Методическая разработка по уроку география 7 класс (для обучающихся с задержкой психического развития) по теме: Знакомство с материками.
методическая разработка по географии (7 класс)

Петухова Елена Николаевна

Методическая разработка по уроку география 7 класс (для обучающихся с задержкой психического развития)

 по теме: Знакомство с материками.

 

Цели  урока – сформировать у учеников такое понятие  как материк, уметь называть и показывать материки на географической карте.

Задачи:

       Обучающие задачи: познакомить учеников  с материками на глобусе и карте полушарий, дать краткую характеристику каждого материка, записать названия.

       Коррекционные задачи: Развивать  абстрактно-логическое мышление, устную речь, расширять словарный запас, воображение, пространственные и логические представления,  память, умение отвечать на вопросы, публично выступать, аргументировать свою точку зрения, развивать связи между предметами.

        Воспитательные задачи: развивать интерес к предмету, воспитать умение работать в команде, сотрудничать, высказывать собственное мнение, расширить представление об окружающем мире, воспитать усидчивость,  активную позицию, связь с жизнью.

       Вид урока – изучение нового знания, фронтальная работа, в малых группах, индивидуальная.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по уроку география 7 класс (для обучающихся с задержкой психического развития)

 по теме: Знакомство с материками.

Петухова Елена Николаевна

ГБОУ школа №7,

Красносельского района, Санкт-Петербурга,

Учитель  4 Д.

      Цели  урока – сформировать у учеников такое понятие  как материк, уметь называть и показывать материки на географической карте.

Задачи:

       Обучающие задачи: познакомить учеников  с материками на глобусе и карте полушарий, дать краткую характеристику каждого материка, записать названия.

       Коррекционные задачи: Развивать  абстрактно-логическое мышление, устную речь, расширять словарный запас, воображение, пространственные и логические представления,  память, умение отвечать на вопросы, публично выступать, аргументировать свою точку зрения, развивать связи между предметами.

        Воспитательные задачи: развивать интерес к предмету, воспитать умение работать в команде, сотрудничать, высказывать собственное мнение, расширить представление об окружающем мире, воспитать усидчивость,  активную позицию, связь с жизнью.

       Вид урока – изучение нового знания, фронтальная работа, в малых группах, индивидуальная.

        Оборудование и наглядный материал: Учебники, тетради, контурные карты, атласы, презентация к уроку, цветные карандаши.

Словарные слова: Материк, Евразия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.  Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

- Формирование  универсальных учебных действий  (УУД):

  • познавательные: расширение кругозора и словарного запаса обучающегося, знакомство с новыми понятиями – материки и части света, умение находить эти объекты на географической карте и на глобусе», умение отвечать и задавать вопросы по теме, анализировать и работать с материалом учебника. Также – оттачивать умение анализировать научные факты, самостоятельно мыслить и рассуждать, проявлять активную позицию на уроке.
  • коммуникативные: поддерживать контакт во время урока, уметь сотрудничать, обсуждать тему и высказывания совместно, отрабатывать коллективные решения, взаимодействовать с учителем и другими учениками в конструктивном диалоге, выполнять инструкции учителя.
  • регулятивные: вести себя в соответствии с речевыми высказываниями педагога, не нарушать дисциплину во время урока, выражать свои желания  и просьбы аргументировано, не нарушая дисциплину.  Соблюдать последовательность  выполнения учебных заданий среди группы обучающихся.  

*   формирование личностных результатов: осознания учеником себя как части  школьного коллектива. Повышение мотивации обучения через похвалу и одобрение со стороны педагогов, повышение самооценки через собственные достижения.  

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организация. Артикуляционная разминка

Организационный момент. Приветствие – веселая разминка (артикуляционная гимнастика «Солнце встало из-за тучки»).

Здравствуйте, мои дорогие ученики!!!

Рада вас видеть сегодня на уроке – географии.  Поскольку урок у нас сегодня первый, проведем в качестве разминки – артикуляционную гимнастику.

Сначала, давайте улыбнемся друг другу.

Солнце встало из-за тучки-

Мы к нему протянем ручки-

И  по шире разведем,

И урок наш радостно начнём!!

