Работа по саморазвитию профессиональной компетенции учителя.
материал по географии на тему

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_uchitelya_po_samorazvitiyu.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме: «Работа по саморазвитию профессиональной компетенции учителя», учитель Дубровина И.Б.

В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".

В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят следующие:

· Самостоятельно учиться;

· Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

· Быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

· Принимать решения и нести за них ответственность;

· Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

· Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

Компетентность- это совокупность профессионально-педагогических компетенций.(Соловова Е.Н.) Заметив выше, что компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности, логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции. Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

  • Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
  • Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
  • Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
  • Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
  • Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
  • Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
  • Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК- технологий.
  • Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
  • Креативная компетенция ,т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Условия, побуждающие учителей к развитию профессиональной компетентности:

  • Перед учителем поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.
  • Учитель постоянно включается в новые для себя виды деятельности, работает в новых условиях, использует новые средства, меняет круг общения.
  • Учитель имеет широкий и разнообразный круг общения.
  • В школе существует конкурентная социальная профессиональная среда, стимулирующая учителя к постоянному совершенствованию.
  • Результаты профессионального развития являются в школе организационной ценностью.
  • Учитель уверен в получении внутреннего и внешнего вознаграждения.
  • Учитель уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.
  • Статус педагога в коллективе зависит от уровня его компетентности и образованности.

Стимулы профессионального развития педагога:

  • Мотивы самореализации: реализация себя в педагогической деятельности как творческой – мастер-класс для педагогов школы или района, повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, технологии; разработка собственной авторской программы и ее распространение.
  • Мотив личного развития: повышение профессионализма(стажировка, престижные курсы, предоставление времени на методическую работу, дополнительные дни к отпуску, оплата высшего образования (переподготовки), оплата научно-методической литературы.
  • Мотив самоутверждения: достижение социального успеха – участие в работе конференций, семинаров школьного, муниципального, регионального и пр. уровня, обобщение и трансляция опыта, подготовка собственных публикаций, представительство от ОУ на ответственных мероприятиях (район, край, республика), привлечение к руководству методическими объединениями педагогов, наставничество, руководство педагогическими мастерскими.
  • Потребность быть в коллективе: вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.
  • Мотив стабильности: гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь педагога, гарантия имеющегося статуса положения в коллективе.
  • Мотив состязательности: участие в профессиональных конкурсах (школьного, муниципального, регионального и др. уровней).

Некоторые опытные педагоги считают, что им уже не нужно работать над собой. Это неправильно. Самообразование сегодня необходимо любому педагогу - и начинающему потому, что он еще многого не знает, и опытному- потому что он многое уже забыл.

Педагогической общественностью горячо поддерживается творческий поиск учителей-новаторов Шаталова и Амонашвили, Волкова и Ильина, Лысенковой и Щетинина, других их коллег, а также основные идеи созданной ими педагогики сотрудничества.

Новаторский опыт не должен предполагать полное его усвоение и применение на практике. Но знакомство с новаторским опытом во время самообразовательной работы - обязательно, так как новаторский опыт значительно активизирует творческую инициативу учителя, поиски им наиболее результативных приёмов обучения.

Изучая литературу по данному вопросу были найдены следующие советы по самообразованию и самосовершенствованию:

Несколько практических советов педагогам

на пути формирования профессионального мастерства и творчества

  1. Расширяйте свой кругозор. Принимайте активное участие в мероприятиях, где обсуждаются интересующие Вас профессиональные вопросы.
  2. Обменивайтесь своими профессиональными мыслями с коллегами-единомышленниками, говорите о своих идеях, делитесь опытом.
  3. Сохраняйте активность и заинтересованность в делах. Не отказывайтесь от трудных, требующих сосредоточения дел. Но учитесь и своевременно целенаправленно расслабляться.
  4. Научитесь извлекать уроки из своего опыта. Неудачи и негативный опыт являются прекрасным делом, так как дают нам возможность  развиваться. Дело всегда можно начать по-новому.
  5. Развивайте в себе активность и нестандартный подход к решению профессиональных проблем, целенаправленно формируйте в себе креативность. Используйте для этого всевозможные источники, экспериментируйте.
  6. Развивайте свои способности в выдвижении и решении проблем. Исследуйте источники проблем и связывающие их факторы.
  7. Идеи рождаются а делах. Записывайте приходящие в голову альтернативные решения и связанные с ними важные моменты. Иначе они могут забыться.
  8. Развивайте уверенность в себе и заинтересованность в деле. Формируйте личностно-профессиональную самодостаточность. Избегайте всяческих помех при занятии творческой работой, особенно в ее начале.
  9. Старайтесь заниматься творческой работой, когда находитесь в хорошем настроении. Научитесь вознаграждать себя, доверять себе и своему опыту. Заинтересованность в деле и огромное желание решать проблемы являются исключительно важными на начальной стадии творческого процесса.
  10. Шлифуйте авторские идеи до блеска  и учитесь их грамотно подавать.
  11. Учитесь работать в команде. Цените мнение коллег, даже если оно по данному вопросу расходится с Вашей точкой зрения.
  12. Составьте себе программу развития творческих способностей и анализируйте свои действия и результаты: в какой степени я являюсь творческим педагогом? Какие признаки творческого педагога во мне имеются? В каких ситуациях и делах в последнее время я проявил (-а) творческий подход? Какие факторы мне мешают на пути к творчеству? Какими мерами я могу развивать свои творческие способности, что мне для этого надо предпринять?
  13. Любите то, что Вы делаете, и тех, ради кого Вы это делаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....

Проект программы саморазвития профессиональной компетентности учителя

программа саморазвития профессиональной компетентности учителя...

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Обобщение опыта работы Повышение профессиональной компетенции учителя литературы через освоение инновационных технологий воспитания во внеклассной работе

Учитель обобщает свой опыт работы  по повышению профессиональной компетенции через освоение инновационных технологий  воспитания во внеклассной работе...

"Проект программы саморазвития профессиональных компетенций на 2015- 2016 г"

Современные условия развития общества,  интеграционные процессы в науке и образовании, возрастающая независимость школ в выборе учебных планов и программ предъявляют новые  требования к ...

Системная методическая работа как условие повышения профессиональной компетенции учителя

Системная методическая работа как условие повышения профессиональной компетенции учителя...

Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»

«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...