Интегрированное обучение ( география и литература)
статья по географии (6 класс) на тему
В новых программах по географии, литературе и других предметах введены специальные разделы о межпредметных связях. Этим положено начало системе использования
межпредметных связей в образовательной и воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_geografii.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по географии учителя ГБОУ СОШ №15
Вигуль Ольги Николаевны
«Интегрированное обучение (география и литература)».
В новых программах по географии, литературе и других предметах введены специальные разделы о межпредметных связях. Этим положено начало, системе использования
межпредметных связях в образовательной и воспитательной работы. Межпредметные связи иногда рассматривают лишь с точки зрения рационализации процесса обучения, экономии сил и времени учащихся, более прочного усвоения школьниками знаний по изучаемым предметам. Между тем основная задача установление межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества.
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена, объективными процессами в современной культуре.
Это, прежде всего тенденция интеграции научных знаний в теоретических исследованиях и в практической деятельности.
Все предметы гуманитарного цикла призваны воспитывать у детей нравственность.
Задача: повысить уровень знаний учащихся путем различных форм внеклассной работы по географии и биологии.
Я выбрала эту тему, потому что с каждым годом внеклассной работы в школе уделяется все больше внимания.
Интересы учащихся чрезвычайно разнообразны и разнесторонны. Они выходят за рамки учебной программы и потому не могут быть удовлетворены лишь работой на уроке.
Внеурочная работа-это очень широкое понятие. Это беседы и лекции, экскурсии и походы, исследование и наблюдения, практические работы в кабинете и на местности, вечера, игры, выставки и т.д.
Внеклассная работа по предмету позволяет раскрыть кругозор учащихся. Я стараюсь направить детей на систематическое изучение статей, изучающих, анализирующих географический материал и материал по биологии.
Распространенной формой внеклассной работы по географии и биологии является чтение и обсуждение дополнительной литературы по темам.
Межпредметные связи
Единству обучения и воспитания, комплексному подходу к воспитанию учащихся в большей мере способствуют межпредметные связи.
Наиболее интересной формой осуществления межпредметных связей является интегрированный урок. «Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких-либо частей». Интегрированный урок – это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме.
Много общего можно найти в географии и литературе. Эти предметы призваны воспитывать у детей нравственность.
Обучение географии необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 11-12-летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.
Изучение начального курса географии направлено на решение его главной задачи – формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку, как уникальному и неповторимому.
Подборка литературных произведений к урокам географии в 6 классе по программе под редакцией И.В. Душиной
Тема урока | Названия произведения | Автор | Источник |
Тема «Введение». Урок 3. Земля-планета Солнечной системы. | «Бежин луг» | И. С. Тургенев | Записки охотника. М. «Художественная литература». 1984 г. Стр. 68. |
Тема «Литосфера». Урок 12. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | «Янтарь». | В. Азаров | Дом по имени Земля. Сборник стихов и рассказов. Л. «Детская литература». 1987 г. Стр. 22. |
Урок 13. Движение земной коры. | «Таинственный остров» | Ж. Верн | Библиотека для детей в 15 томах. Том 6. Санкт-Петербург. Лениздат. 1993 г. |
Урок 14. Рельеф суши. Горы. | «Кавказ». | А. С. Пушкин | Стихотворения. М. «Художественная литература». 1983 г. Стр. 180-181. |
Тема «Атмосфера». Урок 21. Состав и строение атмосферы. | «Свидание». | И. С. Тургенев | Записки охотника. М. «Художественная литература». 1984 г. Стр. 169. |
«Лес и степь». | И. С. Тургенев | Стр. 252. | |
«Туча» | А. С. Пушкин | Стихотворения. М. «Художественная литература». 1983 г. Стр. 232. | |
Урок 25. Погода и климат. | «Малиновая вода». | И. С. Тургенев | Записки охотника. М. «Художественная литература». 1984 г. Стр. 24. |
«Льгов». | Стр. 56. | ||
«Бежин луг» | Стр. 58. | ||
«Не напрасно дули ветры…» | С. Есенин | Стихотворения, поэмы. «Калининградское книжное издательство». 1973 г. Стр. 17. | |
Тема «Влияние природы на жизнь и здоровье человека» Урок 33. Стихийные природные явления. | «Таинственный остров». | Ж. Верн | Библиотека в 15 томах. Том 6. Санкт-Петербург. Лениздат. 1993 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок географии и литературы по теме: « Кавказ подо мною» в 8 классе
Интегрированный урок географии и литературы по теме:« Кавказ подо мною» в 8 классе. Цель урока: 1)сформировать представления о природе Кавказа, используя не только учебник географии, карты ...
Интегрированный урок географии и литературы "Топонимика в «Словаре живого Великорусского языка» В.И.Даля"
Цель урока: формирование лингвистического анализа публицистического текста через работу с топонимами; способствовать развитию умений работы с картой и со словарями в системе он-лайн; развивать ...
Презентация к открытому интегрированному уроку (география и литература)"Внутренние воды.Реки."
Использование данной презентации позволит получить учащимся представление о реках не только с точки зрения географа,но и увидеть объект глазами художников и поэтов....
Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...
Интегрированное обучение на уроках литературы ( из опыта работы)
В статье рассматриваются примеры использования приемов интегрированного обучения на уроках литературы в средней и старшей школе....
«Применение технологии интегрированного обучения на уроках литературы»
•Актуальность обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению и воспитанию школьника, в связи с предъявляющимися новыми требованиями к выпускнику школы, готовому к дальнейш...
Интегрированный урок географии и литературы по теме "Народные промыслы Центральной России" 9 класс
Работа хороша, если в ней польза и душа.Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Ра...