урок на тему "Расы"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Цель урока: учащиеся должны узнать, что такое расы, как повлияли условия среды на формирование внешних различий между людьми, познакомиться с понятием толерантность и усвоить единство и равенство всех людей на Земле.
Задачи: познакомить учащихся с понятием “раса”, дать характеристику основным расам, обратить внимание на связь между расовыми признаками и природными условиями их сформировавшими; развивать критическое мышление, речевые навыки по составлению высказываний; формировать умение работать в группе; воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.
Ресурсы: текст, таблички с названием национальностей, маркеры, клей, ножницы, портрет А.С. Пушкина, Н.Н. Миклухо-Маклая
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Ожидаемые результаты ученика с высокой мотивацией:
· Знать основные человеческие расы
· Знать основные признаки человеческих рас
· Давать определение понятия «толерантность»
· Делать выводы о равенстве рас
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasy.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Расы.
Цель урока: учащиеся должны узнать, что такое расы, как повлияли условия среды на формирование внешних различий между людьми, познакомиться с понятием толерантность и усвоить единство и равенство всех людей на Земле.
Задачи: познакомить учащихся с понятием “раса”, дать характеристику основным расам, обратить внимание на связь между расовыми признаками и природными условиями их сформировавшими; развивать критическое мышление, речевые навыки по составлению высказываний; формировать умение работать в группе; воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.
Ресурсы: текст, таблички с названием национальностей, маркеры, клей, ножницы, портрет А.С. Пушкина, Н.Н. Миклухо-Маклая
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Ожидаемые результаты ученика с высокой мотивацией:
- Знать основные человеческие расы
- Знать основные признаки человеческих рас
- Давать определение понятия «толерантность»
- Делать выводы о равенстве рас
Ожидаемые результаты ученика со средней мотивацией:
- Знать основные человеческие расы
- Знать основные признаки человеческих рас
- Давать определение понятия «толерантность»
Ожидаемые результаты ученика с низкой мотивацией:
- Знать основные человеческие расы
- Знать основные признаки человеческих рас
Ход урока
Психологический настрой. Деление на группы (белый, желтый, черный)
Актуализация опорных знаний:
«Авторский стул» - чтение эссе (Взаимооценивание с помощью поднятой руки)
Прием «Осколки» (демографический взрыв, демография, демографическая политика) Уч-ся необходимо из слогов составить выражение и дать определение. (Оценивание смайликами)
Мотивация. 1 мин.
Все люди, живущие на Земле, сильно отличаются друг от друга. В чем причина?
Существует индейская легенда. Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Как же это было на самом деле?
Как вы думаете, почему мы такие одинаковые изнутри, но разные снаружи?
(Оценивание смайликами)
Целеполагание.
Сегодня на уроке вы узнаете, что человек разумный Homo sapiens представлен на Земле тремя расами. Узнаете, как эти расы возникли, что означает слово толерантность и почему она так важна.
Изучение нового материала.
Работа с текстом. 8 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Инструктаж 1мин. Мы используем метод “Внимательное чтение”. Послушайте меня внимательно. Возьмите в руки карандаш и разметьте текст, который лежит перед вами следующим образом. Внимательно читайте каждое предложение и если то, что в нем сказано вам известно, в конце предложения поставьте знак “?”. Если в предложении содержится новая информация, поставьте “+”. Если вам не ясно слово или целое предложение, в его конце поставьте “?”. Таким образом разметьте весь текст. Время на работу 3 мин. Изображает знаки на доске. Следит за временем. | Внимательно читают текст и размечают его. |
1. Обсуждение прочитанного текста. 4 мин.
