Игровые технологии, ориентированные на социализацию личности.
методическая разработка по географии на тему

Канагина Татьяна Николаевна

Выступление на ГМО по теме "Игровые технологии, ориентированные на социализацию личности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gmo.odt22.4 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Вечерняя (сменная)общеобразовательная школа №1»

Игровые технологии, ориентированные на социализацию личности.

Учитель географии

1 квалификационной категории

КАНАГИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

  ноябрь 2012 г

Игровые технологии, ориентированные на социализацию личности.

Научить детей разумно учиться, сформировать у них для этого нужные привычки и в особенности привычку постоянно учиться  в широком смысле слова, размышлять над увиденным и услышанным, правильно оценивать это увиденное и услышанное – это даже более важно, чем усвоение тех или иных знаний.

Знания, если они понадобятся человеку с такими привычками, он сумеет всегда найти их сам в книгах, справочниках и т.д. В системе личностно-ориентированного образования обучаемый – «человек духовный»; внутренне ориентированная личность.

Ученик в учебном процессе выступает с позиции исследователя, творца, способного к рефлексивному рассмотрению собственных действий.

Включая игры в учебный процесс, я увидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора

 Моя работа, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение технологии игровой деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы) ,как новая технология обучения.

 В процессе работы сложилась система дидактических игр.

 Игры – упражнения провожу как на уроках, так и во внеурочное время. Они занимают обычно 10 - 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные кроссворды, загадки, игры-пятиминутки.

 Игры - путешествия использую с целью углубления, осмысления и закрепления учебного материала. На таких уроках активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Например: «По волнам, по морям» (6класс, тема «Мировой океан»), «Путешествие по Южной Америке» (7класс, тема «Южная Америка»), «Путешествие капельки» (6класс, тема «Круговорот воды в природе»), «Лесные следопыты» (8класс, тема «Лесные зоны России»).

 Сюжетные (ролевые) игры дают возможность инсценировать условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Такие игры особенно влияют на эффективность обучения. Они способствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных способностей, воли.

 Игры – соревнования, их существенной особенностью является соревновательная борьба и сотрудничество. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Эти уроки имеют свои преимущества и специфику, они снимают напряжение и дискомфорт, соединяют индивидуальную деятельность учащихся с коллективной и групповой. Наряду с коллективными оценками, в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную отметку.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности, социализации личности подростка в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение  личностно-ориентированным. Для того, чтобы школьники равнодушно не смотрели по сторонам и не скучали, не находя для себя ничего интересного, необходимо активизировать процесс обучения, чтобы не только географическая информация была интересна для учащихся, но и сам процесс ее изучения.

 Один  из способов достижения этой цели – использование коммуникативных технологий, в частности – методики проведения ролевых (сюжетных) игр.

Перед традиционными формами и приемами обучения коммуникативные технологии имеют ряд преимуществ:

-активизирует процесс обучения;

-развивает творческие способности учащихся: умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения и принимать мнение собеседника;

-организует групповую деятельность, коллективный поиск решений, учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения;

-способствует наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

На своих уроках я часто использую  игры обучающего характера с творческим подходом :  настольные игры. К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. В такие игры любят играть все учащиеся нашей школы  с VI по X класс как на физической так и на экономической географии. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательности (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом. Поэтому настольные игры – одно из средств развития способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и входе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они - необходимый элемент подготовки к творческим играм.

 Использование таких игр в обучении географии решает множество задач одновременно:

-игры способствуют становлению творческой личности ученика;

-формируют умение выделять проблемы, принимать решения;

-развивают познавательный интерес к предмету;

-формируют черты характера;

-стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.

Такие игры проводятся в группах, позволяют совместно планировать учебную деятельность, взаимное обсуждение и контроль. Такая форма активизирует познавательную деятельность учащихся, в том числе и слабоуспевающих. Групповая работа даёт возможность ученикам высказывать свои мысли, своё отношение к происходящему, тем самым формирует у школьников умение общаться друг с другом.

