Урок в 8 классе "Природные зоны России".
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Дроздова Виктория Владимировна

Урок обобщения знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок обобщения знаний23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Природные зоны России

Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний

Образовательные задачи: проверка и закрепление знаний по теме, развитие разговорной речи, обогащение словарного запаса школьников, развития навыка выделять главное, умения анализировать.

Оборудование: атлас по географии для 8 класса;

                           плакаты с изображением природных зон;

                           листы с учебным текстом( лежат перед каждым учеником);

                           карточки с заданием;

                           карта природных зон( на доске);

                           раздаточный материал(образцы растений разных зон).

Содержание урока: Урок строится на решении разноплановых задач.

  1. Организация класса: сообщение темы и плана урока. Один из учащихся записывает определение природной зоны на доске.
  2. « Верите ли вы...» (письменно)  - в пустыне очень много поверхностных вод;

- Западная Сибирь - самый заболоченный регион России;

- в уссурийской тайге выращивают рис;

-эфемеры- это однолетние растения степей;

- утки могут гнездиться в дуплах деревьев;

- для таёжных лесов характерна многоярусная структура;

- в тайге больше осёдлых животных, чем в тундре;

- тундровые ландшафты быстро восстанавливаются;

- тайга на севере граничит с лесотундрой, а на юге со смешанными лесами;

- для степей характерны серые лесные почвы;

- в тундре распространены сильные ветры, порой они могут сбить с ног и оленя и человека;

-  в пустынях почвы мощные и плодородные, т.к. там не занимаются земледелием;

- в пустынях можно наблюдать северное сияние;

- овраги и балки неизбежная часть степных ландшафтов;

- в России образовалась крупнейшая в Европе пустыня.

(Проверяем вместе с классом)

  1. Узнайте природную зону в поэтических произведениях( читает учитель, учащиеся отвечают устно). 1.Люблю дорожкою лесною,

Не зная сам куда , брести;

Двойной глубокой колеёю

Идёшь — и нет конца пути...

Уже румянит осень клёны,

А ельник зелен и тенист;

Осинник жёлтый бьёт тревогу;

Осыпался с берёзы лист

И, как ковёр, устлал дорогу...

Идёшь, как будто по водам, -

Нога шумит...а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные, спят...

                                    ( смешанные леса. А.Н.Майков)

 

2. Лес, как бы кадильным дымом

Весь пропахнувший смолой,

Дышит гнилью вековою

И весною молодой.

А смолу, как слёзы, точит

Сосен старая кора,

Вся в царапинах и ранах

От ножа и топора.

Смолянистым и целебным

Ароматом этих ран

Я люблю дышать всей грудью

В тёплый утренний туман.

                                        ( тайга, Я.П. Полонский)

3.Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля- всё побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести...В траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.( степь) (А. Чехов). 4.У нас весна, а там — отбитые волнами,

Плывут громады льдин — плывут они в туман -

Плывут и в ясный день и — тают под лучами,

Роняя слезы в океан.

То буря обдаёт их пеной и ломает,

То в штиль, когда заря сливается с зарей, холодный океан столбами отражает

Всю ночь румянец их больной.

И не вернуться им в предел родного края,

И к нашим берегам они не доплывут;

Одни лишь вздохи их, к нам с ветром долетая

Весной дышать нам не дают...

Уж зелень на холмах, уж почки на берёзах;

Но день нахмурился и — моросит снежок.-

Не так ли мы вчера тонули в тёплых грёзах...

А нынче веет холодок.  

                                     «Полярные льды» .Я.П.Полонский.

5.Я целый час ( болотом) занялся.

Там белоус торчит, как щетка жёсткий;

Там точно пруд зелёный разлился;

Лягушка, взгромоздясь, как на подмостки,

На старый пень, торчащий из воды,

На солнце нежится и дремлет... Белым

Пушком одеты тощие цветы;

Над ними мошки вьются роем целым;

Лишь незабудок сочных бирюза

Кругом глядит умильно мне в глаза,

Да оживляют бедный мир ( болотный)

Порханье белой бабочки залётной

И хлопоты стрекозок голубых

Вокруг тростинок тощих и сухих.

                                        «Болото» А.Н.Майков

  1. Исправить ошибки в тексте.  Тайга расположена в умеренном климатическом поясе, на севере граничит с тундрой (лесотундрой). Здесь преобладают серые лесные почвы. В Якутии, в зоне резко континентального климата преобладает темнохвойная  тайга. В тайге богатый животный мир: лоси, медведи, кабарга, соболя, бурундуки, лисы,змеи, много птиц.

  1. Задания на карточках( работа в парах): по образцам гербария определить зону. Обосновать свой выбор. Написать не менее 10-ти слов, характеризующих данную природную зону, показать её на карте.

  1. Пока учащиеся готовятся к ответам- проверка письменных работ( п.4)

  1. Ответы учащихся.

  1. Фронтальный опрос- учитель называет зону, ученик в ответ примеры хозяйственной деятельности людей в ней.

  1. Рефлексия.

  1. Подведение итогов.

  1. Домашнее задание: подготовить сообщение об одной из природоохранных территорий

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-ярмарка "Природные зоны России"

Урок в нетрадиционной форме для учащихся 8 классов, при изучении темы "Природные зоны России". Групповые формы работы...

Проект урока «Природно - хозяйственные зоны России»

Проект урока«Природно - хозяйственные зоны    России»    Выполнила: учитель географииМБОУ СОШ № 154Плетнева Е. А.      Нижний Новгород2...

Презентация к обобщающем уроку географии Природные зоны России для учащихся с ОВЗ

Презентация педставляет собой пример заданий для интерактивной доски для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Также можно использовать и на компьютере....

План конспект-урока "Природно-хозяйственные зоны России"

План конспект-урока "Природно-хозяйственные зоны России" по географии в 8 классе...

Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России"

Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России" по географии в 8 классе...

Урок географии "Природные зоны России"

Цель урока: Показать многообразие природы России на примере изучения природных зон.Задачи: -конкретизировать понятие «природная зона», «широтная зональность»; -сформи...

Урок-презентация "Лесные зоны России"

изучить условия  формирования тайги и смешанных лесов...