Проверяем готовность к уроку.

А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке?

Книжки? Ручки? И тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Отчет дежурного.

Проверка рабочих мест.

Здороваются, улыбаются соседу по парте, выполняют действия (знакомой гимнастики)

- круг (солнце встало)

- тянутся ручки к солнцу, встают на цыпочки по желанию

- руки разводятся как можно шире (вдох)

- упускаются плавно вниз (выдох)

- спокойно садятся за парты.

 Дежурный по классу отчитывается о присутствие  учеников.

Готовности класса к уроку (доска, географическая карта).

II.  Географическая  разминка.   Актуализация знаний

Точки Земли, через которые проходит земная ось, самая холодная (самая горячая).

Цвет, которым на карте обозначены равнины.

Цвет, которым на карте обозначены  водоемы.  

Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное с помощью условных знаков.  

Огромные пространства воды.

Уменьшенная модель Земного шара. 

Горы, расположенные по высоте, как обозначаются

Звездочки – красного и черного цвета.

-  Северный и Южный полюсы.

- Зеленый

-  Голубой

- Карта

- Океаны

- Глобус

- От светло-коричневого

до темно-коричневого цвета

- Вулканы – действующие и не активные

III. Проверка   домашнего задания.

Давайте с вами вспомним, какие океаны проходили на прошлом уроке?

Фронтальный  опрос  обучающихся:

Какие океаны составляют Мировой океан? Покажите их на глобусе и на карте.

Полезная информация.

- Океан – это водное пространство, порывающее большую поверхность Земли и окружающие материки и острова. Мировой океан занимает 70% всей поверхности Земли. По сути, Земля – водная планета. Океаны – это дыхание планеты, без испарения мировых океанов на земле погибнет все живое, высохнет и исчезнет.  

Работа у доски одного ученика. Остальные помогают (работая в малых группах) в четверках по смежным партам.

Какой океан самый большой? Нужно назвать его  и показать на карте.

- Какой океан самый теплый? Почему? Показать на карте.

- Назвать и показать на карте океан второй по величине.

- Почему Северно-Ледовитый океан получил такое название?

- Вопрос на смекалку (творческое задание для класса). Как вы думаете, почему в таком холоде существуют весьма активные формы жизни.

Какое хозяйственное значение имеет Мировой океан?   

- Жизненно важное стратегическое значение: сообщение между материками, часть гидросферы, поддержание климата, подержание биологического равновесия, источник воды.

Всем спасибо!! Все, кто принимал активное участие, получат оценки. Молодцы.

- Океаны нам карте мира.

- Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый Южный.

- Показывают.

-

- Тихий океан.

- Индийский

- Атлантический

- Самый холодный, там вечная мерзлота, скован льдами, они движутся и тают.

- Для поддержания равновесия в природе, жизнь разнообразна в своих проявлениях (закон приспособления и адаптации).

- Разносторонние ответы учеников.

- Огромное значение: ресурс питьевой  воды, соли.  А также ловля рыбы, добыча полезных ископаемых, транспортные перевозки, морские путешествия, мореходство.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать карту полушарий.

Сейчас открываем  тетради, записываем сегодняшнее число.

Посмотрите внимательно на экран проектора, перед вами цифры и буквы послушайте задание (зашифрованная тема урока):

*найдите самое большое число;
*выпишите только нечетные числа  в порядке возрастания;
*под ними   запишите   соответствующие им буквы (
каждой цифре соответствует своя буква). 

Какое слово получилось?

Сегодня на уроке мы   узнаем, какие материки есть на нашей планете и  научимся находить их на глобусе и карте полушарий.

- показ на экране изображения материков

Слушают.

Смотрят.

Выполняют.

- МАТЕРИК

V. ФИЗМИНУТКА.

Поднимаем  руки вверх  - это раз,

Повернулась голова - это два,

Руки вниз  - вперед смотри - это три,

Руки в стороны  развернули на - четыре,

С силой их к плечам прижали  - это пять, Всем ребятам тихо сесть - это шесть!!!  

Каким числом мы закончили эту веселую разминку?

