Открытый урок по теме "Астероиды. Кометы"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Урок природоведения для 5класса .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_prirodovedeniya_v_5_klasse_na_temu-_ast.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»
Цель: создать условия для формирования у учащихся знаний о небесных телах: астероидах, кометах;
Задачи:
- формирование системы знаний о Вселенной, и небесных телах.
- развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать аналитико-синтетические способности учащихся;
- формировать интерес к предмету, воспитывать аккуратность и трудолюбие через аккуратное выполнение записей в тетрадях.
Тип урока (по ведущей дидактической цели): комбинированный
Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации.
- Организационный момент
- Актуализация ранее изученного материала
Ребята, сегодня мы продолжаем открывать с вами тайны Вселенной. Многое нам уже известно, но еще больше предстоит узнать, и я предлагаю отгадать несколько загадок о небесных телах, входящих в её состав:
1) Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает. (Солнце)
2) Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. (Планеты)
3) Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней. (Меркурий)
4) Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету. (Венера)
5) На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (Земля)
6) То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной. (Луна)
7) Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете. (Марс)
8) Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку. (Юпитер)
11) Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли. (Сатурн)
12) Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку. (Уран)
13) На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима. (Нептун)
У: А теперь назовите первые 4 планеты от Солнца и скажите, что их объединяет.? (Земная группа)
Учитель природоведения: Слайд 1.
У: Что объединяет такие планеты, как Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун? (К какой группе относятся эти планеты?) Слайд 2
(в ходе ответов раздаются смайлы, учащийся набравший более 5 смайлов- получает оценку «5».)
- Изучение нового материала.
У: Мы изучили такие важные небесные тела как планеты и их спутники, какие ещё небесные тела входят в состав Солнечной системы? (Астероиды, кометы, метеоры, метеориты)
Тема урока: Астероиды. Кометы. (слайд 1)
Астероиды
1 января 1801 года итальянский астроном Джузеппе Пиацци в свой телескоп обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как планета, оно не испускало свет, но было намного меньшего размера, чем известные планеты. Оно и подобные ему тела были названы астероиды. Это небесные тела неправильной формы диаметром от одного до нескольких десятков километров. Астероиды – это не звезды. Как и планеты, они не испускают собственного света и обращаются вокруг Солнца. Поэтому их называют малыми планетами.(слайд 2)
Давайте запишем определение (Слайд 3)
В настоящее время обнаружено более 5 тысяч астероидов. И большинство из них находятся между орбитами Юпитера и Марса. Это скопление называют – поясом астероидов.(слайд 4)
Происхождение астероидов еще не выяснено. Предполагают, что это остатки вещества, из которого когда-то образовались планеты Солнечной системы.
Учебник стр. 46 Сравнительные размеры крупнейших астероидов. Назовите их. (слайд 5)
Исторически сложилось, что все астероиды носят женские имена, и им присваивается номер который обозначает местоположение в солнечной системе. Один из крупнейших астероидов солнечной системы носит название Церера – открыт он в 1915году,он имеет почти сферическую форму как и планеты и всего в раз 5 меньше Луны.(слайд 6)
Если вы любите смотреть фантастические фильмы, возможно, вам знаком сценарий столкновение нашей планеты с астероидом. Да это возможно. (слайд 7)
31 марта 2011 года, мимо Земли, на расстоянии всего 6500 километров над землей пролетел другой астероид. Объект, под номером 2004 FU162, который достигал 5-10 метров в поперечнике, сгорел бы, взорвавшись как огненный шар, если бы он врезался в атмосферу Земли.
Проблема в том, что астрономы не его обнаружили только после прохождения этого астероида мимо Земли. Ученые ошиблись в расчетах орбиты астероида на целых 20 градусов из-за воздействия гравитации Земли.
