Технология коллективно-мыслительной деятельности как форма активизации познавательной деятельности учащихся
методическая разработка

Перевозова Виктория Евгеньевна

Ярмарка педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kmd._perevozova.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коллективно-мыслительной деятельности как форма активизации

познавательной деятельности учащихся.

Автор: Перевозова Виктория Евгеньевна.

МБОУ «Щетиновская СОШ».

 Здравствуйте! Я рада присутствовать на «Ярмарке педагогических технологий», и сегодня представляю технологию коллективно-мыслительной деятельности.

Аристотель писал: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше». Для активизации познавательной деятельности  и создания на уроках русского языка и литературы ситуации успеха, о которой всё чаще говорят, использую технологию коллективной мыслительной деятельности, которая заключается в том, что обучение ведется в активном  взаимодействии учащихся с педагогом и между собой с того уровня, на котором находится обучаемый. Это помогает реализовать логическое творческое мышление, повышает интерес к предмету, служит созданию на уроке, как я уже говорила, ситуаций успеха, а также развивает коммуникативные и организаторские способности.

Технологии КМД проводятся в условиях групповой работы, ориентировано на ролевые игры.                   
Роли:
1)  Руководитель (лидер): его роль включает действия направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи. Руководит остальными участниками, отвечает за слаженное совместное выполнение работы. Намечает первичные оценки и недостатки.
2)  Генератор идей: выдвигает и обосновывает основные положения по решению данной проблемы, которая в дальнейшем рассматривается, и если нужно, корректируется остальными участниками.
3)  Оппозиционер – ученик, который выслушивает мнения и выдвигает сои методы или пути решения. Может выдвигать противоположное, даже ошибочное мнение и вместе с другими участниками должен прийти в ходе дискуссии к правильному варианту. 
Руководители групп заранее получают перечень вопросов, которые будут обсуждаться на уроке, распределяют задание между учащимися, обсуждают результаты. Таким образом, на уроке снимается стрессовая ситуация, учащиеся готовы к поиску ответов на поставленные вопросы.
Заранее ученики изучили свои права и правила поведения на уроке.   
 Что должен делать ученик или на что он имеет право?

 Ученик имеет право:
1.  Высказывать любую точку зрения;
2.  отстаивать её убедительной аргументацией;
3.  обязан выслушать и понять другого;
4.  терпимо относиться к другому мнению;
5.  извлекать всё рациональное из чужого мнения;
6.  нести личную ответственность за доверенную ему часть дела.

      Минусы. Организация и проведение урока с использованием КМД требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока, учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. 


Работа учащихся в группах учит их деловому общению, учит анализировать действия одноклассников и свои собственные.
Во-вторых, социальное обоснование коллективной деятельности на уроке народная мудрость выразила в пословице: “Ум – хорошо, а два – лучше”. Поэтому на отдельных уроках или его этапах я предоставляю ученикам возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, спорить, дополнять, исправлять, оценивать друг друга. Совместная работа в коллективе способствует сближению учащихся, улучшению их взаимоотношений.
В-третьих, дидактические возможности коллективной работы на уроке заключаются прежде всего в активизации их познавательной деятельности. Главным в деятельности учащихся является чувство моральной ответственности перед коллективом.
У учащихся, даже слабоуспевающих, появляются успехи в учении, так как в результате взаимопомощи восполняются пробелы их знаний, развивается интерес к предмету.


Коллективная познавательная деятельность предполагает вместо традиционной формы обучения “учитель – ученик” более сложное соотношение “учитель – коллектив – ученик”.


Групповую работу учащихся использую на всех этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении, при повторении, при проверке знаний.

При организации групповой работы придерживаюсь следующих этапов.
Первый этап - ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения.

Второй этап - работа по творческим микрогруппам. На этом этапе, самостоятельно, через общение в микрогруппах, актуализируют (уточняют, проясняют) свою внутреннюю цель, осознавая поставленную педагогом учебную проблему, вырабатывают способ совместной деятельности для её решения. В процессе поиска(реализации цели) вырабатывают и отстаивают свои позиции при общем решении учебной проблемы. На этапе решения проблемы в творческой группе каждый подтягивается до уровня её группового понимания, оно не всегда совпадает с тем решением проблемы, которым владеет педагог (то есть научным).

Третий этап - окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций, выработка общественного мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом. Требованием обоснованной, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному решению учебной проблемы.

Этап контроля знаний включает разные виды и способы – ответы на вопросы в ходе общения, решение ситуаций, применение компьютерных технологий, тестовый контроль знаний, работы методом коллективно-мыслительной деятельности микрогруппами (по 2 ученика).

В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Считаю технологию КМД перспективной, интересной и собираюсь дальше использовать её на своих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».«Интернет пришел в школы России, а ...

ИКТ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С появлением компьютера и мультимедийных  программ по физике появилась возможность часть работ физического практикума для 10-11 класса проводить с использованием ИКТ - технологий.Компьютерн...

ТЕМА: "ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания....

Работа в группах как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся

«…Система современного урока – это педагогика возможностей, а не только реальности. Если исходить из реальности, то нужно объяснить лишь то, что ученик может и должен понять. Если исходить из возможно...

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Современная школа призвана  формировать у обучающихся  социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответст...