Урок-путешествие "Вслед за Магелланом" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Вы совершите путешествие, повторив маршрут первого кругосветного мореплавателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_vsled_za_magellanom_.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- путешествие в 6 классе «Вслед за Магелланом»
Учитель географии: Прозорова Надежда Николаевна,
МБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области
Цель урока: в ходе маршрута кругосветного путешествия Фернана Магеллана обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Мировой океан и его части»; показать единство Мирового океана.
Задачи: формировать умения и навыки работы с атласом, контурной картой; проверить и оценить знания учащихся по данной теме; воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи; развивать логическое мышление на основе взаимосвязи Мирового океана; развивать интерес к географии и путешествиям.
Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний
Используемое оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, физическая карта полушарий, контурная карта полушарий, глобусы, атласы, штурвал, 2 вида кораблей, 4 сосуда с водой из океанов, путевые листы, раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | ||||||||||||
1. Организационный момент. | -Здравствуйте, ребята! Океан зовёт нас в увлекательное путешествие. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание по маршруту великого путешественника Фернана Магеллана. В 2010 году отмечается 530-летие со дня его рождения. Перед нами стоит непростая цель: переплыть Мировой океан, а для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о нём, его частях. Каждый из вас будет вести путевой лист. Во время путешествия вы будете вести путевые листы, в которых будете отмечать маршрут и географические объекты. За правильные ответы будете получать испанские деньги- пиастры. В конце путешествия вы можете определить, насколько оно было успешным, для этого у каждого из вас на столе лежат кораблики. Желаю вам успеха! | Учащиеся получили путевые листы с контурной картой полушарий, 2 вида корабликов- с белыми и темными парусами. Открыта в атласах физическая карта полушарий. | ||||||||||||
2. Введение в тему: | 1519 год. Испанский двор короля Карла I снаряжает морскую экспедицию. & Королевский указ: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко, что находятся в восточных землях Азии, имеются изысканные вкусности. Я посылаю вас на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова и наполнили сундук всякими пряностями. Попутно изучайте водные пространства нашей Земли, да подробно опишите всё в путевых листах». - Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по следам Магеллана? А что необходимо взять с собой в плавание? / работа с интерактивной доской- выбор предметов/- | компас, карта, пресная вода, продовольствие, аптечка + валенки, игрушка, санки | ||||||||||||
3. Ход путешествия 1 часть- Атлантический океан | 20 сентября 1519 года- началась экспедиция Фернана Магеллана на 5 кораблях «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория». Приготовиться к отплытию! И как говорят моряки- «Семь футов под килем!» -Наше путешествие начинается из порта с координатами 37 0 с.ш. 90 з.д.. Определите, на какой части суши находится этот порт. - Что такое полуостров? -Какому материку принадлежит полуостров? - А что такое материк? В своих путевых листах отметьте пункт отправления. - Выходим в открытое водное пространство и нигде не видно ему границ. Что это? Где мы? - Ребята, по пути нашего следования мы будем набирать воду из каждого из Мировых океанов. Вот вода Атлантического океана (показ сосуда с водой в соответствии с площадью океана- заполнен на 3/4 часть) -Смотрите, слева по борту находится берег суши. Определите это? - Наш путь на юг по Атлантическому океану проходит вдоль берега другого южного материка. Какого? - Здесь мы, как и Магеллан, сделаем остановку в местечке с координатами 350 ю.ш. 580 з.