календарно-тематическое планирование по географии
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

 Рабочая программа 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ктп 6 класс география177.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

География.       Начальный курс

Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

.

Материал курса сгруппирован в 4 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету.

.

Все  разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

На уроках используются СD:

  1. электронный учебник «Начальный курс географии 6 класс» Н.Н.Республиканский медиацентр
  2. Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира», Дрофа 2006
  3. Фильм   «Вселенная и Земля»
  4. учебник  География Т.П.Герасимова, Г.Ю.Грюнберг.

Тематическое планирование по географии в 6 классе.

 Раздел. Тема.

Кол-во

час

Дата

Основные понятия, термины.

Планируемые результаты

Дом. задание.

 

Введение

3

 

 

 

 

1.

Что такое география?

1

 

География, методы получения и источники географических  знаний.

 Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение

§ 1.

2.

История географических открытий.

1.

 

 

 

Географические открытия,гипотеза, теория.

Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географии.

§2.

3.

Земля-планета Солнечной системы.

1

 

Солнечная система, Солнце, земная ось,полюс,экватор,полушарие Земли, магнитное поле.

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы.

§3.

 

Раздел: «План и карта».

 

 

 

 

 

Тема 1

План местности.

6

 

 

 

 

 

4

Топографический план и условные знаки.

1

 

Топографический план, аэрофотоснимок, условные знаки.

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты..

§4.

5.

Масштаб и его виды.

1

 

Численный, линейный, именованный , масштабы.

Измерять расстояния  с помощью масштаба..

§5.

6.

Ориентирование по плану и на местности.

1.

 

Ориентирование, стороны горизонта, азимут

Определять направления, измерять расстояния на местности и плане..

§6.

7.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

 

Рельеф, относительная высота, абсолютная высота, отметка высоты, горизонталь, бергштрих.

Определять направления, измерять расстояния на местности и плане.

§7.

8.

Составление плана местности.

1

 

Масштаб, условные знаки, съемка местности

Читать простейший план местности.

Оформление планшета.

Тема  2

Географическая карта.

8

 

.

.

 

Форма и размеры Земли.

1

 

Форма Земли, геоид, размеры Земли, глобус.

.

§ 9

10

Географическая карта

1

 

Географическая карты, виды карт.

Выделять основные свойства карт  

§10.

11

Ориентирование по глобусу и карте

1

 

Градусная сеть, меридиан, параллель.

Определять направление на глобусе ..

§11..

12

Географическая широта и долгота

1

 

Географическая широта, параллель, географическая долгота, меридиан.

Определять географические координаты объектов на карте.

§12,13.

13

Географические координаты

1

 

Географическая  широта и долгота, географические  координаты.

Определять географические координаты объектов на карте

§13.

14

Изображение на физических картах высот и глубин.

1

 

Отметки глубин и высот, шкала глубин и высот, послойное окрашивание, изобата.

.

§14.

15

Практическое значение планов и карт.

1

 

Картография, топография.

§15

16

Урок обобщающего повторения по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

1

 

 

.

§4-15.

Раздел 2

 Земные оболочки.

39

 

 

 

 

 

Тема

Литосфера

9

 

 

 

 

 17

Внутреннее строение Земли.

1

 

Земная кора (материковая и океаническая),  мантия, ядро, сейсмология, геофизика.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.

§16

18

Породы, слагающие земную кору

1

 

Минерал, горная порода, метаморфические, магматические, осадочные породы.

Название  горных пород и минералов.

§17.

19

Движения земной коры.

1

 

Землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения, сейсмический пояс, горст, грабен, шкала Рихтера, сейсмограф.

Схема  землетрясения.

§17

20

Вулканы, гейзеры, горячие источники.

1

 

Вулкан, кратер, жерло, магма, очаг магмы, лава, действующие и потухшие вулканы, гейзер.

Выявлять закономерности распространения землетрясений и  вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на к/к районы землетрясений и вулканизма.

§19

21

Рельеф суши. Горы.

1

 

Горы, горный хребет, горная долина, горная система, нагорье.

Определять по  картам  крупнейши горы  Земли, особенности их Г.П. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на к/к крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности.

§20,

22

Равнины суши

1

 

Плоские и холмистые равнины, низменность, возвышенность, плоскогорье, впадина.

Определять по  картам   крупнейшие равнины  мира и России, особенности их Г.П. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира

§21, вопр.2-6.

23

Рельеф дна Мирового океана.

1

 

Шельф, материковый склон, глубоководный желоб, ложе океана, котловина, срединно-океанический хребет, эхолот.

§22

24

Значение рельефа в жизни человека.

1

 

 

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

§16-22

25

Контроль знаний по теме  «Литосфера»

1

 

 

 

§16-22

26

Гидросфера.

 Вода на Земле.

 

 

Мировой круговорот, гидросфера 

 

 

27 

 МИРОВОЙ ОКЕАН. Части Мирового океана. П/р.

 1

1

 

 Материк, остров, полуостров, архипелаг, залив, пролив.

Состав гидросферы, составные части Мирового океана 

 24

 

 28

Некоторые свойства океанической воды

 1

 

Соленость, промилле, температура морской воды.

 Понятия: соленость воды, промилле

25 

 29

. Волны в океане Течения в океане

 1

 

Высота и длина волны, течение

 

26 - 27

 30

. Изучение Мирового океана

 

.

 

28 

 

 

 

 

 

 

 31

 ВОДЫ СУШИ. Подземные воды

 

Подземная вода, водоупорный и водопроницаемый слои, пещера, грунтовая вода, межпластовая вода, источник, минеральная вода,

Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. .  

