Реки России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ГОЛУБЫЕ АРТЕРИИ СТРАНЫ.
Цели урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек.
Оборудование: физическая карта России, учебник, рабочие тетради, атласы, справочный материал, презентация.
Задачи урока:
Образовательная:
1. Обобщить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы.
2. Сформировать представление о реках России их особенностях - распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах.
3. Определить особенности влияния на реки климата и рельефа.
4. Сформировать представление о падении и уклоне реки.
5. Отработать навыки определения падения и уклона рек.
Развивающая:
1.Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.
3.Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
Воспитательная:
1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
2. Формирование чувства любви к родной природе.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урок
- Организационный момент
Ребята на прошлом уроке мы с вами продолжили изучать раздел IV Природа России, тему Воды суши и водные ресурсы, а именно Роль и богатство внутренних вод России.
- Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос.
- Какие виды внутренних вод вам известны?
Ответ: Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водоемы, пруды, каналы
- Докажите, что Россия - одна из богатейших стран мира по запасам воды?
Ответ: Россия обладает внушительными запасами вод в реках, озерах, болотах, ледниках, и вечной мерзлоты .Многолетние ресурсы речного стока превышают 4 тыс. км. В куб.
- Назовите внутренние воды России, где сосредоточен наибольший объем воды?
Ответ: В озерах – озеро Байкал, Ладожское озеро. Большие запасы пресных вод в твердом состоянии – это природные льды и снег Арктики, Кавказ, Алтай, Камчатка. Многолетняя мерзлота занимает около 11 млн. км. кв.
- Как используются в нашей стране подземные воды или «невидимый океан» как их образно называют?
Ответ: Подземные воды используются для водоснабжения населенных пунктов, орошение земель, и т.д.
- Почему реки играли особо важную роль в развитии России?
Ответ: Огромные размеры страны, лесистость, затрудняли связи отдельных районов, а реки служили транспортом.
Итак, что же относится к внутренним водам России?
Ответ: реки, озера, и т.д.
А вот с чего мы с вами начнем более подробное изучение внутренних вод, вы мне скажите сами. Прослушайте стихотворение и определите тему урока.
- Определение темы
Учитель:
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река. (слайд 1)
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
(О реках России)
- Сегодня, мы совершим путешествие по рекам России.
III. Актуализация знаний
С реками мы с вами уже знакомы. А что мы с вами уже знаем о реках?
Ответ: исток, устье, бассейн и т.д.
Вопросы для повторения ранее изученного материала: (слайд 2)
- Поток воды в выработанном им углублении - река.
- Как называется начало реки - исток.
- Что может быть истоком реки - озеро, ледник, болото.
(Например: р. Ангара – исток озеро Байкал, р. Волга – исток Валдайская возвышенность)
- Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море - устье.
( например: устье р. Волга Каспийское море. Р. Лены – море Лаптевых и т.д.)
- Что образует главная река со всеми притоками - речную систему.
- Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн.
Как вы думаете, почему реки называют наиболее активной частью вод суши?
- Ответ: Вода постоянно двигается, переносит различные части грунта, по рекам сплавляют лес, перевозят грузы, пассажиров
Вывод: Реки всегда имели огромное значение для человека и его хозяйственной деятельности.
IV. Постановка проблемного вопроса
Реки оказывают влияние не только на хозяйственную деятельность человека, но и на компоненты природы, а какие компоненты природы в свою очередь влияют на жизнь рек?
Какие у вас есть предположения,
какие компоненты природы влияют на жизнь рек?
Ответ: 1). осадки, 2) места где они протекает и т.д
Итак, у нас с вами несколько гипотез. Давайте разберемся,
От чего же зависит жизнь реки?
5. Решение проблемы
Учитель:
Россия - страна великих речных систем. Прежде, чем ответить на наш вопрос, давайте выясним
К бассейнам каких океанов относятся реки России?
Рис. 130 стр. 150, определить к бассейнам каких океана относятся реки России и приведите примеры.
Ответ: Северный ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический океан и внутреннего стока.
