Интегрированный урок "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия), 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Интегрированный урок "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия), 8 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вода – самое необыкновенное вещество в мире.
Вид урока: интегрированный (география, химия), урок - «экспедиция».
Класс: 8
Цель: Обобщить знания учащихся 8 класса о физических и химических свойствах воды и
растворов, о нахождении воды в природе, включая внутренние воды России, Сибири;
значении воды в природе и для человека, о её разрушительной силе.
Развивать стойкий позитивный интерес к предметам химии и географии.
План урока:
1.Введение: а) организация класса;
б) связь с предыдущими темами;
в) сообщение цели, задач урока;
г) распределение ролей.
2. Обобщение (основная часть урока).
3. Выводы.
1. Введение.
2. Урок начинаем поэтическими строками (1-й ведущий):
«Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода.
В цветенье вешнем или в снегу
Земля всегда красавица,
И за любовь она в долгу
Пред вами не останется.
Слово учителя: Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились».
2-й ведущий:
Да, людям всех стран нужна цветущая земля, чистые реки и моря, чистый воздух. Жизнь возникла 3,5 млрд. лет назад и развивалась в воде. Одновременно с формированием простейшей жизни зародился и геологический (неживой) круговорот воды. Сейчас в круговороте активно участвует не только неживая, но и живая природа. (См. схему круговорота воды).
О круговороте говорилось ещё в Библии: «Все реки текут в моря, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь».
1-й ведущий:
Стоит ли говорить о роли воды в истории человеческой цивилизации:
1) вода у древних химиков считалась самым главным элементом: «Вода – начало всех начал». А Фалес, живший в IV в. до н.э., утверждал, что окружающий мир возник из «первичной воды».
2) водные источники у древних народов служили местом сборища всех богов, воде поклонялись все как сверхъестественной силе, и она считалась матерью жизни и смерти.
3) вода у народов Древней Руси служила источником для создания легенд, преданий, сказок (русалки, водяные и т.д.).
4) Основатель греческой медицины Гиппократ, живший в V в. до н.э., при лечении на одно из первых мест ставил воду (основное средство гигиены).
5) 60 капель холодной воды, упавшие на голову человека с высоты 50 см, убивают его. В древности даже существовала смертная казнь «каплями воды».
6) вода в далёкие геологические времена, когда температура на земле была выше 100°С, находилась в состоянии пара – тогда не было ни рек, ни озёр, ни океанов.
7) долины, овраги, ущелья, горы, равнины, песчаные пустыни – результат длительной работы воды, а также тектонических сдвигов и землетрясений.
8) заселение земного шара растительным и животным миром связано с живительными свойствами воды.
9) вода при испарении увеличивает свой объём в газообразном состоянии более чем в 1000 раз. Вот почему вода в виде пара используется в паровых котлах как рабочее тело.
10) Точка кипения воды 100º С - предел существования для многих живых организмов. Вот почему кипячением убивают большинство болезнетворных бактерий.
11) Лёд и снег также испаряются, как и вода, и за зимний период испаряется около 1/3 части выпавшего снега.
2-й ведущий: А теперь отправляемся в экспедицию по станциям под девизом «Вода-эликсир жизни». На первой станции «Информационной» вас ждёт биолог-журналист.
Биолог-журналист: Для поддержания жизни человек должен получать 2,5 л воды в сутки. В среднем за свою жизнь человек потребляет 75 т воды, а всё человечество почти четвёртую часть годового стока всех рек мира. Кровь человека на 90 % состоит из воды, мышцы на 75%, кости на 28%, стекловидное тело глаза на 99%.
Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12-15% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25% воды – к гибели организма. В организмах идёт обновление воды. В кактусах, например, полностью обновляется вода в течении 28 лет, у черепахи – 1 год, у верблюда – 3 месяца, у человека – 1 месяц. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней.
Вода участвует в растворении веществ, в образовании крахмала, сахара, жиров, в теплообмене организма. Вода – источник питания для растений, для получения теплоты и энергии.
А реки, моря, океаны – средство передвижения водного транспорта и перевозки полезных грузов.
(Можно показать фильм).
1-й ведущий: Отправляемся на станцию «Географическую».
Учитель рассказывая о нахождении в природе воды, использует глобус, отмечает, что вода везде и всюду, и она занимает около ¾ поверхности Земли, ведёт разговор о внутренних водах России (показ по карте).