Фронтальная проверка по цепочке.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Инструктирует учащихся: Обратите внимание на то, что вам уже было известно, то, что вы отметили знаком“?”. Пусть каждый выскажется по цепочке, не повторяясь и не подсматривая в текст. Каждое высказывание начинайте словами: “ Я уже знал…” или “ Я знала…”. Если учащийся затрудняется, то учитель помогает ему сформулировать высказывание. | Каждый высказывается по цепочке, стараясь не повторяться и не подсматривать в текст. Каждое высказывание начинает словами: “Я уже знал…” или “ Я знала…”. |
Инструктирует учащихся: А теперь выберем то, что вы узнали нового. Высказывайтесь по цепочке, предложения начинайте со слов “Я узнал …” или “Я узнала…”. | Высказываются по цепочке, предложения начинают со слов: “Я узнал …” или “Я узнала…”. |
Проверка по поднятой руке.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Задает вопрос: А есть ли у кого-то знак“?” Учитель предлагает учащимся класса ответить, по возможности, на вопрос ученика: Кто может это объяснить? В случае необходимости поправляет учеников или сам дает ответ на вопрос. | Спрашивают, что именно неясно в тексте. Пытаются объяснить непонятные слова или предложения. |
Взаимооценивание с помощью поднятой руки
2. Закрепление изученного материала методом беседы. 1 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Задает вопросы и спрашивает учащихся по поднятой руке. Вопросы: К какой расе вы отнесете меня? Почему? Вам приходилось встречаться с представителями других рас? Если да, то где? | Отвечают на вопросы. Называют европеоидную расу, перечисляют ее признаки. Называют другие расы, перечисляют их признаки. |
Демонстрирует портрет А.С.Пушкина. Задает вопросы и спрашивает учащихся по поднятой руке. Вопросы: К какой расе вы отнесете А.С.Пушкина? Почему вам непросто ответить на этот вопрос? Учитель делает вывод: во внешности многих людей можно увидеть черты, которые свидетельствуют о смешении разных рас. | Рассматривают портрет. Отвечают на вопросы. Называют признаки негроидной расы и европеоидной расы, которые свойственны А.С.Пушкину. |
Задает вопрос: Найдите в тексте определение “раса”. | Находят в тексте определение. Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвете кожи, глаз, волос; форме черепа, длине тела и др.). |
Как вы думаете, какая раса лучше? Кто доказал равенство рас? | Делают вывод о том, что все расы равны. Называют Н.Н. Миклухо-Маклая |
Прием «Автобусная остановка» Заполнение таблицы «РАСЫ»
| Заполняют таблицу, защищают работу, оценивают работу друг друга |
3. Беседа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация. 1 мин. Расы - это большие группы людей. Они включают множество различных народов. Каждый народ имеет свою исконную территорию, на которой он сформировался и проживает большинство его представителей. Каждый народ обычно говорит на своем языке. Народы отличаются друг от друга культурой: религией, национальной кухней, нормами поведения, особенностями быта, литературой и традициями. | Слушают учителя. |
Учитель вывешивает табличку с названием национальности. Задает вопросы: (казахи – русские) Какое главное положительное качество свойственно людям этой национальности? Что плохого вы можете сказать о людях этой национальности? Учитель в столбик слева записывает достоинства, а справа в столбик записывает отрицательные качества. После того как работа выполнена, учитель задает вопрос: Можно ли сказать, что все казахи..., а все русские…? | Называют положительные и отрицательные качества.
Отвечают, что нельзя, так как в каждом народе есть люди с самыми разными качествами: и положительными, и отрицательными. |
Делает вывод: Часто из-за наших ложных представлений о другом народе возникают межнациональные конфликты. К чему они приводят? Чтобы этого не происходил, мы должны быть толерантны. Указывает на слово на доске: толерантность. Рассказ об Ассамблеи народов Казахстана | Слушают учителя, высказывают свое мнение |
4. Сообщение “толерантность”. 1 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Какое русское слово наиболее точно отражает суть понятия “толерантность”? Что означает “быть толерантным человеком”? | Слушают учителя, читают вопросы, написанные на доске. |
(от лат.toleranta-терпение)- терпимость к чужим, непохожим на свои собственные особенности культуры, особенности языка и другие внешние особенности, убеждения и прочее. Готовность принимать различия между собой и другими не как что-то враждебное, а как нормальное явление. Готовность и умение жить в многообразном мире. | Слушают сообщение, готовятся отвечать на вопросы. |
Задает вопросы: Какое русское слово наиболее точно отражает суть понятия “толерантность”? Что означает “быть толерантным человеком”? | Отвечают на вопросы: Наиболее точно подходит русское слово терпимость. Быть толерантным человеком - это значит проявлять уважение к другим людям, их обычаям, традициям, одежде, привычкам и т.д. |
Разминка
5. Интерактивное упражнение “Коллаж”. 13 мин.
Изготовление и презентация коллажа: “Земля – наш общий дом!”.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Инструктаж. 1 мин. Вы много раз слышали такие громкие слова: “Земля – наш общий дом!”. А какой дом без серьезного фундамента, крепких стен и прочной крыши? Ваша задача - создать проект такого дома. Для этого используйте клей, картинки, маркеры. В коллаже вы можете использовать не только полученные материалы, но и дописывать, дорисовывать недостающие элементы. Раздает материалы. Пишет на доске: “Земля – наш общий дом!”. Следит за временем. Через 6 минут вводит дополнительную инструкцию. Выберите представителя, который расскажет о вашем проекте. Поочередно предоставляет слово спикерам всех групп. Презентация 5 мин. | Слушают инструктаж.
Рассматривают материалы Отбирают необходимые слова, картинки. Располагают их на листе А2, приклеивают, дополняют подписями, стрелками и другими графическими элементами. Выбирают спикера, помогают готовить ему выступление. Спикеры рассказывают о своих проектах. |
6. Оценивание с помощью стикеров
7. Подведение итогов. Рефлексия 5 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Фронтальная беседа. Вопросы: Легко ли вам работалось в группах? Все ли были толерантны? Что было самым важным на уроке? Что вам понравилось больше всего? | Отвечают на вопросы по поднятой руке на первые 3 вопроса и по цепочке на следующие два. |
Подведение итогов:
А мне очень понравилось, какие замечательные проекты вы сделали. Все они очень разные, как и вы сами. И неспроста говорят, что сила коллектива в разнообразии его членов. Сохраните свою исключительность и с уважением относитесь к непохожим на вас людям. Всего вам доброго! Урок окончен.
Инструктаж д/з: & 50 читать
Ком. оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...