Урок в 8 классе "Природные зоны России".
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Природные зоны России
Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний
Образовательные задачи: проверка и закрепление знаний по теме, развитие разговорной речи, обогащение словарного запаса школьников, развития навыка выделять главное, умения анализировать.
Оборудование: атлас по географии для 8 класса;
плакаты с изображением природных зон;
листы с учебным текстом( лежат перед каждым учеником);
карточки с заданием;
карта природных зон( на доске);
раздаточный материал(образцы растений разных зон).
Содержание урока: Урок строится на решении разноплановых задач.
- Организация класса: сообщение темы и плана урока. Один из учащихся записывает определение природной зоны на доске.
- « Верите ли вы...» (письменно) - в пустыне очень много поверхностных вод;
- Западная Сибирь - самый заболоченный регион России;
- в уссурийской тайге выращивают рис;
-эфемеры- это однолетние растения степей;
- утки могут гнездиться в дуплах деревьев;
- для таёжных лесов характерна многоярусная структура;
- в тайге больше осёдлых животных, чем в тундре;
- тундровые ландшафты быстро восстанавливаются;
- тайга на севере граничит с лесотундрой, а на юге со смешанными лесами;
- для степей характерны серые лесные почвы;
- в тундре распространены сильные ветры, порой они могут сбить с ног и оленя и человека;
- в пустынях почвы мощные и плодородные, т.к. там не занимаются земледелием;
- в пустынях можно наблюдать северное сияние;
- овраги и балки неизбежная часть степных ландшафтов;
- в России образовалась крупнейшая в Европе пустыня.
(Проверяем вместе с классом)
- Узнайте природную зону в поэтических произведениях( читает учитель, учащиеся отвечают устно). 1.Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда , брести;
Двойной глубокой колеёю
Идёшь — и нет конца пути...
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист;
Осинник жёлтый бьёт тревогу;
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу...
Идёшь, как будто по водам, -
Нога шумит...а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
( смешанные леса. А.Н.Майков)
2. Лес, как бы кадильным дымом
Весь пропахнувший смолой,
Дышит гнилью вековою
И весною молодой.
А смолу, как слёзы, точит
Сосен старая кора,
Вся в царапинах и ранах
От ножа и топора.
Смолянистым и целебным
Ароматом этих ран
Я люблю дышать всей грудью
В тёплый утренний туман.
( тайга, Я.П. Полонский)
3.Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля- всё побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести...В траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.( степь) (А. Чехов). 4.У нас весна, а там — отбитые волнами,
Плывут громады льдин — плывут они в туман -
Плывут и в ясный день и — тают под лучами,
Роняя слезы в океан.
То буря обдаёт их пеной и ломает,
То в штиль, когда заря сливается с зарей, холодный океан столбами отражает
Всю ночь румянец их больной.
И не вернуться им в предел родного края,
И к нашим берегам они не доплывут;
Одни лишь вздохи их, к нам с ветром долетая
Весной дышать нам не дают...
Уж зелень на холмах, уж почки на берёзах;
Но день нахмурился и — моросит снежок.-
Не так ли мы вчера тонули в тёплых грёзах...
А нынче веет холодок.
«Полярные льды» .Я.П.Полонский.
5.Я целый час ( болотом) занялся.
Там белоус торчит, как щетка жёсткий;
Там точно пруд зелёный разлился;
Лягушка, взгромоздясь, как на подмостки,
На старый пень, торчащий из воды,
На солнце нежится и дремлет... Белым
Пушком одеты тощие цветы;
Над ними мошки вьются роем целым;
Лишь незабудок сочных бирюза
Кругом глядит умильно мне в глаза,
Да оживляют бедный мир ( болотный)
Порханье белой бабочки залётной
И хлопоты стрекозок голубых
Вокруг тростинок тощих и сухих.
«Болото» А.Н.Майков
- Исправить ошибки в тексте. Тайга расположена в умеренном климатическом поясе, на севере граничит с тундрой (лесотундрой). Здесь преобладают серые лесные почвы. В Якутии, в зоне резко континентального климата преобладает темнохвойная тайга. В тайге богатый животный мир: лоси, медведи, кабарга, соболя, бурундуки, лисы,змеи, много птиц.
- Задания на карточках( работа в парах): по образцам гербария определить зону. Обосновать свой выбор. Написать не менее 10-ти слов, характеризующих данную природную зону, показать её на карте.
- Пока учащиеся готовятся к ответам- проверка письменных работ( п.4)
- Ответы учащихся.
- Фронтальный опрос- учитель называет зону, ученик в ответ примеры хозяйственной деятельности людей в ней.
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание: подготовить сообщение об одной из природоохранных территорий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-ярмарка "Природные зоны России"
Урок в нетрадиционной форме для учащихся 8 классов, при изучении темы "Природные зоны России". Групповые формы работы...
Проект урока «Природно - хозяйственные зоны России»
Проект урока«Природно - хозяйственные зоны России» Выполнила: учитель географииМБОУ СОШ № 154Плетнева Е. А. Нижний Новгород2...
Презентация к обобщающем уроку географии Природные зоны России для учащихся с ОВЗ
Презентация педставляет собой пример заданий для интерактивной доски для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Также можно использовать и на компьютере....
План конспект-урока "Природно-хозяйственные зоны России"
План конспект-урока "Природно-хозяйственные зоны России" по географии в 8 классе...
Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России"
Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России" по географии в 8 классе...
Урок географии "Природные зоны России"
Цель урока: Показать многообразие природы России на примере изучения природных зон.Задачи: -конкретизировать понятие «природная зона», «широтная зональность»; -сформи...
Урок-презентация "Лесные зоны России"
изучить условия формирования тайги и смешанных лесов...