Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа по географии для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004г); УМК "Сферы" под ред. В.П. Дронова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_programma_po_geografii8.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Рожки
Малмыжского района Кировской области
«Утверждаю»
_______________
Директор школы
Г.Н. Толмачева
Приказ №___ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
8 класс
Автор - составитель программы:
учитель географии
Медведева О.Р.
2013-2014 уч. год
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по «Географии» для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательного учреждения Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования : УМК «Сферы» под ред. В.П.Дронова
Функции программы:
- Информационно-методическая: позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета географии;
- Организационно-планирующая: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточных аттестаций учащихся.
Структура документа.
Рабочая программа по географии включает шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, список литературы и средств обучения, календарно-тематическое планирование уроков.
Характеристика.
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
Педагогический синтез общеземледельческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Цели.
- Усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий страны ; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- Овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения знаний;
- Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптация к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений в 8 классе отводиться для обязательного изучения учебного предмета «География» 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, итого 68 часов
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых:
- Для познания и изучения окружающей среды; выявление причинно-следственных связей;
- Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- Ориентирования на местности, плане, карте, в ресурсах интернета, статистических материалах;
- Соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Раздел II. Учебно-тематический план.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
№ | Раздел | Количество часов | Количество практических работ |
1 | Россия на карте мира | 8 | 3 |
2 | Природа России | 42 | 6 |
3 | Население России | 12 | 3 |
5 | География Кировской области | 6 | 1 |
Всего | 68 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Россия на карте мира (8 час)
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.
Практические работы:
Характеристика географического положения России Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Определение поясного времени для разных пунктов России
Природа России (42 часа)
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Практические работы:
Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Анализ распределения суммарной радиации и радиационного баланса на территории России
Население России (12час.)
Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения.. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Практические работы:
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
География Кировской области (6 час.)
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Практические работы:
Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс географии 8 класса.
Требования к уровню подготовки
Знать/понимать:
- Основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- Специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ; особенности ее природы, населения;
- Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
- Выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Для чтения карт различного содержания;
- Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;
- Проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
Раздел V. Литература и средства обучения
Учебно-методическое и техническое обеспечение
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
- Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
УМК:
- Дронов В.П. Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. – М.: Просвещение, 2009
- Е.Ю.Мишняева, Н.В. Тарасова, С. В. Банников. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер 8 класс.- М.: Просвещение, 2008
Географический атлас. 8 класс. – М.: Просвещение, 2006
- Дополнительная литература:
Алексеев А.И. География России. Природа и население / А.И.Алексеев. – М.: Дрофа, 2007
Дронов В.П. Рабочая тетрадь / В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007
Сиротин В.П. Тесты для итогового контроля. 8-9./ В.П. Сиротин.- М.: Дрофа, 2003
- Технические средства обучения
- Географические карты
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Тип урока | ФОУП | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки | Практическая работа | Форма контроля | Дата проведения | ||||
план | факт | ||||||||||||
1 | Границы России. Сухопутные и морские границы России | 1 | К | УЛ | Типы границ, виды границ. Морские и сухопутные границы России | Знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Сообщение групп | ||||||
2 | Территория и акватория, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона РФ. | 1 | ИНМ | УЛ | Территория и акватория, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона РФ. | Знать понятия государственная территория, территориальные воды, экономическая зона, недра Уметь находить информацию для изучения территории, уметь показывать границу России и называть соседние страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | ||||||