д. Эта часть океана глубоко вдается в сушу, значит, это… он называется Ла-Плата. & Историческая справка: В заливе Ла-Плата Магеллан остановился на зимовку. Путешествие было тяжелым. Ему с большим трудом удалось подавить мятеж части членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию. Продолжила экспедицию уже флотилия из 4 кораблей, так как «Сантьяго» погиб в разведке. Курс был взят снова на юг. -Вскоре экспедиция достигла берега с координатами 530 ю.ш. 700 з.д., долго мореплаватели искали путь на запад. -Где же находились путешественники? - Да, это был узкий пролив, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя. - Ребята, а что такое пролив? - Давайте внимательно посмотрим, какие участки суши разделяет Магелланов пролив? -Плывя по проливу, вечером Магеллан увидел с левого борта много огней, костров, зажженных местными жителями. Поэтому он и назвал этот остров «Земля огней». – А что такое остров? - Друзья, посмотрите, нас приветствует гость. Кто это?/ & Индеец: «Приветствую вас, бледнолицые друзья! Тысячи лет мои предки живут на этой суровой земле, но никогда не видели столь огромных кораблей. Говорят, что где-то далеко на западе есть диковинные острова. Я желаю вам удачного плавания и спокойной глади моря!» - Более трёх месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла, на кораблях было состояние близкое к мятежу. Корабль «Сан-Антонио», шедший передовым, повернул обратно и самовольно вернулся в Испанию. Можно себе представить всеобщую радость, когда мореплаватели увидели перед собой новый океан. | /Пиренейский полуостров. Часть материка, глубоко вдающаяся в океан. /Евразия. Огромный участок суши. Атлантический океан.. - материк Африка. - это Южная Америка. … залив -узкое водное пространство, разделяющее участки суши. -Южную Америку и остров Огненная Земля - небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой. Индеец- коренной житель Южной Америки. | ||||||||||||
2 часть- Тихий океан | - Ребята, смотрите, по пути нашего следования нам встречается письмо - это бутылочная почта, которой мореплаватели пользовались в то время. Записка адресована вам, ребята, определите: & 1) «Это «Южное море» в средние века было изучено меньше, чем другие океаны. Так как во время своего путешествия не было ни одной бури, Магеллан назвал океан коротким емким прилагательным». О чем идет речь? 3) Почему Магеллан назвал его океаном, а не морем? 2) Оправдывает ли свое название океан в наши дни? | Рисуют маршрут путешествия. Тихий океан Море- это часть океана. Нет, часто бывают бури, штормы. | ||||||||||||
Физкульт минутка | Звук ветра. Анимация -- волны Что-то шумно стало дети, А это – буря, шторм, беда! К солнышку потянем руки, Все, дети, успокоились, | |||||||||||||
- Вот вода Тихого океана (показ сосуда с водой в соответствии с площадью океана- заполнен полностью). Почему в сосудах неодинаковое количество воды? - Экспедиция Магеллана направилась дальше вдоль берега до 30 ю.ш. и повернула на запад. -Наконец на горизонте показалась группа островов в море с одноименным названием, найдите их по адресу: 80 с.ш. 1260 в.д.. Как называется эта группа островов? Каким морем омывается? -Чем отличается понятия «остров» и «архипелаг»?
Приблизившись, испанцы увидели, что острова обитаемы. (рассказ на фоне звуков барабанов и мокасин) Скоро к кораблям Магеллана начали подплывать многочисленные лодки с папуасами. Магеллан сделал на этих островах запас свежей воды и принялся за исследование этих островов. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит вождём в сражении 27 апреля 1521 года. -Немногих оставшихся в живых от общего числа участников экспедиции было недостаточно и решено было один корабль, «Консепсион» сжечь. - Нагрузив корабли пряностями, испанцы двинулись в путь без своего прежнего капитана, и так как «Тринидад» дал течь, теперь их единственным судном оставалась «Виктория». Командовать кораблем стал де Элькано. | - Тихий океан больше, чем Атлантический. -Филиппинский архипелаг в Филиппинском море (наносим в путевой лист объекты). - Архипелаг – это группа больших и маленьких островов. | |||||||||||||
