статья по географии "Проблемно-исследовательское обучение на уроках географии"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Проблемно-исследовательское обучение на уроках географии
Соколова Людмила Владимировна,
учитель географии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ»
Данная работа показывает возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Опыт может быть интересен учителям географии.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения. Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.
Используя технологию проблемного обучения, учитель испытывает трудности при составлении проблемных вопросов. Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Я предлагаю два фрагмента урока, с использованием проблемных вопросов. 1) Тема урока «Население и страны Северной Америки», 7 класс. Постановка проблемного вопроса в начале урока, как основная познавательная задача урока: «Докажите, что американцы - это современная нация, образованная в результате слияния нескольких этнических общностей и переселенцев из разных частей света». Деятельность учащихся: 1)Работают с контурной картой, определяют национальный состав населения материка, по ходу урока заполняют технологическую карту. 2) Ребята заранее делятся на группы, делают характеристику государств Северной Америки в виде презентации.3) Презентируют материал.4) Делают выводы по проблемному вопросу.
2)Тема урока «Мировые природные ресурсы мира», 10 класс. Проблемный вопрос ставится перед изложением учителем нового материала: «Как вы думаете: почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему?». Деятельность учащихся: 1)Ребята заранее делятся на группы, каждая группа готовит характеристику природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические по заданному плану: а) состав; б) география размещения; в) природохозяйственные проблемы; г) пути решения проблемы; д) ваши предложения по решению проблем; 2) Заполняют технологическую карту по уроку; 3) Анализируют материал, делают выводы по уроку
Проводя уроки, в системе проблемно-исследовательского обучения, я могу отметить, что у ребят развивается логическое мышление, творчество. Такая форма проведения уроков дает свои результаты. Мои ученики участвуют в олимпиадах, конференциях, географических и экологических интеллектуальных играх школьного, городского и республиканского уровней. Имеют успешные результаты, занимают призовые места.
Одно из направлений проблемно-исследовательской работы – это экологические исследования. Поскольку мы живем рядом с красивым и уникальным озером мира – Байкалом – участок всемирного наследия, на своих занятиях я уделяю большое внимание исследованию, прогнозированию, проектированию хозяйственной деятельности в республики и на озере Байкал.
Продуктом проблемно-исследовательского обучения может быть проект. Ребятами под моим руководством были разработаны проекты по защите и сохранению главного богатства нашей республики озеро Байкал. Это организация летнего лагеря на берегу озера, организация праздничного концерта и сбор денежных средств для очистки Байкала от мусора, трудовой десант на набережной реки Уды.
В конце учебного года, в нашей школе практикуется 5-я трудовая четверть. Для ребят средних классов (5-7 классы) организуется эколого-краеведческий лагерь. Работа в отряде исследовательского характера. Ребята делятся на группы-исследователей: картографы, метеорологи, биологи, гидрологи, экологи. Каждая группа выполняет свое задание, которое запланировано на весь период работы отряда. В конце смены группы сдают отчет, на основе этих отчетов создается общий проект исследования отряда. Исследования проходят на территории ПТК школы, основания города, реки Уды в пределах набережной. Ребята имеют возможность на природе отработать, полученные знания во время учебы.
Обучающая и воспитательная программа по географии носит практико-ориентированный подход. Новые термины, причинно-следственные связи ребятам легче представить и отработать на тех объектах, которые их окружают, поэтому мы работаем с местным материалом, на природных и социальных объектах, в группах. Все это способствует развитию важных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования, которые, формируют самодостаточную личность, воспитывают бережное и рациональное отношение к природе и любовь к родине
Литература
1. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории:
Пособие для учителей – М. Просвещение, 1992.
2. Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.
3. Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М. Просвещение, 1982.
4. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М. Просвещение, 1991.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемно-исследовательское обучение на уроках географии
Соколова Людмила Владимировна,
учитель географии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ»
Данная работа показывает возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Опыт может быть интересен учителям географии.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения. Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.