Предыдущий рекорд, сближения астероида с Землей, был отмечен 18 марта 2011 года. Объект под номером 2004 FH, пролетел мимо Земли на расстоянии примерно 40 тысяч километров. Это был астероид большего размера (около 30 метров в диаметре). Астероид такого размера при вхождении в атмосферу способен произвести взрыв, эквивалентный взрыву одной мегатонны тротила.
Подведем итог: Что мы узнали о астероидах. (слайд 8)
Неправильной формы Астероиды Не испускают света
Обращаются вокруг Солнца Малые планеты
Физ-минутка:
Сегодня в космос полетели встали сели встали сели, на планете приземлились, низко к грунту наклонились. Ничего там не нашли потянулись и ушли.
Попробуйте определить с каким следующие небесные телом мы? (Слайд 9)
У: На ночном небе, среди привычных фигур созвездий вдруг появляется яркая новая звезда, окруженная туманной оболочкой и украшенная длинным серебристым хвостом. От ночи к ночи она медленно движется, меняет свой внешний вид. Просияв несколько недель или дней, слабеет и пропадает среди звезд или исчезает в лучах Солнца. Это конечно не звезда, а яркая … комета. Люди замечали их с незапамятных времен - летописи, исторические хроники, устные сказания донесли до нас сведения об их появлении на небе в самых разных сторонах света. Яркие кометы - это редкое событие - они появляются три-четыре раза в столетие. Издавна кометы пугали людей. Их считали предвестниками различных бед, таких как эпидемии, голод, войны. Сейчас мы знаем, что кометы – это часть Солнечной системы.
(Слайд 10). Кометы
Эти небесные тела получили свое название от греческого слова «кометес», что означает «волосатая». (Слайд 11)
Главная часть кометы – ядро. Состоит из льда, замерзших газов и твердых частиц разных веществ. По мере приближения к Солнцу, ядро нагревается и его вещества начинаются испаряться. Вокруг ядра образуется оболочка, появляется длинный хвост (слайд 12). Он может вытягиваться на миллионы километров и всегда направлен в сторону Солнца.
Со временем под действием солнечного тепла многие кометы полностью разрушаются.
Посмотрите в учебник и зарисуйте строение кометы стр. 43(слайд 13)
Комета Галлея — самая старая периодическая комета. Она наблюдалась 31 раз, причём первый раз — в 446 до н. э. Комета Галлея обращается вокруг Солнца с периодом около 76 лет. (слайд №14) приближается к Солнцу за один виток она обтаивает на 200 метров. В следующий раз она появится над Землей в 2061 г.
Крупнейшие кометы конца 20 - начала 21 века - Хейла Боппа (слайд №15.16) , Ричарда Уэста. Бывают случаи когда кометы сталкиваются с планетами, (слайд 17).
Насколько часто угрожающие Земле астероиды и кометы сталкиваются с ней. Специалисты НАСА рассчитали, что объекты в диаметре 100-200 метров, сталкиваются с Землей с периодичностью раз в 700-1000 лет. Объект такого размера взорвался в атмосфере Земли в 1908 году, в районе реки Подкаменная Тунгуска. Более крупные астероиды сталкивались с Землей в прошлом несколько раз, и, конечно, когда-то нам предстоит пережить это снова.
Столкновение кометы с Землей в 22 веке
Что касается объектов ECC категории (кометы, пересекающие орбиту Земли), то опасение вызывает комета 15Р/Финлея, которая приблизится к нашей планете 27 октября 2060 на расстояние в 150 тысяч километров. В 1993 году астрофизик Брайан Марсден объявил, что столкновения кометы Свифта-Туттля с Землей высока в 22-м веке. Предполагаемая дата сближения Земли с этой кометой произойдет 11 июля 2126 года, а 14 августа комета будет находиться на минимальном расстоянии от нашей планеты.
Если какое-либо событие (столкновение с другим объектом) за полтора века изменит траекторию движения кометы Свифта-Туттля, она мог поразить планету с силой, эквивалентной взрыву бомбы до 100 млн. мегатонн в тротиловом эквиваленте.