- К какому бассейну относятся больше половины Российской территории и почему?
Ответ: больше половины территории России относятся к бассейну Северного ледовитого океана.
(Две трети площади занимают бассейны рек, несущих свои воды в моря Северного Ледовитого океана. Около 20 % приходится на бассейн Тихого океана. Менее 10% занимает бассейн Каспийского моря, относящийся к области внутреннего стока. Остальная небольшая часть территории (около 3 %) относится к бассейну Атлантического океана.
Вывод: «Отношение рек к бассейнам океанов». (слайд 3)
Сведения о крупнейших реках России нам приведены в
Табл. 10 стр. 152. Крупнейшие реки России.
1.Назовите реку бассейна С-Л океана, чья площадь бассейна самая большая. ОБЬ.
2. назовите реку бассейна Тихого Океана, чья площадь бассейна самаябольшая. АМУР
3. назовите реку Атлантического океана, с самой большой площадью бассейна. ДОН
4. назовите реку внутреннего стока, с самой большой площадью бассейна. ВОЛГА
Отметить эти реки на к/к. в раб. тетр. на стр. 47.
- Как вода в реке движется, как работает река?
Давайте найдем ответ, в тексте на стр. 153
Обратимся к рис. 134 стр.153
КЛИМАТ И РЕКИ
Итак: Река живет и живет в своем определенном режиме.
Для чего необходимо знать режим реки?
Ответ: Режим реки важно знать для планирования работы ГЭС, транспорта, лесосплава, рыбного хозяйства, орошения. А также режим определяет величину речного стока.
А что такое речной сток?
Ответ: Вода в реке постоянно перемещается в виде потока, этот процесс представляет собой речной сток.
- Как определить речной сток? Текст учебника стр. 154
Ответ - Речной сток определяется количеством воды, которое река выносит за определенный период (год, сезон, месяц), а также количеством осадков и величиной испарения
Речной сток – процесс перемещения воды в виде потока по речному руслу.
- Приведите пример?
Например: р. Волга. Годовое количество осадков в лесной зоне формирование стока составляет 660 мм., а испарение 473 мм. 660 – 473 годовой сток =187 мм
В этом можно убедиться, произведя несложные расчёты стока на Русской равнине (табл. 11 стр. 154.)
1 ряд – тундра
2 ряд – смешанный лес
3 ряд - степь
- Какой вывод мы можем сделать, от чего же зависит жизнь реки?
Вывод: Чем больше осадков и меньше испарения, тем больше сток и наоборот.
А кроме осадков, какие еще источники питания рек вам известно.
Ответ: Рис. 136 стр. 156
Ребята, в каком климатическом поясе мы с вами живем?
Ответ: В умеренном.
А чем питаются реки в умеренном климатическом поясе?
Ответ: дождь, снег, подземные воды.
Что такое режим реки?
Ответ: Режим реки – это поведение реки в течении года: когда бывает половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход.
- Когда на реках бывает половодье?
Ответ: когда лед на реке начинает таять, уровень воды поднимается и затопляет пойму.
Например: половодье весной можно наблюдать на реках Волга, Обь, Печора и др. Питание у таких рек снеговое и дождевое. Такое питание называется смешанным. А вот например, р. Амур. Река с летним половодьем. Разливается в сезон муссонных дождей. т. к протекает в муссонном климате. Питание у таких рек дождевое
- А, что такое паводок?
Ответ: Паводок – это внезапный непредсказуемый подъем уровня воды.
- Реки с паводковым режимом разливаются после ливневых дождей.
- Межень, что это такое?
Ответ: Межень – это низкий уровень воды в реке.
Летом бывает межень в результате засушливости климата, а зимой в результате замерзания реки и в основном источником питания реки становятся грунтовые воды.
Таяние ледников вызывает на горных реках летнее половодье.
Осадки и испарение, режим реки, питание снеговое, ледниковое, дождевое и т.д. это показатель какого компонента природы? Как мы можем уже сейчас ответить на проблемный вопрос? (слайд)
Ответ: климат
На слайд вынести стихи из учебника
- О каких видах рек ведут речь поэты?
