Урок – игра «Путешествие по природным зонам России»
учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему
Урок повторение и закрепления пройденного материала по теме «Природные зоны Росси»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_8_klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра
«Путешествие по природным зонам России»
Тип урока:
Урок повторение и закрепления пройденного материала по теме «Природные зоны Росси»
Цели урока:
- Повторить и закрепить знания учащимися основных понятий темы «Природные зоны Росси», многообразия животного и растительного мира России.
- Продолжить развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся,
- Формировать способность работать в группах и воспитывать чувство ответственности за совместную работу.
- Формировать любовь к объектам природы и бережное отношение к ним.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Задачи:
- Определить уровень знаний и понимания закономерности распределения природных зон по территории страны.
- Закрепить умения учащихся составлять характеристику природной зоны.
Оборудование:
Физическая карта России, атласы, картины, раздаточный материал, фломастеры, карандаши.
Форма организации учебной деятельности:
- Групповая.
Ход урока.
Организационный момент, проверка отсутствующих.
Настрой учеников на рабочий лад и объяснение правил игры.
- Конкурс - Разминка.
Ученикам предлагается вспомнить, что такое природная зона и основные компоненты природы в пределах природной зоны. Для этого ученикам, работающим в мини группах, предлагается заполнить схему.
Прикрепляем каждую из карточек к доске. Проверяем правильность заполнения и проходим ко второму конкурсу.
- Конкурс – Путаница.
Ученикам предлагается список природных зон, которые написаны не по порядку и ученикам предлагается исправить эту ошибку. Пронумеровать правильно природные зоны.
___Арктические пустыни, ___тайга, ___лесотундра, ___смешанные леса, ___широколиственные леса, ___тундра, ___полупустыни, ____лесотундра, ____пустыни. |
Проверяем и прошу показать расположение природных зон на карте России.
Прежде чем перейти к следующему конкурсу предлагаю каждой мини группе учеников выбрать карточку с названием природной зоны.
- Конкурс – Турнир климатологи.
Задаю ребятам вопрос - «А кто такой климатолог?»
Зачитываю характеристики климата природных зон, а ученики поднимают карточки с подходящим для зоны климатом.
Погода летом ясная и солнечная, температура +21,23 градуса, но периодически происходят засухи и пыльные бури, да и осадков не много, всего 300-450 мм в год.(степь)
Достаточно теплое и продолжительнее лето, снежная зима, К=1,увлажнение какое? (Лесная зона)
Зима здесь очень долгая и суровая, а лето совсем коротенькое и совсем не тепле всего то+4 градуса.(Арктические пустыни)
Здесь царство холода и снега, бушует пурга, ветер валит человека с ног. Снег сухой и сыпучий, сдувается ветром, образуя застывшие беспорядочные волны.(Тундра)
Жарко и сухо, осадков всего 150мм, недостаточное увлажнение. Чему =К?(Пустыня)
Прошу ребят ответить на вопрос: «На какие компоненты природы влияет климат?»
После того как ребята отвечают мы переходим к следующему конкурсу.
4. Конкурс – Живая схема.
Каждой мини группе предлагаю выбрать один из компонентов схемы и далее представителю из каждой группы выйти к доске и встать по порядку схемы.
Солнечные лучи скользят по земной поверхности и слабо согревают землю. |
Длинная холодная зима и короткое прохладное лето. |
Есть слой вечной мерзлоты. |
Много озер и болот. |
Растут карликовые деревца, стелющиеся растения. |
Прошу каждое «звено цепочки» объяснить свое положение.
- Конкурс – Растительная жизнь.
Одному из членов мини группы даю карточку с заданием.
Отметь знаком хвойные деревья,.а знаком лиственные. | Отметь знаком хвойные деревья,.а знаком лиственные. | ||
Рябина | Береза | ||
Клен | Ель | ||
Сосна | Кедр | ||
Осина | Дуб | ||
Отметь знаком хвойные деревья,.а знаком лиственные. | Отметь знаком хвойные деревья,.а знаком лиственные. | ||
Ясень | Груша | ||
Кедр | Туя | ||
Береза | Осина | ||
Яблоня | Лиственница |
Пока они работают, другим задаю загадки про растения и вопросы.
Проверяем правильность выполнения работы на карточках.
- Конкурс – Кто лишний?.
Ученики получают карточки на которых перечислены названия животных и необходимо выделить лишнего и подчеркнуть его, а так же суметь доказать совой выбор.
Белый медведь, кабан, заяц, белка |
Песец, лисица, лось, рысь, бобр |
Косуля, волк, лемминг, медведь |
Синица, дрозд, гага, глухарь |
Лисица, черепаха, волк, медведь |
Тушканчик, лемминг, верблюд, варан |
Белый медведь, песец, кулан, тюлень |
Проверяем.
После того, как мы рассмотрели все компоненты природной зоны необходимо поговорить об их взаимосвязи.
6. Конкурс – Найди меня.
Ребятам в мини группах предлагается заполнить перфокарту. На пересечении вопроса и выбранного ответа поставить знак +.
Ребята прикрепляют свои перфокарты к доске, проверяем. Задаю наводящие вопросы.
7 .Конкурс – Аплодисменты.
Подошла к концу наша игра. Давайте поаплодируем друг – другу. Но не просто похлопаем в ладоши, а сделаем это с пользой. Я задаю вам вопрос и правильный ответ – хлопок.
- В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы (да)
- В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет).
- Главнейшее богатство тайги – древесина (да).
- Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундре (нет).
- Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги (да).
- В настоящее время степи в основном распаханы (да).
- Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы (нет).
- В зоне тундры водятся олени (да).
- В зоне степей водятся грызуны (да).
- Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря (нет).
- Смешанные муссонные леса распространены на Русской равнине (нет).
- В лесотундре лес встречается в основном по долинам рек (да).
- Воздействие человека на природу изменяет какие-либо связи в ПК (да).
- Облик тундры, так или иначе, связан с мерзлотой (да).
Спасибо за Вашу работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» ...
Урок-ярмарка "Природные зоны России"
Урок в нетрадиционной форме для учащихся 8 классов, при изучении темы "Природные зоны России". Групповые формы работы...
План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...
Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.
План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...
природные зоны России: зона тундры 7 класс
природные зоны России: зона тундры 7 класс...
Урок в 8 классе "Природные зоны России".
Урок обобщения знаний....
Природные зоны России. Лесные зоны России
Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...