Используя технологию проблемного обучения, учитель испытывает трудности при составлении проблемных вопросов. Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Я предлагаю два фрагмента урока, с использованием проблемных вопросов. 1) Тема урока «Население и страны Северной Америки», 7 класс. Постановка проблемного вопроса в начале урока, как основная познавательная задача урока: «Докажите, что американцы - это современная нация, образованная в результате слияния нескольких этнических общностей и переселенцев из разных частей света». Деятельность учащихся: 1)Работают с контурной картой, определяют национальный состав населения материка, по ходу урока заполняют технологическую карту. 2) Ребята заранее делятся на группы, делают характеристику государств Северной Америки в виде презентации.3) Презентируют материал.4) Делают выводы по проблемному вопросу.
2)Тема урока «Мировые природные ресурсы мира», 10 класс. Проблемный вопрос ставится перед изложением учителем нового материала: «Как вы думаете: почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему?». Деятельность учащихся: 1)Ребята заранее делятся на группы, каждая группа готовит характеристику природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические по заданному плану: а) состав; б) география размещения; в) природохозяйственные проблемы; г) пути решения проблемы; д) ваши предложения по решению проблем; 2) Заполняют технологическую карту по уроку; 3) Анализируют материал, делают выводы по уроку
Проводя уроки, в системе проблемно-исследовательского обучения, я могу отметить, что у ребят развивается логическое мышление, творчество. Такая форма проведения уроков дает свои результаты. Мои ученики участвуют в олимпиадах, конференциях, географических и экологических интеллектуальных играх школьного, городского и республиканского уровней. Имеют успешные результаты, занимают призовые места.
Одно из направлений проблемно-исследовательской работы – это экологические исследования. Поскольку мы живем рядом с красивым и уникальным озером мира – Байкалом – участок всемирного наследия, на своих занятиях я уделяю большое внимание исследованию, прогнозированию, проектированию хозяйственной деятельности в республики и на озере Байкал.
Продуктом проблемно-исследовательского обучения может быть проект. Ребятами под моим руководством были разработаны проекты по защите и сохранению главного богатства нашей республики озеро Байкал. Это организация летнего лагеря на берегу озера, организация праздничного концерта и сбор денежных средств для очистки Байкала от мусора, трудовой десант на набережной реки Уды.
В конце учебного года, в нашей школе практикуется 5-я трудовая четверть. Для ребят средних классов (5-7 классы) организуется эколого-краеведческий лагерь. Работа в отряде исследовательского характера. Ребята делятся на группы-исследователей: картографы, метеорологи, биологи, гидрологи, экологи. Каждая группа выполняет свое задание, которое запланировано на весь период работы отряда. В конце смены группы сдают отчет, на основе этих отчетов создается общий проект исследования отряда. Исследования проходят на территории ПТК школы, основания города, реки Уды в пределах набережной. Ребята имеют возможность на природе отработать, полученные знания во время учебы.
Обучающая и воспитательная программа по географии носит практико-ориентированный подход. Новые термины, причинно-следственные связи ребятам легче представить и отработать на тех объектах, которые их окружают, поэтому мы работаем с местным материалом, на природных и социальных объектах, в группах. Все это способствует развитию важных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования, которые, формируют самодостаточную личность, воспитывают бережное и рациональное отношение к природе и любовь к родине
Литература
- Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для учителей – М. Просвещение, 1992.
- Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.
- Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М. Просвещение, 1982.
- Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М. Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/23/picture-93188-1498221767.jpg)
статья "Интерактивное обучение на уроках географии"
Технология интерактивного обучения дает возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовностьи положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-501335-1413699508.jpg)
Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"
Изучение географии в школе - интернате VIII имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-460699-1411906028.jpg)
Статья " Формирование у школьников ключевых компетенций в процессе обучения на уроке географии."
Статья основана на личном опыте многолетней работы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-266189-1371671748.jpg)
Статья "Игровые технологии как активная форма обучения на уроках географии"
Игровые технологии, как активная форма обучения в последнее время получила широкое распространение. В нашей жизни игры имеют весьма разнообразное значение. Особое значение приобретают они в учебн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-698774-1446141343.jpg)
Статья "Эвристическая модель обучения на уроках географии"
Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых , более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как нео...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-211514-1364488582.jpg)
Статья "Методы и приемы обучения на уроках географии"
Моя задача как учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Этому могут способствовать активные методы и приемы обучения. Знания, усвоенные...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-420036-1394899929.jpg)
Статья «Применение технологии разноуровнего обучения на уроках географии». Учитель географии гимназии №446 Хамедова Елена Евгеньевна
Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации.Обучение принято считать дифференцированным, если в его проце...