Ответ: Равнинные и горные.
- В чем различия равнинных и горных рек?
Равнинные текут по равнине, течение плавное, спокойное, а горные берут свое начало в горах, вода бурная.
- Какой же компонент природы влияет на жизнь рек?
Большое значение на реки оказывает рельеф местности.
РЕЛЬЕФ И РЕКИ
Какая связь существуют между рельефом местности и реками?
Найдите ответ в учебнике на стр. 155-156.
Ответ: Рельеф влияет на падение и уклон, скорость течения реки.
Что же такое падение реки и как его рассчитать?
1.необходимо определить абсолютную высоту истока реки и устья.
Обратимся к рис 134 определим падение реки Волги.
2. Для этого находим исток реки =210м.
3.Устье реки – Каспийское море, а именно Прикаспийская низменность, расположена – 30 м ниже уровня моря,
4. 210 – (-30) = 240м.
Для определение уклона реки надо падение реки разделить на длину реки. Длину реки можно взять из статистического материала. табл. 10 стр. 152.
1.Длина реки Волга составляет 3531 км. Наше действие мы должны 2.падение реки Волга перевести из м. в см. –
24000см.: 3531км = 6.7 см./км.
Ответ: падение реки Волга = 240 м., а уклон реки = 6,7 см//км.
Как вы считаете уклон и падение у равнинных рек и горных одинаков или отличается
Ответ: Уклоны равнинных рек обычно невелики, в горных же реках и падение и уклон значительно увеличиваются.
Практическая работа
По вариантам.
1.Определить падение и уклон реки Лены
Исток - Байкальский хребет - 930 м
Устье - море Лаптевых - 0 м
930 м - 0 м = 930 м .
93000 см : 4400км.= 21, 1см./км
2. Определить падение и уклон реки Ангара
Исток – озеро Байкал – 456м.
Устье – место впадения реки Ангары в Енисей – 76м.
456-76 = 380м.
Длина реки составляет 1846 км.
38000см. : 1846км = 21см./км.
Для чего надо знать падение и уклон реки?
Ответ: Это особенно всегда учитывается при хозяйственном использовании рек, например, судоходство, возможно на равнинных реках и невозможно на бурных порожистых реках, но зато именно горные реки имеют большие запасы гидроэнергии.
Бытует такое утверждение: «Реки – это продукт климата»
Как вы считаете верно ли это утверждение. Дайте полный ответ.
Итак: От каких же компонентов природы же зависит жизнь реки?
Подведем итог.
Ответ: Вывод: Жизнь реки зависит от климата и рельефа.
Давайте подведем итог нашего урока.
- Выставление отметок
- Д/З пар.26., задание в рабочих тетрадях урок 26 (1, 3,6.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ " РЕКИ РОССИИ"
РАБОТА СОДЕРЖИТ ДВА ВАРИАНТА ПРОВЕРОЧНОЙ ТЕСТОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ " РЕКИ РОССИИ" 8 КЛ....
Викторина на тему: Реки России
викторина по географии для 8 класса...
урок-обобщение по теме:"Реки России"- 8 класс
Разработка урока обобщения по теме "Реки России" 8 класс по учебнику А.И.Алексеева "Природа и население".География.Россия.Данный урок обеспечивает овторение и закреплние знаний по теме, формирует знан...
Методическая разработка урока в 8 классе "Реки России".
p { margin-bottom: 0.21cm; } Урок связан повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 6 классе. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как пр...
Урок в 8 классе "Реки России"
Данные разработки можно использовать при проведении обобщающего урока по теме....
Разработка урока географии по теме "Реки России"
Разработка урока географии в 6 классе...
Урок по географии "Реки России"
познакомить учащихся с малой частью гидросферы – реками России...
Комментарии
Есть в мире много всяких рек,
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
(слайд 1) (?!)
прошу добавить презентацию к уроку
и разместить ее в клубе учителей географии
http://www.proshkolu.ru/club/geo/