Многие внутренние источники воды являются целебными. Какие целебные источники вы знаете в России? (Кисловодск, Железноводск, Питегорск, Ессентуки и т.д.). В Сибири есть минеральные источники (оз.Карачи, с.Довольное, г.Искитим, оз.Чаны, г.Тогучин).
Минеральная вода | Местонахождение источника | Наличие ценных ионов |
«Марциальные воды» | Заонежье | Fe2+, Fe3+ |
«Синегорье» | Сахалин | As3+ |
«Полюстрово» | Карелия | Fe2+, Fe3+ |
«Талицкая вода» | Воронежская обл. | I- |
«Боржоми» | Грузия | Na+, HCO3 - |
«Ессентуки» | г.Железноводск | Na+, HCO3 -, Cl- |
«Нарзан» | Кавказ | Mg2+, Ca2+, SO42- |
«Карачинская» | Чановский р-н | HCO3 -., Na+ |
«Доволенская» | с. Довольное | HCO3 -., Na+ |
Дети выполняют задание учителя (работа с картами).
2-й ведущий: А теперь перемещаемся на станцию «Химическую». Задание: необходимо разбиться на 3 группы (пусть это будут группы детей, сидящих на одном ряду), в течение 10 минут придумать рекламу воды и защитить её. Первая группа создаёт рекламу состава воды, вторая – рекламу физико-химических свойств воды, третья – химические свойства воды.
Реклама состава воды (примерное выступление группы).
Ещё в 30-е годы 20-го века, химики были уверены, что состав воды им хорошо известен. Но однажды, один из них измерил плотность остатка воды после электролиза. Оказалось, что плотность на несколько стотысячных долей выше нормальной . Эта ничтожная разница потребовала объяснений. В результате исследований было обнаружено, что состав воды очень сложен.
Каждый знает, что вода – это соединение водорода и кислорода, и об этих составляющих воды многое известно, но и многое ещё предстоит узнать. Химики помещают водород одновременно в две группы: в VII и I, обнаруживая его сходство с галогенами и щелочными металлами. В природе обнаружено три изотопа водорода (протий, дейтерий и тритий) и три изотопа кислорода – О16, О18, О17. В ускорителях и реакторах физики сумели создать ещё пять изотопов кислорода и работают над созданием двух изотопов водорода, теоретически уже предсказанных. Так что же такое обыкновенная вода? Мы утверждаем, что такой воды в мире нет. Её состав всё время меняется. Если подсчитать все возможные соединения с общей формулой Н2О, то результат оказывается неожиданным: в мире может существовать 235 вод! Академик И.В.Петрянов утверждает, что кроме перечисленных, никаких вод больше нет. А может быть, существует антивода? Если не на Земле, то в антимирах Вселенной? Физики, химики и астрономы серьёзно обсуждают этот вопрос, как и другой – есть ли у воды родственники?
Итак, мы предлагаем обсудить вопросы о составе воды и многообразии изотопных форм её молекул.
Варианты рекламных выступлений: рассказ о строении молекул воды (химическая связь в молекуле, полярность и т.д.); демонстрация моделей молекулы воды; «родственники» Н-О-Н, Н-О-О-Н, Н-О-О-О-Н; открытие трёхокиси водорода, устойчивой только при очень низких температурах; формулы различных вод; рассказы о тяжёлой, полутяжёлой и лёгкой воде; запасы воды на Земле и их назначение; проблемы изучения строения молекул воды.
Реклама физико-химических свойств воды (примерное выступление группы).
В природе нет вещества более известного, чем вода. Ваша убеждённость, что вы знаете о воде всё, - не более чем житейская привычка. Человек издавна наделял воду чудодейственными свойствами. Вот, например: «Лежит Иван-царевич мёртвый, над ним уж вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал Серый Волк и схватил ворона с воронёнком.
-Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу твоего воронёнка.
Ворон, делать нечего, полетел, а Волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый Волк спрыснул мёртвой водой раны Ивана-царевича, раны зажили; спрыснул живой водой – Иван-царевич ожил».
Есть ли на самом деле в природе живая и мёртвая вода? Мы утверждаем, что замечательные свойства живой воды спасают в засушливый год урожай. Мёртвой водой заполнены некоторые реки и водоёмы, отравленные отходами промышленности.
Вода – удивительный из природных материалов, образцы которого не экспонируются ни в одном из минералогических музеев мира. Почти все свойства вод – исключение в природе.
Какие же особые свойства воды дают право называть её самым необыкновенным веществом в мире?
