календарно-тематическое планирование по географии
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
География. Начальный курс
Пояснительная записка
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.
Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
.
Материал курса сгруппирован в 4 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету.
.
Все разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
На уроках используются СD:
- электронный учебник «Начальный курс географии 6 класс» Н.Н.Республиканский медиацентр
- Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира», Дрофа 2006
- Фильм «Вселенная и Земля»
- учебник География Т.П.Герасимова, Г.Ю.Грюнберг.
Тематическое планирование по географии в 6 классе.
№ | Раздел. Тема. | Кол-во час | Дата | Основные понятия, термины. | Планируемые результаты | Дом. задание. |
| Введение | 3 |
|
|
|
|
1. | Что такое география? | 1 |
| География, методы получения и источники географических знаний. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение | § 1. |
2. | История географических открытий. | 1. |
|
Географические открытия,гипотеза, теория. | Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географии. | §2. |
3. | Земля-планета Солнечной системы. | 1 |
| Солнечная система, Солнце, земная ось,полюс,экватор,полушарие Земли, магнитное поле. | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. | §3. |
| Раздел: «План и карта». |
|
|
|
| |
| Тема 1 План местности. | 6 |
|
|
|
|
4 | Топографический план и условные знаки. | 1 |
| Топографический план, аэрофотоснимок, условные знаки. | Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты.. | §4. |
5. | Масштаб и его виды. | 1 |
| Численный, линейный, именованный , масштабы. | Измерять расстояния с помощью масштаба.. | §5. |
6. | Ориентирование по плану и на местности. | 1. |
| Ориентирование, стороны горизонта, азимут | Определять направления, измерять расстояния на местности и плане.. | §6. |
7. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 |
| Рельеф, относительная высота, абсолютная высота, отметка высоты, горизонталь, бергштрих. | Определять направления, измерять расстояния на местности и плане. | §7. |
8. | Составление плана местности. | 1 |
| Масштаб, условные знаки, съемка местности | Читать простейший план местности. | Оформление планшета. |
Тема 2 Географическая карта. | 8 |
| . | . |
| |
9 | Форма и размеры Земли. | 1 |
| Форма Земли, геоид, размеры Земли, глобус. | . | § 9 |
10 | Географическая карта | 1 |
| Географическая карты, виды карт. | Выделять основные свойства карт | §10. |
11 | Ориентирование по глобусу и карте | 1 |
| Градусная сеть, меридиан, параллель. | Определять направление на глобусе .. | §11.. |
12 | Географическая широта и долгота | 1 |
| Географическая широта, параллель, географическая долгота, меридиан. | Определять географические координаты объектов на карте. | §12,13. |
13 | Географические координаты | 1 |
| Географическая широта и долгота, географические координаты. | Определять географические координаты объектов на карте | §13. |
14 | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 |
| Отметки глубин и высот, шкала глубин и высот, послойное окрашивание, изобата. | . | §14. |
15 | Практическое значение планов и карт. | 1 |
| Картография, топография. | §15 | |
16 | Урок обобщающего повторения по разделу «Виды изображений поверхности Земли». | 1 |
|
| . | §4-15. |
Раздел 2 Земные оболочки. | 39 |
|
|
|
| |
| Тема Литосфера | 9 |
|
|
|
|
17 | Внутреннее строение Земли. | 1 |
| Земная кора (материковая и океаническая), мантия, ядро, сейсмология, геофизика. | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. | §16 |
18 | Породы, слагающие земную кору | 1 |
| Минерал, горная порода, метаморфические, магматические, осадочные породы. | Название горных пород и минералов. | §17. |
19 | Движения земной коры. | 1 |
| Землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения, сейсмический пояс, горст, грабен, шкала Рихтера, сейсмограф. | Схема землетрясения. | §17 |
20 | 1 |
| Вулкан, кратер, жерло, магма, очаг магмы, лава, действующие и потухшие вулканы, гейзер. | Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на к/к районы землетрясений и вулканизма. | §19 | |
21 | Рельеф суши. Горы. | 1 |
| Горы, горный хребет, горная долина, горная система, нагорье. | Определять по картам крупнейши горы Земли, особенности их Г.П. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на к/к крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности. | §20, |
22 | Равнины суши | 1 |
| Плоские и холмистые равнины, низменность, возвышенность, плоскогорье, впадина. | Определять по картам крупнейшие равнины мира и России, особенности их Г.П. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира | §21, вопр.2-6. |
23 | Рельеф дна Мирового океана. | 1 |
| Шельф, материковый склон, глубоководный желоб, ложе океана, котловина, срединно-океанический хребет, эхолот. | §22 | |
24 | Значение рельефа в жизни человека. | 1 |
|
| Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. | §16-22 |
25 | Контроль знаний по теме «Литосфера» | 1 |
|
|
| §16-22 |
26 | Гидросфера. Вода на Земле. |
|
| Мировой круговорот, гидросфера |
|
|
27 | МИРОВОЙ ОКЕАН. Части Мирового океана. П/р. | 1 1 |
| Материк, остров, полуостров, архипелаг, залив, пролив. | Состав гидросферы, составные части Мирового океана | 24
|
28 | Некоторые свойства океанической воды | 1 |
| Соленость, промилле, температура морской воды. | Понятия: соленость воды, промилле | 25 |
29 | . Волны в океане Течения в океане | 1 |
| Высота и длина волны, течение |
| 26 - 27 |
30 | . Изучение Мирового океана | 1 |
| . |
| 28 |
|
|
|
|
|
| |
31 | ВОДЫ СУШИ. Подземные воды | 1 |
| Подземная вода, водоупорный и водопроницаемый слои, пещера, грунтовая вода, межпластовая вода, источник, минеральная вода, | Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. . | 29 |
32 | . Реки | 1 |
| Русло, речная система, устье, речная долина, водораздел, бассейн реки, режим реки, питание реки, половодье, паводок, водопад, карст, старица | Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для жизни человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение, правила обеспечения личной безопасност | 30 |