И это неслучайно, потому – что материков на Земном шаре всего  шесть. 

Что такое материк? Это - большой участок суши, окруженный со всех сторон водой. Показ на экране проектора.

- 6- шесть

Записывают определение в тетрадь.

VI. Работа с контурными картами, атласом, учебником.

Все материки я покажу вам на карте полушарий, а вы откройте атласы на стр. 17 и вы вместе со мной находите материки в атласах.

Хорошо. Молодцы!

А теперь давайте откроем наши контурные карты и нанесем материки.

Открываем учебники на стр.115 находим первый материк  Евразия,  читаем и даем ему характеристику.

Мы проживаем на этом материке. Находится в восточном и западном полушарии. Показ на экране

Следующий материк Африка.

Находится в восточном полушарии. Африка – прародина первого человека. Где он еще в образе человекообразной обезьяны проживал 2 миллиона лет тому назад.  

Что мы знаем про Америку? Показ на экране.

Самый молодой континент открытый Христофором Колумбом для европейцев в 16 веке.

Далее идет Австралия.

Здесь проживают животные, которых нет больше нигде. Это материк-заповедник.

Скажите, какого самого известного обитателя мы знаем на этом континенте?

И Антарктида. Показ на экране.

Здесь не живет человек, только морские млекопитающие, птицы, пингвины. Низшие формы растений * - мхи, лишайники, водоросли. Жизнь в Антарктиде настолько сурова, непригодна для человека, ее территория не принадлежит ни одному государству, здесь работают только ученые-исследователи.  

Также кроме материков есть еще и части света.

Часть света - это материк или часть материка вместе с прилегающими островами. Частей света  всего 6: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Они имеют схожие названия с материками. Только Евразия – разделяется на Европу и Азию.  А Америка на Северную - *США и Канаду, Мексику и острова  и Южную Америку * -  это Колумбия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Перу и другие страны.

- Смотрят.

- Находят.

Наносят разными карандашами.

- Евразия – самый большой по площади материк земного шара.

- Африка  самый жаркий материк земного шара. 

- Северная и Южная Америка находятся в западном полушарии.

-  Австралия самый засушливый материк   земного шара.

- Кенгуру-

- Антарктида самый холодный материк земного шара.

- Смотрят и находят части света у себя в атласах.

ГИМНАСТИКА   для мелкой моторики.

- Мы снежки лепили,

а затем их растопили (лепим руками, дышим активно). 

VII. Закрепление знаний.

Как называется материк, где мы живем?

Какой материк самый жаркий?

Как называется материк-заповедник, где живут удивительные животные, которые могут жить только на этом континенте, и многие из них занесены в Красную книгу?

На каком материке нет постоянного населения?

У вас на столах лежат контуры материков найти:

1-й вариант: Найти и раскрасить Африку как самый жаркий материк желтым цветом.

2-й вариант найти и раскрасить Антарктиду покрытую льдом – синим  цветом. Взаимопроверка.

- Евразия.

- Африка

- Австралия.

- Антарктида.

- Раскрашивают.  Проверяют.

VIII. Рефлексия.

Как работали?

Что понравилось, что вызвало сложность?

 Как оцениваете  свою работу на уроке? 

IX. Итог урока. Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Всем спасибо за внимание и работу на уроке!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков в 3 классе (АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития).

Предлагаемый образец календарно-тематических планов уроков удовлетворяет все требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограни...

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития

В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....

Рабочая программа Коррекционно развивающих занятий по математике 6 класс для обучающихся с задержкой психического развития

Планируемые результаты изучения программы:В результате освоения программы «Коррекционно-развивающая программа по математике» формируются следующие умения и навыки, соответствующие требован...

Рабочая адаптированная образовательная программа по Географии для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 7 класса 2020-2021

Рабочая адаптированная образовательная программапо Географиидля обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)для 7 класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по геометрии для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Свойства медиан треугольника»

В методической разработке  представлены  материалы открытого  урока  по геометрии для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития...

8кл. / Открытый урок по Физике / Повторительно-обобщающий урок для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Электрические явления»

Данный повторительно-обобщающий урок по физике составлен на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...