Урок географии в 6 классе по теме "Степи и саванны"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок проводится в 6 классе по учебнику А.А. Лобжанидзе УМК "Сферы" с использованием ИКТ. Разнообразные методы позволяют достичь высоких результатов учащихся, поддерживают интерес учащихся к изучаемой теме и предмету в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_6_klasse_po_teme_stepi_i_savanny.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок проводится в 6-м классе с использованием ИКТ. Он насыщен разнообразными методами, которые позволяют достичь высоких результатов учащихся.
Конспект урока «Степи и саванны».
Урок географии в 6-м классе по учебнику А.А. Лобжанидзе "Сфера" .
Цель:
Сформировать у учащихся образ природных зон степей и саванн.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- сформировать представление об отличительных особенностях природных условий природных зон степей, лесостепей, саванн;
- закрепить знания на конкретных примерах о компонентах, составляющих природный комплекс, их соотношениях и закономерных взаимодействиях;
- сформировать у учащихся представление о хозяйственном значении и экологических проблемах зоны степей, лесостепей и саванн.
2. Развивающие:
- научить выявлять особенности ПЗ (степей, лесостепей и саванн);
- продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение работать с учебником, картой, атласом.
3.Воспитательные:
- развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Методы и приемы:
- словесный (рассказ учителя, сообщения учеников, беседа);
- наглядный (компьютерный);
- частично-поисковый и исследовательский;
- работа в группах.
Тип урока: Изучение нового материала.
Средства обучения: учебник А.А. Лобжанидзе “Планета Земля”, атлас “Планета Земля”, карта “Природные зоны России”, электронный учебник; презентация к уроку, мультимедиа проектор, раздаточный материал.
Форма урока: Урок с использованием ИКТ.
Оборудование: Экран, проектор.
Основные термины и понятия: степи, лесостепи, саванны.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке
Мы будем наблюдать и сравнивать.
Мы будем слушать и слышать учителя,
И друг друга.
Будем работать аккуратно и быстро.
На уроке мы очень внимательны.
Мы легко справимся с любым заданием.
Я верю, что вы все любите географию и на мои вопросы ответите абсолютно верно.
2. Актуализация знаний.
Работа с понятиями.
На экране:
пустыня
тундра
лесостепь
степь
тайга
-Как вы считаете, почему эти понятия определены в одну группу? (Это природные зоны)
-Что мы называем природными зонами? (Это крупный ПК, имеющий свой температурный режим и увлажнение, определяющий растительный и животный мир)
-Давайте вспомним, все что уже знаем о природных зонах
Перекличка природных зон (на экране фото с изображением природной зоны)
-Рассмотрите фотографии, определите природную зону. Расскажите о природно-климатических условиях этих природных зон. Покажите их на карте. (Арктические пустыни, тундры, леса). В ответе используйте домашнюю табличку по природным зонам.
Игра “Кто лишний”?
Определить по фото-ряду лишнюю фотографию.
- МОРЖ, БЕЛКА, БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, ПОЛЯРНАЯ СОВА.
- РЫСЬ, ЛИСА, ВОЛК, ЛЕММИНГ .
Какие утверждения верны? (сигнальные карточки)
Один знакомый мальчик утверждает, что …….
- почва в зоне лесов скованна многолетней мерзлотой.
- в арктических пустынях обитают пингвины, бурые медведи.
- зимой наиболее низкие температуры отмечаются в лесной зоне.
- в зоне лесов обилие животных: тут и белки, и соболь, и кабаны.
- для грибников тундра - “настоящий” рай.
- в тундре нет пресмыкающихся, но много кровососущих насекомых.
Работа с тестами (раздаточный материал).
Леса.
1.Где расположена зона лесов?
А) В Арктике
Б) Субарктике
В) На материке
2.Выберите верное описание зоны лесов:
А) Зона формируется в условиях крайне низких температур.
Б) Лишь 10-12 дней в году температура поднимается выше нуля градусов.
В) Большая часть территории занимают ледники.
Г) Много промысловых пушных животных .
3.Отметьте животное не характерное для зоны лесов:
А) Кайры.
Б) Дятлы.
В) Совы.
Г) Тетерева.
4.В Северном полушарии обитают:
А) Белые медведи.
Б) Пингвины.
5.Зоны лесов широко распространены в:
А) Евразии.
Б) Южной Америке.
В) Антарктиде.
Г) Австралии.