3 часть- Индийский океан | -Двигаясь дальше на юг, мореплаватели прошли мимо материка, о котором во времена Магеллана почти ничего не было известно. Сейчас мы можем восстановить отрывок из старой книги. & «Эта «неизвестная ю… земля» находится очень далеко от Европы. От берега мы дошли до места с координатами 20 0 …. 130 0 …. Во время путешествия погода была очень ….., а повсюду нам встречались диковинные зв… ». -Какой это материк? - Теперь их путешествие продолжалось по бескрайним просторам Индийского океана. - Вот вода из Индийского океана (показ сосуда с водой в соответствии с площадью океана- заполнен на 2/4 часть). Что вы можете сказать про размеры этого океана? Возвращение домой по Атлантическому океану проходило по знакомому для европейцев пути – вдоль Африки. & Историческая справка: - 6 сентября 1522 года «Виктория» вошла благополучно в гавань Испании. Из 265 человек, которые 20 сентября 1519 года вышли в море, только 18 человек вернулось на «Виктории», но и те все были больны и истощены. | Австралия. (наносят в путевой лист объекты) - Индийский океан меньше, чем Атлантический и Тихий. (рисуют последнюю часть маршрута) | ||||||||||||
4. Итоги путешествия | - Что же доставила экспедиция к испанскому двору? Заглянем в сундучок. (ваниль, корица, гвоздика, перец горошком.) - Каковы же были итоги всего путешествия Магеллана? С географической точки зрения значение этого первого кругосветного путешествия было огромно. Оно явилось поворотным пунктом, который отделяет древний период в области землеведения от новой эпохи. До Магеллана шарообразность Земли хоть теоретически хоть и признавалась учеными, но все же учение о шарообразности Земли было всего лишь умственным построением. Возвращение же корабля «Виктория», отправившегося на запад, а вернувшегося с востока, было сильнейшим аргументом в системе доказательств, что Земля представляет собой большой шар. Вода занимает большую часть Земли, нежели суша. Докажем и мы единство Мирового океана. (выливаем в 1 общую емкость воду из трех сосудов).
-Сосуд с водой какого океана остался? Почему? -Что вы можете сказать про размеры Северного Ледовитого океана? (выливаем в 1 общую емкость воду из 4 сосуда, заполненного на 1-4 часть) Тот факт, что Земля представляет собой огромный шар, свободно висящий в пространстве, имел огромное влияние на все человеческое мышление, перед человеческим умом сразу открылись необъятные горизонты, и перед человеком невольно встал новый вопрос: если наша Земля представляет собой шар, и, следовательно, является таким же небесным телом, как Солнце и Луна, то, может быть, она не стоит неподвижно, а обращается вокруг Солнца вместе с другими планетами? – Вспомните, пожалуйста, известного астронома, который впервые высказал идею о вращении Земли вокруг Солнца? Эту мысль постарался обосновать и доказать астроном Николай Коперник, который издал свою знаменитую книгу об обращении Земли в 1548 году, то есть спустя 21 год после возвращения из кругосветного путешествия мореплавателей под руководством Магеллана. | 1)Шарообразность Земли. 2) Вода занимает большую часть планеты. 3) Мировой океан един. - Северный Ледовитый. Путешественники не плавали по нему. -Он самый маленький | ||||||||||||
5. Закрепление | Давайте вспомним, какие объекты мы проплывали в ходе путешествия.1) Покажите на глобусе и расскажите о маршруте путешествия Магеллана. 2) Запутанное слово:
| Работа с интерактивной доской. | ||||||||||||
6. Рефлексия | – С каким настроением проходило наше путешествие во время урока? Если Вам понравилось – поднимите кораблик с белыми парусами, если было скучно – то с темными парусами. Спасибо | Показывают кораблики. | ||||||||||||
7. Оценки за работу на уроке | А теперь я оценю вашу индивидуальную работу по количеству полученных пиастров. Отдельную оценку вы получите за путевые листы. (Учитель собирает путевые листы). | Участники команд подсчитывают пиастры. | ||||||||||||
8. Подведение итогов | Знания являются величайшей силой человека. Надеюсь, что и дальше вам будет интересно изучать природу нашей планеты. | |||||||||||||
9. Домашнее задание | Дома я предлагаю вам проложить свой маршрут кругосветного плавания на контурной карте и подписать все географические объекты по пути следования. Спасибо за внимание. Урок окончен . До свидания! | Запись в дневниках |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.
Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...