Использование метода проекта для совершенствования практических навыков обучающихся.
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Использование элементов метода проекта для развития практических навыков учащихся 7-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchat_effektivno.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода проекта для совершенствования практических навыков обучающихся.
Некрасова Надежда Николаевна учитель географии высшей категории,
Замышляева Марина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
высшей категории,
ГОУ СО С(К) школа-интернат № 78 для слабовидящих г. Екатеринбург.
Обучать эффективно - это значит использовать приемы, затрагивающие личность ученика, актуализирующие его опыт, с тем чтобы стимулировать самостоятельный поиск, с помощью которого учащиеся открывают новые знания, и вооружить их необходимыми способами умственной деятельности, решения задач личностной направленности и внутренней дифференциации
В условиях специального коррекционного учреждения педагогам приходиться учитывать своеобразие психического развития детей, которое существенно влияет на качество познавательной деятельности.
Одним из возможных и перспективных путей формирования практических умений и навыков, приемов и способов умственной деятельности слабовидящих школьников, их личностной реализации является, на наш взгляд, проектно-исследовательская деятельность учеников.
Метод проектов вызывает вполне заслуженный интерес со стороны педагогической науки и является неотъемлемым дидактическим средством образования. Он представляет собой конкретную педагогическую технологию - четкую последовательность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих способов деятельности ученика и учителя. Метод подразумевает ситуацию неопределенности в познавательном процессе, для разрешения которой у учащихся нет достаточных средств и необходимого опыта, вследствие чего срабатывает принцип «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом становится субъектом деятельности по добыванию новых знаний.
Метод проекта адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета, и этот аспект (его универсальность) был использован для планирования проектов межпредметного уровня. Сравнительный анализ предметного содержания курсов географии и литературы выявил несколько сквозных тем, в которых изучаются различные аспекты одних и тех же явлений, что дало возможность для интеграции материалов различных образовательных областей.
Учащимся была предложена общая тема: «Арктический проект», в основу которой легли разделы программы: «Географическое положение России», «История географических явлений», «Освоение севера» (география); изучение романа В. Каверина «Два капитана» (внеклассное чтение).
Ниже представлены формы реализации проектной деятельности, выбранные учениками.
Индивидуальные формы Коллективные формы
«Роль прототипов в создании «Образ Арктики и ее
литературных персонажей» исследователей в литературе
(доклад) и живописи»
(литературная гостиная).
«Пленники дрейфующих Деловая игра «Арктика в 21 веке»
полей» (история освоения (локальный географический
Арктики – доклад). прогноз вероятности использования
определенной территории в данном регионе.
Включение в проект предварила экскурсия в музей Севера, целью которой было преодоление вербализма знаний, уточнение и обогащение имеющихся у учащихся представлений о природном комплексе Севера, истории его освоения, знакомство с этническими особенностями культуры народов Севера, создание эмоционального настроя, погружение в атмосферу проекта.
На протяжении, всего проектного цикла делался упор на самостоятельность действий ученика. Это касалось и постановки цели, и принятия решений, но более всего выполнения самого проекта. При этом качественно поменялась роль учителя и ученика. Учителя, они же руководители проекта, выступали в роли консультантов и помощников, а не только экспертов, учащиеся - в роли активных участников процесса
проектирования. Часть проектов носила описательный характер (доклад, литературная гостиная), другая часть в большей степени характер исследовательский, аналитический (деловая игра, реферат). Но каждый из них способствовал формированию практических умений и навыков.
В ходе реализации проекта происходило закрепление, расширение и детализация основных теоретических знаний курсов литературы и географии, активно изучалась географическая номенклатура, совершенствовались навыки литературоведческого характера, происходило накопление фактического материала, формировались умения осуществлять самостоятельные теоретические обобщения. Каждый проектант проработал не менее 3-4 информационных источников. Учащиеся использовали разнообразные дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, научно-популярную и художественную литературу), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические (диапроектор, кодоскоп, компьютер). Это способствовало формированию у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).
Презентация проектов проходила в различных формах. Реферат и доклады были заслушаны и обсуждены на уроках географии и литературы.
Финалом презентации стала конференция «Вымысел и реальность Арктической одиссеи» и открытый урок по теме «Кто ты такой и зачем существуешь на свете?». Кульминацией урока стала поисковая работа по сопоставлению маршрутов экспедиции к островным территориям Арктики реальных исследователей (Г. Брусилов, Г. Седов, А. Альбанов, Г. Вилькицкий) и литературных персонажей (капитан Татаринов, штурман Климов) с последующими заключениями и выводами о значимости для России Северного Морского пути.
Экспертная оценка - заключительный, необходимый компонент проектной технологии- позволила отработать навыки оценивания. Эксперты (из числа школьников и учителей) осуществляли оценку проектов по диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный (отражает заинтересованность школьника проектом), познавательный (умение оперировать знаниями, осуществлять междисциплинарный перенос), коммуникативный (умение отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, оказывать помощь товарищу), организационный (выражается в четкости работы по плану и ее продуктивности). Оценка результатов осуществлялась посредством совместного обсуждения проекта учителем и самими проектантами, чтобы каждый учащийся пережил ситуацию успеха.
Анализ итогов проектно-исследовательской деятельности подводит к выводу о целесообразности и эффективности его применения в школе слабовидящих. Реализация потенциала метода проекта позволяет оказывать дифференцированную помощь ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя.. Он стимулирует формирование практических и рефлексивных умений ,необходимых для преодоления трудностей, связанных с дальнейшей социальной и профессиональной адаптацией выпускников коррекционных школ. Метод проектов, предоставляя шанс на продвижение в интеллектуальном развитии, создает условия для успешной самореализации ребенка инвалида по зрению, придает его деятельности осмысленный и творческий характер.
Список литературы
- Грачева Л.М., Оноприенко Т.Н. Организационная деятельность учащихся при работе над проектом. // «География в школе», 2002, № 6.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе игры и дискуссии, - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995.
- Лонина В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога. // «Дефектология», 2000, № 1.
- Полат Е.С. Новые педагогические и инновационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие и практическое совершенствование силовых возможностей обучающихся старших классов на уроках ОФП.
Формирование умения адекватной оценки собственных физических возможностей.Воспитание потребности сознательно применять умения в целях укрепления и сохранения здоровья;Воспитание чувства от...
Консультация для родителей: «Приемы закрепления у обучающихся знаний и практических навыков в домашних условиях»
В материале представлены рекомндации для родителей по закреплению знаний, умений, навыков при выполнении домашних заданий....
«Игрушки, Животные, Семья, Дом, Одежда, Еда» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи)
Информационно-технологическая карта урока английского языка во 2 классе...
« Игрушки, Животные, Семья, Дом, Еда, Выходной» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи )
Информационно-технологическая карта урока английского языка в 3 классе...
АПО «Развитие практических навыков и умений обучающихся на уроках технологии на основе проектного метода обучения».
Основной целью автор считает формирование практических навыков и умений обучающихся 5-8 классов в ходе изучения образовательной области «Технология», обеспечивающих развитие самостоятельно...
Совершенствование коммуникативных навыков в области иностранных языков при помощи метода проектов
В презентации рассмотрен метод проектов, как один их наиболее эффективных в преподавании иностранных языков....
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...