календарно-тематическое планирование 7класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Попильняк Людмила Феодосиевна

Календарно-тематическое планирование, 7 класс Душина, Коринская, Щенев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_7kl.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

                   Календарно-тематическое планирование по курсу:

                         «География материков и океанов». 7 класс.

                                   ( 70 часов – 2 часа в неделю ).

Примечание: темным шрифтом выделены оценочные практические работы;

                          подчеркнутым – государственный стандарт.

 №

п/п

     Дата

проведения

    урока

            Содержание ( тема урока )

  Примечание

  1

Введение ( 4 часа).

  1. Что изучают в курсе «География материков и океанов».  Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты.

Практическая работа № 1.

«Обозначение на контурной карте материков, частей света, океанов, крупных островов. Определение расстояний между точками в градусной мере и километрах».

Вводный урок изучения нового материала; фронтальный опрос, работа с к/к и атласом

 2-  3

2-3.  Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении. Современные географические исследования.

Практическая работа № 2.

«Составление картосхемы «Открытие и исследование материков».

Формирование новых знаний; выборочный контроль; составление сводной таблицы; сообщения учащихся.

 4

  1. Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию. История создания карт.

Практическая работа № 3.

«Чтение, сравнение и составление характеристики карт».

Формирование новых знаний; выборочный тематический контроль; составление характеристики карт по плану.

 5

Раздел І. Главные особенности природы Земли (9ч).

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли ( 2ч).

  1. Возникновение и геологическая история Земли. Современный облик планеты Земля. Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли. Карта строения земной коры, способы её чтения.

Практическая работа № 4.

«Обозначение на контурной карте литосферных  плит, древних платформ, сейсмических поясов, вулканов».

Изучение нового материала; работа с картами атласа.

 6

  1. Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Практическая работа № 5.

«Изучение и объяснение природных процессов на основе схем, карт, по теме: «Формы рельефа, их строение и возраст, характерные полезные ископаемые». Обозначение на к/к крупнейших форм рельефа».

Практикум.

Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем. Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов.

 7

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3ч).

  1. Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле. Климатическая карта. Климатообразующие факторы.

Изучение нового материала; анализ климатических карт.

работа с картами атласа.

 8

  1. Распределение влаги у поверхности Земли. Воздушные массы. Постоянные ветры.

Практикум. Составление табл. «Характеристика типов воздушных масс». Анализ карты климатических поясов и областей Земли. Работа с картами атласа.

 9

  1. Климатические пояса Земли.

Практическая работа № 6.

«Составление географического описания климатических поясов Земли. Нанесение климатических поясов на к/к».

Изучение нового материала; анализ климатических карт.

Фронтальный опрос, тестирование.

 10

Тема 3. Гидросфера Земли. Мировой океан – главная часть гидросферы (1ч).

  1. Особенности природы океанов: строение рельефа дна, проявление зональности, система течений, органический мир, освоение и хозяйственное использование океана человеком. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. (Урок-семинар).

Изучение нового материала; самостоятельная работа с картами атласа и к/к. Выборочный опрос.

11

Тема 4. Географическая оболочка  Земли (1ч).

  1. Строение и свойства географической оболочки. Территориальные комплексы: природные и природно-хозяйственные. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, их строение и разнообразие. Природные зоны. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон. Роль климата и рельефа в формировании ПК.

Практическая работа № 7.

«Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах».

Комбинированный.

Изучение нового материала; практикум. Анализ карты природных зон. Фронтальный опрос.

12

Тема 5. Освоение Земли человеком (1ч).

  1. Древняя родина человека. Расселение человека по материкам. Предполагаемые пути расселения. Численность населения Земли. Географические различия в плотности населения. Главные области расселения. Основные виды хозяйственной деятельности, их влияние на ПК. Комплексные карты. Страны мира, их группировка по различным признакам. Этнография. Крупнейшие человеческие расы, этносы мира. География современных религий.

Практическая работа № 8.

«Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения в разных регионах и странах мира. Изучение политической карты мира и отдельных материков».

Урок-путешествие. Работа с картами атласа.

 13

  1.  Обобщающее повторение по разделу: «Главные особенности природы Земли. Тестирование.