3 | Россия на карте часовых поясов | 1 | ИНМ | УП | Часовые пояса | Знать в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное время. | Определение поясного времени для разных пунктов России | ОПР | |||||
4 | Особенности географического положения России. | 1 | ИНМ | УЛ | Особенности географического положения России Географическое положение. Виды и уровни географического положения. | Понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Характеристика географического положения России | ОПР | |||||
5 | Природный и экологический потенциал России | 1 | К | УЛ | Жизненное пространство России, Роль России в экологическом будущем планеты | Знать обеспеченность России основными видами природных ресурсов Уметь представлять информацию графически Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф; | ГД | ||||||
6 | История освоения и изучения территории России. | 1 | К | УК | Этапы и методы географического изучения территории; первооткрыватели и исследователи. | Знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Выступления групп | ||||||
7 | Районирование – основной метод географических исследований | 1 | К | УЛ | Признаки районирования и виды районов | Знать понятие «район», виды районов, факторы формирования районов; признаки районирования Уметь работать с картографическим материалом Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | ГД | ||||||
8 | Административно-территориального устройство России Практическая работа: Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. | 1 | К | УП | Административно-территориальное и политико-административное деление Государственные территориальные образования, национально-территориальные образования, федеральные округа | Знать специфику административно-территориального устройства РФ Уметь анализировать карту составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. | ОПР | |||||
9 | Природные условия и ресурсы | 1 | ИНМ | УЛ | Природные условия и природные ресурсы | Знать понятия: «природные условия», «природные ресурсы»; виды и типы природных ресурсов Уметь представлять информацию графически | Составление схем | ||||||
Геологическое строение и рельеф | 8 | ||||||||||||
10 | Особенности геологического строения: основные тектонические структуры | 1 | ИНМ | УП | Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры | Знать основные геологические эры, тектонические структуры. Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология» | ОПР | |||||
11 | Особенности распространения крупных форм рельефа | 1 | К | УП | Основные черты рельефа страны. Крупнейшие равнины и горные системы | Знать основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Горы и равнины (см. номенклатуру). Уметь показывать на карте географические объекты Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Фронтальный опрос Индивидуальная работа с контурной картой | ||||||
12 | Практическая работа Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых | 1 | К | УП | Особенности размещения размещения основных групп полезных ископаемых. | Знать основные особенности размещения минеральных ресурсов Уметь работать с картами атласа. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых | ОПР | |||||
13 | Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов | 1 | К | УБ | Влияние внутренних и процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма | Знать эндогенные процессы, формирующие рельеф, сейсмически активные районы страны Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними Уметь объяснять причины природных катаклизмов Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф; | ГД | ||||||
14 | Изменение рельефа под воздействием внешних процессов | 1 | К | УП | Влияние внешних процессов на формирование рельефа. | Знать экзогенные процессы, формирующие рельеф, Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; Уметь показывать на карте географию форм рельефа | СГ | ||||||
15 | Стихийные природные явления в литосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности | 1 | К | УК | Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой. | Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой, сейсмически опасные территории; уметь показывать их на карте; объяснять существенные признаки явлений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф; | Сообщения групп | ||||||
16 | Минеральные ресурсы и их использование | 1 | К | УП | Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. | Знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения; уметь определять местоположение этих объектов на карте Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Составление таблицы | ||||||
17 | Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее геоэкологические последствия | 1 | К | УБ | Рельеф и хозяйственная деятельность. Воздействие хозяйственной деятельности на земную кору | Знать антропогенные формы рельефа Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; Уметь объяснять влияние рельефа на размещение населения Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф; | ФО | ||||||
Климат и климатические ресурсы | 11 | ||||||||||||
18 | Факторы, определяющие климат России. Географическое положение и климат. | 1 | ИНМ | УБ | Факторы формирования климата: географическая широта, | Знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять влияние географической широты на формирование климата Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Географический диктант | ||||||
