Интегрированный урок "Времена года" (география - физика), 8 класс.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Чернышова Наталья Владимировна

Интегрированный урок "Времена года" (география - физика), 8 класс. Урок обобщения знаний по теме "Климат России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr_urok_vremena_goda_geo_fizika.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №5

Интегрированный урок - игра «Времена года», 8 класс.

География – физика.

Цель: установление межпредметных связей в естественнонаучном цикле.

Задачи:

  1. Обобщение знаний по теме: «Климатические особенности территории России».
  2. Обобщение знаний по тепловой физике
  3. Сформировать понимание учащимися закономерностей распределения по территории России основных элементов климата – температуры, осадков, ветров с учётом представления о происходящих физических процессах.

Учебно – наглядный комплекс: карты России – физическая и климатическая, климатических поясов и областей, климатодиаграммы, таблицы, схемы, теллурий, таблица «Виды теплопередачи», карточки с вопросами, музыкальный диск «Времена года»

 П.И. Чайковского, модель круговорота воды в природе.

Ход урока: Звучит музыка, класс делится на 4 группы:

Лирики, физики, климатологи, МЧС.

На демонстрационном столе – теллурий. Вступительное слово учителя физики о гелицентрической системе мира и истории её изучения (с демонстрацией).

Лирики:

Четвёрку такую любой назовёт,

Погоду меняет она круглый год.

Мороз на прохладу, прохладу – на зной.

Зной вновь на прохладу и дождь проливной.

Учитель географии: О том, как обстоят дела с климатическими особенностями в России нам поведают климатологи (ПСС между протяжённостью территории России с севера на юг и с запада на восток, климатическими поясами и областями)

Задание: выявить причины наличия климатических поясов и областей на территории России и показать их на климатической карте.

- Для какого климатического пояса характерна перефразировка «День и ночь – год прочь».

- какой ветер преобладает на большей части территории России круглый год? Почему?

- на карту прикрепить названия типов климата умеренного пояса

- в чём разница между погодой и климатом?

Физики:

- погода управляется физическими законами, но чтобы управлять погодой наперекор естественным атмосферным процессам, необходимы слишком большие затраты энергии, которыми люди ещё не располагают. Например, для образования гряды маленьких кучевых облаков нужно столько энергии, сколько даёт крупная ГЭС в течение нескольких десятков часов. Или для изменения направления воздушных масс в районе 100 км нужна энергия 40000 крупных электростанций.

Учитель: вернёмся к временам года.

I. ОСЕНЬ.

Лирики:

У избы помоет крышу,

Отведёт в берлогу мишку,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы её тихонько спросим:

«Кто ты?»  И услышим….. (осень)

МЧС:

Спасатели летают на вертолёте. Когда низкая облачность, то полёты запрещены. Вопрос к климатологам: - почему осенью низкая облачность?

(Близкие к земной поверхности слои атмосферы охладились. В них произошла конденсация водяного пара)

Физики рассказывают о процессах конвекции на поверхности Земли.

Учитель::вопрос к климатологам – какой атмосферный вихрь способствует образованию облаков?

Задание каждой группе: нарисовать схему этого атмосферного вихря.

- Куда можно поехать отдыхать и загорать в сентябре? (Черноморское побережье Кавказа и Приморский край).  Показать на карте. Объяснить, почему? (западный перенос, высокая теплоёмкость воды; муссон на Дальнем Востоке)

II. ЗИМА

Лирики:

Запорошило дорожки,

Разукрасило окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Учитель: - назовите виды атмосферных осадков зимой.

                - почему вместо дождя зимой выпадает снег?

                - охарактеризуйте это физическое явление (фазовые переходы вещества).

Вопрос к МЧС:

- какие опасные природные явления бывают зимой? (ураганы, снежные бури, сильные морозы и т.д).

 - чего нужно опасаться зимой по дороге в школу? Проинструктируйте нас (обморожение, гололедица, плохая видимость во время снегопада и т.д.).

Вопрос  учителя физики:

- рассказать по плакату, как прогревается воздух во время отопления помещения?

Вопрос учителя географии:

- с каким атмосферным вихрем связано усиление морозов зимой? (нарисовать схему вихря);

 - совпадают ли северный полюс и полюс холода в северном полушарии? Подтвердите свой ответ данными по климатической карте.

III. ВЕСНА

Лирики:

В овраг ручьями катится,

Деревьям дарит платьица,

В цветы оденет луг

Согреет всё вокруг.

Вы знаете, она - красавица….(весна)

Вопрос учителя географии:

- Весной солнце находится от Земли дальше, чем зимой. Почему же весеннее   Солнце греет сильнее зимнего? (угол падения солнечных лучей).

Вопрос учителя физики:

- Каким способом тепло передаётся от Солнца к Земле? (излучение)

- Какой снег тает быстрее, грязный или чистый? Почему? (поглощение, отражение)

Учитель географии: «Люблю грозу в начале мая…» - писал поэт. Вопрос: Чем отличаются грозовые тучи от обычных весенних облаков?

- Какие опасности нас могут подстерегать весной? (наводнение, ледоход)

- В России по всей территории весна наступает в одно и то же время? Ответ пояснить с показом по физической карте.

IV. ЛЕТО

Лирики:

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчёлки на цветке.

Как зовётся время это?

Угадать нетрудно…(лето)

Учитель географии: - В каком климатическом поясе нашей страны самое жаркое лето? Почему? Покажите эту территорию на климатической карте.

- Почему мореплаватели уходили в плавание ночью, а возвращались днём? (дневной и ночной бриз).

Учитель физики:

- В какой цвет лучше покрасить душевой бак на даче? Почему? (чёрный, поглощение теплового излучения)

Итак, мы с вами совершили путешествие длиною в год за один урок.

Подведём итоги (подсчёт командных жетонов за правильные ответы)

Распределение мест. Выставление оценок.

Виды оценок: жетоны «зайцы» - отлично; жетоны «утка» - «хорошо», жетоны «котёнок» - «удовлетворительно», жетон «морковка» - дополнение.  

Авторы - составители:

- учитель географии первой квалификационной категории Чернышова Н.В.

-  учитель физики высшей квалификационной категории Украинец О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского языка и физики в 11 классе на тему «Законы английских физиков»

Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Это интегрированный урок английского языка и физики....

Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»

В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение  производной  в  физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...

Интегрированный урок по геометрии и физике : Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.

Тема урока: Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике. Учитель  математики:  Кусей  Любовь Александровна.Учитель физики:  Колесникова Тать...

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...

Интегрированный урок по математике и физике по теме "Линейная и квадратичные функции в задачах ОГЭ по математике и физике"

Цели урока:Образовательные:Показать связь между физикой и математикой;Обобщить знания по темам "Линейная и квадратичная функции";Применить математические знания, умения и навыки при решении ...