«Применение технологии интегрированного обучения на уроках литературы»
консультация на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению и воспитанию школьника, в связи с предъявляющимися новыми требованиями к выпускнику школы, готовому к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике, с развитыми социальными компетенциями и гражданскими установками. Система российского образования явно морально устарела и требует новых решений. Мотивация ее выбора Поиск способов создания свободной творческой обстановки, мотивации, вовлечения всех участников образовательного процесса в лично значимую общую осознанную работу, посредством чего происходит интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков.
Цель: преобразовать процесс обучения анализу литературного произведения на основе инновационного подхода использования технологии интегрированного обучения в аспекте интенсификации познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков. Задачи: 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в области педагогики с целью выявления степени ее проработанности, уточнения содержания понятий, проблем, значимости для практики работы учителя, осуществления систематизации теоретических представлений в области теории технологии интегрированного обучения и др. 2. Осуществить преобразование обучения анализу литературного произведения посредством развития у учащихся литературных способностей на основе подхода межпредметной интеграции. 3. Разработать систему организационных и педагогических условий реализации межпредметной интеграции в процессе обучения анализу литературного произведения.
Современные проблемы образования обусловливают необходимость интеграции разнопредметных знаний. Недостатки традиционной системы образования: предметы между собой слабо взаимосвязаны; невозможно бесконечно наращивать число предметов, составляющих содержание образования; постоянная смена учебных предметов в течение дня не способствует углубленному запоминанию материала, так как требует частого переключения внимания от одного предмета к другому постоянная смена учебных предметов в течение дня не способствует углубленному запоминанию материала, так как требует частого переключения внимания от одного предмета к другому; Недостаточная ценностная ориентация учащихся на учебные дисциплины, на изучение которых отводится не более одного часа в неделю; современная наука имеет тенденцию интеграции различных областей знаний; современные тенденции развития педагогической науки и практики
В традиционной модели обучения школьников ученые и методисты отмечают причины, препятствующие формированию целостного восприятия картины мира. Снять противоречие можно только при интегрированном подходе к преподаванию предметов гуманитарного и естественно-научного циклов. Проблема: аддитивность знаний, неумение применять полученные знания в новой ситуации, устанавливать необходимые связи, использовать способы деятельности одних предметов при изучении других, перегруженность учебных программ переутомление учащихся; угасание их интереса к предметам школьной программы
Интеграция учебного материала помогает решать задачи управления процессом обучения вообще и познавательной деятельностью учащихся в особенности Три этапа интегрированного обучения : 1)вводно-ознакомительный; 2) углубление и расширение знаний обучающихся и развитие интеллектуальных и творческих способностей ; 3) Систематизация и обобщение полученных ранее знаний, подведение итогов усвоения программных материалов, коллективная рефлексия
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат 1. Фаза вызова Сформировать интерес к теме урока, актуализация имеющихся знаний Стимулирует познавательную деятельность учащихся. Для этого используются следующие приемы: формулировка проблемных вопросов, использование интересных фактов, знакомство с существующими гипотезами, демонстрация репродукций, видеофильмов и т.п. Вспоминают известную им информацию, воспринимают новую информацию, осмысливают проблему, формулируют вопросы Устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания 2. Фаза осмысления Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями, развитие познавательных умений, проживание ситуации, формирование ценностных отношений к изучаемым событиям Знакомит с новой информацией, формулирует наводящие и проблемные вопросы, осуществляет организацию группового размышления, формулирует задачи Работают с различными источниками информации, анализируют информацию, выдвигают собственные гипотезы, обсуждают вопросы, задают собственные вопросы, решают задачи, представляют результаты коллективного обсуждения. Создают логические и структурные схемы и таблицы Приобретение новых знаний, развитие познавательных навыков, формирование ценностных установок 3. Фаза обобщения и рефлексии Обобщение и систематизация знаний, рефлексия Формулирует вопросы, способствующие обобщению и систематизации знаний. Задает вопросы в процессе рефлексии Обобщают и систематизируют полученные знания. Осуществляют рефлексию собственной учебной Деятельности Обобщенные и систематизированные знания. Рефлексия учебной деятельности, ее результатов. Самооценка Технологическая карта интегрированного урока
