Статья "Эвристическая модель обучения на уроках географии"
статья по географии (10 класс) на тему
Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых , более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального ,творческого и нравственного развития учащихся. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования- такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в которой ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. В условиях личностно- ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения , но иную. Теперь учитель не только носитель знаний и контролирующая инстанция, но и организатор самостоятельной познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evristicheskaya_model_obucheniya_na_urokah_geografii.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Эвристическая модель обучения на уроках географии
Каждому педагогу знаком такой метод преподавания, как эвристическая беседа. «Эврика» в переводе с греческого- нашел. Такой метод обучения часто применяется при объяснении нового материала. Учитель беседуя с детьми , задавая вопросы, подводит учеников к правильному пониманию материала и самостоятельной формулировки определений , понятий, законов и т.д. Такой метод- лишь элемент, попытка внесения в традиционное изложение материала творческой составляющей. Многие педагоги идут дальше и предлагают проводить не просто эвристические беседы, в качестве элемента урока, а выстраивать целиком «эвристические уроки».
Такая модель работы была опробована в 10 классе, при изучении курса «Экономическая и социальная география мира». В такой модели применялись вполне традиционные формы организации деятельности: урок-объяснение нового материала, урок-практикум, урок- семинар. Однако, каждый такой урок строился на основе эвристических методов работы.
Урок-практикум. Практические работы- это достаточно хорошо знакомая форма построения урока. В традиционной модели обучения любая такая работа представляет собой ряд заданий, которые детям необходимо выполнить, для того чтобы сделать определенный вывод. Однако, в эвристической модели обучения все выглядит несколько иначе. Чаще всего такие занятия проводятся в группах. Задание у каждой группы свое. Как правило, такие задания строятся в виде проблемного вопроса и являются частью изучаемой темы. Разберем такую работу на примере изучения темы «Население мира».
На изучение этой темы в 10 классе отводится 3 часа. На первом уроке класс разбивается на группы, и каждая группа получает свой вопрос, над которым предстоит работать.
- «Численность и плотность населения мира. Причины различия численности населения различных регионов».
- «Национальный и религиозный состав населения мира. География и причины межнациональных конфликтов».
- «Миграции населения. Причины и основные направления миграций».
- «Трудовые ресурсы. Проблемы безработицы в различных регионах мира».
На этом же уроке дети составляют план работы над своим заданием;
Разрабатывают перечень необходимых материалов; составляют список необходимых вопросов, которые надо решить, при работе над главной проблемой. Учитель на таком уроке выступает в роли консультанта.
Дома дети подбирают необходимые для работы материалы. На втором уроке ученики выполняют практические задания, согласно, составленному ими плану: строят графики, диаграммы, оформляют карты и т.д. На третьем уроке каждая группа отчитывается о проделанной работе, при этом остальные конспектируют ответы. Таким образом, по итогам этих уроков у каждого ребенка появляется необходимый материал по изучаемой теме.
При изучении некоторых тем проводятся уроки-семинары.
Такие уроки проводятся как в форме традиционных семинаров, так и в форме пресс-конференций. Инициативные ребята готовят сообщения по отдельным проблемам, а остальные заранее готовят для них вопросы. Такие уроки позволяют активно работать всем ученикам, позволяют каждому ребенку включиться в учебный процесс и работать в силу своих возможностей. Учитель имеет возможность оценить работу каждого ребенка. Такая деятельность позволяет положительно влиять на повышение мотивации каждого ребенка к изучению географии.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: Анализ зарубежного опыта / Кларин М.В.- Эксперимент, 1995.-176 с.
- Шаталов В.Ф. Приглашение к успеху М., ГУП ЦРП 2001 г.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении
Текст выступления на педагогических чтениях...
Выступление по теме :" Инновационные модели обучения на уроках физики".
Выступление на Круглом столе по теме :" Обмен опытом инновационной деятельности в преподавании предметов естественно нуучного цикла"....
Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.
Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...
«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)
Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...
"Интерактивная доска как инструмент реализации интерактивной модели обучения на уроках английского языка"
Статья о преимуществах использования интерактивной доски на уроках английского языка....
Представление педагогического опыта "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС"
Педагогический опыт по теме "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС" представлен по следующим критериям:Актуальность и перспективность опыта. Значение для соверше...
презентация "Особенности применения проблемных моделей обучения на уроках химии"
В презентации рассмотрены особенности применения проблемных методов обучения на уроках химии...