Обобщающий урок. Закрепление знаний и умений. Тестирование.

14

Раздел ІІ. Материки и океаны (50ч).

Тема 1. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый (3ч).

  1. Мировой океан. Тихий океан. Географическое положение, краткая история исследования, виды хозяйственной деятельности человека и ее влияние на природу океана. Особенности природы океанов: строение рельефа дна, проявление зональности, система течений, органический мир, освоение и хозяйственное использование океана человеком.

Изучение нового материала; работа с картами атласа и текстом учебника, заполнение таблицы. Работа с планом «Характеристика океана».

15

  1. Индийский и Атлантический океаны. Географическое положение, краткая история исследования, виды хозяйственной деятельности человека и ее влияние на природу океана. Особенности природы океанов: строение рельефа дна, проявление зональности, система течений, органический мир, освоение и хозяйственное использование океана человеком.

Практикум. Работа с планом «Характеристика океана», работа с к/к и атласом, сообщения учащихся.

16

  1. Северный Ледовитый океан. Географическое положение, краткая история исследования, виды хозяйственной деятельности человека и ее влияние на природу океана. Особенности природы океанов: строение рельефа дна, проявление зональности, система течений, органический мир, освоение и хозяйственное использование океана человеком.

Работа с картами атласа, планом характеристики океана.

17

Тема 2. Южные материки (2ч).

  1. Тестирование по теме: «Океаны».

Общие особенности географического положения и общие черты рельефа южных материков.

Тестирование. Изучение нового материала; работа с физической картой мира и планом (Прил., с.311 «План описания ГП материка».) 

18

  1. Общие особенности климата, внутренних вод, природных зон. Почвенная карта. Деятельность человека по использованию и охране почв.

Работа с картой «Почвы мира», «Климатические пояса и области мира», «Физическая карта мира».

19

Тема 3. Африка (9ч).

  1. Особенности географического положения Африки. История исследования Африки. Основные черты природы Африки. Разнообразие природы материка и факторы его обуславливающие.

Практическая работа № 9.

«Обозначение крайних точек Африки, определение  координат, протяженности материка, нанесение объектов номенклатуры».

Изучение нового материала; фронтальный опрос. Практикум. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

20

  1. Особенности форм рельефа Африки. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений.

Практическая работа № 9 (продолжение).

«…Нанесение объектов номенклатуры: крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

Практикум. Работа с картами атласа и текстом учебника

21

  1. Климат Африки. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды Африки, их зависимость от рельефа и климата.

Практикум. Работа с картами атласа. Чтение климатических диаграмм. Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф – климат. Обозначение на к/к крупных рек и озер.

22

  1. Природные зоны Африки. Особенности растительного и животного мира, почвы ПЗ. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Стихийные природные явления.

Практикум. Работа с картами атласа. Описание одной из ПЗ по учебным картам и типовому плану.

23

  1. Особенности населения Африки. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения. Современная политическая карта Африки. Многообразие стран, их основные типы. Колониальное прошлое. Деление материка на крупные регионы. Материальная и духовная культура, как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействие с окружающей средой.

Практическая работа №10.

«Изучение политической карты Африки. Краткая географическая характеристика стран различных типов».

Изучение нового материала; сообщения учащихся. Работа с картами атласа.

24

  1. Страны Северной Африки: Египет, Алжир. Страны Западной и Центральной Африки: Нигерия. Различия между странами региона. Столицы и крупные города. Общие черты и особенности природы, природные богатства.  Главные особенности населения. Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности.

Путешествие. Работа с картами атласа. Сообщения учащихся.

25

  1. Страны Восточной Африки: Эфиопия. Страны Южной Африки: ЮАР. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Различия между странами региона. Столицы и крупные города. Главные особенности населения. Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.

Практическая работа № 11.

«Краткая географическая характеристика Африки и ее регионов».

Работа с картами атласа. Сообщения учащихся. Самостоятельная работа

26

  1. Обобщение по теме «Африка». Основные объекты природного и культурного наследия.

Практическая работа № 12.

«Сравнение географических особенностей Австралии и Африки. Определение черт сходства и различий».