Этапы Процедуры Результаты этапа Подготовительный 1. Организация творческой группы 2. Планирование: а) определение темы урока, его места и роли в системе уроков б) определение даты и времени проведения урока 3. Конструирование содержания урока: а) разработка концепции урока; б) самостоятельный поиск материала и разработка содержания модулей урока; г) разработка сценария урока 4. Репетиции Творческая группа, готовая к разработке и проведению урока Сформулированная тема урока. Выявленные роль и место урока в системе уроков Согласованные дата и время проведения урока Видение структуры и содержания урока Содержание модуля урока Готовый сценарий урока (развернутый план-конспект) Согласование действий в ходе урока, отработка его наиболее сложных элементов Исполнительский 1. Фаза вызова. 2. Основная часть. 3. Заключительная часть Мотивация учащихся Обсуждение вопросов урока Выводы по уроку Рефлексивный Анализ организации, хода и результатов урока Видение положительных и отрицательных сторон работы творческой группы Технология подготовки и проведения интегрированного урока
Реализация технологии интегрированного обучения позволяет сформировать у ученика: - целостное и системное видение и понимание мира; -плодотворно развивать критическое мышление; -формировать креативность; -развивать эмоционально-ценностную сферу; -успешно овладевать различными способами деятельности. Задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Проблемы обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
В настоящее время существует тенденция увеличения числа детей с ОВЗ. Уже существующие учреждения рискуют «накрениться» в сторону коррекционного образовательного учреждения. Организация совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ требует принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения. Несмотря на готовность нашей школы меняться, развитие инклюзивной практики образования все же требует изменений в самой системе, которые могут занять длительное время. В первую очередь - это изменения в профессиональном мышлении и сознании людей, в психологии учителя, а также в экономических и финансовых основаниях функционирования всей системы.
Необходима профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход. Педагоги массовой школы должны научиться работать с разными детьми и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. Имеющийся в отечественном образовании опыт специального и интегрированного образования и технологический опыт психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса являются основой развития инклюзивного подхода в образовании.
Нельзя оставлять без внимания позицию родителей, которая в современных условиях требует изменений, так как в процессе развития инклюзивного подхода в образовании им предстоит проявлять все большую самостоятельность и активность в вопросах определения образовательной траектории ребенка с ОВЗ, стать партнерами по отношению к школе, научиться осознавать и их ответственность за образовательный результат.
Обучение детей с ОВЗ совместно с другими детьми призвано учить здоровых детей толерантному отношению не только к различиям по национальности или по цвету кожи, но и по уровню физического развития или здоровья, понимать право каждого на равные возможности для развития и жизни.
В современных условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностям и возможностям детей с ОВЗ. Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое условие эффективности инклюзивного обучения.
Процесс развития инклюзивного образования наполнен массой противоречий и проблем.
Инклюзивное образование является дорогостоящим проектом, который должен предусматривать одновременно с созданием специальной образовательной среды в массовой школе сохранение существующей системы специального образования, улучшения его материальных условий за счет определенной разгрузки (уменьшение числа учащихся, приходящихся на одного учителя). Такой способ экономии средств в образовании за счет перемещения учащихся с особыми образовательными потребностями в массовую школу приведет к закрытию подавляющего большинства учреждений специального образования. Материально-техническое оснащение обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах все еще оставляет желать лучшего, в частности, не во всех учреждениях имеется достаточное количество учебных пособий для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
В целях обеспечения полноценного развития и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, освоения ими программы обучения, важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии становление системы инклюзивного образования
требует перестройки образования на всех уровнях.
Артамонова С.А., учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ №21 им. Героя Советского Союза А.П. Долгова
г.о. Чапаевск Самарской области.
Предварительный просмотр:
Вопросы внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
2слайд
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Право на образование имеет каждый ребенок, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.
Статья 24. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.
Образование должно быть направлено на:
- развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
- доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
- предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения программа коррекционной работы должна быть направлена на создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
3 слайд
В 2015-2016 учебном году на территории, подведомственной Юго-Западному управлению МОиН СО:
Получают дошкольное образование 1339 детей с ОВЗ (819 детей с ОВЗ в г.о. Чапаевск) ,
из них 20 детей-инвалидов (7 детей-инвалидов в г.о. Чапаевск).
