рабочая программа для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
рабочая программа по географии составлена в рамках ФГОС Линия учебников под редакцией ВП Дронова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6.doc | 446 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
«Согласовано» Руководитель МО учителей ……….. __________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20___ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР (СМР) МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» _______________ ФИО «____»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» ___________ Шатило В.В Приказ _____ от «___»____________20__ г |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учётом:
- требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образования;
- планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования;
- общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Примерной программы по географии;
- авторской программы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Курс «География. Землеведение. 5—6 классы;
( www.drofa. ru)
- учебного плана МОУ « Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»;
- положения о рабочей программе.
Общая характеристика предмета
Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, формирует знание из разных областей наук о Земле: картографии, геологии, географии, почвоведении и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является
Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей, процессов и явлений природы её частей;
- Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенности их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- Развитие специфических, географических и общеучебных умений;
- Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействие природы и человека.
Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 класса. На изучение географии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).В соответствии с базисным учебным планом , курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « окружающий мир». По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета, включающих цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений
Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя, как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего района);
осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих её народов
осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, её отдельных частей;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечестваи готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, региону, местности;
нравственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям .традициям и образу жизни российского и других народов.
Изменения, внесённые в авторскую программу и их обоснования
Примерная программа по географии в 6 классе рассчитана на 35 учебных часов, базисный учебный план предполагает на обучение географии в 6 классе тоже 35 часов. Однако авторы Федеральной рабочей программы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева отводят на изучение курса всего 34 часа. Исходя из этого , на изучение курса добавлен еще один учебный час. Этот час войдет в резервное время по предмету для итогового контроля.
Практические работы пронумерованы, за обучающие и тренировочные оценки выставляются выборочно, их тема в журнал не записывается. Итоговые практические работы оформляются в отдельной тетради , и за их выполнение выставляется каждому ученику оценка.
Название учебно-методического используемого комплекта
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса
- География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.М.: Дрофа.2012.
- География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь пособие для общеобразовательных учреждений /В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.2012.
- Атлас. География. 6 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013
- Контурная карта. 6 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.
- География.Землеведение.5-6 классы. Методическое пособие / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru)
- География. Землевдение.5-6 классы. Электронное приложение.- М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru).
Количество часов , на которое рассчитана рабочая программа:
Количество часов: в неделю – 1 час; в год – 35 часов, в том числе: практических работ – 5 из них: итоговых – 2, обучающих –2, тренировочных -1.
Формы организации учебного процесса и их сочетание ,преобладающие формы текущего контроля ЗУН
Рабочая программа предусматривает построение курса географии 6 класса в соответствии с авторской программой и учебником «География. Землеведение. 5—6 классы» , авторов В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой, основанное на идеях и принципах системно-деятельностного подхода в обучении, разработанных российскими психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, П. Я. Гальпериным, Л.В. Занковым и др., и заложенных в основу ФГОС 2010 года.
При системно- деятельностном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом обучения.
Основная форма обучения- урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.
Преобладающими формами текущего контроля являются: географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, обучающая практическая работа, работа с контурными картами, блиц-опрос и тд.
Тематический контроль проверяет степень усвоение материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы и систематизированы.
Основные формы тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, - это итоговая практическая работа, тестирование.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года , на кануне перевода в следующий класс. Его задача- зафиксировать уровень облученности учащихся. Итоговый контроль проводится в форме теста.
Для подготовки выпускников ГИА предусматривается тренинг по заполнению бланков ГИА, включение в домашнее задание использование на уроках задач по типу ГИА ( использование сборников с тренировочными тестами), проведение самостоятельных и тестовых работ в форме ГИА. А также систематическое включение в урок задание по типу ГИА.
Одной из задач обучения является здоровьесбережение. Такой подход к обучению предусматривает :различные виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности;
Выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки );
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений;
В содержательной части урока предусмотрены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
демонстрация, прослеживание этих связей;
формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;
Использование на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.
2. Результаты изучения географии
Личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания ;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной письменной речью;
монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
3.Планируемые результаты обучения
Выпускник научится:
понимать основные географические понятия, термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий; Знать географические следствия движения земли, географические явления и процессы в литосфере взаимосвязи между ними их изменение в результате деятельности человека;
выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию; определять на местности, плане и карте расстояния. Направления высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете география с географическими приборами;
ориентироваться на местности и проведение съёмок её участков;
чтение карт различного содержания;
наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников.
4. Содержание программы.
Введение (1 ч)
Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения.
Раздел V. Атмосфера (11 ч)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли.
Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.
Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности. Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака. Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки. Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли. Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.
Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду. Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах. Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека.
Как человек воздействует на атмосферу.
Практические работы.
1. «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой».
2. «Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой».
3. «Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды».
Раздел VI. Гидросфера (12 ч)
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.
Мировой океан— основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.
Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).
Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.
Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.
Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.
Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере.
Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.
Практическая работа 4.
«Описание вод Мирового океана на основе анализа карт».
Раздел VII. Биосфера (7 ч)
Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы.
Роль биосферы в природе. Биологический круговорот.
Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.
Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.
Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.
Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Отчего зависит плодородие почв. Строение почв.
Человек и биосфера. Человек— часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Практическая работа 5
«Определение состава (строения) почвы».
Раздел VIII. Географическая оболочка (3 ч)
Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.
Особенности географической оболочки. Географическая
оболочка— прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.
5. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |||||||
Планируемая дата | Фактическая дата | |||||||||||
Введение | 1ч | 6 А | 6 Б | 6 В | 6 Г | 6 А | 6 Б | 6 В | 6 Г | |||
1 | Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. | Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу. Выявлять различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории. Организовать наблюдения за температурой воздуха, направлением ветра, облачностью и другими метеорологическими явлениями. Составлять перечень условных знаков состояния основных элементов погоды. | 03. 09 | 03-09 | 03-09 | 0309 | ||||||
Раздел V. Атмосфера | 11ч | |||||||||||
2 | Из чего состоит атмосфера и как она устроена. | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Находить дополнительную информацию о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. | 07 .09. | 07-09 | 07-09 | 0709 | ||||||
3 | Строение атмосферы. | Высказывать мнение об утверждении « Тропосфера - кухня погоды». | 14. 09. | 14.09 | 14 .09 | 14 09 | ||||||
4 | Нагревание воздуха и его температура. | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. | ||||||||||
5 | Зависимость температуры воздуха от географической широты. Практическая работа № 1. Т «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой». | На основе анализа иллюстраций или наблюдений действующих моделей выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. | 23. 09. | 23-09 | 23-09 | 2309 | ||||||
6 | Влага в атмосфере. | Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. | 02.10. | 02-10 | 02-10 | 02-10 | ||||||
7 | Атмосферные осадки. | Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам. | 05.10. | 05-10 | 05-10 | 05-10 | ||||||
8 | Давление атмосферы. | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. | 14.10. | 14-01 | 14-01 | 14-01 | ||||||
9 | Ветры. Практическая работа №2. И “Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой». | Определять по картам направления ветров и причины их образования. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды. | 24.10. | 24-10 | 24-10 | 24-10 | ||||||
10 | Погода. Практическая работа № 3. О «Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды» | Овладеть навыками чтения карт погоды и климатических карт. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Характеризовать текущую погоду. Составлять описания преобладающих погод в разные сезоны года. | 03.11. | 03 11 | 03 11 | 03 11 | ||||||
11 | Климат. | Овладеть навыками чтения климатических карт. Выявлять способы нанесения на климатическую карту климатических показателей. | 07.11. | 07-11 | 07-11 | 07-11 | ||||||
12 | Человек и атмосфера. | Находить дополнительную информацию о неблагоприятных атмосферных явлениях и правилах поведения для обеспечения личной безопасности. Находить информацию и готовить сообщения , презентации о воздействии климата на быт и хозяйственную деятельность людей , приспособлении к жизни в разных климатических условиях. | 14.11. | 14-11 | 14-11 | 14-11 | ||||||
Раздел VI. Гидросфера | 12ч | |||||||||||
13 | Вода на Земле. Круговорот воды в природе. | Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе» Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. | 25.11. | 25-11 | 25-11 | 25-11 | ||||||
14 | Мировой океан— основная часть гидросферы. | Определять черты сходства и различий океанов Земли. Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту границы океанов и их названия, заливы, проливы, окраинные и внутренние моря. | 03.12. | 03-12 | 03 12 | 03 12 | ||||||
15 | Моря, заливы, проливы. | Находить информацию и готовить сообщения, презентации о роли океанов в жизни человека, редких и исчезающих обитателях Мирового океана, особо охраняемых акваториях. | 9 | 09.12. | 09-12 | 09-12 | 09-12 | |||||
16 | Свойства океанических вод. | Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана. Заполнять и анализировать таблицу (строить графики) изменения температуры и солёности поверхностных вод океанов в зависимости от географической широты. | 14.12. | 14-12 | 14-12 | 14-12 | ||||||
17 | Движения воды в океане. Волны. | Выполнять практические задания по картам на определение движения воды в океане. | 25.12. | 25-12 | 25-12 | 25-12 | ||||||
18 | Течения. Практическая работа №4. И «Описание вод Мирового океана на основе анализа карт». | Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения. | 12.01. | 12-01 | 12-01 | 12-01 | ||||||
19 | Реки. | Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять | 18.01. | 18-01 | 18-01 | 18-01 | ||||||
20 | Жизнь рек. | Составлять характеристику равнинной, горной реки по плану на основе анализа карт. Обозначать на контурной карте крупнейшие реки мира. | ||||||||||
21 | Озера и болота. | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Обозначать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему развития озёр по происхождению котловин. | 24-01 | 24-01 | 24-01 | 24-01 | ||||||
22 | Подземные воды. воды. | Анализировать иллюстрацию «Артезианские воды» | 02.02. | 02-02 | 02-02 | 02-02 | ||||||
23 | Ледники. Многолетняя мерзлота. | Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты Находить информацию и готовить сообщения , презентации о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность. | 08.02. | 08-02 | 08-02 | 08-02 | ||||||
24 | Человек и гидросфера. Рубежный контроль | Находить информацию и готовить сообщения , презентации о редких и исчезающих обитателях Мирового океана, особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы, о наводнениях и способах борьбы с ними. | 17.02. | 1702 | 17-02 | 17-02 | ||||||
Раздел VII. Биосфера | 7ч | |||||||||||
25 | Что такое биосфера и как она устроена. | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножия гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. | 01.03. | 01-03 | 01-03 | 01-03 | ||||||
26 | Особенности жизни в океане. | Объяснять по картам атласа особенности жизни в океане. | 0703 | 07-03 | 07-03 | 07-03 | ||||||
27 | Распространение жизни в океане. | Объяснять по картам атласа особенности размещения природных зон на материке. Находить информацию о представителях растительного и животного мира природных зон. | 15-03 | 1503 | 15-03 | 15-03 | ||||||
28 | Жизнь на поверхности суши. | Объяснять по картам атласа особенности размещения природных зон на материке. Находить информацию о представителях растительного и животного мира природных зон. | 23.03. | 2303 | 23-03 | 23-03 | ||||||
29 | Жизнь в безлесных пространствах. | Объяснять по картам атласа особенности размещения природных зон на материке. Находить информацию о представителях растительного и животного мира природных зон. | 05.04. | 0504 | 05-04 | 05 04 | ||||||
30 | Почва. Практическая работа №5 О «Определение состава почвы» | Проводить сравнения строения профиля подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Наблюдать образцы почв своей местности , выявлять их свойства. | 08.04. | 0804 | 08-04 | 08-04 | ||||||
31 | Человек и биосфера. | Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своём крае. | 14.04 | 1404 | 14-04 | 14-04 | ||||||
Раздел VIII. Географическая оболочка | 3 ч | |||||||||||
32 | Из чего состоит географическая оболочка . | Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. | 23.04. | 23-04 | 23-04 | 23-04 | ||||||
33 | Итоговый контроль за курс 6 класса. | Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач. | 0605 | 06-05 | 06-05 | 06- 05 | ||||||
34 | Особенности географической оболочки. | Анализировать тематические карты для доказательства существования главных закономерностей географической оболочки. | 1705 | 17-05 | 17-05 | 17- 05 | ||||||
35 | Территориальные комплексы. | Анализировать тематические карты для выявления причинно-следственных взаимосвязей отдельных компонентов природной зоны. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории. Находить информацию, подготавливать и обсуждать презентации проектов по проблемам антропогенного воздействия на природу. | 2705. | 27-05 | 27-05 | 27 -05 |
6. Формы и средства контроля.
№ п/п | Виды и формы контроля. | Тема. | Примерные сроки проведения. |
1 | Вводный контроль | 14.09.13 | |
3 | Практическая работа № 2 | Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. | 24.10.13 |
5 | Практическая работа № 4 | Описание вод Мирового океана на основе анализа карт. | 12.01.14 |
6 | Рубежный контроль | 17.02.14 | |
8 | Итоговый контроль. | 23.05.14 | |
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература.
