Урок географии 6 класс. Тема: "Реки".
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Каратунов Вадим Михайлович

Конспект урока по географии на тему: Реки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reki.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 города Горно-Алтайска»

Урок географии в 6 классе

«Реки»

   Автор: Каратунов Вадим Михайлович

учитель географии МБОУ СОШ № 12 города Горно-Алтайска.

г. Горно-Алтайск

Задача урока:

Изучить с обучающимися тему «Реки, части реки, питание и режим, реки горные и равнинные»

Цели  урока:

 

  1. Формирование понятий  исток, устье, речная система, русло, пойма, бассейн, реки, водораздел, водопад.
  2. Развитие умений  читать географическую карту: показывать реки, определять исток, устье, правый и левый приток.
  3. Формирование географической культуры и стимулирование любознательности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

Оборудование:

Демонстрационные макеты «Речная долина», «Водораздел».

 Карта полушарий,  физическая карта России.

Карточки с терминами: «исток», «устье» «главная река», «речная система»,

«речная долина», «пойма», «русло», «бассейн», «водораздел».

Карточки с изображением рек, репродукции картин, на которых изображена река. Карточки с изображением различных типов устьев.

Компьютеры, проектор.

Функции урока: 

Развивающая, обучающая, корректирующая.

Научно методическое содержание урока:

Любая река имеет исток, устье, русло, пойму, долину, притоки. Главная река и притоки вместе составляют речную систему. Территория, с которой река со своими притоками собирает воду, называется бассейном реки. Граница между бассейнами называется водоразделом. Влияние рельефа на характер течения рек.

Геономенклатура:

реки: Волга, Обь, Иртыш, Амур, Амазонка, Нил, Лена, Янцзы, Хуанхэ, Миссисипи, Замбези, Ориноко; водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Ход урока:

  1. Организационный момент –вход в урок (2мин.)

Приветствие:

- «Здравствуйте, садитесь по удобнее. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? Надеюсь, что настроение ваше в течение урока ещё больше улучшится».

 Давайте вместе попробуем определить задачи сегодняшнего урока».

(Дети предлагают свои варианты, учитель комментирует, обобщает ответы и формулирует задачи и цели урока для обучающихся: это последний урок в теме, поэтому дети должны бы предположить, что необходимо изучать  тему «Реки»,  повторить весь пройденный материал по  теме «Гидросфера», работать по карте, продолжать «сотрудничать» с компьютером).

 -   Чтобы все успеть сделать на уроке, как мы должны работать?

Приблизительные ответы обучающихся: Быстро, не отвлекаться, активно; отвечать лаконично, мыслить логично и точно; при работе с определениями помнить алгоритм «определение – это (существительное)…какое… ».

  1. Изучение нового материала

1) Поиск и формирование новой темы (2 мин.)

Обязательное привлечение обучающихся к самостоятельному определению темы урока

Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки  (Можно привести примеры картин художника А. М. Васнецова  «Северный край»; «Керженец» Н. М. Романдина;  «Большая вода» И. И. Левитана; «Река-царевна» Н. М. Ремезова.).

Не только художники, но и писатели... Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде...», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»

Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.

О, Волга!., колыбель моя, Любил ли кто тебя, как я?

(Н.А. Некрасов.)

Нева всю ночь рвалася к морю...

И спорить стало ей невмочь...

Но силой ветра от залива

 Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

 И затопляла острова.

(А. С. Пушкин.) 

Учитель обращает внимание обучающихся на оформление кабинета к уроку.

-   Итак, открываем тетради, записываем тему «Реки».

 

2)  Актуализация знаний по теме «Реки» (2мин.)

Работа обучающихся под руководством педагога по алгоритму «Что я знаю по теме и  что я ещё хотел бы узнать» (проблемная беседа)

 3)  Работа над определениями (проблемно-поисковая работа)( 8 мин.)

Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Представьте себе, что вы на берегу реки. (Дети отвечают, дают свои определения, при этом работают в паре: советуются, находят компромисс)  

Река- это поток воды,  текущий в углублении называемое руслом (Использование макета)

Дайте определения терминов: исток, приток, устье  (дети могут помнить эти определения с уроков географического краеведения).

Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье - место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, водохранилище.

 Приток – водоток, впадающий в главную реку. 

Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то левый.)

 Учитель обобщает и дополняет ответы обучающихся, рассказывает об истоках, устьях и притоках некоторых рек, в частности об истоке реки Волги.

Попробуйте показать на макете  долину, русло, пойму реки и дать и эти определения.

Pуcjio -  низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.

-Русло всегда находится на дне более широкого углубления в рельефе, которое называется речной долиной.

-Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой.

Давайте попробуем догадаться,  что такое бассейн реки и водораздел.

-   Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система?

Речная система – это река со своими притоками.

 Постепенно на доске высвечиваются все определения.

«Молодцы, ребята. А теперь давайте проверим. Все ли наши предположения верны, для чего обратимся за помощью к нашему другу компьютеру».

4)  Работа на компьютерах.

А)  Дети садятся за компьютеры,  проверяют и запоминают  определения.

Б) Работа на компьютерах: нахождение и запоминание рек на компьютерной карте.

Валеологическая пауза (5 мин.)

  -Определите по физической карте России, находящейся в атласе реку Лена. Найдите её исток и устье. (Река Лена берёт своё начало из Байкальского хребта в 40 километрах от озера Байкал.) Назовите два главных её притока.

-Определите из названных вами притоков правый и левый.

-У вас на столах лежат названия рек, о которых мы сейчас говорили.

-Встаньте так, чтобы образовалась речная система реки Лена.

(Дети встают согласно розданным карточкам рек.)

Продолжение изучения темы

- Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р.Обь. Опишите  речную систему по плану: 

1) Главная река.                                                                                                                                     

2) Исток главной реки, устье главной реки. 

3) Левые и правые притоки.                                                                                                                 

   

 Ответ:

1) Обь-главная река.                                                                                                                                                                                                                                                                             

2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье - Карское море. 

3) Левый приток-Иртыш;                                                                                                                                     

5) Постановка проблемного вопроса и его разрешение под руководством педагога (1 мин.)

- Чем реки отличаются друг от друга? Дети предполагают: длиной, шириной, половодье в разное время года, местом расположения, характером течения.

6)  Работа с учебником: Учащиеся находят различия рек горных и равнинных. (5 мин.)

Учитель дополняет и обобщает:

Реки

Сравнение рек

Характер течения

Рельеф

Скорость течения

1. Горные

Бурлят, пенятся

Горный

Огромная

2. Равнинные

Медленная

Равнинный

Спокойное

Учитель читает стихи:

Терек воет дик и злобен

Меж утёсистых громад

Буре плач его подобен

Слёзы брызгами летят

Но, по степи разбегаясь,

он лукавый принял вид

и, приветливо ласкаясь

морю - Каспию журчит

Звучит песня « Течёт  Волга» Л. Ошанина

Издалека долго

Течет река Волга,

Течет река Волга -

Конца и края нет...

Среди хлебов спелых,

Среди снегов белых

Течет моя Волга,

А мне семнадцать лет.

       

                                                                                     

  1. Закрепление (15 мин.)

1) Разминка у карты на оценку

А)  Работа индивидуальная

Б)  Работа в паре

В) Один у карты, остальные дают ему задания и оценивают его работу.

2)  Работа в контурных картах (начало работы, алгоритм, закончат работу дети дома.

3)  Проверка определений, изученных на уроке

4) Работа обучающихся под руководством педагога по алгоритму «Что я знаю по теме «Гидросфера» и  что я ещё хотел бы узнать» (проблемная беседа)

5) Пробное тестирование на компьютере.

IV. Подведение итогов (рефлексия). (2 мин.)

Как ваше настроение? (дети показывают соответствующие

изображения)

Что же вы узнали сегодня нового?

Что понравилось на уроке?

Что не понятно?

От чего на уроке вы устали?

