статья по географии "Проблемно-исследовательское обучение на уроках географии"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Соколова Людмила Владимировна

Проблемно-исследовательское обучение на уроках географии

Соколова Людмила Владимировна,

учитель географии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ»

 

Данная работа  показывает возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Опыт может быть интересен учителям географии.

 

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.     Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

Используя технологию проблемного обучения, учитель испытывает трудности при составлении проблемных вопросов. Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Я предлагаю два фрагмента урока, с использованием проблемных вопросов. 1) Тема урока «Население и страны Северной Америки», 7 класс. Постановка проблемного вопроса в начале урока, как основная познавательная задача урока: «Докажите, что американцы - это современная нация, образованная в результате слияния нескольких этнических общностей и переселенцев из разных частей света». Деятельность учащихся: 1)Работают с контурной картой, определяют национальный состав населения материка, по ходу урока заполняют технологическую карту. 2) Ребята заранее делятся на группы, делают характеристику государств Северной Америки в виде презентации.3) Презентируют материал.4) Делают выводы по проблемному вопросу.

2)Тема урока «Мировые природные ресурсы мира», 10 класс. Проблемный вопрос ставится перед изложением учителем нового материала: «Как вы думаете: почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему?».  Деятельность учащихся: 1)Ребята заранее делятся на группы, каждая группа готовит характеристику природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические по заданному плану: а) состав; б) география размещения; в) природохозяйственные проблемы; г) пути решения проблемы; д) ваши предложения по решению проблем; 2) Заполняют технологическую карту по уроку; 3) Анализируют материал, делают выводы по уроку

Проводя уроки, в системе проблемно-исследовательского обучения, я могу отметить, что у  ребят  развивается логическое мышление, творчество. Такая форма проведения уроков дает свои результаты. Мои ученики  участвуют в олимпиадах, конференциях, географических и экологических интеллектуальных играх школьного, городского и республиканского уровней. Имеют успешные результаты, занимают призовые места.

Одно из направлений проблемно-исследовательской работы – это экологические исследования.  Поскольку  мы живем рядом с красивым и уникальным озером мира – Байкалом – участок всемирного наследия,  на своих занятиях я уделяю большое внимание исследованию, прогнозированию, проектированию хозяйственной деятельности в республики и на озере Байкал.

Продуктом проблемно-исследовательского обучения может быть проект. Ребятами под моим руководством были разработаны проекты по защите и сохранению главного богатства нашей республики озеро Байкал. Это организация летнего лагеря на берегу озера, организация праздничного концерта и сбор денежных средств для очистки Байкала от мусора, трудовой десант на набережной реки Уды.

В конце учебного года, в нашей школе практикуется 5-я трудовая четверть. Для ребят средних классов (5-7 классы) организуется эколого-краеведческий лагерь. Работа в отряде исследовательского характера. Ребята делятся на группы-исследователей: картографы, метеорологи, биологи, гидрологи, экологи. Каждая группа выполняет свое задание, которое запланировано на весь период работы отряда. В конце смены группы сдают отчет, на основе этих отчетов создается общий проект исследования отряда. Исследования проходят на территории ПТК школы, основания города, реки Уды в пределах набережной. Ребята имеют возможность на природе отработать, полученные знания во время учебы.

Обучающая и воспитательная программа по географии носит практико-ориентированный подход. Новые термины, причинно-следственные связи ребятам легче представить и отработать на тех объектах, которые  их окружают, поэтому мы работаем с местным материалом, на природных и социальных объектах, в группах. Все это способствует развитию важных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования, которые, формируют самодостаточную личность, воспитывают бережное и рациональное отношение к природе и любовь к родине

Литература

1.                      Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории:

                         Пособие для учителей – М. Просвещение, 1992.

2.                      Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.

3.                      Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М. Просвещение, 1982.

4.                      Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М. Просвещение, 1991.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемно-исследовательское обучение на уроках географии

Соколова Людмила Владимировна,

учитель географии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ»

Данная работа  показывает возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Опыт может быть интересен учителям географии.