29

 32

. Реки

 

Русло, речная система, устье, речная долина, водораздел, бассейн реки, режим реки, питание реки, половодье, паводок, водопад, карст, старица 

Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для жизни человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение, правила обеспечения личной безопасност 

30 

 33

 Реки. П/р.

 1

 

Реки мира и России. 

 

30 

 34

Озера

 1

 

Озера проточные и бессточные. Болота.

Знать крупнейшие озера мира и России. 

 31

 35

 Ледники, искусственные водоемы

 

Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные). Айсберги канал, водохранилище 

 

32 - 33 

 

 Атмосфера.

 

 

 

 

 

36 

Атмосфера:

 Строение, значение, изучение атмосферы.

9

 

Атмосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, тропосфера, экзосфера, метеорология.

 Состав атмосферы. Ее структура. Изменение состояния атмосферы во времени. Пути сохранения качества воздушной среды 

34

 37

Атмосферное давление

 

Атмосферное давление, барометр 

 

35 

 38

. Ветер

 1

 

Ветер, бриз, «роза ветров 

 

38 

 39

Водяной пар в атмосфере. Облака

 1

 

Влажность воздуха, туман, облака. 

Понятия: насыщенный воздух, ненасыщенный воздух, абсолютная влажность, относительная влажность, виды облаков,  

39 

 40

. Атмосферные осадки

 1

 

Виды атмосферных осадков. 

Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека 

40 

 41

Погода. Климат.

 

Погода, климат 

 

41,42 

42 

 Распределение солнечного света и тепла на Земле

1

Пояс освещенности  и тепловые пояса Земли

43

43

 Причины, влияющие на климат

1

Причины и факторы, определяющие климат местности, различные типы климата

Причины и факторы, определяющие климат местности, различные типы климата

44

44

 Практическая работа по теме «Атмосфера»

1

45

Биосфера.  1. Разнообразие и распространение организмов на  З.

3

1

Биосфера, широтная зона распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане

45

46

Организмы в Мировом океане

1

 Особенности распространения живых организмов в Мировом океане

46

47

. Воздействие организмов на живые оболочки

1

Примеры воздействия организмов на оболочки Земли

46

48

Население земного  

           шара.

Численность.

3

1

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы.

Численность населения Земли.

Основные типы населенных пунктов.

Человек – часть биосферы

Население Земли, происхождение человечества, численность населения и его размещение.

49

49

Расовый состав населения..

1

Раса, негроиды, европеоиды, монголоиды

Выявлять внешние признаки людей различных рас.

50

50

Страны земного шара.

1

52

51

Практическая работа по темам «Биосфера» и «Население земного шара»

1

Реализация практической части программы по географии в 6 классе.

Практическая часть программы

Тема урока

Форма проведения

Практическая работа 1

От плана местности  к географической карте.   (9 часов) План местности. Масштаб.

. Определение расстояний на плане в масштабе. Топографический диктант

Практическая работа 2

Стороны горизонта. Ориентирование.

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний

Практическая работа 3

Изображение на плане неровностей земной поверхности

Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями.

Практическая работа 4

Составление простейших планов местности

Решение  практических заданий по топографическому плану, описание маршрута.  

Практическая работа 5

Карта – особая модель земной поверхности. Форма и размеры Земли. Географическая карта.

Нанесение на карту географических объектов. Чтение карты, определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описание по карте.

Практическая работа 6

Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте, географических координат по карте полушарий и физической карте России

Практическая работа 7

Географические координаты

«Определение географических координат»

Практическая работа 8

Изображение на физических картах высот и глубин. Значение  планов и географических карт.

Измерение относительной высоты  точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.

Практическая работа 9

Обобщение и контроль знаний по теме «От плана местности к географической карте»

Контрольное  тестирование

Практическая работа10

Природа Земли и человек.  Земные оболочки

(23 часа)

Практическая работа11

Земная кора и литосфера.

(4час.)

Литосфера Земли и ее строение. Движение земной коры. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений.

Нанесение на контурную карту  основных зон землетрясений и вулканизма.

Практическая работа 13

Горные породы и минералы.

Изучение свойств горных пород и минералов и полезных ископаемых

Практическая работа 14

Формы  рельефа земной коры. Рельеф суши..

Определение по картам высоты гор и равнин.  Обозначение на контурной карте названных объектов – гор и равнин.

Практическая работа 15

Гидросфера – водная оболочка  Земли

Вода на Земле. Мировой океан

Обозначение на контурной карте водных объектов

Практическая работа 16

Реки Земли. Наводнения. Правила обеспечения личной безопасности

.

Определение по карте географического положения крупнейших рек мира. Описание одной из рек: направление течения, режим, питание, характер течения, использование человеком

Практическая работа 17

Озера и ледники

Определение по картам крупнейших озер мира и России

Практическая работа 18

Контроль знаний по теме  «Гидросфера

Тестирование

Практическая работа 19

Атмосферное давление

. Определение давления воздуха. Решение задач на определение давления с изменением высоты местности

Практическая работа 20

Контроль знаний по теме  «Гидросфера»

Практическая работа 21

Погода и климат. Экстремальные  климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

Описание погоды своей местности.

Выработать правила обеспечения личной безопасности при экстремальных климатических условиях.

Практическая работа 22

Атмосферное давление.

Определение давления воздуха. Решение задач на определение давления с изменением высоты местности.

Практическая работа23

Земля – планета людей. (1час)

Человечество – единый биологический вид

Определение по картам плотности населения мира и объяснение причин неравномерного расселения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематический план по курсу "География материков и океанов"

Календарно-тематический план  по курсу "География материков и океанов"...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...