19 | Солнечное излучение и климат | 1 | К | УП | Солнечная радиация, распределение солнечной радиации на территории России | Знать понятие» солнечная радиация», виды солнечной радиации Уметь анализировать карты атласа Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Анализ распределения суммарной радиации и радиационного баланса на территории России | ОПР | |||||
20 | Земная поверхность и климат | 1 | К | УБ | Влияние на климат подстилающей поверхности | Знать особенности рельефа России, влияющие на формирование климата Уметь объяснять формирование микроклимата в отдельных географических районах России | ФО | ||||||
21 | Воздушные массы и их циркуляция | 1 | К | УБ | Типы воздушных масс на территории России. Особенности циркуляции воздушных масс | Знать типы воздушных масс на территории России Уметь работать с картами атласа | ФО | ||||||
22 | Атмосферные фронты | 1 | К | УБ | Атмосферные фронты, их образование, типы погод | Знать что такое климатические фронты, их виды Уметь прогнозировать изменение погоды при прохождении фронтов | ГД | ||||||
23 | Циклоны и антициклоны | 1 | К | УБ | Циклоническая деятельность, ее влияние на погоду | Знать понятие «циклон», «антициклон», районы России с циклональной и антициклональной погодой Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними Уметь объяснять их влияние на погоду | ГД | ||||||
24 | Распределение температуры воздуха на территории России | 1 | К | УП | Закономерности распределения тепла на территории России (средние температуры января и июля) | Знать закономерности распределения летних и зимних температур на территории России Уметь работать с картами атласа Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | ФО | ||||||
25 | Распределение осадков и увлажнения по территории России | 1 | К | УБ | Атмосферные осадки, увлажнение | Знать распределение атмосферных осадков по территории России Уметь объяснять причины неравномерного распределения осадков на территории России Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | ФО | ||||||
26 | Климатические пояса | 1 | К | УП | Климатические пояса и области на территории России | Знать основные и переходные климатические пояса Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | |||||||
27 | Типы климатов России. Стихийные природные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности | 1 | УКПЗ | УП | Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса | Знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф; | Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. | ОПР | |||||
28 | Климат и хозяйственная деятельность людей. | 1 | ОП | УП | Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления. | Знать неблагоприятные явления, о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Уметь приводить примеры и объяснять причины явлений Приводить примеры, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; | Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны | ОПР | |||||
Внутренние воды и моря | 9 | ||||||||||||
29 | Моря | 1 | ИНМ | УП | Моря бассейнов разных океанов. Полуострова и острова. | Знать моря , омывающие берега России Уметь показывать их на географической карте | ФО | ||||||
30 | Природно-хозяйственное различие морей России | 1 | К | УБ | Особенности природы морей, омывающих территорию России | Знать особенности морей, омывающих берега России Уметь работать с картами атласа составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления | Сообщения групп | ||||||
31 | Внутренние воды и водные ресурсы России, особенности размещения на территории страны. Реки. | 1 | ИНМ | УП | Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. | Знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру. Уметь показывать объекты на карте, распределение рек по бассейнам океанов Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Фронтальный опрос | ||||||
32 | Практическая работа Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. | 1 | УКПЗ | УП | Уметь выявлять зависимость между режимом, характером течения реки, рельефом и климатом Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. | ОПР | ||||||
33 | Озера. Болота. Водохранилища. | 1 | К | УП | Важнейшие озера, их происхождение. Болота.Водохранилища | Знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать объекты гидросферы на карте Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Сообщения групп | ||||||
34 | Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 | К | УП | Подземные воды. Ледники.. Многолетняя мерзлота | Знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать объекты гидросферы на карте Знать географическое понятие «многолетняя мерзлота», Уметь показывать южную границу многолетней мерзлоты Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Анализ карт | ||||||
35 | Стихийные природные явления связанные с водами. | 1 | ОП | УП | Стихийные природные явления на территории страны, связанные с гидросферой | Знать стихийные природные явления, связанные с гидросферой. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; объяснять существенные признаки явлений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф; | ОПР | ||||||
36 | Растительный мир России | 1 | ИНМ | УП | Растительный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и мира природных зон России. | Знать растительный мир России, видовое разнообразие.; факторы, определяющие облик. Особенности растительного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов | Фронтальный опрос Работа с картами атласа | ||||||
