урок:Виды облаков и осадки
материал по географии (6 класс) по теме

Цель урока:

         Сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков

Оборудование:

         Раздаточный материал с диаграммами и сведениями о выпадении осадков в течение года по месяцам; осадкомер; пуховое перышко.

 

Ход урока

I. Организационный момент                                                 

         Учитель знакомит учащихся с планом урока, основными вопросами, которые будут рассматриваться на уроке.

II. Опрос

Задания на знание понятий

-   Что называется абсолютной влажностью?

-   Дайте определение относительной влажности.

-   Что такое насыщенный воздух (ненасыщенный)?

Задания на знание закономерностей

-   Назовите причины, от которых зависит количество вод пара в воздухе.                                                                 

-   Что является главной причиной выделения воды из насыщенного водяным паром воздуха?

Задания на проверку усвоения причинно-следственных связей

-   Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1 м3 воздуха, содержащего 7 г водяного пара, до температуры +100С.

-   Проанализируйте, в какую погоду быстрее сохнет мокрое бельё.

-   Что произойдет, если в теплое помещение вносят хранящийся на холоде предмет, например, банку?

-   Почему зимой над незамерзшим водоемом клубится пар?

-   Почему роса появляется в предутренние часы? Когда обильнее?

-   Почему количество росы бывает больше в ветреную погоду, чем в абсолютный штиль? (В ветреную погоду происходит перемешивание воздуха, слабый ветер уносит массы воздуха уже выделившие влагу.)

-   Каким образом может влиять на исчезновение туманов (охлаждение или, наоборот, нагревание воздуха)?

-   Иней - аналог росы в осенние и весенние ночи. Объясните появление. (Иней - тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающихся из водяного пара атмосферы на охлажденной поверхности почвы, травы, предметов. Обычно образуется в ясные тихие осенние или весенние ночи. При охлаждении «лишнее» количество водяного пара конденсируется и осаждается на любую поверхность, а в осенние ночи температура отрицательная и влага превращается в лед.)

-   Вспомните, что такое туман и почему он образуется?

         Туман (тюрк.), взвешенные в воздухе мельчайшие капли воды, образовавшиеся в результате конденсации водяного пара при охлаждении воздуха или испарении над водоемами и влажными участ­ками суши. Туман понижает видимость до 1 км и менее, бывают сильные туманы, когда видимость всего несколько метров. Если ви­димость более 1 км, явление называют дымка. Туман в смеси с час­тицами дыма, пыли и др. образует смог.

         Учитель предлагает разбить определение на части:

         а) непосредственно, что такое туман;

         б) причины образования тумана;

         в) на какой высоте от земной поверхности он образуется.

Задания на проверку умений

1.  Над пустыней в момент наблюдения в  1  м3 воздуха при t = +30°С содержалось 15 г воды, а в 1 м3 воздуха над тундрой при температуре +10°С содержалось 9 г водяного пара. Где относительная влажность была более высокой?

2.  Может ли 1 м3 воздуха при t = -10°С вместить 3 г водяного пара? 5 г при+10°С? 10 г при 0°С?

3.  Решение задач из раздаточного материала предыдущего урока.

         Проверка письменного домашнего задания.

 

III. Изучение нового материала

-   Почему образуется туман? (Взвешенные в воздухе мельчайшие капли воды. Образуется в результате конденсации пара вбли­зи поверхности земли.)

-   Что такое облако? Посмотрите на облако. (Ученики смотрят на небо.) Какие мысли у вас возникают? (А если поднять туман выше?)

-   Что тогда произойдет? (Образуется облако.)

-   Запишите свои версии определений термина «облако». (Обла­ко - туман, поднявшийся на определенную высоту.)

-   Облака имеют разную форму и от этого имеют разные назва­ния. Заполните в тетради схему с помощью учебника (Г.: с. 122-124; К.: с. 122-127).

 
 image

 

 

 

 

 

 


Вопросы для закрепления:

Г.: вопросы и задания № 4, 5,6, с. 124.

К.: географические задачи № 1, 3, 5, с. 124, № 1, с. 125.

-  Пользуясь учебником, заполните таблицу.

 

Сравнительная характеристика облаков

 

виды облаков

внешний вид

высота об­разования

в какой сезон года

причина образования

Кучевые

Белые «кучи ваты»

2-10 км

с весны по осень

При подъеме тёплого воздуха (Г.:рис. 78; К.: рис.92)

Слои­стые

Большие валы с серым от­тенком, часто образуют сплошную облачность

менее 2 км

в течение всего года

При контакте тёплого и холодного воздуха

Пери­стые

Похожи на белые волок­на или перья

10-12 км

в течение всего года

В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздуха (Г.: рис.78; К.: рис. 96)

-   Почему не из всех облаков выпадают осадки? (Ученики затрудняются.)                                                                                 Учитель берет пуховое перышко.

-   Представьте, что перышко - это капля дождя. (Учитель бросает перышко и снизу дует на него.) Какой возникает ответ? (Снизу конвективные потоки поднимают (подбрасывают) каплю вверх.)                                                                                

-   А в каком случае капля - перо упадет на земную поверхность (Перышко упадет в том случае, если его масса будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха.)