V. Домашнее задание (3 мин.)

1). Параграф 28 прочитать и пересказать, параграфы 23-34 повторить;

2). Карта и контурная карта: отметить реки, которые встречаются в тексте параграфа;

3). Творческие задания (в том числе сочинение по высказыванию Л.Н Толстого  «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди»

Если осталось время:

  • Цифровой диктант (Смотри приложение №1)

  • Загадки

-   Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна)                                                        Название какой реки состоит из предлога и цифры? {Припять)

-  Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)

-  Какую реку можно срезать ножом? Или: какая река растет на

дереве? (Прут.)

                 

  -  Какой приток Дона, носит название дерева? (Сосна.)

-  Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз)

- Я - сибирская река .

Широка и глубока.                                     

  Букву «е» на «у» смени

Стану спутником земли.

 (Лена-Луна.)

- Ты меня наверно знаешь

Я сказки Пушкина герой

Но, если «я» на «н» сменяешь

Сибирской стану я рекой

 (Елисей – Енисей)

- В Селенгу с буквой «д» впадаю,

А с «п» вливаюсь я в Оку

- Но с «ф» я Белую теку

 (Уда-Упа-Уса-Уфа)

- «Течет - течет - не вытечет; бежит – бежит – не выбежит»

-  «Не конь, а бежит,

 Не лес, а шумит»

«Между гор, между дол

Бежит белый конь»

Дополнительный материал к уроку:

  • Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущей большое количество наносов. Существуют различные виды устьев.

Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону  моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопления наносов не происходит.

 Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло

Край, где рождается Волга.

У истока Великой русской реки.

Последняя ночевка позади, и вот мы уже мчимся по последнему участку селигерского кольца. В Свапуще делаем поворот к месту, в которое я хотел попасть больше остальных на Селигере - это исток Волги.

На дороге знак - "река Волга". Но где сама река, вокруг одни деревья? Выходим разбираться. Да-да, вы уже догадались, что река на самом деле есть, но ее ширина… Мы привыкли, что Волга - это огромный размах между берегами (вспоминаю ее в Казани, Самаре и Саратове) и в голове не вяжется, что Волга может быть вот такой, менее десятка метров вширь, а по глубине не пройдет и байдарка. Вся волжская вода здесь с запасом умещается в три метровых железобетонных кольца трубы под автодорожной насыпью, то есть это даже и не мост.

Пока перевариваю эту необычную картинку, Алексей уже достигает Волговерховья. Сегодня понедельник и людей почти не видно: пара туристов, монахиня на дороге и "Запорожец" с надписью "Горячие пирожки". Алексей уже был здесь несколько лет назад, в выходные людей намного больше. Даже приходится "отсеивать" машины с туристами на въезде в деревню - там стоит шлагбаум.

Столько времени мечтал оказаться на этом месте и вот оно во всей красе! Слева деревянный Никольский Храм и фигура Николая Чудотворца, а правее - красный каменный Спасо-Преображенский собор. Эти здания составляли часть Ольгинского женского монастыря, основанного примерно век назад и переставшего существовать после Революции. Но не это необычно. Уникально то, что находится еще правее - исток Волги: арка с иконой и крестом, деревянная дорожка и часовня на месте рождения самой длинной реки не только европейской части России, но и Европы в целом (Дунай значительно короче).

Для сына главное удовольствие - побегать по дорожкам после неподвижного сидения в машине, мы же с Алексеем усаживаемся у часовни. Смотрим на воду. Вот она Волга, в самом начале своего трех с половиной тысячного пути по России. Поэт Николай Палькин написал замечательные строки, как нельзя передающие атмосферу места:

"Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо -
Русская великая река.
Легкий дом, как девичья светелка.
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте люди!
Здесь родилась Волга,
Здесь ее и дом и колыбель"