Урок-игра. Тестирование.

27

  1. Контрольная работа по теме: «Африка».

Контроль усвоения.

28

Тема 4. Австралия и Океания (4ч).

  1. Особенности географического положения Австралии и история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Австралии.

Практическая работа № 13.

«Обозначение крайних точек Австралии, определение географических координат, протяженности материка. Нанесение объектов номенклатуры».

Изучение нового материала; Практикум.

29

  1. Особенности компонентов природы Австралии. Климат и внутренние воды. Природные зоны, их размещение в зависимости от климата. Своеобразие органического мира. Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране.

Путешествие. Работа с картами атласа. Обозначение на к/к крупных рек и озер.

30

  1. Население Австралии. Австралийский Союз. Столицы и крупные города. Виды хозяйственной деятельности населения в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии.

Практикум. Описание географического положения страны по политической карте, природных условий, населения и его хозяйственной деятельности.

31

  1. Океания. Особенности географического положения. История  открытия и исследования. Особенности природы. Современные народы и страны Океании.

Путешествие. Работа с картами атласа.

32

Тема 5. Южная Америка (6ч).

  1. Южная Америка. Особенности географического положения, размеры, очертания материка, его сравнение с Африкой. История  открытия и исследования материка.

Путешествие. Работа с картами атласа. Определение географических координат, протяженности материка в градусной мере и километрах.

33

  1. Особенности форм рельефа материка. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры.

Практикум. Работа с картами атласа. Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

34

  1. Особенности климата Южной Америки. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа.

Практическая работа № 14.

«Определение типа климата Южной Америки по картографическим и статистическим материалам».

Изучение нового материала; Чтение климатических диаграмм. Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф – климат.

35

  1. Природные зоны Южной Америки. Своеобразие органического мира, характерные представители флоры и фауны, почвы природных зон. Высотная поясность в Андах. Природные богатства, их использование в хозяйственной деятельности населения.

Практикум. Работа с картами атласа и к/к. Описание одной из зон по учебным картам и типовому плану.

36

  1. Население Южной Америки. История заселения материка. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения. Особенности размещения населения. Современная политическая карта Южной Америки.

Практическая работа №15.

«Изучение политической карты Южной Америки. Нанесение стран на к/к».

Тестирование. Исследование. Описание географического положения страны по политической карте, природных условий, населения и его хозяйственной деятельности. Сообщения.

37

  1. Страны Южной Америки. Страны Востока материка. Страны Анд. Особенности географического положения, природы, природных богатств, населения, основных видов его хозяйственной деятельности (Бразилии, Аргентины, Перу). Обобщение темы.

Обобщающий. Работа с картами атласа.

38

Тема 6. Антарктида (2ч. + 1).

  1. Особенности географического положения Антарктиды. Арктика и Антарктика. История открытия и исследования материка.

Изучение нового материала. Работа с картами атласа.

39

  1. Особенности природы Антарктиды. Современные исследования Антарктики.

Путешествие.

40

  1. Контрольное тестирование по теме: «Южные материки».

Контрольное тестирование

41

Тема 7. Северные материки.

  1. Особенности географического положения и природы Северных материков.

Тема 8. Северная Америка (7ч).

             Особенности географического положения

             Северной Америки. Открытие и история

             исследования материка.

Изучение нового материала. Работа с картами атласа. Фронтальный опрос.

42

  1. Особенности строения поверхности континента Северной Америки; роль оледенения в формировании рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Практикум. Работа с к/к.

43

  1. Климат Северной Америки. Факторы формирования климата. Климатические пояса и типичные для них погоды.

Практическая работа №16.

«Определение типа климата по климатограммам Северной Америки. Сравнение географических особенностей

природных комплексов (климаты отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе)».

Географический диктант. Практикум.

Работа с картами атласа и чтение климатических диаграмм.

44

  1. Внутренние воды Северной Америки. Основные речные и озерные системы.

Практическая работа № 17.

«Нанесение на к/к географической номенклатуры Северной Америки».

Практикум.

Работа с картами атласа и к/к. Сообщения учащихся. Заполнение таблицы.

