Урок -игра по теме "Гидросфера"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Цель урока: обобщение знаний по теме «Гидросфера».
Задачи:
- Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме.
- Развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно – следственные связи.
- Развивать коммуникативные навыки при работе в команде.
- Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-igra_gidrosfera_6_kl.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения знаний по теме “Гидросфера”
Автор: Поповцева Галина Афанасьевна, учитель географии, МОУ «Травниковская СОШ», Чебаркульский район, Челябинская область
(география 6 класс)
Цель урока: обобщение знаний по теме «Гидросфера».
Задачи:
- Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме.
- Развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно – следственные связи.
- Развивать коммуникативные навыки при работе в команде.
- Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Оборудование урока: физическая карта полушарий, карта России, атласы, дидактический материал, проектор.
Ход урока:
1.Оргмомент. Деление класса на три команды ( по рядам), выбор капитанов и названия команды. В жюри приглашаются старшеклассники, либо свободные педагоги, либо два ученика из класса.
Учитель:
Все люди любят путешествовать. Это возможно сделать в любое время только на уроках географии. И мы сегодня с вами отправимся в далёкое плавание по морям и океанам земного шара, рекам и озерам родного края.
I - Разминка
Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. Учащиеся отвечают на вопросы и объекты показывают на карте.
- Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия)
- Какой океан целиком лежит в северном полушарии? (Сев. Ледовитый)
- Самый узкий и самый загрязненный океан. (Атлантический)
- Какой океан самый теплый? (Индийский)
- Самый крупный полуостров планеты. (Аравийский)
- Самый крупный остров планеты. (Гренландия)
- На территории этого океана могут уместиться все материки и еще место останется. (Тихий)
- В какой стране находится самое глубокое озеро мира? (Россия, Байкал)
- Какой водопад на земном шаре самый высокий и где он находится? (Анхель, Южная Америка)
- Где находится самое глубокое место в Мировом океане? (Марианский желоб, Тихий океан)
- Какая река самая длинная в мире? (Нил)
- Какая река самая полноводная в мире? (Амазонка)
(Правильный ответ – 1 балл.)
II - Конкурс капитанов
По логическому ряду определить географический термин (написать задание на доске)
1. Океан, корабль, лёд, гора, опасность (айсберг)
2. Горы, высота, уступ, грохот (водопад)
3. Ветер, вода, бутылка, письмо (течение)
III - Географическая викторина
Эта викторина необычная, так как в ней будут присутствовать вопросы разноуровневого характера. (Вопросы разделены на 3 группы: легкие - на 1 балл, сложные - на 2 балла, повышенной сложности - на 3 балла. Каждая группа вопросов будет иметь свой цвет. От того, карточек какого цвета вы наберете больше, будет зависеть количество баллов команды. Если нет проектора, вопросы написать на карточках разного цвета).
Вопросы на 1 балл ( на обсуждение 10 секунд)
1) Что такое река? (Это постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом)
2) Место впадения реки в другую реку, озеро или море. (Устье)
3) Что такое озеро? (Скопление воды в природном углублении)
4) Назовите и покажите на карте самый широкий и глубокий пролив. (Пролив Дрейка)
5) Перечислите океаны в порядке убывания их площади и покажите их на карте. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
6) Что такое остров? Назовите и покажите на карте крупнейшие острова. (Остров - это небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. Гренландия, Мадагаскар, Исландия)
7) Что такое ледник? (Скопление пресного льда на суше)
8) Что такое море? (Море - это часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами)
9) Назовите великую русскую реку и покажите ее на карте. Что означает ее название? (Волга, "светлая", "священная")
10) Как называется река, впадающая в главную реку? (Приток)
Вопросы на 2 балла ( на обсуждение 15 секунд)
1) Москва является портом 5 морей. Назовите и покажите эти моря на карте.(Белое, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское)
2) Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду? (Бассейн) Какая река имеет самый большой бассейн? (Амазонка)
3) В чем отличие грунтовых и межпластовых вод? (Грунтовые воды находятся на первом от поверхности водоупорном слое, а межпластовые воды - между двумя водоупорными слоями)
4) На какие группы по происхождению делятся озера? (Вулканические, тектонические, ледниковые, запрудные, старицы)