5. Закрепление. Рефлексия .(слайд 18)
Выполнение заданий по карточкам (дифференцированная форма контроля, на первом месте № варианта, на втором - сложность)
Малые тела Солнечной системы 1 - 1
|
Малые тела Солнечной системы 2 - 1
|
Ответы:
МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 1 - 1 | |
1. | Паллада – 538 км, Веста – 526 км, Гигия – 450 км. Церера не является астероидом, с 2006 года она отнесена к карликовым планетам. |
2 | Комета Галлея период Т = 76лет, кометы движутся по вытянутым орбитам. |
МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 2 - 1 | |
1. | Между орбитами Марса и Юпитера – главный пояс астероидов, за орбитой Нептуна – пояс Койпера. |
2. | Истинный размер хвоста зависит от расстояния кометы до Солнца, видимый размер хвоста еще зависит от расстояния кометы до Земли. Комета движется на фоне неподвижных звёзд. |
3 | Астероиды имеют малую массу и не могут удержать атмосферу. |
6. Домашнее задание: с. 45-46, сообщения о Солнце, созвездиях.
Самоанализ открытого урока по теме «Астероиды, кометы».
Учитель: Ульянова Анна Викторовна
Дата: 13.10.2014г
На уроке присутствовали: зам. директора по учебной работе Степанова С.И.; зам. директора начальной школы Гераськина Т.А.; зам. директора по воспитательной работе Ненашева Е.С.; учителя начальной школы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации.
Цель: создать условия для формирования у учащихся знаний о небесных телах: астероидах, кометах;
Задачи:
- формирование системы знаний о Вселенной, и небесных телах.
- развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать аналитико-синтетические способности учащихся;
- формировать интерес к предмету, воспитывать аккуратность и трудолюбие через аккуратное выполнение записей в тетрадях.
Выбор структуры урока был сделан соответственно типу урока.
Этапы урока закрепления знаний:
- Организационный. (приветствие, совместное определение темы и цели урока.).
- Проверка домашнего задания. (опрос в игровой форме)
- Сообщение темы и целей урока
- Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала (или к предстоящей работе). Фронтальный опрос.
- Новый материал
- Физминутка.
- Проверка понимания учащимися нового материала.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
На уроке использовала такие методы обучения .
По характеру познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
По источнику знаний:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- работа с книгой.
По способу организации работы (методы управления:)
- работа под непосредственным руководством учителя;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Стимулирующие методы:
- метод поощрения;
- взаимный контроль;
Всю работу на уроке я планировала, учитывая психологические особенности класса. В данном классе дети работают активно, но есть проблемы в умении слушать друг друга и фронтальном взаимодействии. Так же дети испытывают сложность в работе в группах. Учитывая эти данные и хорошее освоение прошлых тем раздела, мной были сформированы цель и задачи урока.
На первом этапе произошло приветствие, совместное определение темы и цели урока. Опрос домашнего задания проводился в игровой форме. При опросе активизировалось внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров.
Изложение нового материала давалось в форме беседы с созданием проблемных ситуаций; обращением к жизненному опыту учащихся, а также демонстрация презентации и записью материала на доске в форме схем и таблиц.
Первичное закрепление стимулировало мыслительную деятельность учащихся, закрепление нового материала проводилось параллельно с сообщением новых знаний, после каждого фрагмента нового материала, мной задавался ряд проблемных ситуаций - которые способствовали закреплению материала.
В ходе урока были учтены здоровье-сберегающие технологии – проведена физ. минутка, связанная с темой урока.
Домашнее задание записывалось доске. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время.
Думаю, удалось обеспечить высокую работоспособность учащихся в течении всего урока благодаря смене видов деятельности, своевременно использованной физ. минутки и включение игровых моментов. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная. На уроке мне удалось реализовать поставленные цели и задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект открытого урока природоведения в 5 классе на тему: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»
Конспект открытого урока природоведения в 5 классе на тему: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...