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Основная | |||
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9.М.: «Просвещение» 2012. | 1 | 1 | 100 |
Рабочие программы. География. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие. ФГОС" | 1 | 1 | 100 |
География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.2012. | 100 | 100 | 100 |
География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь пособие для общеобразовательных учреждений /В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.2012. | 100 | 100 | 100 |
Атлас. География. 6 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013 | 100 | 100 | 100 |
Контурная карта. 6 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013. | 100 | 100 | 100 |
География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2013. (www.drofa. ru) | 1 | 1 | 100 |
Дополнительная | |||
Учебно-методические комплекты по географии | 1 | 1 | 100 |
Справочники по географии | + | + | |
Энциклопедии | + | + |
Оборудование и приборы
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Компьютер с программным обеспечением. | 1 | 1 | 100 |
Мультимедиапроектор. | 1 | 1 | 100 |
Экран на штативе . | 1 | 1 | 100 |
Акустическая система. | 1 | 1 | 100 |
Принтер . | 1 | 1 | 100 |
Сетевой фильтр-удлинитель. | 1 | 1 | 100 |
Магнитная доска. | 1 | 1 | 100 |
Кодоскоп. | 1 | 1 | 100 |
Транспоранты к кодоскопу. | + | + | |
Учебные кинофрагменты. | + | + | _ |
Школьная метеостанция. | 1 | 1 | 100 |
Барометр. | 1 | 1 | 100 |
Термометр. | 1 | 1 | 100 |
Гигрометр. | 1 | 1 | 100 |
Осадкомер. | 1 | 1 | 100 |
Флюгер. | 1 | 1 | 100 |
Учебные карты | |||
Карта океанов. | 1 | 1 | 100 |
Почвенная карта мира. | 1 | 1_ | 100_ |
Природные зоны мира. | 1 | 1 | 100 |
Физическая карта России. | 1 | 1 | 100 |
Физическая карта мира. | 1 | 1 | 100 |
Физическая карта полушарий. | 1 | 1 | 100 |
Комплекты таблиц демонстрационных по географии. | + | + | 100 |
Портреты ученых-географов и путешественников. | + | + | 100 |
Гербарий растений природных зон России. | 1 | 1 | 100 |
Глобус Земли физический демонстрационный. | 1 | 1 | 100 |
Теллурий. | 1 | 1 | 100 |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Цифровые образовательные ресурсы по географии. | 1 | 1 | 100 |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по географии . – «Кирилл и Мефодий», 2004-2009 г | 1 | 1 | 100 |
География. Землевдение.5-6 классы. Электронное приложение.- М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru). | 1 | 1 | 100 |
8. Приложение.
Практическая работа №1.
«Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой».
Цель: овладеть навыками чтения дневника наблюдений за погодой, вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур.
Оборудование: дневники наблюдений за погодой, цветные карандаши, линейка.
Ход работы:
1. На основе собранных материалов составьте график хода температуры за месяц..
2. Красным карандашом отметьте на графике ход положительных температур, синим, - отрицательных.
3. Значком* красного цвета отметьте на графике max. температуру воздуха, значком* синего цвета отметьте на графике min. температуру воздуха.
4. Вычислите амплитуду температур воздуха. Все вычисления запишите в тетрадь.
5. Вычислите среднемесячную температуру воздуха по данным календаря погоды. Все вычисления запишите в тетрадь.
Практическая работа №2
Цель: овладеть навыками построения розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой.
Оборудование: дневники наблюдений за погодой, цветные карандаши, линейка.
Ход работы:
1.Анализируя данные в дневнике наблюдений за погодой, выпишите в таблицу данные о направлении ветра за месяц.
Направление ветра | С | С-В | С-З | Ю | Ю-В | Ю-З | В | З |
Количество дней |
- На основе таблицы постройте розу ветров. Красным цветом выделите ветры южных направлений, синим цветом – северных направлений.
- Анализируя розу ветров установите:
- Ветры каких направлений преобладали .
- Пользуясь календарем погоды, определите какой ветер преобладал когда была:
ясная погода_______________________
переменная облачность_____________
Выводы запишите в тетрадь.
Практическая работа №3
«Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды»
Цель: овладеть навыками чтения карт погоды, описывать по карте количественные и качественные показатели состояния атмосферы, составлять сравнительную характеристику погод в двух населённых пунктах.
Оборудование: карта погоды, простой карандаш, линейка.
Ход работы:
- Внимательно изучи карту погоды.
- В тетради сделай таблицу
Населённый пункт | Температура воздуха | осадки | Области давления | Направления перемещения областей давления | Атмосферные фронты | Давление в гПа.3. |
1 | ||||||
2 |
3. Анализируя карту погоды, выбери, на своё усмотрение, два населённых пункта и занеси данные в таблицу.
4.Составь прогноз погоды.
Практическая работа №4
«Описание вод Мирового океана на основе анализа карт».
Цель: овладеть навыками описания океана или моря с помощью карт согласно предложенного план, наносить на контурную карту океаны и их названия, заливы, проливы, окраинные и внутренние моря, острова, полуострова, течения.
Оборудование: атласы для 6 класса, контурные карты, физическая карта полушарий, линейка, простой карандаш, ресурсы интернета.
Ход работы:
1. Выбери, на своё усмотрение, любой океан или море, найди его на карте атласа и на настенной карте «Физическая карта полушарий»
2. Внимательно изучи предложенный план.
3. Перечерти таблицу в тетрадь .
4. Анализируя карту, используя интернет ресурсы, заполни таблицу.
План характеристики географического положения океана | Краткая характеристика |
1. Название | |
2. Географическое положение(границы) | |
3. Преобладающие и максимальные глубины | |
4. Течения | |
5. Хозяйственное использование |
Задание: 2. На контурную карту нанести .
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый
Моря: Лаптевых, Чёрное, Средиземное, Баренцево, Балтийское, Карское, Японское, Охотское, Восточно-Китайское
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский
Проливы: Дрейка, Мозамбикский
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Исландия
Полуострова: Аппенинсикй, Лабрадор
Течения: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Перуанское, Куросио.
Практическая работа № 5
«Определение состава (строения) почвы»
Цель: провести сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозёма.
Оборудование: учебник, цветные карандаши, линейка.
Ход работы.
1. На странице 256 в учебнике рассмотри профили подзолистой почвы и чернозёма.
2. Сделай рисунки профилей почв в тетради.
- Сравни профили, найди черты сходства и различия, сделанный вывод запиши в тетради.
- Вводный контроль
Вариант I
1. Из твердых минералов и горных пород состоит:
а) мантия;
б) ядро;
в) земная кора.
2. К магматическим горным породам относится:
а) каменный уголь; в) мрамор;
б) гранит; г) песчаник.
3. Неорганические осадочные горные породы могут быть:
а) глубинными;
б) обломочными;
в) излившимися.
4 Что объединяет вулканы, горячие источники, гейзеры:
а) горячая вода;
б) излившаяся магма;
в) образование горных пород;
г) вулканизм.
5. Магматические горные породы образовались в результате:
а) накопления останков животных;
б) застывания лавы;
в) разрушения твердых пород;
г) повышенного давления и высоких температур
на большой глубине.
6. Горные породы, в которых сейсмические волны распространяются
со скоростью 3 км/с:
а) магматические;
б) осадочные;
в) метаморфические.
7.Какая из горных пород используется для получения электроэнергии:
а) базальт;
б) каменный уголь;
в) каменная соль;
г) кварцит.
8. На поверхности Земли над очагом землетрясения расположен:
а) вулкан; г) жерло;
б) гейзер; д) эпицентр.
в) кратер;
9. Причиной извержения вулканов является:
а) образование магмы;
б) образование трещин в литосфере;
в) распад радиоактивных веществ;
г) понижение давления в трещинах литосферы;
д) все перечисленно
Вариант II
1. Часть земного шара — твердая и одновременно пластичная:
а) мантия;
б) ядро;
в) земная кора.
2. К метаморфическим горным породам относится:
а) торф;
б) кварц;
в) базальт;
г) глина.
3. Магматические горные породы могут быть:
а) органическими и неорганическими;
б) глубинными и излившимися;
в) обломочными и химическими.
4. Эпицентр землетрясения — это:
а) район землетрясения;
б) очаг землетрясения;
в) точка на поверхности Земли, расположенная
над очагом землетрясения.
5. Обломочные осадочные горные породы образовались в результате:
а) осаждения из воды растворенных в ней частиц;
б) разрушения твердых пород;
в) застывания магмы;
г) высоких температур на большой глубине.
6. В центре Земли находится:
а) мантия;
б) эпицентр;
в) ядро;
г) земная кора.
7. Какая из горных пород широко применяется в строительстве:
а) базальт;
б) кварцит;
в) каменный уголь;
г) гранит.
8. Расплавленная масса в недрах Земли называется:
а) плазмой;
б) лавой;
в) магмой;
г) пеной.
9. Горные породы, из которых в основном состоит земная кора:
а) метаморфические;
б) магматические;
в) осадочные.
Рубежный контроль.
1 вариант
1. Где наблюдается наименьшая мощность тропосферы:
а) на полюсах;
б) в умеренных широтах;
в) на экваторе.
2. Расположите этапы нагрева в правильной последовательности:
а) нагрев воздуха;
б) солнечные лучи;
в) нагрев земной поверхности.
3. В какое время летом, при ясной погоде, наблюдается наибольшая температура воздуха:
а) в полдень;
б) до полудня;
в) до полудня.
. Заполните пропуск
При подъеме в горы атмосферное давление ..., каждые 10,5 м на 1 мм рт.ст.
5. При t = +20°С в воздухе содержится 17 г водяного пара. Такой воздух называется:
а) насыщенным;
б) ненасыщенным.
6. 22 июня лучи солнца падают под прямым углом:
а) на экватор;
б) на северный тропик;
в) на южный тропик.
7. Смена времен года вызвана:
а) вращением Земли вокруг своей оси;
б) вращением Земли вокруг солнца;
в) наклоном земной оси;
г) орбитой годового вращения Земли.
8. Определите, какое выражение являются существенным признаком полярной ночи:
а) солнце бывает в зените;
б) с этой параллели начинается полярные дни и ночи;
в) граница смены суток.
9. Установите соответствие приборов и элементов погоды:
а) Барометр
- б) Осадкомер
в) Термометр
г) Флюгер
д) Гигрометр
е) Термометр
1) Температура;
- 2) Скорость ветра;
- 3) Количество осадков;
- 4) Направление ветра;
- 5) Атмосферное давление;
- 6) Влажность воздуха
2 вариант
1. В районе полюсов мощность тропосферы:
а) наименьшая;
б) наибольшая;
в) средняя.
2. В какое время летом при ясной погоде, наблюдается наименьшая температура воздуха?
а) в полночь;
б) перед восходом Солнца;
в) после захода Солнца.
3. Заполните пропуски.
При подъеме вверх температура воздуха уменьшается на каждые ... км на ... °С.
4. При t = +10°С в воздухе содержится 6 г водяного пара. Такой воздух называется:
а) насыщенным;
б) ненасыщенным.
5. 23 марта лучи солнца падают под прямым углом:
а) на экватор;
б) на северный тропик;
в) на южный тропик.
6. Смена времен года вызвана:
а) вращением Земли вокруг своей оси;
б) вращением Земли вокруг Солнца;
в) наклоном земной оси;
г) орбитой годового вращения Земли.
7. Покажите стрелочками направление ветра, выделите ветер с наибольшей силой:
а) 740 мм рт. ст. 760 мм рт. ст.
б) 735 мм рт. ст. 740 мм рт. ст.
в) 737 мм рт. ст. 758 мм рт. ст.
г) 760 мм рт. ст. 753 мм рт. ст.
8. Установите соответствие приборов и элементов погоды:
а) Барометр
б) Осадкомер
в) Термометр
г) Флюгер
д) Гигрометр
е) Термометр
- 1) Температура;
- 2) Скорость ветра;
- 3) Количество осадков;
- 4) Направление ветра;
- 5) Атмосферное давление;
- 6) Влажность воздуха
9. В июле солнце больше освещает:
а) северное полушарие; б) южное полушарие
Вариант 3.
Выберите один верный ответ.
1. К Мировому океану относятся:
а) моря и заливы б) заливы и озера в) озера и моря г) проливы и реки
2. Площадь Атлантического океана:
а) больше площади Тихого и Индийского
б) больше площади Тихого, но меньше площади Индийского;
в) меньше площади Тихого, но больше площади Индийского;
г) меньше площади Тихого и Индийского.
3. На карте цифрой 1 отмечен:
а) полуостров Лабрадор в) полуостров Калифорния
б) Мексиканский залив г) Гудзонов залив
4. Солёность 42 ‰ означает, что содержание солей в 1 л воды:
а) 4,2 грамма б) 42 грамма в) 420 граммов г) 4200 граммов
5. Какова главная причина образования приливов и отливов?
а) постоянные ветры б) землетрясения
б) приближение и удаление Луны г) температура воды
6. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в одну реку, называется: а) водораздел б) речная система в) бассейн реки г) долина реки
7. Долины равнинных рек по сравнению с горными имеют:
а) большую ширину и глубину; в) меньшую ширину и большую глубину;
б) большую ширину и меньшую глубину; г) меньшую глубину и ширину.
8. У экватора по сравнению с полюсами снеговая линия расположена:
а) ниже б) выше в) на такой же высоте
9. Кратковременный подъем уровня воды в реке
а) паводок б) половодье в) пойма г) исток
10. Установите соответствие между озером и типом его озерной котловины:
Тип котловины: Озеро:
а) тектонический прогиб 1. Кроноцкое
б) ледниковая 2. Каспийское море
в) ледниково – тектоническая 3. Имандра
г) вулканическая 4. Онежское
11. Установите соответствие:
а) море; 1) Гибралтарский;
б) остров; 2) Индийский;
в) залив; 3) Мадагаскар;
г) пролив; 4) Индостан;
д) полуостров; 5) Бенгальский;
е) океан; 6) Средиземное.
12. Изучите карту и запишите названия географических объектов, обозначенных цифрами.
Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ.
13. Какие части гидросферы нельзя увидеть на карте? Почему? Что вы о них знаете?
Вариант 4.
Выберите один верный ответ.
1. Верное соотношение количества пресной и соленой воды на Земле:
а) 50% и 50% б) 75% и 25% в) 4% и 96%
2. Площадь Индийского океана:
а) больше площади Тихого и Атлантического;
б) больше площади Тихого, но меньше площади Атлантического;
в) меньше площади Тихого, но больше площади Атлантического;
г) меньше площади Тихого и Атлантического.
3. На карте цифрой 3 отмечено:
а) Аравийское море в) Персидский залив
б) Южно - Китайское море г) Японское море
4. Средняя соленость Мирового океана составляет: а) 15 %; б) 25 %; в) 35 %; г) 45 %;
5. Причиной возникновения цунами являются:
а) резкий перепад температур; в) землетрясения и извержения подводных вулканов;
б) штормовые ветры; г) скорость морских течений.
6. Главная река со всеми притоками образует:
а) водораздел б) речную систему в) бассейн реки г) речную долину
7. У полюсов по сравнению с экватором снеговая линия расположена:
а) ниже б) на такой же высоте в) выше
8. Грунтовые воды расположены:
а) на верхнем водоупоре б) между двумя водоупорами в) на нижнем водоупоре.
9. Высокий уровень воды в реке Амазонке в течении года связан с питанием:
а) дождевым б) снеговым в) ледниковым г) грунтовыми водами
10. Установите соответствие между озером и типом его озерной котловины:
Тип котловины: Озеро:
а) тектонический провал 1. Байкал
б) ледниково - тектонический 2. Имандра
в) вулканический 3. Ладожское
г) ледниковый 4. Кроноцкое
11. Установите соответствие:
а) море; 1) Дрейка;
б) океан 2)
Атлантический;
в) залив; 3) Новая Гвинея;
г) пролив; 4) Лабрадор;
д) полуостров; 5) Бискайский;
е) остров 6) Аравийское.
12. Изучите карту и запишите названия географических объектов, обозначенных цифрами.
Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ.
- Иногда самым солёным на Земле называют Мёртвое море. Справедливо ли это утверждение?
Итоговый контроль.
Вариант 1.
I. Выполните тест.
1. Сколько царств живой природы существует на Земле?
А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 2
2. Слово «биосфера» в переводе означает
А) природная сфера В) сфера жизни человека
Б) сфера жизни Г) окружающая среда
3. Почва — результат воздействия и на литосферу
А) атмосферных факторов В) атмосферных факторов и объектов гидросферы
Б) объектов гидросферы Г) атмосферы, гидросферы и биосферы
4. Вспомните одно из свойств гумуса и ответьте на вопрос; какая из названных почв является самой плодородной?
А) серозём Б) бурозём В) краснозём Г) чернозём
5. К взаимосвязанным компонентам природы не относятся
А) рельеф Б) климат В) планеты Солнечной системы Г) животные
II. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».
1. Роль бактерий заключается в разложении органических остатков и превращении в питательные вещества для растений.
2. Различают низшие, средние и высшие растения.
3. Четвёртое царство живой природы образуют животные.
4. Грибы – это растения.
5. Южнее зоны арктических пустынь находится зона тундры.
6. Почти все животные лесной зоны ведут древесный образ жизни.
7. Экологическая опасность связана с хозяйственной деятельностью человека.
8. Львы, гепарды и антилопы – типичные животные пустынь.
9. Верхний предел жизни находится на высоте около 20000 метров.
III. Найдите лишнее. Объясните свой выбор.
плавательный бассейн, пчела, болото, человек, пальма.
IV. Расположите природные зоны по порядку начиная от экватора.
А) пустыня В) тундра Д) степь
Б) влажные экваториальные леса Г) тайга Е) смешанные леса
V. Установите соответствие
1. белка 8. жираф А) влажные экваториальные леса
2. ягуар 9. пингвин Б) лесостепи
3. белый медведь 10. северный олень В) степная зона
4. суслик 11. гепард Г) лесная зона
5. кабан 12. верблюд Д) пустыня
6. анаконда 13. волк Е) тундра
7. полярная сова 14. Орел Ж) арктическая пустыня
VI. Какие животные из представленных
на рисунке вымерли?
Вариант 2.
I. Выполните тест.
1. Процесс поглощения углекислого газа и выделения кислорода характерен для
А) бактерий Б) растений В) животных Г) бактерии
2. Верхняя граница биосферы находится
А) в стратосфере В) в тропосфере
Б) в озоновом слое Г) на высоте Эвереста
3. Плодородие почв при движении от полюсов к экватору
А) постоянно возрастает В) сначала возрастает, а затем убывает
Б) постоянно убывает Г) не изменяется
4. Крупнейшим природным комплексом Земли является
А) атмосфера В) Тихий океан
Б) геосфера Г) литосфера
5. Какие характеристики климата влияют на процесс формирования почв?
А) свет Б) тепло В) влага Г) все перечисленные
II. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».
1. Чем плодороднее почва, тем она темнее.
2. Почва – это плодородный слой, обеспечивающий жизнь и развитие растений.
3. В процессе возникновения и развития почвы участвуют все природные оболочки.
4. Почти все животные лесной зоны ведут древесный образ жизни.
5. Грибы – это отдельное царство живой природы.
6. Более 75% всех видов животных и растений обитает во влажных экваториальных лесах.
7. Львы, гепарды и антилопы – типичные животные тундры.
8. Различают низшие, средние и высшие растения.
9. Человек оказывает на биосферу чаще всего отрицательное влияние.
III. Найдите лишнее. Объясните свой выбор.
озеро, сосна, шмель, фонтан, кабан
IV. Расположите природные зоны по порядку начиная от экватора.
А) смешанные леса В) степь Д) тундра
Б) влажные экваториальные леса Г) тайга Е) пустыня
V. Установите соответствие
1. белка 8. жираф А) влажные экваториальные леса
2. ягуар 9. пингвин Б) лесостепи
3. белый медведь 10. северный олень В) степная зона
4. суслик 11. гепард Г) лесная зона
5. кабан 12. верблюд Д) пустыня
6. анаконда 13. волк Е) тундра
7. полярная сова 14. Орел Ж) арктическая пустыня
VI. Какие животные из представленных
на рисунке вымерли?
Выбери единственное полностью правильное сочетание:
а) резко континентальный климат — широколиственные леса и черноземы;
б) умеренный морской климат — степи-черноземы;
в) тропический климат — пустыни — красноземы и желтоземы;
г) средиземноморский климат жестколиственные леса и, кустарники — коричневые почвы;
д) умеренно континентальный климат - тундра и лесотундра — глеевые почвы.
9. Укажите названия царств организмов:
а) грибы;
б) губки;
в) кишечнополостные;
г) животные;
д) бактерии;
е) мхи;
ж) простейшие;
з) растения.
10. Выбери правильное высказывание:
а) только бактерии состоят из одной клетки;
б) в биосфере растительная масса превышает животную;
в) земноводные — это саламандры, тритоны, лягушки, ящерицы;
г) наиболее многочисленны по числу видов насекомые.
11. Главная причина широтной зональности:
а) изменение тепла и влаги с высотой;
б) изменение тепла и влаги от экватора к полюсам;
в) изменение тепла и влаги по сезонам года.
12. Условия существования организмов, создаваемые неживой природой:
а) температура, влажность, свет;
б) температура, влажность, световой режим;
в) способность проникания. солнечного света, температура, влажность, световой режим.
13. Закономерная смена природных компонентов и природных комплексов с подъемом — это:
а) широтная зональность;
б) высотная поясность;
в) природная зона.
14. Растительный и животный мир этих территорий очень беден:
а) экватор;
б) тропики;
в) полюса;
г) умеренные широты.
15. Больше всего организмов обитает у границ соприкосновения:
а) атмосферы и литосферы;
б) атмосферы и литосферы, гидросферы и атмосферы, гидросферы и литосферы; .
в) гидросферы и атмосферы, атмосферы и литосферы.
Выберите номер правильного выражения.
Высказывания:
1) В приэкваториальной области земли расположены влажные экваториальные леса.
2) 25 °С, 2000 мм осадков в год — это климатические условия приведшие к образованию тропических пустынях.
3) Большинство животных влажных экваториальных лесов обитают в кронах деревьев.
4) Климат влажных экваториальных лесов — субэкваториальный..
5) Виктория -регия — редкое дерево бассейна Амазонки.
6) Баобаб — дерево, умеющее «худеть» и «поправляться».
7) Зона саваны — это равнины, покрытые травами.
8) Антилопа, жираф, носорог, лен, крокодил — обитают в саваннах.
9) Жирафы - самые высокие на свете животные.
10) В тропическом и умеренном поясах в условиях избьггочной влаги формируется зона пустынь.
11) Животный мир пустынь богаче и разнообразнее, чем растительный.
12) Величайшая пустыня мира Сахара.
Итоговый контроль
.
Съёмка местности из одной точки называется
А) полярной
Б) буссольная
В) инструментальной
Г) технической
Д) маршрутной
2. Низкие горы высотой до
А) 1000 м
Б) 1200 м
В) 1500 м
Г) 2000 м
Д) 3000 м
3. Оболочка жизни:
А) гидросфера
Б) литосфера
В) географическая оболочка
Г) атмосфера
Д) биосфера
4. Азимут – это угол между направлением на
А) запад и какой-нибудь предмет
Б) юг и какой-нибудь предмет
В) север и какой-нибудь предмет
Г) северо-восток и какой-нибудь предмет
5. Водная оболочка Земли:
А) Атмосфера
Б) стратосфера
В) гидросфера
Г) литосфера
Д) биосфера
6. Состояние тропосферы в данном месте в данный момент называется
А) тайфуном
Б) погодой
В) бризом
Г) климатом
Д) ураганом
7. Параллель, разделяющая земной шар на северное и южное полушарие называется
А) северным полярным кругом
Б) южным тропиком
В) южным полярным кругом
Г) северным тропиком
Д) экватором
8. Движение воздуха в горизонтальном направлении называется
А) испарение
Б) амплитуда
В) течения
Г) ветер
Д) цунами
9. Часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами – это
А) гидросфера
Б) атмосфера
В) литосфера
Г) стратосфера
Д) биосфера
10. Накопитель тепла и основной источник влаги на Земле
А) впадины
Б) мировой океан
В) горы
Г) возвышенности
Д) равнины
11. Точки, через которые проходят все меридианы Земли, называется:
А) точками высот
Б) географическими полюсами
В) азимутальными точками
Г) точками пересечения
Д) географическими центрами
12. Физическая география занимается изучением:
А) только рельефа
Б) только климата
В) только океана
Г) всей природы
Д) только почв
13. Количество водяного пара в граммах в 1 м3 называется
А) абсолютной влажностью
Б) ненасыщенным воздухом
В) сухим воздухом
Г) относительной влажностью
Д) насыщенным воздухом
14. Циклон приносит:
А) заморозки
Б) пасмурную, дождливую ветреную погоду
В) сухую жаркую погоду
Г) суховеи, понижение температур
Д) грозы, повышение давления
15. С 1519 по 1522 годы совершено кругосветное путешествие:
А) Ф. Магелланом
Б) М. Лазаревым
В) М. Бехаймом
Г) Х. Колумбом
16. Земная кора и верхняя часть мантии называется
А) атмосфера
Б) биосфера
В) гидросфера
Г) литосфера
Д) тропосфера
17. Все неровности земной поверхности – это
А) плоскогорья и низменности
Б) впадины и горы
В) рельеф
Г) горные породы
Д) нагорья
18. Шельф – это
А) впадины в океане
Б) переходные области в океане
В) желоба в океане
Г) материковые склоны в океане
Д) материковая отмель
19.План местности изображает:
А) материк
Б) территорию всей страны
В) природную зону
Г) обширную часть земной поверхности
Д) небольшую часть земной поверхности
20. Горная порода магматического происхождения:
А) известняк
Б) гранит
В) песок
Г) ракушечник
Д) поваренная соль
21. Воздушная оболочка Земли:
А) географическая оболочка
Б) Биосфера
В) Атмосфера
Г) Гидросфера
Д) Литосфера
22. Столица Республики Казахстан – город
А) Уральск
Б) Алматы
В) Петропавловск
Г) Кзылорда
Д) Астана
23. Слово «география» в переводе означает:
А) Образ Земли
Б) Описание Земли
В) Рисунок Земли
Г) Вид Земли
Д) Путешестви
24.Ветер, меняющий направление 2 раза в год.
А) бриз
Б) пассат
В) западные
Г) муссон
25. Место разрыва и смещения горных пород на глубине, при землетрясении называют
А) жерлом
Б) эпицентром
В) котловиной
Г) районом
Д) очагом
2 вариант
1. Слово «география» в переводе означает:
А) образ Земли
Б) Описание Земли
В) Рисунок Земли
Г) Вид Земли
Д) Путешествие
2. Водная оболочка Земли:
А) Литосфера
Б) географическая оболочка
В) Гидросфера
Г) Биосфера
Д) Атмосфера
3. Место разрыва и смещения пород на глубине, при землетрясении называют –
А) жерлом
Б) эпицентром
В) котловиной
Г) районом
Д) очагом
4. Прибор, измеряющий атмосферное давление
А) флюгер
Б) барометр
В) сейсмограф
Г) гигрометр
Д) анемометр
5. Условная линия на карте, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой
А) изохора
Б) изобара
В) горизонталь
Г) изотерма
Д) бергштрих
6. Наиболее устойчивые участки суши
А) грабены
Б) складчатые области
В) геосенклинали
Г) платформы
Д) горсты
7. Азимут 900 показывает на
А) север
Б) северо-восток
В) юг
Г) запад
Д) восток
8. Самый нижний слой атмосферы
А) ионосфера
Б) мезосфера
В) мегасфера
Г) тропосфера
Д) стратосфера
9. Состав географической оболочки:
А) гидросфера, биосфера, часть атмосферы, часть литосферы
Б) мантия, ядро, ионосфера, магносфера
В) ядро, Мантия, гидросфера, литосфера
Г) атмосфера, мантия, ядро, биосфера
Д) биосфера, литосфера, ядро, мантия
10. Море, уровень абсолютной высоты которого принят за ноль:
А) Чёрное
Б) Балтийское
В) Каспийское
Г) Карское
Д) Баренцево
11. Оболочка жизни на Земле:
А) Биосфера
Б) часть атмосферы и часть литосферы
В) литосфера
Г) часть литосферы и часть гидросферы
Д) гидросфера
12. Группы людей со сходными внешними признаками называются
А) этносами
Б) горожанами
В) сельчанами
Г) горцами
Д) расами
13. Длина экватора составляет
А) 20 000 км
Б) 10 000 км
В) 30 000 км
Г) 40 000 км
Д) 50 000 км
14. Волны, вызываемые подводными землетрясениями или вулканами:
А) отливы
Б) приливы
В) ветровые
Г) прибой
Д) цунами
15. Целостность географической оболочки – это
А) периодичность и повторяемость одних и тех же явлений во времени
Б) хозяйственная деятельность человека
В) история формирования природного комплекса
Г)изменение всех компонентов природы и природных комплексов от экватора к полюсам
Д) взаимосвязь и взаимозависимость компонентов природы
16. Расстояние уменьшено в 100 раз при масштабе
А) 1:100
Б)1: 00000
В) 1: 1000
Г) 1: 10000
Д) 1: 10
17. Место, где начинается река, называют:
А) паводком
Б) меженью
В) руслом
Г) истоком
Д) устьем
18. Условная линия, соединяющая точки земной поверхности с одинаковой высотой – это
А) меридиан
Б) изотерма
В) горизонталь
Г) бергштрих
Д) параллель
19. Человек – часть
А) литосферы
Б) природного комплекса
В) биосферы
Г) атмосферы
Д) гидросферы
20. Направления запад-восток на карте показаны
А) параллелями
Б) меридианами
В) горизонталями
Г) абсолютной высотой
Д) относительной высотой
21. Самая низкая температура воздуха бывает
А) после заходя солнца
Б) перед восходом солнца
В) в полдень
Г) ночью
Д) вечером
22. Наиболее низкие температуры воздуха наблюдаются в районе:
А) полюсов
Б) умеренных широт
В) северного тропика
Г) южного тропика
Д) экватора
23. Цунами – это
А) волны, вызываемые морскими приливами
Б) притяжение луны
В) волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях
Г) причудливые формы рельефа
Д) ветры степной зоны
24. Основные стороны горизонта:
А) север, юг, юго-восток, северо-запад
Б) запад, восток, юго-запад, юго-восток
В) север, юг, запад, восток
Г) юго-запад, северо-запад, юго-восток, северо-восток
25. Оболочка жизни
А) атмосфера
Б) литосфера
В) биосфера
Г) географическая оболочка
Д) гидросфера
3 вариант
1. При застывании магмы на земной поверхности образуется
А) гравий
Б) гипс
В) базальт
Г) известняк
Д) мрамор
2. Географическая оболочка образована:
А) литосферой
Б) гидросферой, биосферой, верхней частью литосферы и нижней частью атмосферы
В) гидросферой
Г) атмосферой
Д) биосферой
3. Превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах, называется:
А) годовой сток
Б) расход воды
В) падение реки
Г) уклон реки
Д) эстуарий
4. Короткая чёрточка у горизонтали, показывающая направление склона
А) параллель
Б) бергштрих
В) отметка высоты
Г) меридиан
Д) изолиния
5. Начало реки
А) половодье
Б) исток
В) устье
Г) порог
Д) пойма
6. Часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами – это
А) литосфера
Б) стратосфера
В) гидросфера
Г) биосфера
Д) атмосфера
7. Кратчайшая линия на глобусе от одного полюса до другого
А) экватор
Б) полярный круг
В) параллель
Г) меридиан
Д) тропик
8. Оболочка жизни на земле
А) часть атмосферы и часть литосферы
Б) часть литосферы и часть гидросферы
В) биосфера
Г) гидросфера
Д) литосфера
9. Благодаря круговороту вода в океане полностью обновляется за (лет):
А) 1000
Б) 3000
В) 100
Г) 500
Д) 400
10. Для изучения земной поверхности, открытия новых земель, понадобилось:
А) несколько тысяч лет
Б) несколько дней
В) время в течение одного века
Г) несколько месяцев
Д) 10 лет
11. Скопление мельчайших капелек воды на значительной высоте называют:
А) иней
б) дождь
В) туман
Г) облако
Д) роса
12. Непрерывное развитие природы Земли связано с:
А) космическим излучением
Б) влиянием внешних факторов
В) перемещением океанов и морей
Г) притяжением луны
Д) энергией солнца
13. На плане стороны горизонта определяют по:
А) горизонталям
Б) меридианам
В) рамке плана
Г) параллелям
Д) изолиниям
14. Водная оболочка Земли:
А) гидросфера
Б) атмосфера
В) стратосфера
Г) биосфера
Д) литосфера
15. Основное место в атмосфере занимают…
А) азот и кислород
Б) азот и водяной пар
В) водяной пар и различные примеси
Г) азот и углекислый газ
Д) кислород и углекислый газ
16. Превышение точки земной поверхности над уровнем моря называется высотой
А) относительной
Б) минимальной
В) максимальной
Г) средней
Д) абсолютной
17. Морская вода замерзает при температуре
А) -40
Б)-20
В) -30
Г) 00
Д) -10
18. Человек – это часть
А) биосферы
Б) гидросферы
В) природного комплекса
Г) атмосферы
Д) литосферы
19. Линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору называют
А) изогипсы
Б) параллели
В) изотермы
Г) меридианы
Д) горизонтали
20. самый нижний слой атмосферы:
А) стратосфера
Б) мезосфера
В) мегасфера
Г) тропосфера
Д) ионосфера
21. В чём измеряется солёность
А) в граммах
Б) в промилле
В) в %
Г) в килограммах
Д) в тоннах
22. Если абсолютная влажность равна 20 г, то в 1 м3 воздуха содержится
А) 10 г водяного пара
Б) 20 г водяного пара
В) 30 г водяного пара
Г) 15 г водяного пара
Д) 40 г водяного пара
23. сейсмические пояса – это границы
А) между мантией и ядром
Б) между океаном и сушей
В) между воздухом и земной поверхностью
Г) между воздухом и океаном
Д) литосферных плит
24. План местности изображает:
А) обширную часть земной поверхности
Б) материк
В) природную зону
Г) небольшую часть земной поверхности
Д) территорию всей страны
25. начало реки:
А) половодье
Б) устье
В) исток
Г) пойма
Д) порог
вариант 4
1. Воздушная оболочка Земли:
А) Гидросфера
Б) Литосфера
В) Географическая оболочка
Г) Атмосфера
Д) Биосфера
2. Условная линия на плане, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой:
А) горизонталь
Б) бергштрих
В) изобара
Г) изотерма
Д) изохора
3. Количество водяного пара в граммах в 1 м3 называется
а) сухим воздухом
б) относительной влажностью
в) насыщенным воздухом
г) ненасыщенным воздухом
д) абсолютной влажностью
4. Азимут 900 показывает на
А) запад Б) северо-восток В) восток Г) север Д) юг
5. Прибор, измеряющий атмосферное давление
А) барометр Б) анемометр В) сейсмограф Г) флюгер Д) гигрометр
6. Цунами – это
А) притяжение Луны
Б) ветры степной зоны
В) причудливые формы рельефа
Г) волны, вызванные морскими приливами
7. Сейсмические пояса – это границы
А) между воздухом и океаном
Б) между океаном и сушей
В) между мантией и ядром
Г) между воздухом и земной поверхностью
Д) литосферных плит
8. Основные стороны горизонта:
А) север, юг, юго-воссток, юго-запад
Б) северо-восток, юго-запад, юго-восток, северо-восток
В) северо-восток, юго-запад, юг, север
Г) запад, восток, север, юг
Д) запад, восток, юго-запад, юго-восток
9. Волны, вызываемые подводными землетрясениями и вулканами:
А) ветровые
Б) прибой
В) цунами
Г) приливы
Д) отливы
10. Состав географической оболочки:
А) Гидросфера, биосфера, часть атмосферы, часть литосферы
Б) биосфера, литосфера, ядро, мантия
В) мантия, ядро, ионосфера, магносфера
Г) ядро, мантия, гидросфера, литосфера
Д) атмосфера, мантия, ядро, биосфера
11. Внедрение магмы в земную кору приводит к образованию полезных ископаемых:
А) нерудных
Б) возобновимых
В) неисчерпаемых
Г) рудных
Д) горючих
12. Маршрутная съёмка местности – это
А) аэрофотосъёмка
Б) составление плана участка, вытянутого в длину
В) съёмка с одной точки
Г) космическая съёмка
Д) измерение расстояний между точками
13. Основная сила, формирующая географическую оболочку:
А) воздух,
Б) солнечная радиация
В) почва
Г) растительность
Д) вода
14. Меридиан на глобусе имеет форму:
А) полуокружности
Б) все меридианы различаются по форме изображения
В) прямой линии
Г) овала
Д) окружности
15. Область низкого атмосферного давления:
А) штиль
Б) антициклон
В) атмосферный фронт
Г) пассаты
Д) циклон
16. Более подробное изображение небольшого участка земной поверхности дано:
А) на карте океанов
Б) на карте Казахстана
В) на карте полушарий
Г) на глобусе
Д) на плане местности
17. Первое кругосветное путешествие совершил:
А) Ф. Магеллан
Б) Джон Кабот
В) Д. Кук
Г) В. да Гама
Д) Христофор Колумб
18. Человек – часть
А) атмосферы
Б) литосферы
В) гидросферы
Г) природного компонента
Д) биосферы
19. Сейсмическим областям в рельефе соответствуют:
А) плато и возвышенности
Б) горы суши, срединноокеанические хребты и глубоководные желоба
В) низменные участки
Г) низкие горы
Д) плоскогорья
20. Моделью земного шара является:
А) космический снимок
Б) физическая карта
В) глобус
Г) аэрофотоснимок
Д) план местности
21. Все линии проведённые параллельно экватору называются:
А) тропиками
Б) изолиниями
В) меридианами
Г) параллелями
Д) полярными кругами
22. Единый планетарный комплекс суши и океанов:
А) биосфера
Б) литосфера
В) географическая оболочка
Г) атмосфера
Д) гидросфера
23. Течения в Океане называют холодными потому, что температура воды в них
А) ниже на 300С
Б) -100С
В) -20С
Г) ниже, чем температура окружающей воды
Д) ниже на -200С
24. Объём воды, протекающий через поперечное сечение реки в единицу времени:
А) падение реки
Б) расход воды
В) годовой сток
Г) урез реки
Д) уклон реки
25. Движение воздуха в горизонтальном направлении называют:
А) испарение
Б) цунами
В) амплитуда
Г) течения
Д) ветер
- Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по географии:
- Вариант 1
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | А | 17 | В |
2 | А | 18 | Д |
3 | Д | 19 | Д |
4 | В | 20 | Б |
5 | В | 21 | В |
6 | Б | 22 | Д |
7 | Д | 23 | Б |
8 | Г | 24 | Д |
9 | Д | 25 | Д |
10 | Б | ||
11 | Б | ||
12 | Г | ||
13 | А | ||
14 | Б | ||
15 | А | ||
16 | Г |
Вариант № 2
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | Б | 14 | Д |
2 | В | 15 | Д |
3 | Д | 16 | А |
4 | Б | 17 | Г |
5 | В | 18 | В |
6 | Г | 19 | В |
7 | Д | 20 | А |
8 | Г | 21 | Б |
9 | А | 22 | А |
10 | Б | 23 | В |
11 | А | 24 | В |
12 | Д | 25 | В |
13 | Г |
Вариант № 3
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | В | 14 | А |
2 | Б | 15 | Г |
3 | В | 16 | Д |
4 | Б | 17 | Б |
5 | Б | 18 | А |
6 | Г | 19 | Б |
7 | Г | 20 | Г |
8 | В | 21 | Б |
9 | В | 22 | Б |
10 | А | 23 | Д |
11 | Г | 24 | Г |
12 | Д | 25 | В |
13 | В |
Вариант № 4
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | А | 14 | Д |
2 | А | 15 | Д |
3 | Д | 16 | Д |
4 | В | 17 | А |
5 | А | 18 | Д |
6 | Г | 19 | Б |
7 | Д | 20 | В |
8 | Г | 21 | Г |
9 | В | 22 | В |
10 | А | 23 | Г |
11 | Г | 24 | В |
12 | Б | 25 | Д |
13 | Б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...