статья "Интерактивное обучение на уроках географии"
статья по географии по теме
Технология интерактивного обучения дает возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовностьи положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_interaktivnoe_obuchenie_na_urokah_geografii.docx | 44.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного сообщества. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания школьников инновационных образовательных технологий. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме. Технология интерактивного обучения даёт мне возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.
Интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Выбор данной технологии был не случайным. По своему замыслу, целям, принципам, содержательному и организационному аспектам интерактивные методы мне очень близки .Еще в начале своей педагогической деятельности я делила ребят на группы, работая в группах они выполняли определенные задания, за что я ставила оценки. Как правило, довольны были все, ребята, особенно слабые, за полученную оценку и я- так как идет накопляемость оценок.
Современный учитель всегда думает , как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Традиционные формы и методы обучения не всегда приводят к желаемому результату. Познакомившись с технологией интерактивного обучения представленной Г.О. Аствацатуровым «Технология проектирования современного урока и творчество учителя»2002г, работу на уроке стала строить более грамотно. Активные методы направлены не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоения умений в процессе активной совместной познавательной деятельности – интерактивное обучение.
Основные критерии при отборе тем для интерактивного обучения – современность, научность, интерес.
Основные методы работы – проблемный и исследовательский. А интерактивные формы позволяют вовлечь в познавательную деятельность почти всех учащихся, а также проследить процесс саморазвития как группы так и отдельного ученика.
Интерактивное обучение способствует решению комплекса задач:
- повысить интенсификацию урока;
- развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление;
- способствовать углубленному усвоению программного материала;
- отработать комплекс практических умений и навыков.
Конечные цели можно определить как:
Образовательная –получить знания за более короткие сроки путем перераспределения материала отдельных тем,
Воспитательная- способствовать сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся;
Развивающая- отработать практические навыки, умения.
Особенно хотелось бы сказать о воспитательном значении, т. к. урок , как правило, имеет преимущественно индивидуальный характер, учебное задание в классе, дома, каждый выполняет самостоятельно, отчитывается только за себя. Общение, разговоры на уроке , запрещаются. Коллективная работа позволяет на уроке наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не могли бы раскрыться в индивидуальной работе.
Техника интерактивного обучения привлекает не тягостным, основанном на интересе и приносящем удовлетворение всем участникам педагогического процесса, обучением. Здесь существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над задачей, а учитель корректирует их работу, помогает, направляет. Работая в группе, учащиеся в ходе обсуждения вносят каждый свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. Эта форма работы может использоваться на разных типах уроков :при изучении нового материала в течение всего урока, только в начале урока , на уроке- практикуме с элементами творческих, поисковых заданий.
Поэтапное обучение учащихся и овладение ими технологии.
Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Мир звёзд».
Упражнение «Своя опора».
Свой рассказ о температуре, цвете и яркости звёзд сопровождаю составлением схемы, рисунками, символами (использую разные виды «опор»). Дети слушают, участвуют в диалоге, привлекаются к составлению схемы, «расшифровке» символов. На магнитной доске закрепляется схема и модель:
3 000º 6 000º 10 000º 35 000º
По следующему вопросу «Размеры звёзд» предлагаю ребятам выполнить самостоятельную работу по тексту учебника, составить свою опору. Материал о размере звёзд они могут представить в любой форме: словесной, графической, условно-символической. Работать можно индивидуально, в парах, объединяться в микрогруппы.
Одна из групп составила оригинальную опору:
Нестандартность подхода к изучению материала – прочитать и нарисовать прочитанное, выразить в символах и знаках – мотивирует к учебной деятельности на уроках в 6-7 классах. В 7-8 классах – составление опорного конспекта (интеллект-карты) по отдельным вопросам темы или элементы- сжатие информации. В 9-11 классах – проектная деятельность, самостоятельная или групповая работа. Публичное выступление- защита проекта, презентация, отстаивание своего мнения.
Организация работы. Группы создаются по 5-6 человек, это занимает минимум времени. Группы могут получить одно и тоже задание. Затем, дается возможность каждой группе высказаться, дополнить или опровергнуть информацию. Например: География России. 8 класс. Тема урока «Озеро Байкал. Проблемы Байкала».Группы получили задание-описать природу озера. Выделить проблемы и предложить пути решения. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности. Группы докладывают о результатах своих поисков, в конце урока подводим итог и выбираем самый понравившийся проект решения проблем.