33 | Реки. П/р. | 1 |
| Реки мира и России. |
| 30 |
34 | Озера | 1 |
| Озера проточные и бессточные. Болота. | Знать крупнейшие озера мира и России. | 31 |
35 | Ледники, искусственные водоемы | 1 |
| Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Айсберги канал, водохранилище |
| 32 - 33 |
| Атмосфера. |
|
|
|
|
|
36 | Атмосфера: Строение, значение, изучение атмосферы. | 9 1 |
| Атмосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, тропосфера, экзосфера, метеорология. | Состав атмосферы. Ее структура. Изменение состояния атмосферы во времени. Пути сохранения качества воздушной среды | 34 |
37 | Атмосферное давление | 1 |
| Атмосферное давление, барометр |
| 35 |
38 | . Ветер | 1 |
| Ветер, бриз, «роза ветров |
| 38 |
39 | Водяной пар в атмосфере. Облака | 1 |
| Влажность воздуха, туман, облака. | Понятия: насыщенный воздух, ненасыщенный воздух, абсолютная влажность, относительная влажность, виды облаков, | 39 |
40 | . Атмосферные осадки | 1 |
| Виды атмосферных осадков. | Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека | 40 |
41 | Погода. Климат. | 1 |
| Погода, климат |
| 41,42 |
42 | Распределение солнечного света и тепла на Земле | 1 | Пояс освещенности и тепловые пояса Земли | 43 | ||
43 | Причины, влияющие на климат | 1 | Причины и факторы, определяющие климат местности, различные типы климата | Причины и факторы, определяющие климат местности, различные типы климата | 44 | |
44 | Практическая работа по теме «Атмосфера» | 1 | ||||
45 | Биосфера. 1. Разнообразие и распространение организмов на З. | 3 1 | Биосфера, широтная зона распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. | Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане | 45 | |
46 | Организмы в Мировом океане | 1 | Особенности распространения живых организмов в Мировом океане | 46 | ||
47 | . Воздействие организмов на живые оболочки | 1 | Примеры воздействия организмов на оболочки Земли | 46 | ||
48 | Население земного шара. Численность. | 3 1 | Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы | Население Земли, происхождение человечества, численность населения и его размещение. | 49 | |
49 | Расовый состав населения.. | 1 | Раса, негроиды, европеоиды, монголоиды | Выявлять внешние признаки людей различных рас. | 50 | |
50 | Страны земного шара. | 1 | 52 | |||
51 | Практическая работа по темам «Биосфера» и «Население земного шара» | 1 |
Реализация практической части программы по географии в 6 классе.
Практическая часть программы | Тема урока | Форма проведения | |
Практическая работа 1 | От плана местности к географической карте. (9 часов) План местности. Масштаб. | . Определение расстояний на плане в масштабе. Топографический диктант | |
Практическая работа 2 | Стороны горизонта. Ориентирование. | Определение на местности направлений, азимутов, расстояний | |
Практическая работа 3 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями. | |
Практическая работа 4 | Составление простейших планов местности | Решение практических заданий по топографическому плану, описание маршрута. | |
Практическая работа 5 | Карта – особая модель земной поверхности. Форма и размеры Земли. Географическая карта. | Нанесение на карту географических объектов. Чтение карты, определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описание по карте. | |
Практическая работа 6 | Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты | Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте, географических координат по карте полушарий и физической карте России | |
Практическая работа 7 | Географические координаты | «Определение географических координат» | |
Практическая работа 8 | Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов и географических карт. | Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями. | |
Практическая работа 9 | Обобщение и контроль знаний по теме «От плана местности к географической карте» | Контрольное тестирование | |
Практическая работа10 | Природа Земли и человек. Земные оболочки (23 часа) | ||
Практическая работа11 | Земная кора и литосфера. (4час.) Литосфера Земли и ее строение. Движение земной коры. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений. | Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма. | |
Практическая работа 13 | Горные породы и минералы. | Изучение свойств горных пород и минералов и полезных ископаемых | |
Практическая работа 14 | Формы рельефа земной коры. Рельеф суши.. | Определение по картам высоты гор и равнин. Обозначение на контурной карте названных объектов – гор и равнин. | |
Практическая работа 15 | Гидросфера – водная оболочка Земли Вода на Земле. Мировой океан | Обозначение на контурной карте водных объектов | |
Практическая работа 16 | Реки Земли. Наводнения. Правила обеспечения личной безопасности | . Определение по карте географического положения крупнейших рек мира. Описание одной из рек: направление течения, режим, питание, характер течения, использование человеком | |
Практическая работа 17 | Озера и ледники | Определение по картам крупнейших озер мира и России | |
Практическая работа 18 | Контроль знаний по теме «Гидросфера | Тестирование | |
Практическая работа 19 | Атмосферное давление | . Определение давления воздуха. Решение задач на определение давления с изменением высоты местности | |
Практическая работа 20 | Контроль знаний по теме «Гидросфера» | ||
Практическая работа 21 | Погода и климат. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности. | Описание погоды своей местности. Выработать правила обеспечения личной безопасности при экстремальных климатических условиях. | |
Практическая работа 22 | Атмосферное давление. | Определение давления воздуха. Решение задач на определение давления с изменением высоты местности. | |
Практическая работа23 | Земля – планета людей. (1час) Человечество – единый биологический вид | Определение по картам плотности населения мира и объяснение причин неравномерного расселения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематический план по курсу "География материков и океанов"
Календарно-тематический план по курсу "География материков и океанов"...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...