Важнейшим методическим средством обучения в сочетании с групповой работой также являются деловые игры. Эти игры актуальны при изучении в IX–X классах экономической и социальной географии. Это наиболее эффективная альтернатива традиционным методам; успешно идет усвоение материала, социализация учащихся, так как каждый ученик приобретает ответственность за оказание помощи друг другу, вместе решают  проблемы, овладевают знаниями и умениями, навыками каждого ученика на уровне и соответствует его индивидуальным особенностям развития. Создаётся дидактическая система, которая отражает идеологию личностно – ориентированного подхода. Большая ценность деловых игр состоит в том, что они дают возможность учащимся осознать значение экономико-географических знаний, показать возможность применения их на практике, т. е деловые игры – это один из путей связи теоретических знаний с жизнью. В содержании деловых игр естественно переплетаются знания и умения, полученные при изучении географии и практических знаний, полученных в жизни. Деловая игра помогает не просто усваивать учебный материал, а активизировать интеллектуальную деятельность, способствуя более глубокому осознанию информации учащимся. Такая форма обучения, как показывает опыт, требует длительной и тщательной подготовки учителя и учащихся.

 Планирование ролевой игры – это важнейший этап подготовки, на котором решается, как конкретно разыграть идею или ситуацию выбранным способом. Для этого организатору необходимо выбрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация, наметить роли учеников, предусмотреть “реквизит”, справочные материалы, решить, как использовать результаты игры. Для создания “атмосферы” свободного разыгрывания ролевой ситуации учителю необходимо исключить порицание и критику и принимать полноценное участие в разыгрывании ситуации. Следует обратить особое внимание на подготовку различных раздаточных материалов: описание ролевой игры, методические рекомендации для участника ролевой игры, методические рекомендации для участника ролевой игры, справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения.

 Так, при  проведении сюжетно-ролевой учебной игры «Турагентство» в 10 классе учащимся надо так представить рекламу  своего «туристического бизнеса», которая могла бы заинтересовать различные группы населения. При этом, помимо чисто географической информации, которую  должна содержать реклама, следует учитывать и социокультурные ассоциации, возникающие у людей при создании тех или иных зрительных образов.

Совместное участие в игре позволяет развить в детях  способность к коммуникации, что очень важно для учащиеся нашей школы. Подросток приобретает навык общения, участия в дискуссии, уважения к другому мнению. Для более успешного проведения игры необходимо, чтобы ученики  достаточно хорошо  знали материал, на котором будет строиться игра, иначе они просто не смогут участвовать  в ней или попытаются уйти от активного  участия.  Поэтому часто я даю опережающее задание более сильным учащимся, которые затем помогают остальным в процессе игры.

При формировании групп учеников надо учитывать способности, интересы и сложившиеся взаимоотношения в коллективе.

Чтобы повысить эффективность использования  игр, целесообразно в начале учебного года организовать длительную сюжетно-ролевую  игру, начиная с  6 класса. Это не означает, что с данного момента каждый урок географии будет организован как  игра, но учитель формирует игровое пространство, позволяющее  организовывать игру каждый раз , когда эта форма урока  окажется наиболее педагогически целесообразной.

Например, при изучении литосферы и, в частности, внутреннего строения Земли  я предлагаю шестиклассникам  рассмотреть  геологические процессы, «оказавшись» в самом ядре  планеты или «окунувшись» в раскаленную магму. При изучении гидросферы –«пропутешествовать» по всему циклу круговорота воды в природе.

Курс географии 7 класса позволяет создавать яркие, эмоционально окрашенные образы природы материков и океанов, стран и народов. Отличительная особенность курса – рассмотрение особенностей многих единичных географических объектов. Эту задачу невозможно решить без умения учащихся делать сообщения. Наиболее приемлемым вариантом учебной игры становится давно используемая на уроках географии  в 7 классе игра-путешествие.

Учащиеся 8 -9 классов, как правило, в состоянии  осуществлять  самостоятельную организаторскую деятельность.  Но отсутствие мотивации к обучению, частые пропуски занятий сказываются на  качество знаний. Поэтому здесь сюжеты игр я связываю с реальными событиями.  Учебно - игровое исследование  в большей степени фокусируется на отдельных проблемах и путях их  решения, рассматривая в комплексе  природные характеристики, экономические процессы и социальные ситуации.