Эффективность учебно - воспитательного процесса определяют различные показатели ,среди которых значительное место занимает активность учащихся на уроке, их заинтересованность в изучении того или иного предмета. Наиболее актуальна эта проблема для учителей , работающих в старших классах. Старшеклассники часто, по мере определения ими своей будущей профессии, изменяют свое отношение к изучаемым предметам. Они заинтересованы в получении глубоких прочных знаний в первую очередь по профилирующим предметам тех вузов , в которые они решили поступать. Поэтому наряду с повышением активности учащихся на уроках по одним предметам усиливается пассивность и безразличие к другим. Опыт показывает, что в большинстве случаев к этим «другим» относится и география. Актуальность применения интерактивных форм обучения особенно подходит для старшей школы, где большие объемы учебного материала, высокие требования к подготовке учащихся. Например: урок в 11 классе тема «Субрегионы Африки».Группы получают разные задания , работающие на общий результат - путем анализа карт атласа и текста учебника, подготовить информацию и представить ее в форме таблицы, лидеры отчитываются перед классом. В конце урока ребята отвечают на вопросы учителя- ответы оценивает группа, работавшая над данной проблемой. Так повышается внимание учеников в течении всего урока.
А с появившейся возможностью использования в нашей школе современного оборудования , мультимедийные проекторы, интерактивной доски, компьютеров, уроки в интерактивной форме стали еще интереснее, современнее, на более высоком уровне. Это позволяет не только учителю наглядно представлять материал , в виде презентаций, слайд- шоу, но и ребятам составлять свои проекты и презентации в электронном виде Такие уроки способствуют тому, что ученики осваивают материал на уроке , минимум времени тратят на домашние задания, что очень важно при загруженности старшеклассников. Повышается интерес к предмету, география становиться легким предметом, который ребята все чаще выбирают для сдачи экзамена за курс основной школы , и успешно справляются на экзаменах.
На районном семинаре замдиректоров по воспитательной работе « Новые технологии в профильном обучении» я проводила урок с применением различных элементов интерактивного обучения.
Урок в 11 (профильном ) классе по теме «Экономика Китая: достижения и проблемы».
Класс поделен на разноуровневые группы «А», «В», «С» - в таких группах работаем постоянно ,(в течение года некоторые учащиеся перешли из группы»А» в «В», из «В» в «С»). Группы получили дифференцированные задания , работающие на общий результат- охарактеризовать особенности экономических реформ , достижений и проблем в Китае-, путем представления наглядной интеллект-карты.
1этап работы- работа «с кейсами», который включает решение конкретной задачи в виде самостоятельной работы с текстом,выбора главной информации из предложенной ( обязательно дополнительная лит-ра)
2 этап работы – «мозговой штурм» в рамках малой группы
3 этап- творческая работа – сжатие информации представление ее в виде опорного конспекта( интеллект- карты).
Требование к ОК- возможность «озвучить» ОК другой группой,
- эстетическое оформление.
4 этап – публичное выступление с презентацией ОК. Защита- ответить на вопросы.
5этап –подведение итогов, выбор лучшей работы, слайд-шоу .
Повторительно- обобщающие уроки с помощью интерактивного метода превращаются в увлекательные познавательные интеллектуальные игры.
Результатом своей работы считаю, позитивную динамику «качества знаний», успешную сдачу ЕГЭ по географии учащимися 11 класса, увеличение числа участников и призеров олимпиад по географии различного уровня.
Уверена, что применение интерактивных методов позволяет мне сделать информационную базу урока подлинно развивающей, поставить в центр образовательного процесса ученика как субъект познания.
Статья по теме:
«Интерактивное обучение на уроках географии»
Библиографический список:
1. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии - методическое пособие для учителя. Москва. «5 за знания». 2006год.
2. Яковлева Н.В., Моргунова А.Б.и др. Уроки учительского мастерства. Из-во «Учитель». Волгоград. 2009год.
3. Бондарева Н.А.. Конструирование современного урока.Армавир. 2001 год.
4. Аствацатуров Г.О.. Технология современного урока и творчество учителя школы Армавир.2002год.
5. Максаковский В.П.Новое в мире . Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику.
6. Петрова Н.Н.. Единый государственный экзамен. География. Москва. Просвещение. Эксмо.2006-2011год.
7. География в школе –научно- методический журнал.
8. Вокруг света – научно-познавательный журнал.
9. Большой энциклопедический словарь.
10. Географический атлаc. (для учителя)
11. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение парацентрической технологии обучения на уроках географии
Парацентрическая технология обучения (автор Н.Н. Суртаева) означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль....
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении
Текст выступления на педагогических чтениях...
«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)
Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
статья по географии "Проблемно-исследовательское обучение на уроках географии"
Проблемно-исследовательское обучение на уроках географииСоколова Людмила Владимировна, учитель географии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ» Данная работа показывает возм...
Статья «Применение технологии разноуровнего обучения на уроках географии». Учитель географии гимназии №446 Хамедова Елена Евгеньевна
Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации.Обучение принято считать дифференцированным, если в его проце...
Проблемное обучение на уроках географии. План конспект урока "Климат России" с презентацией
В данном материале используется технология проблемного обучения. На заключительном уроке по теме "Климат России ребята получают письмо, где к ним обращается администрация села в помощи дать харак...