Работать с календарем погоды
  3. Выделять главное в тексте учебника
  4. Анализировать
  5. Составлять диаграммы.

            III. Воспитательные.

  1. Осуществлять экологическое, эстетическое воспитание

Воспитывать аккуратность.

Оборудование: Физическая карта полушарий, календарь погоды, приборы для измерения атмосферных осадков - осадкомер, снегомерная рейка, фотографии разных видов облаков.

Тип урока: Комбинированный.

 

Ход урока.

I. Орг.момент.

Вступительное слово учителя

.

II. Проверка  домашнего задания

Фронтальный опрос.

Задание на знание понятий

  • Что называется абсолютной влажностью?
  • Дайте определение относительной влажности.
  • Что такое насыщенный воздух?

Задание на знание закономерностей          

  • Назовите причины, от которых зависит количество водяного пара в воздухе.
  • Что является главной причиной выделения воды из насыщенного водяным паром воздуха?

Задание на проверку усвоения причинно-следственных связей

  • Что произойдет, если в теплое помещение вносят хранящийся на холоде предмет, например, банку?
  • Почему зимой над незамерзающим водоемом клубится пар?

Каким образом можно влиять на исчезновение туманов (охлаждение или,  наоборот, нагревание воздуха)?

Задание на проверку умений

  • Над пустыней в момент наблюдения в 1м³ воздуха при  t = +30ºС содержалось 15г воды, а в 1м³ воздуха над тундрой при  t = +10ºС содержалось 9г водяного пара. Где относительная влажность была высокой?
  • Реши задачу. Определите относительную влажность, если при  t = +10ºС в воздухе содержалось 1г воды

III. Изучение нового материала.

1Туман и облака

-Что такое туман и почему он образуется?

Туман - мельчайшие капли воды, взвешенные в воздухе, образовавшиеся в результате конденсации водяного пара при охлаждении воздуха или испарении над водоемами и влажными участками суши.

Что такое облако? (если поднять туман выше?) Что тогда произойдет?

Образуется облако.

Облако – туман, поднявшийся на определенную высоту.

  2.Виды облаков.

слайд 1.

Работа с учебником. стр. 122-124.

Заполнить таблицу

«Сравнительная характеристика облаков»

 

виды облаков

внешний вид

высота образования

в какой сезон образуется

причина образования

кучевые

Белые «кучи ваты»

2-10 км

с весны по осень

При подъеме теплого воздуха

слоистые

Большие валы с серым оттенком, часто образуют сплошную облачность

менее 2 км

в течение всего года

При контакте теплого и холодного воздуха

перистые

Похожи на белые волокна или перья

10-12 км

в течение всего года

В верхних частях тропосферы при контакте теплого и холодного воздуха

  • Почему не из всех облаков выпадают осадки?
  • В каком случае капля упадет на земную поверхность?
  • Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть?

d капли < 0,01 мм облачная капля

d капли  от 0,5 до 5 мм дождевая капля                  

3.Виды осадков.

Слайд № 2.

Схема

Виды осадков

Сообщения учащихся о различных видах осадков.

Задание. Разделите виды осадков по различным признакам.

  1. По сезонам года
  2. По высоте образования.

4.Количество осадков.

Демонстрация приборов для измерения атмосферных осадков.

Суточное количество осадков

Месячное количество осадков

Годовое количество осадков

Анализ диаграммы годового количества осадков.

  • количество осадков, выпадающих за год
  • месяц, за который выпадает больше всего осадков
  • месяц с самым маленьким количеством осадков.

Данные: Я – 10мм        М – 15мм           С  -  60мм

                    Ф -  15мм        И  -  25мм          О  -  65мм

                    М -  5мм          И  -  30мм          Н  -  50мм

                    А  - 10мм         А  -  40мм          Д  -  30мм

IV.Закрепление материала.

  1. Что такое туман?
  2. Какие виды облаков вы знаете?
  3. Какие облака образуются ниже всех?
  4. Из каких облаков выпадает дождь?
  5. Почему образуется роса?
  6. Назовите лишний термин и объясните свой выбор.

а) роса, дождь, снег, ливень;

                                         б) роса, дождь, град, ливень;

                                         в) роса, иней, дождь, туман.

v.Домашнее задание. § 41.

По полученным данным постройте в тетради диаграмму среднегодового количества осадков в вашей местности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

География 6 класс.

Тест по теме «Атмосфера».

  1. Где наблюдается наименьшая мощность тропосферы:

                  a. На полюсах;

                  b. В умеренных широтах;

                  c. На экваторе.

2. Расположите этапы нагрева в правильной последовательности:

                  a. Нагрев воздуха;

                  b. Солнечные лучи;

                  c. Нагрев земной поверхности.

3.В какое время летом, при ясной погоде, наблюдается наибольшая температура воздуха:

 □ a.В полдень;

 □ b.До полудня;

 □ c.После полудня.

4.Заполните пропуски.

При подъеме вверх температура воздуха уменьшается на каждые          км

на           ºС.

5Установить соответствие:

                 □ a. Летний муссон;              

                 □ b. Зимний муссон.

                           1                                      2

      6.При t = +20ºС в воздухе содержится 17г. водяного пара. Такой воздух называется:

                  □ a. Насыщенный;

                  □ b. Ненасыщенный.

     

 7. 22 июня лучи Солнца падают под прямым углом

 a. На экватор                                          c. На южный тропик

 b. На северный тропик;                                                

         .

     

  8. Дополните предложение.

           Вблизи побережья материков формируется                 тип климата.                        

  9. Покажите стрелками направление ветра, выделите ветер с наибольшей         силой:

                     a. 740 мм рт. ст.            760 мм рт. ст.

               □ b. 735 мм рт. ст.            740 мм рт. ст.

               □ c. 737 мм рт. ст.            758 мм рт. ст.

               □ d. 760 мм рт. ст.            753 мм рт. ст.

     

 10. Установите соответствие приборов и элементов погоды:

               □ a. Барометр                     1.Температура

               □ b. Осадкомер                  2. Скорость ветра

               □ c. Термометр                  3. Количество осадков

               □ d. Флюгер                       4. Направление ветра;

               □ e. Гигрометр                   5. Атмосферное давление;

               □ f. Термометр                  6. Влажность воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по географии на тему "Виды облаков"

Рассказать о образовании облаков,познакомить с видами облаков...

Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки.

План-конспект урока географии в 6 классе с использованием ЭОР «Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки», четвёртый урок из шести  в разделе «Атмосфера. Климат Земли»....

Урок "Облака. Атмосферные осадки" 6 класс

Облака. Атмосферные осадки Цель урока: сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить диаграмму выпадения осадков...

урок:Виды облаков и осадки

Цель урока:         Сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить столбиковую диаграмму выпадения осадковОборудование:...

Урок географии для 6-го класса: "Виды облаков и атмосферные осадки"

Урок для 6-го класса Тема: «Виды облаков и атмосферные осадки»Цели:-  продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере; - разобрать с учащимися новые понятия и термины....

Тема "Облака.Атмосферные осадки"

Цель урока: сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить диаграмму выпадения осадков....

Облака. Виды облаков

Город наблюдение: Миасс, Челябинская область...