5) Чем отличается внутреннее море от окраинного? Приведите примеры. (Внутреннее море далеко вдается в сушу и соединено с океаном проливом (Средиземное, Красное, Азовское), а окраинное находится на окраине материка (Баренцево, Берингово, Карибское)
6) Проливов, соединяющих моря одного океана или моря различных океанов, много, но только два пролива непосредственно соединяют воды двух океанов. Назовите и покажите на карте эти проливы. (Проливы Дрейка и Магелланов у берегов Южной Америки; они соединяют Тихий и Атлантический океаны)
7) Какие существуют типы питания рек? (Дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое, смешанное)
Вопросы на 3 балла ( на обсуждение 20 секунд)
1) Отчего зависит соленость? (От испарения, от поступления пресной воды: атмосферных осадков, рек)
2) Чем отличается половодье от паводка? (Половодье - это ежегодно повторяющийся длительный подъем уровня воды в реке, а паводок - нерегулярный и кратковременный подъем уровня воды в реке)
3) От каких причин зависит скорость просачивания подземных вод? (От водопроницаемости горных пород, т. е. от размеров частиц горных пород и величины пор между ними)
4) Почему Волга разливается весной, а Амур - летом? (Потому что на реке Волге весной тает снег, что способствует повышению уровня воды в реке, а река Амур подпитывается за счет летних муссонных дождей)
5) В чем отличие сточного озера от бессточного? (В сточные озера реки могут впадать, а также вытекать из них; а в бессточные озера - реки могут только впадать)
8) Почему реки, берущие начало в горах, разливаются летом? (Потому что они питаются за счет таяния ледников, которое происходит летом)
IV – Загадочный
У ребят было домашнее задание – подготовить загадки по теме; в случае, если загадок мало, учитель предлагает свои.
(1балл за правильный ответ)
1. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
2. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна)
3. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд)
4. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
5. Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги. (Болото)
6. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик в роднике, а широкий – в море. (Река)
7. С горы пришла, в море ушла. (Река)
8. Море, озеро и пруд словом как одним зовут? (Водоём)
9. Он студёною водой прожурчал в траве густой.
Приняла его река – беглеца из родника. (Ручей)
10. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)
11. Есть у речки; у пруда не бывает никогда,
Потому что в нём вода – ни туда и ни сюда. (Течение)
12. Рядом, рядом острова, не один да и не два,
А десятки, сотни сотен. Жить в соседстве им охотней.
Все родные, как – никак. Значит, здесь… . (Архипелаг)
- Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
- Должен ответить, дружок, без труда:
Что меньше моря, но больше пруда? (Озеро)
- С высоты большой срываясь, грозно он ревёт.
И, о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)
- Наткнувшись на камни горных преград,
Река превратилась в лихой… . (Водопад)
- Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна – и горька, и солона. (Море)
- Чтоб узнать глубины вод, что применим? … (Эхолот)
V – Конкурс краеведов (Челябинской области)
1. В какой крупной реке области ловят рыбу жители двух частей света? (Урал)
2. Около 3 500 рек текут по территории области, но воды всех оказываются в трех крупных реках. Назовите эти три реки. (Обь, Волга, Урал)
3. Река, протекающая через город Челябинск.(Миасс)
4. Озеро – «Младший брат Байкала». (Тургояк)
5. Озеро с «Двойным дном». (Инышко)
6. Какое озеро называют «Сердце – озеро»? (Зюраткуль)
7. «Питьевой колодец» Челябинска. (Аргазинское водохранилище)
8. «Пестрое озеро» Челябинской области.(Чебаркуль)
9. Какое озеро называют «Жемчужиной Урала»? (Увильды)
Заключение
Подводятся итоги игры, награждается команда – победитель, активным игрокам выставляются отметки в журнал.
Литература:
- Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “ Начальный курс географии 6 класс”. Дрофа Москва 2011г.
- В.В. Дерягин и др. Краеведение. Челябинская область. 6 кл.: Учебник для основной школы.- Челябинск, АБРИС, 2010.
- О.В. Крылова “ Интересный урок географии” Из опыта работы. Москва “ Просвещение” 1989.
- Г.П. Субботин “ Задачник по географии” 500 заданий тестов, вопросов. Москва “ Аквариум” 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"
Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств». При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...
Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"
Заключительный урок русского языка в 5 классе...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...