37 | Животный мир России | 1 | К | УП | Животный мир России видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности животного мира природных зон России. | Знать животный мир России, видовое разнообразие.; факторы, определяющие облик. Особенности животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов | Фронтальный опрос Работа с картами атласа | ||||||
Почвы и почвенные ресурсы | 4 | ||||||||||||
38 | Почвы и факторы их образования. | 1 | ИНМ | УЛ | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. | Знать понятие «почва», факторы почвообразования; основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв | Фронтальный опрос | ||||||
39 | Типы почв. Размещение основных типов почв | 1 | УКПЗ | УП | Типы почв на территории России. Размещение основных типов почв. | Знать закономерности распространения почв, Уметь анализировать «Карту почв» Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Анализ почвенной карты Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв и оценка их плодородия. | ОПР | |||||
40 | Почвенные ресурсы России | 1 | ИНМ | УЛ | Почвенные ресурсы | Знать значение почв для человека. Уметь работать с картографическими материалами | Сообщения групп | ||||||
41 | Меры по сохранению плодородия почв | 1 | ОП | УК | Милиорация. | Знать меры по охране почв, мелиорацию земель. Уметь приводить примеры | Анализ карт, фронтальный опрос | ||||||
Природно-хозяйственные зоны | 9 | ||||||||||||
42 | Природные районы и природно-хозяйственные зоны России | 1 | К | УЛ | Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о природных зонах. Природно-хозяйственные зоны. Природные и антропогенные ПТК.. | Знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию Знать понятие «ПТК», уровни ПТК, физико-географические районы России. Уметь объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Фронтальный опрос | ||||||
43 | Природные зоны. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Население и хозяйство в Арктике и тундре. | 1 | К | УЛ | Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. | Знать характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять характеристику разных территорий на основе разнообразных источников Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Заполнение таблицы Фронтальный опрос | ||||||
44 | Природа лесных зон. Население и хозяйство лесных зон. | 1 | К | УЛ | Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. | Знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления | Заполнение таблицы Тест | ||||||
45 | Природа лесостепей и степей. Население и хозяйство природных зон. | 1 | К | УЛ | Характеристика лесостепей, степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы | Знать характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни; их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления | Заполнение таблицы Тест | ||||||
46 | Пустыни и полупустыни | 1 | К | УП | Характеристика полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы | Знать характерные черты полупустыни и пустыни; их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Заполнение таблицы ГД | ||||||
47 | Высотная поясность | 1 | К | УП | Высотная поясность. | Знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснять набор высотных поясов в горах | Географический диктант | ||||||
48 | Особо охраняемые природные территории | 1 | К | УК | Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы | Знать виды особо охраняемых территорий, их функции. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф; | Сообщения групп | ||||||
49 | Объекты мирового природного и культурного наследия в России | 1 | К | УК | Объекты мирового природного и культурного наследия на территории России: Московский Кремль и Красная площадь(1990) Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников(1990) Погост Кижи (1990) Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей(1992) Историко-культурный комплекс Соловецких островов(1992) Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (1992) Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (1993) Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)(1994) Девственные леса Коми (1995) Вулканы Камчатки(1996, 2001) Озеро Байкал (1996) «Золотые горы Алтая» (1998) Западный Кавказ(1999) Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (2000) Куршская коса (2000) * Ансамбль Ферапонтова монастыря(2000) Центральный Сихотэ-Алинь (2001) Убсунурская котловина(2003) * Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (2003) Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)(2004) Природный комплекс заповедника Остров Врангеля (2004) Исторический центр Ярославля(2005) Геодезическая дуга Струве (2005) * | Знать объекты мирового природного и культурного наследия в России. Уметь показывать их на карте Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф; | Сообщения групп | ||||||
50 | Природа России | 1 | ОП | К | Основные понятия и термины темы | Уметь применять знания на практике | Тест | ||||||
51 | Численность, размещение, естественное движение населения. | 1 | К | УП | Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. | Знать численность населения России, , Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Анализ карт населения России | ОПР | |||||
52 | Причины снижения численности населения России | 1 | К | УБ | Причины естественной убыли населения России | Знать факторы влияющие на изменение численности населения Уметь работать со статистическим материалом | ИО | ||||||