45

  1. Природные зоны Северной Америки. Особенности проявления зональности на материке. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа № 18.

«Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков (природных зон по 40-й параллели Северной Америки и Евразии)».

Путешествие. Работа с картами атласа. Сообщения учащихся.

46

  1. Население и страны Северной Америки. Этапы заселения. Основные народы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты. Краткая характеристика Канады и США.

Практикум.

Работа с картами атласа. Составление характеристики страны, ее природы, населения и хозяйства по типовому плану.

47

  1. Контрольная работа по теме: «Северная Америка».

Контроль усвоения.

48

Тема 9. Евразия (16ч).

  1. Евразия. Особенности географического положения материка, его размеры и очертания. Исследование материка. Отечественные имена на карте Евразии.

Изучение нового материала. Работа с картами атласа.

49

  1. Рельеф Евразии и его отличия от других материков. Основные формы рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Практическая работа № 19.

«Нанесение на к/к географической номенклатуры Евразии».

Практикум.

Цифровой диктант. Заполнение таблицы.

50

  1. Климат Евразии в сравнении с климатом Северной Америки. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и типичные для них погоды.  Тип климата Тульской области и типичные погоды.

Изучение нового материала. Исследование. Работа с картами атласа.

51.

51.Внутренние воды Евразии, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата. Крупнейшие речные и озерные системы.

Практикум.

Работа с картами атласа и к/к.

 

  1. Природные зоны Евразии. (в сравнении с зонами Северной Америки). Проявление на материке широтной зональности и высотной поясности. Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности.

Путешествие. Работа с картами атласа. Сообщения учащихся.

53

  1. Население и страны Евразии. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие народы Евразии. Неравномерность размещения населения. Современная политическая  карта Евразии. Крупнейшие регионы и входящие в их состав страны. Страны Северной Европы. Общие черты природы и основные виды хозяйственной деятельности.

Практическая работа № 20.

«Краткая географическая характеристика регионов и стран Евразии. Составление каталога стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам».

Практикум.

Работа с картами атласа. Составление характеристики страны, ее природы, населения и хозяйства по типовому плану.

54

  1. Страны Западной Европы. Великобритания. Франция. Германия.

Практикум.

Работа с политической картой Зарубежной Европы и планом «Характеристика страны».

55

  1. Страны Восточной Европы.

Практикум.

56

  1. Российская Федерация. Население Тульской области и основные виды его хозяйственной деятельности.

Изучение нового материала. Работа с картами атласа.

57

  1. Страны Южной Европы. Италия.

Практикум.

Работа с картами атласа.

58

  1. Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии. Монголия.

Самостоятельная работа с учебником и картами атласа. Описание особенностей природы, населения и хозяйственной деятельности стран изучаемых регионов  Зарубежной Азии.

59

  1. Страны Восточной Азии. Китай. Япония.

Работа с картами атласа. Составление сравнительной характеристики Китая и Японии.

60

  1. Страны Южной Азии. Индия.

Изучение нового материала, работа с картами атласа и текстом учебника, планом «Характеристика страны».

61

  1. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

62

  1. Обобщение по теме «Северные материки».

Обобщающий. Работа с картами атласа.

63

  1. Контрольная работа по теме: «Северные материки».

Контроль усвоения.

64

Раздел ІІІ. Географическая оболочка – наш дом (4ч).

Тема 1. Географическая оболочка, её свойства и строение.

  1. Характеристика основных закономерностей развития географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных  комплексов.

Тема 2. Взаимодействие природы и общества.

              Взаимодействие человечества и природы в 

              прошлом и настоящем. Взаимодействие

              природы и общества. Изменение природы

              хозяйственной деятельностью человека.

               Источники загрязнения окружающей среды.   

Изучение нового материала

65

  1. Изменение природы Тульской области хозяйственной деятельностью населения. Работа (на местности) по выявлению ПК, образованных различиями в строении рельефа, получении тепла и влаги, степени антропогенного воздействия.

Практикум.

Сообщения учащихся.

66

  1. Практическая работа № 21.

«Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных, природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды».

Практикум.

67

  1. Итоговое занятие.

68-70

68-70. Резерв (3ч).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...