-   Капельки воды в облаке находятся все время в движении, сталкиваются, сливаются и постепенно становятся все больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь.

         Схема 2 в тетради предлагается к самостоятельному выполнению. Затем к доске вызываются трое добровольцев, и лучшая схема записывается у всех в тетрадях.

-   Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть?

         Г.: ученики ищут ответ в учебнике, с. 125.          

         К.: читает учитель, а ученики записывают в тетрадь:

                   Диаметр капли < 0,01 мм - облачная капля;

                   Диаметр капли от 0,5 до 5 мм - дождевая капля.

-   Итак, что еще мы должны сегодня узнать? (Виды осадков)

-   Перечислите виды осадков.

         Ученики чаще называют дождь, снег и град и на этом ограничиваются. Учитель предлагает начертить схему в тетради.

    
 Подпись: дождьПодпись: моросьПодпись: снегПодпись: градПодпись: крупаПодпись: росаПодпись: инейПодпись: изморосьimage
 
  Подпись: шельфПодпись: материк. склонПодпись: котловиныПодпись: островн. дугиПодпись: СОХПодпись: желобаПодпись: шельфПодпись: материк. склонПодпись: котловиныПодпись: островн. дугиПодпись: СОХПодпись: желобаimage

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Затем заслушиваются сообщения об этих видах осадков, а учи­тель предлагает их разделить на группы по разным признакам. Во время сообщений учитель вносит дополнения.

 
 image

 

 

 

 

 

 

 


 

дождь,

морось,

роса,

град

снег,

крупа,

иней,

изморозь

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 


 

дождь,

морось,

роса,

град

снег,

крупа,

иней,

изморозь

 

IV. Сообщения учащихся

         Дождь, жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель раз­мером от 0,5 мм и более. Различают ливневые и обложные дожди.

         Ливневые осадки обычно кратковременные, с резкими колеба­ниями интенсивности, часто сильные; выпадают из кучево-дождевых облаков.

         Обложные осадки выпадают из слоисто-дождевых (или слои­стых) облаков, они более равномерные, более длительные, обычно менее интенсивные, чем ливневые.

         Одними из самых «мокрых» мест на земном шаре метеор считают гору Вайамам на Гавайских островах, где осадки сое ют в среднем 12,5 м в год и город Черапенджи в Индии.

         На Земле есть такие места, где человек под дождем остается  совершенно сухим, потому что и сам дождь ... сухой. Чаще всего явление наблюдается во многих пустынных областях земного шара. Облака здесь - редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Дождевые капли часто испаряются в воздухе, не достигнув земли. В таких случаях вы видите, как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете его.

         Морось, жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоят из очень мелких капель, которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Капли падают с такой малой скоростью, что кажутся висящими в воздухе.

         Снег, твердые осадки, выпадающие в холодное время года многих видов облаков, в особенности из слоистодождевых, высокослоистых, в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму лучевых звездочек; встречаются также игольчатые кристаллы, иногда 3-х или 12-лучевые звездочки.

         Диаметр снежных хлопьев равен примерно сантиметру. В отдельных случаях они бывают и более крупными. Так, 4 декабря 1892 г. в Саксонии падали хлопья снега, достигавшие 12 см в речнике.

Сколько может выпасть снега

         ... На перевале Томсона, на участке автомобильной дороги Ричардсона, в 42 км от порта. Вальдес на Аляске в среднем в год дало 15 м снега.

         Зимой 1952/53 гг. на перевале выпало рекордное количество снега 24,8 м!

         В национальном парке Парадайс-Валлей (Райская долина), на высоте 1,6 км над уровнем моря в среднем выпадает около 15 м снега в год. Зимой 1955/56 гг. в этом парке выпало максимальное количество снега - 25,4 м.

         В помещения, где живут служащие парка, и в других постройках в  течение большей части зимы и весны можно пройти только тоннели, проложенные в снегу. Случается, что до 1 июля эти тоннели остаются единственным путем к домикам для туристов и к другим большим строениям.

         Град, осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круги иногда неправильной формы, размеры, которых иногда с горошину или мельче, иногда до 15-20 см в диаметре. Град выпадает в тёплое время года из кучево-дождевых облаков, сильно развитых обычно при градах и ливнях.

Интересные факты

         11 мая 1929 г. в Индии выпал необычайно крупный град. Отдель­ные куски льда достигали 13 см в диаметре и весили 1 кг, но это ве­роятно не рекорд.

         Крупа, твердые осадки в виде частичек неправильной (в отличие от снежинок) формы, снегоподобных или ледяных (снежная и ледя­ная крупа). Обычно в переходные сезоны года (весна, осень), бывает зимой. Характер выпадения ливневый, как правило, короткими за­рядами.

         Роса, капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе в результате понижения температуры с наступлением ночи.