Вспоминаю, как сидели у часовни над истоком Волги. Вокруг невероятная тишина. Смотрим на воду и свое отражение в ней. Вот она Волга, только что родившаяся. И в голове образуется невольная параллель с жизнью человека - грудной младенец появляется на свет, радуя первым криком родителей и белый свет. Потом этот ручеек медленно начинает свой путь по России, он же еще слабенький и любая незначительная преграда - это проблема. Так и человек - маленькому все сложно: не то, что со стола игрушку взять, даже свою просьбу взрослым выразить. Ручеек крепнет, это уже речка, над которой появляются мосты, мелкие преграды уже не страшны. Человек крепнет, уже знает отдельные слова и самостоятельно передвигается в домашнем пространстве. Волга в Твери: уже есть возможность судоходства. Человек учится в школе: уже есть какая-то самостоятельность, азы образования и мышления. Волга в Угличе: появляется сила крутить небольшую ГЭС. Человек после школы: есть сила начинать работать. Волга наращивает свою мощь в средней части: крутит большие гидроэлектростанции, расширяется расстояние между берегами, сливается с Камой, по реке движутся огромные баржи и 4-палубные теплоходы. Человек работает, создает семью, увеличивая ее мощь, благосостояние. Волга ниже Волгограда: разнообразные пейзажи верхней и средней части сменяются однообразным степным видом. Человек стареет, он имеет свой вес в обществе, но палитра красок жизни уже не та. Волга ниже Астрахани расходится на несколько параллельных речек, сама Волга хоть и не ручей, но турбины крутить уже не получится. Человек выходит на пенсию, силы уже не те, зато он отдал их детям, идущим в жизни рядом. Волга впадает в Каспий, теряя себя в его огромных водах. Человек оставляет этот свет, попадая в другую форму сознания и бытия. Путь и Волги, и человека длинен и долог, но он уже предопределен: есть рождение, есть жизнь и есть ее завершение (в этой форме). Зато все совершенные добрые дела и польза окружающим сохранятся, в том числе тогда, когда и человек перевоплотится из "Волги в Каспий".

"Какая ж песня без баяна,
Какая ж зорька без росы?
Какая ж Марья без Ивана,
Какая ж Волга без Руси?"

Всеволод Назимкин

Ветки деревьев
Приветливо машут
В длинной посадке
Стройных берез,

Рядом деревня,
Безлюдно и пусто –
Дома и сады
Затерялись в лесу.

Из-под земли
Вытекает родник –
Прозрачный, холодный
У речки исток.

С журчанием звонким
Бросает деревню,
Плавно и мягко
Скользит по лугам.

Бежит мимо леса,
Заходит в деревню,
Где детство когда-то
Провел я свое.

Обходит обрывы
Крутые, из мела
По ним поднимался
Когда-то я вверх.

Ну вот и доплыл
Мой кораблик до Волги,
Мне сон этот снится
Давно и не раз,

Вот только не помню – кто я?
Тот кораблик?
А может быть просто
Той речки вода…

23.08.05 г. Китайский поэт

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по географии 6 класс тема "Реки"

Открытый урок по географии 6 класс по теме "Реки". Предлагается конспект урока  по теме. На уроке используется работа в парах, группах....

Разработка урока географии по теме "Реки России"

Разработка урока географии в 6 классе...

Урок географии в 6 классе Тема "Реки"

Урок в стихах с презентацией. На уроке расширяются знания о реках, их строении и зависимости характера их течения от рельефа и климата.Учащиеся работают с картами атласа....

Конспект открытого урока по географии в 8 классе. Тема «Реки и озёра Евразии».

Урок направлен на расширение кругозора учащихся, а также на воспитание интереса к предмету....

Разработка урока по географии на тему: "Реки и озера мира", 7 класс, УМК А.И. Алексеева. Серия «Академический школьный учебник», «Полярная звезда».

Урок по теме: "Реки и озера мира" позволяет показать зависимость рек и озер от рельефа и климата, помогает раскрыть роль рек и озер в жизни людей. Рассказывает о самых крупнейших и интересных реках и ...

Технологическая карта урока географии по теме "Реки" 6 класс

Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват...

Урок по географии в 6 классе. Тема "Реки"

Паспорт и технологическая карта урока по географии в 6 классе по теме "Реки". Технология развития критического мышления...