6.Первое место по площади в России занимает зона:
А) Тайги.
Б) Смешанного леса.
В) Тундры.
Г) Полярных пустынь.
7. Основная растительность лесов:
А) Мхи.
Б) Деревья.
В) Полярная ива.
Г) Кустарнички.
8.Почва лесов богата:
А) Гумусом.
Б) Торфом.
В) Питательными веществами.
Г) Почвенными животными.
9.Какое явление характерно для лесов?
А) Многолетняя мерзлота.
Б) Отсутствие деревьев.
В) Разнообразный животный мир.
Г) Обилие болот и рек.
10.Вдоль северной границы лесов в Северном полушарии простирается:
А) Лесотундра.
Б) Тайга.
В) Полярные пустыни.
Г) Лесостепи.
3. Физкультминутка.
4. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя.
Сегодня мы продолжим изучать природные зоны.
- А знаете ли вы, что такое степи и саванны и как они называются на разных материках?
- Почему это открытое пространство?
Травянистые равнины: В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов раскинулись травянистые равнины-степи и саванны. Особенно обширны саванны Африки и степи Евразии.
В тропических районах Африки с жарким климатом и чередующимися сезонами дождей и засухи расположены саванны. Это территории с высокой травой, выгорающей на солнце в засушливые периоды, одиночными раскидистыми акациями и огромными баобабами. Особенно густые заросли растительности образуются только вдоль берегов рек. Жесткую и порой сухую траву охотно поедают многочисленные обитатели саванны. Нигде в мире не водится столько разных крупных животных, как в этой местности. Здесь пасутся стада антилоп, газелей, зебр и буйволов., жирафы, кенгуру (Австралии )
Но основные травы, растущие в степи, злаки (растения, образующие колоски) — ковыль, типчак, мятлик, тонконог. Животный мир представляют- сайгаки, грызуны: суслики, полевка, степной хорек, тушканчик, дрофы, степной орел.
Работа в группах по дидактическим заданиям.
Мы разделимся на три группы:
- первая группа. Выяснит все о зоне лесостепей.
- вторая группа. Зона степей.
- третья группа. Саванны.
Поможет вам выполнить задание карточка-“помогай-ка” и дополнительный материал на ваших столах.
Дидактические задания.
Материалы для первой группы:
Учебник (стр. 136), атлас “Планета Земля” (стр.36-37), гербарии, фотографии. Мультимедийная презентация 2-х учащихся, получивших опережающее задание Карточка-“помогай-ка”.
1. Что называют лесостепью?
2. Расположение лесостепи (показать на карте)
3. Природные условия.
4. Какие растения и животные обитают в зоне лесостепей?
5. Почвы.
6. Хозяйственное использование
7.Экологические проблемы
Спасибо. Сейчас слово предоставляется второй группе, которая изучала зону степей.
Материалы для второй группы:
Учебник (стр.136-137), атлас “Планета Земля” (стр36-37), гербарии, картинки.
Мультимедийная презентация 2-х учащихся, получивших опережающее задание
Карточка-“помогай-ка”.
1. Что называют степью?
2. Расположение степи (показать на карте)
3. Природные условия.
4. Какие растения и животные обитают в зоне степей?
5. Почвы.
6. Хозяйственное использование
7.Экологические проблемы
Спасибо вам, ребята, за проделанную работу.
Материалы для третьей группы:
Учебник (стр.137), атлас “Планета Земля” (стр.36-37), картинки, фотографии.
Мультимедийная презентация 2-х учащихся, получивших опережающее задание
Карточка-“помогай-ка”.
1. Что называют саваннами?
2. Расположение зоны саванн (показать на карте)
3. Природные условия.
4. Какие растения и животные обитают в зоне саванн?
5. Почвы.
6. Хозяйственное использование
7.Экологические проблемы
Спасибо вам, ребята, за проделанную работу.
5. Закрепление.
1) Ответьте на вопросы
1. В чем отличие природы степей от природы саванн? Чем оно обусловлено?
2. Как животные и растения приспособились к условиям обитания?
6. Рефлексия.
-Что понравилось больше всего на уроке?
Откроем дневники, выставим оценки.
7. Домашнее задание.
- Стр. 136-137 учебника;
- продолжить заполнять таблицу по природным зонам;
- творческая работа: нарисовать природную зону (по желанию).
автор: Пузырева Марина Николаевна
Степи и саванны. Урок географии в 6-м классе по учебнику А.А.Лобжанидзе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...