53 | Половой состав населения России | 1 | К | УЛ | Половой состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы. | Знать своеобразие полового состава населения. Уметь объяснять причины социальных процессов | Индивидуальный опрос Работа с картами атласа | ||||||
54 | Возрастной состав населения России Практическая работа: Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий. | 1 | К | УП | вВозрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. | Знать своеобразие возрастного состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов | Практическая работа: Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий. | ОПР | |||||
55 | Народы России Практическая работа: Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. | 1 | К | УП | Россия – многонациональная страна. Языковые семьи и группы.. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. | Знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии. Уметь приводить примеры, работать с картой Уметь выявлять территориальные аспекты межнациональных отношений. | Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. | ОПР | |||||
56 | Языки народов России | 1 | К | УБ | Крупные языковые семьи России, язык межнационального общения | Знать крупные языковые семьи России Уметь работать с картами атласа | ГД | ||||||
57 | Основные религии России. | 1 | К | УБ | Основные религии России Многоконфессиональность. География религий | Знать основные религии народов России, географию религий. Уметь приводить примеры. | Тест | ||||||
58 | Основная полоса расселения | 1 | К | УЛ | Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. | Понимать географические особенности размещения населения, их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты Приводить примеры, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Тест | ||||||
59 | Особенности расселения. Городское и сельское население. Роль крупнейших городов в жизни страны. | 1 | ИНМ | УБ | Городское и сельское население, роль крупнейших городов. | Знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Фронтальный опрос | ||||||
60 | Типы миграций | 1 | К | УБ | Типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. | Знать понятие «миграция» и ее основные виды. Причины миграций. Уметь приводить примеры миграций. | Выступления групп | ||||||
61 | Направления миграций | 1 | К | УБ | Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. | Знать Основные направления миграций на разных этапах истории. Причины миграций. Уметь приводить примеры миграций. | Выступления групп | ||||||
62 | Население России. Человеческий потенциал страны. | 1 | К | ИНМ | Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения на территории страны. Занятость населения. Проблемы безработицы. | Знать понятие «экономически-активное население», «трудовые ресурсы» Уметь анализировать статистический материал | Фронтальный опрос | ||||||
География Кировской области (6 час.) | |||||||||||||
63 | Географическое положение Кировской области. Основные этапы освоения территории | 1 | ИНМ | УП | Географическое положение Кировской области. Основные этапы освоения территории | Знать специфику географического положения области Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Фронтальный опрос | ||||||
64 | Этапы заселения территории Кировской области, формирования культуры народов. | 1 | К | УП | Этапы заселения территории Кировской области, формирования культуры народов. | Знать основные этапы заселения территории Уметь работать с разнообразными источниками информации Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Фронтальный опрос | ||||||
65 | Особенности природы Кировской области | 1 | К | УЛ | Природные условия и ресурсы Кировской области Особенности геологического строения. Основные тектонические структуры Тип климата территории. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Зональные и азональные типы почв Кировской области. Особенности растительного и животного мира Кировской области | Знать основные виды природных ресурсов Кировской области тектонические структуры. тип климата местности, особенности внутренних вод; основные типы почв Кировской области; Уметь работать с разнообразными источниками информации Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; | Оценка природных ресурсов и их использования | ОПР | |||||
66 | Население Кировской области | 1 | К | УЛ | Численность, естественное движение, половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии | Знать численность населения ,своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. народы, населяющие область, языковые семьи и группы, основные религии Уметь объяснять причины социальных процессов Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных | Тест | ||||||
67 | Топонимика | 1 | К | УК | Топонимика. | Знать происхождение названий основных географических объектов Кировской области. Уметь находить информацию из разных источников | Выступления учащихся, | ||||||
68 | Достопримечательности Кировской области | 1 | ОП | УК | Природные и историко-культурные достопримечательности Кировской области | Знать основные природные «уникумы». Уметь находить информацию в разных источниках Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных | Выступления учащихся, Работа с картой |
Список сокращений:
ИНМ- урок изучения нового материала
К – комбинированный урок
УК – урок комплексного применения знаний
ОП – урок обобщения и систематизации знаний и умений
УП – урок-практикум
УК – урок-конференция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...