Коллективно – мыслительной деятельности на уроках географии
статья по географии (8 класс) на тему

Макарова Жанна Викторовна

Эффективным способом  организации уроков географии  в форме активной познавательной деятельности, считаю коллективно- мыслительную деятельность.  Для решения данной проблемы мной была апробирована данная  технология , автором которой является доктор педагогических наук профессор Виталий Кузьмич Дьяченко. Главная идея данной технологии: учиться вместе, а не просто находиться в одной учебной группе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivno-myslitelnaya_deyatelnost.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Не в количестве  знаний заключается  образование, а в

полном  понимании  и искусном

 применении того, что ты знаешь.

Дистервег.

В настоящее время в отечественном образовании большое внимание  уделяется развитию личности и ее подготовке к жизни. Целью школы является формирование грамотного выпускника, способного действовать самостоятельно. Ценности личности формируются в социальной  среде-социуме.Концепция образования 2009 года базируется на идее о том, что новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию общества. Социализация усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредствам вхождения в социальную среду, установления социальных связей. Многие ученые  географы (Н.Н. Баранский, Ю.Г. Саушкин, В.С. Преображенский) писали о значении науки географии в формировании социальной личности. Цель географического образования – формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения по отношению к социуму.

В современном обществе возрастает роль школьной дисциплины «Географии», которая на международном уровне признана одним из основных общеобразовательных предметов. Данный предмет синтезирует знания из области естественных и общественных наук. Рассматриваемая наука охватывает всю систему «природа - человек - хозяйство». Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других географических дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики. В масштабе изучения своего региона, идет формирование  географического мышления о развитии малого города. Географические знания должны быть сплетены воедино так, чтобы каждый школьник обладал умением всестороннего пространственного видения мира. На мой взгляд, качество знаний определяется тем, что умеет с ним делать обучаемый (называть, показывать, определять, описывать, объяснять, прогнозировать).

        К сожалению, современное поколение учеников вместо социального общения, предпочитают общение  через компьютер и мобильную связь. Появляется проблема «публичного одиночества», когда многие школьники в присутствии других чувствуют себя изолированными от группы. Учащиеся не умеют размышлять, высказывать свою точку зрения, что необходимо для усвоения географической информации. Современные дети зачастую игнорируют текст учебника при подготовке домашнего задания, поэтому свою основную задачу в обучении географии вижу в том, чтоб обучающиеся достигали необходимого по программе уровня знаний, умений и навыков

именно на уроке. Наиболее эффективным способом в этом плане я считаю организацию познания в форме активной познавательной деятельности.  Для решения данной проблемы мной была апробирована технология коллективно-мыслительной деятельности, автором которой является доктор педагогических наук профессор Виталий Кузьмич Дьяченко. Главная идея данной технологии: учиться вместе, а не просто находиться в одной учебной группе. Усвоение обучающимися определенных способов мышления, которые позволят сформировать у них, требуемую Государственным стандартом систему знаний, умений и навыков.

        Цель:

Формирование процесса социализации личности обучающихся путем внедрения коллективно – мыслительной деятельности на уроках географии.

Для достижения результатов этой цели мною были разработаны задачи

        Задачи:

          - определить совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения обучающимися на каждом уроке в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного  стандарта;

        - разработать систему эффективных методов и приемов коллективно – мыслительной деятельности, направленных на формирование системы знаний, умений и навыков  обучающихся на уроках географии;

        - сформировать познавательную активность обучающихся;

        - разработать систему контроля качества формирования системы знаний, умений и навыков обучающихся на уроках географии.

      Опираясь на собственный педагогический опыт, я пришла к выводу о том, что при выборе ведущих форм деятельности на уроке необходимо опираться на данные подростковой психологии. В соответствии с ними ведущей деятельностью подросткового возраста является общение. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Развитие мыслительных способностей в обучении основывается на применении различных видов общения.

Ученый - педагог И.Б. Первин выделяет четыре уровня коллективно-мыслительной деятельности:

1. Фронтально-коллективный (индивидуальный)

- все учащиеся получают одинаковые задания, идет фронтальная одновременная работа в классе, направленная на достижение общей цели. Например, при проведении игры «Путешествие по карте» один учащийся у доски задает задание всем учащимся класса.

      2. Работа в парах – применяется как прием на различных этапах урока (выполнение упражнения, практической работы, взаимопроверка). Возможен ввод учебного материала с помощью заранее подготовленных ребят.

      3. Межгрупповая. Каждая группа имеет свое задание в общей цели. Используется на уроках обобщения знаний.

      4. Групповая. Каждая группа получает дифференцированные по уровню сложности задания в зависимости от способностей членов группы. Другой

вариант групповой работы, который я применяю на уроках географии, состоит в том, что каждая группа получает определенное задание  и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы, или учителя. Задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать  и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Для  этого я составила карточки самооценки. При завершении выполнения каждого задания обязательно выступление перед остальными группами.

        Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал: «Невежда опасен для общества сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может чего-то и не знать, но он обязательно должен быть умным человеком». С моей точки зрения, стать «умным» может только тот ученик, который успешно прошел процесс социализации. Создание условий для этого  и есть основная цель моей педагогической деятельности.

        На своих уроках применяю различные методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,  исследовательский, частично-поисковый, метод проблемного изложения. Методы сочетаются с приемами.