Обучаются в ОО 751 ( 202 чел. – в г.о. Чапаевск)
детей с ОВЗ,из них 204 человека (84 –в г.о. Чапаевск) - дети- инвалиды
42 ОО (10 ОО в г.о. Чапаевск) обучают детей с ОВЗ дошкольного возраста
70 ОО (13 ОО в г.о. Чапаевск) обучают детей с ОВЗ школьного возраста
Количество ОО, имеющих :
- специальные (коррекционные) классы – 1 (г.о. Чапаевск)
- обучающих детей с ОВЗ интегрировано - 35 (5 в г.о. Чапаевск)
- обучающих детей с ОВЗ в индивидуальной форме - 70 (13 в г.о. Чапаевск)
4 слайд
Детей, обучающихся в специальных классах СКОУ – 302 чел. (132 –в г.о.Чапаевск), обучающихся в специальных классах ОУ школы-интерната – 75 чел. (г.о.Чапаевск), индивидуально на дому – 512 человек (116 – в г.о. Чапаевск), из них – с использованием дистанционных технологий – 20 чел (6 –г.о. Чапаевск), интегрировано- 259 чел.(50 – в г.о. Чапаевск)
5 слайд
Распределение учащихся с ОВЗ по нозологиям
Юго-Западный округ
Дети с ОВЗ | Кол-во детей по видам нарушений |
1 | Ю-З округ/Чапаевск |
ЗПР | 821/407 |
УО | 337/111 |
Слабослышащие | 9/6 |
Слабовидящие | 4/3 |
ТНР | 1097/660 |
НОДА | 16/12 |
РАС | 4/4 |
Сложный дефект | 2/1 |
Итого | 2290 |
6слайд
В рамках реализации «Дорожной карты» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ) и федеральный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС УО) применяется к правоотношениям, которые возникают с 1 сентября 2016г. Это предопределяет следующую последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО:
2016/17 уч. год – 1 классы,
2017/18 уч. год – 1 и 2 классы,
2018/19 уч. год – 1, 2 и 3 классы,
2019/20 уч. год – 1, 2, 3 и 4 классы.
7 слайд
Согласно концепции ФГОС в стандартах закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ и УО.
Вариант Нарушение | цензовые | нецензовые | |||
ФГОС ОВЗ | Глухота | 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 |
Тугоухость | 2.1 | 2.2 | 2.3 | ||
Слепота | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | |
Слабовидение | 4.1 | 4.2 | 4.3 | ||
ТНР | 5.1 | 5.2 | |||
НОДА | 6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | |
ЗПР | 7.1 | 7.2 | |||
РАС | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 8.4 | |
ФГОС УО | Легкая / умеренная | 1 | |||
Умеренная / тяжелая / ТМНР | 2 |
8 слайд
В структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции».
- «Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
- «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ.
- Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
- Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися с обучающихся с ОВЗ компонентом жизненной компетенции.
Соотношение данных компонентов, воплощается в определении в Стандарте трех -четырех вариантов образовательной программы, которые предполагают увеличение удельного веса компонента жизненной компетентности от первого варианта к четвертому при – соответственно - уменьшении удельного веса академического компонента, а также – в случае необходимости – пролонгирование календарных сроков обучения.
9 слайд
Реализация вариантов образовательных программ предполагает создание на основе Стандарта адаптированных образовательных Программ, которые при
необходимости индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся.
В 2016-2017 учебном году предполагается работа по учебным планам для обучающихся с ОВЗ 1-х классов на основе ФГОС НОО ОВЗ (варианты с 1 по 4) в соответствии с рекомендованной АООП, коррекционная область является обязательной.
Для обучающихся с ОВЗ 2-9-х классов- на основе ФГОС НОО и ФГОС ООО в соответствии с рекомендованной АОП, ведение коррекционных занятий предполагается в рамках внеурочной деятельности.
10 слайд
Для обучающихся с УО 1-х классов в 2016-2017 учебном году предполагается работа по учебным планам на основе ФГОС О УО (варианты с 1 и 2) в соответствии с рекомендованной АООП, коррекционная область является обязательной.
Для обучающихся с ОВЗ 2-9-х классов- на основе Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся ,воспитанников с отклонениями в развитии.