Варианты рекламных выступлений: максимальная плотность воды при 4°С; увеличение её объёма при охлаждении ниже 4°С; наличие точки кипения, равной 100°С, и точки плавления, равной 0°С, хотя на основании положения гидрида кислорода в таблице Менделеева эти точки должны были быть, соответственно, равны -80ºС и -100°С; вода имеет наибольшую теплоту плавления и парообразования, наибольшую теплоёмкость; аргументы в спорах учёных о наличии магнитных свойств воды; о наличии у неё «памяти» и т.д.
Реклама химических свойств воды (примерное выступление группы).
(См. книгу: Внеклассная работа по химии. 8-9 классы./сост.Бочарова С.И.-Волгоград:ИТД «Корифей»., стр. 59).
Варианты рекламных выступлений:
Так ли всесильна вода? Какие вещества взаимодействуют с водой, а какие нет?
Рассказы о «жидкой руде» (морской воде), о наличии у неё «памяти» и т.д.
Демонстрация опытов: 1) растворение соли в воде;
2) выпаривание воды из раствора соли;
3) кусочек натрия бросить в кораблик, сделанный из фильтровальной бумаги и плавающий на воде в кристаллизаторе;
4) взаимодействие лития. Натрия, кальция с водой;
5) растворение в воде серной кислоты;
6) испарение эфира за счёт тепла, выделяющегося при реакции с серной кислотой.
1-й ведущий: Отправляемся на станцию «Творческую». Проводится конкурс загадок о воде и её состояниях (дожде, снеге, льде и т.д.). Каждая группа загадывает другой как можно больше загадок о воде.
Варианты загадок:
1. Тёмным облаком летела,
Опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка,
Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком,
И запела ручейком (Вода в разных агрегатных состояниях: пар, снег, лёд, жидкая вода).
2. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает, А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (Вода)
3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в родничке,
А широкий – в море ( Река).
4. Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой (Родник).
5. С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт (Водопад).
6. Всю траву с собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём (Роса).
7. Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – рука в воде (Снежинки).
8. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому, что невкусна-
И горька, и солона (Море).
9. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт (Дождь).
10. Растёт она вниз головою,
не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт (Сосулька).
11. Под осоку на песок
Уронили поясок,
И лежит – да не поднять.
И бежит – да не поймать (Ручей).
12. Эта красавица всем вам знакома:
С ней вы встречаетесь в школе и дома.
Бесцветна, чиста почти,
Но ток электрический включи –
И разлагается она (Вода).
13. Не идёт, не скачет.
А плывёт и плачет. (Туча)
14. Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)
15. Скатерть бела
Всё поле одела. (Снег)
16. В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд)
17. Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь, и прятаться начнут. (Дождь)
18. Он пушистый, серебристый, белый, белый, чистый, чистый,
Ватой наземь лёг. (Снег)
3. Выводы.
Слово учителя: Стоит ли говорить о роли воды в истории человеческой цивилизации. Вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды: вода нужна сельскому хозяйству, промышленности, она – самый используемый источник энергии.
Действительно. Можно сказать, что жизнь- это вода, а вода – это жизнь, или, как писал Леонардо да Винчи, «воде дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Авторы - составители:
- учитель географии высшей квалификационной категории Чернышова Наталья Владимировна;
- учитель химии первой квалификационной категории Мясоутова Елена Петровна
МБОУ – ООШ №161 Новосибирского района НСО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План интегрированного урока "Самая удивительная на свете жидкость"
Краткое описание: Урок для учащихся 7-х классов. Разработанное занятие является примером интеграции разных школьных предметов – географии, физики, элементов химии и математики. Могут использоваться ра...
Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Пропедевтический интегрированн...
Районная дистанционная игра по химии «Самый умный» для учащихся 9-х классов
Дистаннционная игра может являться частью подготовки к ГИА по химии...
Урок: Интегрированный урок обобщающего повторения "Путешествуем по миру" (география + математика)
Интегрированный урок обобщающего повторения темы «Масштаб». Подготовлен совместно с учителем математики. Обобщение знаний проходит в форме виртуального путешествия по разным странам и конт...
Презентация по географии "В мире географии" географический турнир
Данная презентация предназначена для внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов. Турнир состоит из множество заданий на память, логику и мышление. Имеются задания творческого характера....
Интегрированный урок - экспедиция в 8 классе "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия)
Интегрированный урок - экспедиция "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия),8 класс....
Материалы интегрированного занятия "Самый родной мой человек"
Конспект интегрированного открытого занятия из учебного графика 2 года обучения подпрограммы «Азбука вежливости. Умелые ручки»...