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.     Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

Используя технологию проблемного обучения, учитель испытывает трудности при составлении проблемных вопросов. Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Я предлагаю два фрагмента урока, с использованием проблемных вопросов. 1) Тема урока «Население и страны Северной Америки», 7 класс. Постановка проблемного вопроса в начале урока, как основная познавательная задача урока: «Докажите, что американцы - это современная нация, образованная в результате слияния нескольких этнических общностей и переселенцев из разных частей света». Деятельность учащихся: 1)Работают с контурной картой, определяют национальный состав населения материка, по ходу урока заполняют технологическую карту. 2) Ребята заранее делятся на группы, делают характеристику государств Северной Америки в виде презентации.3) Презентируют материал.4) Делают выводы по проблемному вопросу.

2)Тема урока «Мировые природные ресурсы мира», 10 класс. Проблемный вопрос ставится перед изложением учителем нового материала: «Как вы думаете: почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему?».  Деятельность учащихся: 1)Ребята заранее делятся на группы, каждая группа готовит характеристику природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические по заданному плану: а) состав; б) география размещения; в) природохозяйственные проблемы; г) пути решения проблемы; д) ваши предложения по решению проблем; 2) Заполняют технологическую карту по уроку; 3) Анализируют материал, делают выводы по уроку

Проводя уроки, в системе проблемно-исследовательского обучения, я могу отметить, что у  ребят  развивается логическое мышление, творчество. Такая форма проведения уроков дает свои результаты. Мои ученики  участвуют в олимпиадах, конференциях, географических и экологических интеллектуальных играх школьного, городского и республиканского уровней. Имеют успешные результаты, занимают призовые места.

Одно из направлений проблемно-исследовательской работы – это экологические исследования.  Поскольку  мы живем рядом с красивым и уникальным озером мира – Байкалом – участок всемирного наследия,  на своих занятиях я уделяю большое внимание исследованию, прогнозированию, проектированию хозяйственной деятельности в республики и на озере Байкал.

Продуктом проблемно-исследовательского обучения может быть проект. Ребятами под моим руководством были разработаны проекты по защите и сохранению главного богатства нашей республики озеро Байкал. Это организация летнего лагеря на берегу озера, организация праздничного концерта и сбор денежных средств для очистки Байкала от мусора, трудовой десант на набережной реки Уды.

В конце учебного года, в нашей школе практикуется 5-я трудовая четверть. Для ребят средних классов (5-7 классы) организуется эколого-краеведческий лагерь. Работа в отряде исследовательского характера. Ребята делятся на группы-исследователей: картографы, метеорологи, биологи, гидрологи, экологи. Каждая группа выполняет свое задание, которое запланировано на весь период работы отряда. В конце смены группы сдают отчет, на основе этих отчетов создается общий проект исследования отряда. Исследования проходят на территории ПТК школы, основания города, реки Уды в пределах набережной. Ребята имеют возможность на природе отработать, полученные знания во время учебы.

Обучающая и воспитательная программа по географии носит практико-ориентированный подход. Новые термины, причинно-следственные связи ребятам легче представить и отработать на тех объектах, которые  их окружают, поэтому мы работаем с местным материалом, на природных и социальных объектах, в группах. Все это способствует развитию важных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования, которые, формируют самодостаточную личность, воспитывают бережное и рациональное отношение к природе и любовь к родине

Литература 

  1. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для учителей – М. Просвещение, 1992.
  2. Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.
  3. Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М. Просвещение, 1982.
  4. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М. Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Интерактивное обучение на уроках географии"

Технология интерактивного обучения дает возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовностьи положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке....

Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"

Изучение географии в школе - интернате  VIII  имеет большое коррекционное  значение. Географический материал  в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...

Статья "Игровые технологии как активная форма обучения на уроках географии"

Игровые технологии, как активная форма обучения в последнее время получила широкое распространение. В нашей жизни игры имеют весьма разнообразное значение. Особое значение приобретают они в учебн...

Статья "Эвристическая модель обучения на уроках географии"

Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых , более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются  как нео...

Статья "Методы и приемы обучения на уроках географии"

Моя задача как учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.  Этому могут способствовать активные   методы и приемы обучения. Знания, усвоенные...

Статья «Применение технологии разноуровнего обучения на уроках географии». Учитель географии гимназии №446 Хамедова Елена Евгеньевна

Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации.Обучение принято считать дифференцированным, если в его проце...