        Для успешного достижения поставленной цели считаю наиболее эффективным использование приемов развития речи и мышления (кластер, кейс, цепочка слов, синквейн, выбор из группы слов лишнего путем анализа, подбор обобщающего слова для группы понятий путем синтеза, выделение главного), способствующих обогащению словарного запаса географическими терминами,  умению употреблять  их своей речи, говорить грамотно. Большое значение уделяю приемам работы с текстом: установить  причинно-следственные связи, найти закономерности, выделить главное. Не менее важным с моей точки зрения как учителя географии является применение приемов, направленных на усиление коммуникативных свойств речи обучающихся, развитие воображения, внимания, памяти посредством  работы с картой, формирование навыков ориентации в пространстве на уроках – экскурсиях, развитие глазомера.

        За годы своей педагогической деятельности  я убедилась в том, что одни учащиеся не любят устные выступления перед классом, другие хотят быть в центре внимания, третьи самостоятельно занимаются опережающим обучением, интересуются дополнительной литературой по предмету. Руководствуясь этими выводами,  я выделила для себя следующие принципы  работы:

1.  Сочетать индивидуальную работу с фронтальной так, чтобы от результата одного ученика зависел бы результат всего класса. Так,  при опросе домашнего задания можно использовать игру «Непрерывная цепочка»

2.  На уроке обязательно должно происходить сотрудничество и взаимопомощь между учениками.

3.Давать учащимся разноуровневые задания.

4.  Использовать разнообразные темы и задания.

5. Составлять задания так, чтоб дети обязательно имели возможность высказывать свою точку зрения.

6. Большое значение уделять контролю результативности обучения. Например, заполнение листов самооценок или взаимопроверок.

7. Форму урока продумать, так чтобы каждый ребенок  был в центре внимания.

8. Разработать задания так, чтобы была обратная связь, осознанное получение информации от одной группы важно для усвоения знаний другими группами.

9. Внедрить в процесс обучения систему проблемных вопросов, направленные на то, чтобы учащиеся   могли доказывать или опровергать чье-то мнение, то есть умели рассуждать.

10. Исключить жесткую критику  высказываний обучающихся на уроке, создавая комфортные условия для того, чтоб каждый ученик смог выразить свою точку зрения, даже если она будет ошибочной.

        Все указанные методы и приемы коллективно-мыслительной деятельности, направлены на формирование географической грамотности учащихся, которая необходима в современном обществе.

        К сожалению, требовать от всех интереса к предмету географии – дело невыполнимое. Для включения всего класса (коллектива) в работу, я должна детей заинтересовать. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность всех обучающихся, оживляют изучение материала и способствуют его закреплению, открывают возможности для развития у подростков необходимого желания общаться между собой. Мой опыт показывает, что наибольший интерес вызывает составление кроссвордов, ребусов. Среди учащихся устанавливается  атмосфера соревнования. Эффективным средством коллективно-мыслительной деятельности для формирования социальной личности является включение детей в коллективную творческую деятельность. Так на уроках закрепления полученного материала ребята создают плакаты по изученной теме. В данной совместной групповой работе учащиеся должны отразить полученные знания. В завершении работы ученики выступают,  защищая свои плакаты. Главное правило -  работать дружно, весело и вместе, а это и есть главный смысл работы в коллективе. Развивая географическое мышления, можно использовать игры, в том числе ролевые. Большую роль в формировании  мыслительной активизации учащихся я отвожу урокам в нетрадиционной форме.

        Если говорить об оценках, то «двойки» на моих уроках дети получают очень редко. Так как каждый выполняет посильное ему задание и понимает свою ответственность перед группой или классом. Если в классе есть дети «изгои», им предлагается безотметочное выступление, где на каждом уроке он будет накапливать баллы. Позже они суммируются, и через несколько уроков ученик получает оценку.

Анализ результатов данной технологии можно просмотреть в диаграммах о выборе предметов учащимися   9 классов. А так же результаты экзамена в 9 классах

Таким образом, эффективность данной работы я вижу в том, что каждый учит каждого,  на уроке ребенок выступает то в роли ученика, то в роли учителя, все говорят, все общаются. Обучающиеся  «работают на себя и других», поэтому отношение ученика к усвоению материала становится ответственным, происходит сплочение коллектива, то есть учитывается не только образовательный аспект, но и воспитательный. На уроках географии дети понимают, что без элементарных знаний географии современный человек не может обойтись. Школьная география формирует у учащихся комплексное, системное и социально - ориентированное представление о нашей планете, дает знание о том, как живут и хозяйствуют люди  в разных географических условиях, которые живут и развиваются по законам социума.  Социальное воспитание – это забота общества о своем подрастающем поколении.  Активность подростка ищет выхода, поэтому взаимодействие должно быть обменом  действиями.

Свою работу хочу закончить словами философа Б. Шоу: «Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку, и они обменяются ими, то ничего не изменится. Но если собеседники обменяются  идеями, то у каждого  их станет в два раза больше»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мыслительных способностей на уроках географии с помощью проблемного обучения

Изменившееся качество жизни требует от выпускника решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:начинает воспринимать себя по-иному;более полно принимает себя и свои чувства;станови...

Статья "Коллективная мыслительная деятельность-модель саморазвития человека"

Методологическое обоснование экспериментальной работы "Коллективная мыслительная деятельность-модель саморазвития человека»...

"Развитие мыслительных операций на уроках географии" (на примере анализа и синтеза)

Курс школьной географии представляет большие возможности для развития творческого мышления учащихся, поэтому в процессе обучения у учащихся необходимо развивать аналитическое мышление. Исходным в мышл...

Ассоциативные методы коллективной мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания

Использование в границах коллективной мыследеятельности различных приемов активизации мышления и креативного потенциала педагогов превращает ее в эффективное средство решения нестандартных проблем обр...

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Современная школа призвана  формировать у обучающихся  социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответст...

СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.

СТАТЬЯ. Активизация  мыслительной  деятельности  на  уроках  географии и биологии  через  коррекцию  познавательных  интересов  школьников с нарушение...