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА (для детей-инвалидов
) в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО
11 слайд
Примерный недельный учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью. 1 – 4 классы
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||
I | II | III | IV | 1 класс ГБОУ ООШ №21 | ||
1. Язык и речевая практика | 1.1 Речь и альтернативная коммуникация | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
2. Математика | 2.1.Математические представления | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
3. Окружающий мир | 3.1 Окружающий природный мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
3.2 Человек | 3 | 3 | 2 | 2 | 2,5 | |
3.3 Домоводство | - | - | 3 | 3 | - | |
3.4. Окружающий социальный мир | 1 | 1 | 2 | 2 | 0,5 | |
4. Искусство | 4.1 Музыка и движение | 2 | 2 | 2 | 2 | - |
4.2 Изобразительная деятельность | 3 | 3 | 3 | 3 | - | |
5. Физическая культура | 5.1 Адаптивная физкультура | 2 | 2 | 2 | 2 | - |
6. Технологии | 6.1 Профильный труд | - | - | - | - | - |
7. Коррекционно-развивающие занятия | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Итого | 20 | 20 | 22 | 22 | 10 |
12 слайд
Организация образования обучающихся с ОВЗ
Основанием для смены образовательного маршрута является неудовлетворительное освоение обучающимся с ОВЗ рекомендованной АООП
Стандарт предусматривает пролонгированные сроки начальной ступени образования/обучения. Образовательная организация самостоятельно решает вопрос о продолжительности ступени начального общего образования (от 4 до 6 лет). Увеличение продолжительности возможно за счет введения подготовительного или 1 дополнительного класса (в зависимости от варианта АООП), цель которого направлена на решение диагностико-пропедевтических задач.
13 слайд
Адаптированная основная общеобразовательная программа образовательной организации:
- Разрабатывается на основе соответствующей Пр АООП (http://fgosreestr.ru/)
- Может содержать несколько вариантов (например, 7.1 и 7.2), несколько учебных планов
- Разрабатывается и утверждается ОО
14слайд
АООП может включать блоки:
- целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения
АООП, система оценки достижений в освоении АООП);
- содержательный (отдельные программы);
- организационный (учебный план, план внеурочной работы, система
условий реализации АООП).
15 слайд
В примерную структуру рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов включается:
- пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели обучения и/или коррекции нарушений развития с учетом специфики учебного предмета и/или коррекционного курса;
- предметные (для учебных предметов) и личностные (для коррекционных курсов) планируемые результаты;
- содержание учебного предмета, коррекционного курса;
- календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
СИПР разрабатывается для обучающихся по вариантам ФГОС НОО ОВЗ: 1.4, 3.4, 6.4, 8.4 и ФГОС О у/о: вариант 2, а также по другим вариантам ФГОС по рекомендации ПМПК.
Структура СИПР обозначена во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
- Слайд
Внедрение ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ требует совершенствования нормативно-правовой базы (приказов и локальных актов).
Примерный перечень приказов по образовательному учреждению:
- о создании в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
- об утверждении адаптированной(ых) основной образовательной(ых) программ;
- об утверждении программы внеурочной деятельности, включающей в себя коррекционные курсы, курсы дополнительного образования;
- об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;
- об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.
- слайд
Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, которые должны быть разработаны или переработаны:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа ОУ (в соответствии с контингентом обучающихся с ОВЗ) http://fgosreestr.ru/
- Положение «Об организации обучения детей с ОВЗ»,
- Положение о стимулирующей части фонда оплаты труда работников ОУ, отражающие результативность внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО и качества образовательных услуг, оказываемых обучающимся с ОВЗ
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ОУ
- Положение о специальной индивидуальной программе развития для обучающихся с ТМНР в ОО
- Положение о рабочих программ отдельных учебных предметов, коррекционных курсов, курсов дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности
- Положение о сетевом взаимодействии образовательной организации с организациями, осуществляющими сопровождение детей с ОВЗ и детей - инвалидов
- Положение об осуществлении внутреннего мониторинга качества образования
- Договор Оу с родителями детей с ОВЗ
- Договор о взаимодействии ПМПК и ОО
Все руководители, специалисты и педагоги должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) в области специальной педагогики и психологии организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О УО, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.
При необходимости в процессе реализации ФГОС НОО ОВЗ ФГОС О УО возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого ПМПК для обучающихся ОВЗ.
Кроме того, образовательная организация может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
- слайд
Для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, требования дополняется индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА) инвалида в части создания специальных условий получения образования
ИПРА детей-инвалидов
Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 № 419-ФЗ
Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Вопросы разработки и реализации ИПРА регулируются Приказом Минтруда России №528н от 31 июля 2015 г., порядок предоставления информации об исполнении мероприятий, возложенных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы - Приказом Минтруда России №723н от 15.10.2015 г.
В ИПРА для детей с инвалидностью добавлен раздел “Психолого-педагогическая реабилитация”. Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:
1. рекомендации по условиям организации обучения;
2. психологическую помощь, оказываемую в образовательной организации;
3. профессиональную ориентацию, оказываемую в образовательной организации.