         Иней, тонкий слой ледяных кристаллов, Осаждающийся из водя­ного пара атмосферы на охлажденной поверхности почвы, травы, предметов. Обычно образуется в ясные тихие ночи осенью или вес­ной.

         Изморозь, термин, объединяющий два разных понятия.

1)  Кристаллическая изморозь, отложения льда в виде кристалли­ков на ветвях деревьев, проводах, возникающие при тумане, обычно в тихую морозную погоду;

2) Зернистая и плотная снегообразная масса, охлаждающаяся при тумане и ветре обычно на вертикальных или наклонных поверхно­стях с наветренной стороны; на столбах, опорах линий электропере­дач. Зернистая изморозь может образовывать гребни с зубцами, на­правленными против ветра, длиной до 1-1,5 м и часто создает на­грузки, из-за которых сооружения рушатся. Это явление широко распространено на Кольском полуострове.

         Гололед, отложение плотного слоя льда на ветвях, проводах, столбах при намерзании переохлажденных капель дождя или тума­на. Образуется при температуре воздуха вблизи земной поверхности от 0 до -3°С, иногда более низких. Гололед не следует путать с го­лоледицей - Скользкой дорогой, затрудняющей движение; гололе­дица обычно бывает при замерзании снега, подтаявшего во время оттепели.

 

V. Изучение нового материала. Количество осадков

         Учитель обращает внимание на то, что количество осадков изме­ряет с помощью осадкомеров, знакомит с его строением (Г.: с. 125).

         Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окру­жают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторо­ну. При определении количества осадков воду из осадкомера выли­вают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Если выпадает снег, то осадкомер вносят в теплое по­мещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с по­мощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 ч утра и в 19 ч вечера. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений.

         Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца.

         Годовое количество осадков равно сумма осадков, выпавших за все месяцы этого года.

         Формулы могут вывести сами ученики.

-   А сейчас научимся анализировать диаграммы годового количества осадков.

         Г.: с. 126, план анализа здесь же.

         К.: диаграммы на раздаточных карточках, план - на другой стороне карточек:

1)  Количество осадков, выпадающих за год;

2)  Месяц, за который выпадает больше всего осадков;

3)  Месяц с самым маленьким количеством осадков.

-   Учимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков:                                               

1)  Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нем углу.

2) По вертикальной оси - количество осадков в миллиметрах масштаб выбирают произвольный.                              

3)  По горизонтальной оси - месяца, начиная с января масштаб в 1 см - 1 месяц.

4)  Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствовало бы количеству осадков за месяц.

5) Чертим столбик шириной в 1 см, высотой - соответственное количество осадков, вверху столбик замыкаем шириной 1 см.

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица данных:

Январь

10 мм

Февраль

15мм

Март

5 мм

Апрель

10 мм

Май

15 мм

Июнь

25 мм

Июль

30 мм

Август

40 мм

Сентябрь

60 мм

Октябрь

65 мм

Ноябрь

50 мм

Декабрь

30 мм

 

 

Домашнее задание

         Г.: § 41; К.: § 42, задачи J^s 9,3; § 43, задачи № 2, 5.

         Нарисовать пейзаж с одним из видов облачности: безоблачно, не­значительно, средняя, с просветами, сплошная работа по вариантам.    Подготовка к игре «Суд»: адвокаты, судьи, прокуроры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tuman_i_oblaka.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Туман и облака

Слайд 2

Облака КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА

Слайд 5

виды облаков внешний вид высота об­разования в какой сезон года причина образования Кучевые Белые «кучи ваты» 2-10 км с весны по осень При подъеме тёплого воздуха Слои­стые Большие валы с серым от­тенком, часто образуют сплошную облачность менее 2 км в течение всего года При контакте тёплого и холодного воздуха Пери­стые Похожи на белые волок­на или перья 10-12 км в течение всего года В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздуха

Слайд 6

Домашнее задание §31,стр85-86


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки.

План-конспект урока географии в 6 классе с использованием ЭОР «Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки», четвёртый урок из шести  в разделе «Атмосфера. Климат Земли»....

Урок "Облака. Атмосферные осадки" 6 класс

Облака. Атмосферные осадки Цель урока: сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить диаграмму выпадения осадков...

Виды облаков и осадков

Разработка урока, тестовых заданий и презентации к уроку...

План-конспект открытого урока «Виды творческой деятельности на уроках музицирования »

Развитие творческих навыков учащегося через различные виды музыкальной деятельности.Практическое изучение гармонии на примерах гармонических схем, музыкальных произведений и песенного материала....

Конспект урока "Виды теплопередачи". Презентация к уроку.

урок позволяет рассмотреть виды теплопередачи с использованием электронно-образовательных ресурсов. Учащиеся сами определяют тему урока, используя игровые технологии.....

Тема "Облака.Атмосферные осадки"

Цель урока: сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить диаграмму выпадения осадков....

- 6 класс. Технологическая карта ,самоанализ урока "Виды облаков"

Тема урока "Виды облаков» Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “Атмосфера” Тип урока: урок открытия нового знания Педагогические технологии: проблемно-диалоги...