 Итак, игровая деятельность способствует более успешному усвоению учащимися нового материала, повышению учебной мотивации, развитию личности ребенка,  его социализации,формированию навыков  поведения в коллективе.

         

 Модели игр.

Модель №1« Географическая эстафета»:

 Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и предаёт указку следующему при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос .

Модель№2 « Четвёртый лишний»:

 На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.

 Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяю лишний географический объект, и показываю его на карте или определяют на контурной карте.

Модель№3:« Ещё быстрей»:

 На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.

Модель№4: «Географический бой »:

 Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил не правильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит» , выбывает из игры.

Модель№5: «Паутина»:

 Эта игра очень наглядно отражает взаимосвязь между компонентами природы. Учитель задаёт вопрос и передаёт отвечающему клубочек. Ответивший правильно на вопрос ученик передаёт клубочек следующему ученику и задаёт ему вопрос. В конце игры получается паутина, которая и показывает тесное взаимодействие между компонентами природы.

Модель№6: «Собери карту»:

 Ученикам даются конверты с разрезанной топографическими картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.

Модель №7: «Географические силуэты»:

 Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится?, в чём особенности?, чем известен?.

 Модель №8: «Правильно отбери»:

 Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам.

 определениями. Круг предлагаемых понятий может быть разным. Главное карточки-задания должны быть правильно отобраны и положены в конверт с правильным адресом.

Модель№9: « Что-то новенькое»:

 Удобно проводить в качестве закрепления. Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появится изученные на уроке термины и понятия, географические названия, имена путешественников. Листок получают учащиеся, сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок впереди сидящему. Игра идёт 1-2 минуты, если кто-то не справляется, ряд получает штраф.

Модель№10: «Знаешь ли ты страну»:

 Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица, рельеф, природные богатства, население и т. д.

Модель№11: « Самое самое»:

 Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро, самая длинная река и т. д.

Модель № 12: « Заморочки из бочки»:

 Зачитываются стихи или описания каких-то объектов, заслушав, их ученик должен ответить на вопрос. Например: Поэт П. Богданов пишет Ни разу не был я на океане, Мне даже не представить никогда, Что, на каком-то там меридиане; От полюса до полюса вода. (Существуют ли такие меридианы? Да)

Модель № 13: «Пойми меня»:

 Предлагаю учащимся объяснить значение слов: литосфера (греческое слово «лито» - твёрдый), сельва (португальское слово, в переводе на русское слово означает лес).

Модель№14: « Восстановите слова»:

 Посмотрите внимательно на следующие слова, в которых перепутаны местами буквы. Постарайтесь восстановить слова и дать правильный ответ. Например :акоал (коала), каирфА (Африка), юлтеьн(тюлень) и т. д.

Модель№15: «Найдите ошибки»:

 Ребятам предлагается  небольшой рассказ (по 5-6 предложений), в котором будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки.

Политинформация

  Курс географии 10 кл это экономика, социальные, экологические проблемы человечества. Не имея представления о мировых проблемах, ежедневной динамике международного рынка, политических изменениях в мире и в своей стране, невозможно выстроить современное мировоззрение старшеклассника.

     Среди учащихся назначается информатор.  Перед ним ставится, на первый взгляд, простая проблема: прослушать, прочитать СМИ, просмотреть в Интернет новости за прошедшую неделю. Выбрать всё самое главное, актуальное и интересное и донести до класса за 5-7 минут. Не забывая главный девиз географии: «рассказывая – показывай, показывая – рассказывай». Политической картой мира открывается каждый урок.  Политинформации  требуют от учителя деликатной корректировки.

Интересно отметить, что использование данного метода занимает всего 5-7 минут от урока, а к концу первого полугодия ребята уже знают имена главных мировых политических деятелей, активно интересуется результатами переписи населения, курсом рубля и иностранной валюты, ценами на энергоносители и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия

Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...

Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"

Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

«Физическая культура (игровые технологии) как средство социализации личности ребёнка в процессе образования»

Творческая работа попредмету "физическая культура"(позволит повысить успеваемостьна уроках в начальной школе,решит проблемы с дисциплиной, повысит интерес к предмету)...

Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.

Содержание процесса социализации определяется  заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и ...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...