С 01.01.2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 № 723н, который утверждает формы и порядок предоставления информации об исполнении мероприятий, предписанных индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.
- слайд
ИПРА из ФКУ ГБ МСЭ поступает в Министерство образования Самарской области, которое в свою очередь, на следующий день передает выписку из ИПРА в Управление образования. В течение 2-х рабочих дней управление образования организует работу по взаимодействию с родителями ребенка-инвалида в целях определения индивидуального образовательного маршрута. Управление образования направляет выписку из ИПРА в конкретную муниципальную образовательную организацию для организации обучения ребенка-инвалида и оказания ему психологической помощи.
Комплексную диагностику ребенка с особыми образовательными потребностями осуществляет ПМПК (с согласия родителей). Определяет зоны ближайшего развития ребенка (какую часть учебной работы он может выполнять самостоятельно, а где нужна помощь и каковы объемы помощи).
По итогам комплексной диагностики в образовательном учреждении совместно с родителями разрабатывают ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут (план) ученика с ОВЗ.
Уведомление бюро МСЭ о выполненных мероприятиях по психолого-педагогической реабилитации и абилитации будет осуществляться в обратном порядке: образовательная организация (Заполнение бланка «Информация об исполнении ИПРА» /Форма в Приказе №723н/) – управление образования – министерство образования.
Образовательная организация:
- назначает ответственное лицо за организацию обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (статус – не ниже завуча);
- Исполняет мероприятия по психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида:
на каждого ребенка-инвалида создается дело, где хранятся все документы, касающиеся организации обучения (выписка из ИПРА, заключение ПМПК, медицинские справки об организации обучения на дому, о наличии противопоказаний к тому или иному виду деятельности, индивидуальный учебный план, индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения, индивидуальное расписание, отказы родителей от предоставления тех или иных услуг и т.д.).
Необходимо обеспечить конфиденциальность вышеупомянутых документов в соответствии с законом о защите персональных данных, т.е. хранить только в сейфе, при обмене информацией пользоваться защищенными каналами связи или осуществлять передачу информации на бумажных носителях;
ОО организует работу ПМП консилиума, который разрабатывает индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ (может включать диагностические процедуры, консультирование родителей, индивидуальные занятия с ребенком, групповые занятия коррекционно-развивающей направленности);
при необходимости привлекает дополнительные ресурсы для реализации мероприятий, рекомендованных ИПРА;
обеспечивает выполнение и контроль мероприятий (школьная документация должна отражать выполнение предписанных ИПРА мероприятий: коррекционный раздел основных образовательных программ, адаптированные образовательные программы, учебные планы, в т.ч. индивидуальные, классный журнал, журналы проведения индивидуальных и групповых занятий; журнал проведенных консультаций, индивидуальные планы сопровождения).
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающегося с ОВЗ или умственной отсталостью осуществляется постоянно, круглогодично. Это еще раз подтверждает необходимость назначить в образовательной организации ответственного за организацию обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (завуч по инклюзии), который будет осуществлять координацию деятельности всех участников образовательных отношений.
20 слайд
Дополнительная информация:
Институт проблем инклюзивного образования МГППУ: http://inclusive-edu.ru/
Институт специального образования и комплексной реабилитации МГПУ:
http://www.mgpu.ru/subdivision.
Государственный педагогический университет им. Герцена: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
http://www.rosmintrud.ru/ - ИПРА
- http://www.ranepa.ru/ (Российская академия народного хозяйства и госслужбы, серия вебинаров по ФГОС ОВЗ)
- http://fgosreestr.ru/ (Реестр примерных программ)
- http://ria.ru/ - информационный портал для родителей
ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
ГБУ ДПО СО «Центр специального образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии дифференцированного обучения на уроках литературы
Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы актуально в современной школе, так как главная цель, которая определена в нормативном документе (Федеральном комп...
Применение технологии проектного обучения на уроках Искусства (МХК), литературы
Материал представляет собой отчёт о применении на занятиях дисциплин "Искусство (МХК)", "Литература" технологии проектного обучения (метода проектов)....
Применение технологии проблемного обучения на уроках литературы: И.С.Тургенев «Отцы и дети» А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Методические наработки...
Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность, г...
Мастер - класс " Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках"
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных...
О применении технологии диалогового обучения на уроках русского языка и литературы
Работа представляет преимущества и достоинства технологии диалогового обучения, позволяющей существенно активизировать учебный процесс, сфлрмировать важнейшие коммуникативные и личностные УУД об...
Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»
В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности....