Рабочая программа курса "География 7 класс"
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Зверева Ирина Александровна

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии, Примерной программы основного общего образования по географии. Использована программа основного общего образования по географии Бариновой И.И., Дронова В.П., Душиной И.В., Сиротина В.И. 

УМК: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7_geo.docx72.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА  МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №998

«Утверждаю»

Директор ГБОУ  СОШ  998

________________ Кузьменко С. Ю.

Приказ № _______ от 30. 09. 2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

7  КЛАСС


- География. Авторы: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.

Срок реализации программы: 1 год.

Автор: Зверева Ирина Александровна

Программа принята на педагогическом совете №1 30 августа 2013 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии[1], Примерной программы основного общего образования по географии[2]. Использована программа основного общего образования по географии Бариновой И.И., Дронова В.П., Душиной И.В., Сиротина В.И.[3].

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

Программа содержит практический компонент (18 п/р) около 1/3 содержания.

В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы и составляет 68 часов.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

5) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты изучения географии  должны отражать:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения,  особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

5)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

7) формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

ТЕМА: Введение - 3 часа

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки и острова, части света.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.

Источники географической информации. Карта - Карта - особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.

Практическая работа № 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

ТЕМА: Главные особенности природы Земли - 10 часов

Литосфера и рельеф Земли (2часа).

Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.

Взаимодействие внутренних и внешних сил – основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа  на поверхности Земли.

Практическая работа №2:Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)

Атмосфера и климаты Земли (2 часа)

Климатические карты. Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.

Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.

Практическая работа №3: Характеристика климата по климатическим картам.

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 часа)

Роль океана в жизни Земли, происхождение вод Мирового океана, свойства вод океана. Льды в океане, водные массы. Схема поверхностных течений.

Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Географическая оболочка (3 часа)

Географическая оболочка Земли, ее строение и свойства. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана. Разнообразие природных комплексов.

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли.

Практическая работа №4: Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.

ТЕМА: Население Земли - 3 часа

Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.

Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.

Основные виды хозяйственной деятельности. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.

Практическая работа №5: Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира.

Практическая работа №6: Моделирование на к/к размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.

ТЕМА: Океаны и материки - 51 час

Океаны (3 часа)

Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый. Особенности ГП. Из истории исследования. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности.

Практическая работа №7: Описание по картам и другим источникам информации особенностей ГП, природы и населения одного из крупных островов (по выбору).

Южные материки (1 час)

Особенности ГП южных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата, внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

Африка (10 часов)

ГП. Исследование Африки зарубежными и отечественными путешественниками и учеными.

Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климатические пояса. Внутренние воды. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.

Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.

Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.

Население. Размещение. Колониальное прошлое материка

Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство Нигерии.

Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство Эфиопии.

Страны Южной Африки. ЮАР. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство ЮАР.

Практическая работа №8: Определение по картам природных богатств Центральной Африки.

Практическая работа №9: Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки.

Австралия и Океания (5 часов)

Своеобразие ГП. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Факторы, определяющие климат материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды.

Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.

Австралийский Союз. Население, хозяйство. Изменение природы человеком.

Океания. ГП. Из истории открытия исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природы и культурного наследия.

Практическая работа №10: Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).

Южная Америка (7 часов)

ГП. История открытия и исследования.

История формирования основных форм рельефа. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых.

Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата.

Своеобразие органического мира. Высотная  поясность в  Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы.

История заселения. Численность, плотность, этнический состав. Страны.

Страны востока Южной Америки. Бразилия. ГП, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.

Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд.  ГП, природа, население, хозяйство Перу.

Практическая работа №11: Составление описания природы, населения, ГП крупных городов Бразилии или Аргентины.

Практическая работа №12: Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.

Антарктида  (1 час)

ГП. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктиды.

Северные материки (1час)

ГП. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.

Северная Америка (7 часов)

ГП. Из истории открытия исследования. Русские исследования Северо-Западной Америки.

Основные черты рельефа. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата.

Особенности распределения природных зон. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Население.

Канада. ГП, природа, население, хозяйство, национальные парки.

США. ГП, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.

Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство Мексики.

Практическая работа №13: Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики.

Евразия (14 часов)

Особенности ГП. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.

Особенности рельефа, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.

Климатообразующие факторы. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.

Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы. Страны.

Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.

Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство, объекты Всемирного наследия Великобритании, Франции, Германии.

Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского п-ва. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.

Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство Италии. Объекты Всемирного наследия.

Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство Армении, Грузии, Азербайджана.

Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Монголии.

Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство, объекты Всемирного наследия Китая и Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. ГП, природа, население, хозяйство Индонезии.

Практическая работа №14: Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам.

Практическая работа №15: Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном.

Практическая работа №16: Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и  Германии.

Практическая работа №17: Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.

Практическая работа №18: Моделирования на к/к размещения природных богатств Индии.  

ТЕМА: Географическая оболочка – наш дом – 1 ч.

Закономерности ГО: целостность, ритмичность, зональность.

Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необхдимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

урока

в теме

Тема

Виды деятельности учащихся

1

1

ТЕМА: Введение - 3 часа

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю?

В зависимости от поставленных целей находить и подбирать различные источники информации, извлекать из них нужную информацию;

Показывать по карте материки, океаны  и части света, границу между Европой и Азией.

Приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов.

2

2

Источники географической информации. Карта - особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды.

Практическая работа № 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

Описывать  основные источники географической информации;

Определять (измерять):

географическую информацию по картам различного содержания;

 вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

3

3

Тест №1 Стартовый контроль

Тестирование

4

1

ТЕМА: Главные особенности природы Земли - 10 часов

Происхождение материков и океанов.

Объяснять понятия: литосферная плита, платформа,  постоянные ветры (пассаты, западные), водная масса, зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс;

Объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

Объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

Называть типы воздушных масс и их характеристики;

Описывать климат отдельных климатических поясов;

Приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков.

Показывать океаны и некоторые моря, течения объяснять изменения свойств океанических вод.

Приводить примеры природных комплексов.

Приводить примеры процессов, объясняющих свойства географической оболочки - целостность, ритмичность, зональность, азональность, поясность.

Составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.

5

2

Рельеф Земли.

Практическая работа №2:Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)

6

3

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы.

7

4

Климатические пояса Земли.

Практическая работа №3: Характеристика климата по климатическим картам.

8

5

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. 

9

6

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

10

7

Строение и свойства географической оболочки.

11

8

Природные комплексы суши и океана.

12

9

Природная зональность.

Практическая работа №4: Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.

13

10

Обобщение знаний по теме: "Главные особенности природы Земли".

Тест №2

14

1

ТЕМА: Население Земли - 3 часа

Численность населения Земли. Размещение населения.

Практическая работа №5: Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира.

Объяснять значение понятий: численность населения, плотность населения, урбанизация;

Показывать по карте предполагаемые пути расселения человека;

Давать характеристику изменения численности населения Земли;

Приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения;

Давать характеристику политической карты мира, карты плотности населения мира, карты народов мира по масштабу, охвату территории, содержанию;

Приводить примеры различий между народами;

Показывать по карте наиболее крупные государства;

Приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;

Приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;

Называть причины изменений хозяйственной деятельности

15

2

Народы и религии мира.

Практическая работа №6: Моделирование на к/к размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.

16

3

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население.

Обобщение знаний по теме «Население Земли»

Тест №3

17

1

ТЕМА: Океаны и материки - 51 час

Тихий океан. Индийский океан.

Определять по картам ГП океанов, их глубины, крупнейшие поверхностные течения.

Объяснять характер хозяйственного использования океанов и их влияния на сохранение природы.

Сравнивать океаны

18

2

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан.

Практическая работа №7: Описание по картам и другим источникам информации особенностей ГП, природы и населения одного из крупных островов (по выбору).

19

3

Обобщение знаний  по теме "Океаны"

Тест №4

20

4

Общие особенности природы южных материков

Выделять отличительные особенности природы северных материков.

Оценивать        особенности взаимодействия природы и общества в пределах северных материков.

21

5

ГП. Исследования Африки.

Применять умения, полученные при изучении общей части курса: устанавливать зависимость между географическим положением Африки и особенностями его природы

22

6

Рельеф и полезные ископаемые Африки.

Применять умения, полученные при изучении общей части курса:

читать физическую карту и карту строения земной коры, выявлять зависимость между строением земной коры Африки и ее рельефом;

читать климатическую карту и карту климатических поясов и областей, объяснять влияние климатообразующих факторов на климат Африки;

определять типы климата Африки по климатограммам;

объяснять влияние рельефа и климата на внутренние воды Африки;

читать карту природных зон, объяснять расположение природных зон Африки;

устанавливать взаимосвязь компонентов зональных природных комплексов.

23

7

Климат. Внутренние воды Африки.

24

8

Природные зоны Африки.

25

9

Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.

Оценивать        особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.

26

10

Население Африки.

Ученики должны знать: численность, плотность, особенности размещения населения. Современную политическую карту

Ученики должны уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы

27

11

Страны Северной Африки. Алжир.

Читать комплексную карту;

уметь раскрывать своеобразие регионов Африки на примере типичных стран.

28

12

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.

Практическая работа №8: Определение по картам природных богатств Центральной Африки.

29

13

Страны Восточной Африки. Эфиопия.

30

14

Страны Южной Африки. ЮАР.

Практическая работа №9: Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки.

31

15

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые.

Определять географическое положение материка по типовому плану.

Делать вывод о влиянии географического положения на природу материка

Применять умения, полученные при изучении общей части курса:

читать физическую карту и карту строения земной коры, выявлять зависимость между строением земной коры Австралии и ее рельефом;

читать климатическую карту и карту климатических поясов и областей, объяснять влияние климатообразующих факторов на климат Австралии;

определять типы климата Австралии по климатограммам;

объяснять влияние рельефа и климата на внутренние воды Австралии;

читать карту природных зон, объяснять расположение природных зон Австралии;

устанавливать взаимосвязь компонентов зональных природных комплексов;

давать определения понятий: крик, скрэб

32

16

Климат и внутренние воды Австралии.

33

17

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира.

34

18

Австралийский Союз.

Практическая работа №10: Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).

Читать комплексную карту;

уметь раскрывать своеобразие частей Австралии.  

3

19

Океания. Природа и население.

Объяснять зависимость природы островов от их происхождения.

Давать определение понятия атолл.

36

20

Географическое положение. Из истории открытия и исследования Южной Америки.

Давать характеристику географического положения материка

Делать вывод о влиянии географического положения материка на его природу

Применять умения, полученные при изучении общей части курса:

читать физическую карту и карту строения земной коры, выявлять зависимость между строением земной коры Южной Америки и ее рельефом, объяснять закономерности распространения месторождений полезных ископаемых;

читать климатическую карту и карту климатических поясов и областей, объяснять влияние климатообразующих факторов на климат Южной Америки;

определять типы климата Южной Америки по климатограммам;

объяснять влияние рельефа и климата на внутренние воды Южной Америки;

читать карту природных зон, объяснять расположение природных зон;

устанавливать взаимосвязь компонентов зональных природных комплексов;

оценивать природные условия с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека

37

21

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

38

22

Климат и внутренние воды Южной Америки.   

39

23

Природные зоны Южной Америки.

40

24

Население Южной Америки.

Давать характеристику расового и этнического состава населения материка

Объяснять особенности размещения населения Южной Америки

Раскрывать своеобразие Бразилии

Объяснять зависимость размещения и хозяйственной деятельности населения Бразилии от природных особенностей и истории освоения

41

25

Страны востока материка. Бразилия.

Практическая работа №11: Составление описания природы, населения, ГП крупных городов Бразилии или Аргентины.

42

26

Страны Анд. Перу.

Практическая работа №12: Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.

Раскрывать своеобразие Андийских стран

Объяснять зависимость размещения и хозяйственной деятельности населения Андийских стран от природных особенностей и истории освоения

43

27

ГП, открытие, исследование, природа Антарктиды.

Давать характеристику географического положения материка

Делать вывод о влиянии географического положения материка на его природу

Выделять этапы открытия и исследования Антарктиды

Выделять факторы, способствовавшие образованию «двух рельефов» Антарктиды: рельефа поверхности ледникового  щита и подледного рельефа и объяснять их влияние

        Читать климатическую карту и карту климатических поясов и областей, объяснять влияние климатообразующих факторов на климат

        Устанавливать взаимосвязь компонентов природных комплексов

        Оценивать природные условия с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека

44

28

Обобщение по теме «Южные материки»

Тест №5

Определять местонахождение основных географических объектов материков и показывать их на карте.

Устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материков, а также между ними и населением и его занятиями.

Работать с различными географическими картами, в т.ч. сопоставляя их, и с др. источниками географической информации.

45

29

Общие особенности природы северных материков.

Сравнивать        особенности природы и населения, материальной и духовной культуры северных и южных материков.

Выделять отличительные особенности природы северных материков.

Оценивать        особенности взаимодействия природы и общества в пределах северных материков.

46

30

ГП Северной Америки. Из истории открытия и исследования материка.

Характеризовать географическое положение материка

Делать вывод о влиянии географического положения материка на его природу

47

31

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.

Выявлять зависимость между строением земной коры материка и его рельефом по картам, объяснять закономерности распространения месторождений полезных ископаемых

48

32

Климат и внутренние воды Северной Америки.   

Объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка с помощью карт

Определять типы климата материка по климатограммам

Объяснять влияние рельефа и климата на внутренние воды материка

49

33

Природные зоны. Население Северной Америки.

Объяснять расположение природных зон

Устанавливать взаимосвязь компонентов зональных природных комплексов

Оценивать природные условия с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека

Давать характеристику расового и этнического состава населения материка

Объяснять особенности размещения населения

Раскрывать своеобразие страны, устанавливать причинно-следственные связи между ее природой, населением и хозяйством

50

34

Канада.

Раскрывать своеобразие страны, устанавливать причинно-следственные связи между ее природой, населением и хозяйством

51

35

США

52

36

Средняя Америка. Мексика.

Практическая работа №13: Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики.

53

37

ГП Евразии.  Исследования Центральной Азии.

Характеризовать географическое положение материка.

Делать вывод о влиянии географического положения материка на его природу.

54

38

Особенности рельефа Евразии.

Выявлять зависимость между строением земной коры материка и его рельефом по картам, объяснять закономерности распространения месторождений полезных ископаемых

Объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка с помощью карт

Определять типы климата материка по климатограммам

Объяснять влияние рельефа и климата на внутренние воды материка

Объяснять расположение природных зон

Устанавливать взаимосвязь компонентов зональных природных комплексов

Оценивать природные условия с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека

Давать характеристику расового и этнического состава населения материка

Объяснять особенности размещения населения

Группировать страны по различным признакам        

55

39

Климат, внутренние воды Евразии.

56

40

Природные зоны. Народы и страны Евразии.

Практическая работа №14: Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам.

57

41

Страны Северной Европы.

Практическая работа №15: Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном.

Раскрывать своеобразие региона, страны, устанавливать причинно-следственные связи между  природой, населением и хозяйством

58

42

Страны Западной Европы.

Практическая работа №16: Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и  Германии.

59

43

Страны Восточной Европы.

60

44

Страны Южной Европы. Италия.

61

45

Страны Юго-Западной Азии.

Практическая работа №17: Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.

62

46

Страны Центральной Азии.

63

47

Страны Восточной Азии. Китай.

64

48

Япония

65

49

Страны Южной Азии. Индия.

Практическая работа №18: Моделирования на к/к размещения природных богатств Индии.

66

50

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

67

51

Обобщение знаний  по теме «Северные материки»

Тест №6

Определять местонахождение основных географических объектов материков и показывать их на карте.

Устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материков, а также между ними и населением и его занятиями.

Работать с различными географическими картами, в т.ч. сопоставляя их, и с др. источниками географической информации.

68

1

ТЕМА Географическая оболочка – наш дом – 1 ч.

Закономерности ГО: целостность, ритмичность, зональность.

Взаимодействие природы и общества.

Обобщение знаний по курсу.

Уметь приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность.

Объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека.

Называть разные виды природных ресурсов.

Приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.        Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. Учебник для 7 класса. - М.: Дрофа, 2011

2.        Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа

3.        Душина И.В. География материков и океанов. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа

4. География материков и океанов. 7 класс. Электронное приложение

5.        Материки и океаны. Страны и народы. География 7 класс. Атлас + Контурные карты. – М.: АСТ, Астрель  

6. Крылова О.В. География материков и океанов. Тетрадь контрольных работ по географии. 7 класс. – М. «Поматур», 2002

7. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 – 10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998

8. Элькин Г. Н. География материков и океанов. 7 класс: Метод. Пособие. – СПб.: Паритет, 2001

        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


[1] http://www.ug.ru/new_standards/4

[2] http://window.edu.ru/

[3] Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Сиротин В.И. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...