Внеклассная работа по географии.
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по географии

Турслёт…это не только четыре дня почти без сна, но и ещё куча сил и времени на подготовку к нему! И у каждой команды это выглядит поразному, но с полной отдачей.

Турслет-это здорово!     Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность

Туристско-краеведческие кружок объединяют любителей походов и путешествий, интересующихся природой и историей родного края. Руководителем кружка была я, учитель географии и большую помощь оказывал учитель физкультуры, учитель экологии, библиотекарь, медсестра.В работе кружка наиболее четко выделяются два направления: спортивный туризм и краеведческая работа во время походов.

К турслету шла подготовка   в течение всего года. С этой целью проводились  занятия, на которых отрабатывают необходимые в походе умения и навыки.  Они знакомят школьников с правилами поведения на маршруте, техникой безопасности в пути, умениями оказать первую медицинскую помощь, ориентированием по местным признакам правилами поведения в природе, разведением костра и т. д. Эти теоретические и практические занятия можно проводить в форме игр, соревнований.

  Контингент кружка 15 человек. Комплектовать состав кружка  следует из ребят 11—17 лет
Комплектуя состав, необходимо привлечь к занятиям несколько большее количество детей, учитывая последующий отсев кружковцев.
Заниматься в кружке могут, конечно, только хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. Поэтому, ведя запись желающих заниматься пешеходным туризмом, необходимо проконсультироваться с врачом, а в иных случаях и с родителями по вопросу допуска детей к походам и получить на каждого кружковца медицинскую справку — разрешение заниматься туризмом, Нужно также получить письменное согласие родителей на посещение ребенком занятий кружка и его участие во всех походах.
Работа кружка проходила по плану. Занятие кружка осуществлялось один раз в неделю.

Режим и организация работы кружка. Программы каждого года занятий кружка рассчитаны на 34 учебных часов, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных занятий.Основные формы занятий кружка – лекции, семинарские занятия, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, конференции, экскурсии и др. Члены кружка готовят рефераты и доклады, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности.
Хотя я не настоящий турист (увы!), но мне удалось побывать на этих соревнованиях.

ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ

 Пояснительная записка.

 Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть во время походов дети изучают историю, природу и культуру родного края. В туризме воспитываются такие качества личности, как целеустремленность, решительность, смелость, выносливость, товарищество и взаимопомощь.    Ценность краеведения заключается в том что, оно расширяет и обогащает знания учащихся о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь школы с жизнью

 Задача заключается в том, чтобы кружковцы на практике закрепили знания, полученные во время теоретических занятий. Особенно это касается того материала программы, который требует не простого его осмысления и запоминания, а отработки прочных навыков практических действий. Когда школьники приобретут необходимые знания, можно перейти к отработке и закреплению их в виде географических игр, а потом уже переходить к соревнованиям на местности.

Ресурсы проекта:

  Для реализации данного проекта школьный двор был оборудован школьниками для занятий техникой туризма:  .которые позволяют проводить соревнования по технике туризма. На занятиях объединения старшие воспитанники помогают младшим в освоении туристских навыков. На полосе по технике пешеходного туризма было семь этапов: установка и снятие палатки, вязка узлов, прохождение условного болота по кочкам, переправа по бревну с перилами, маятниковая переправа, навесная переправа, переправа по параллельно натянутым  перилам (веревкам).

Преодоление такой полосы требует определенных знаний, умений, хорошей физической подготовки, что с успехом продемонстрировали участники слета.

 В школе создана хорошая материальная база для тренировок по технике туризма и для совершения походов со школьниками.

 

Методическое обеспечение проекта:  

  В школе имеется определённое количество литературы, раскрывающей методику и содержание занятий по подготовке к пешим туристическим походам, организации соревнований по технике туризма.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

В начале занятий  особенно важно воспитать у ребят сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе. Надо, чтобы они поняли на собственном опыте: хороший,

Практические занятия и учебно-тренировочные походы надо строить так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.

Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме рассматриваются на протяжении всего года.

В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую, соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию. 


Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.


Ориентирование по компасу. Стороны горизонта.  Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.
Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.
Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте.
Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.

Практические занятия. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков), чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. 
Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).

Туристское снаряжение. Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету. 
Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. 

Практические занятия
. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с собой в поход».



Медицинская подготовка. Повторение гигиенических правил туриста.
Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение.  Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.

Практические занятия. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.

Игры можно проводить как в помещении, так и на местности, в зависимости от погодных условий.

 2.2.5. Географические олимпиады

Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. При организации олимпиад следует учитывать, что задания для них должны быть интересными, содержательными, оригинальными, «нестандартными», заставлять отвечающих применять свои знания в новых условиях, требовать не простого воспроизведения, а глубоких размышлений.

связана с какими-либо юбилейными датами истории нашей страны или юбилейными датами родного города.

2.2.7. Проведение конференций по географии

Во внеклассной работе по географии уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы.  Конференции, раскрывающие практическое применение полученных знаний.

Проведению конференций предшествует длительная работа. Такого рода мероприятия играют большую воспитательную роль. 

Программа туристического слета состояла из:

I.      Командных соревнований по технике пешеходного туризма; 

II.      Командных соревнований по спортивному ориентированию; 

III.      Конкурсной программы:

a)     конкурс краеведов;

b)      конкурс туристской песни;

c)      конкурс туристских навыков;

d)     конкурс представление команд.

Командные соревнования по спортивному ориентированию проходили в лесу по карте с нанесенными па ней местом старта и контрольными пунктами.

Задача участников в максимально короткое время пройти дистанцию в 12 контрольных пунктов.

Конкурсная программа проходила во все дни соревнований.

В конкурсе туристской песни участники слета исполняли под гитару песни собственного сочинения. В конкурсе – представлении команд воспитанники рассказывали о своем учебном заведении, районе, читали стихи.

В результате соревнований победителями стали:

Станция «Азимут»

Азимут – это угол между направлением на север и нужным вам направлением. Для определения азимута нужен компас. Стрелку компаса совмещают с направлением на север (0°), затем определяют угол. Участникам предлагается из пяти букв определить ту, которая соответствует азимуту 70°. За правильно взятый азимут начисляется 10 баллов. За «соседний» азимут – штраф 3 балла, за «чужие» азимуты – штраф 5 баллов.

Станция «Медицинская»

Участникам предлагается решить кроссворд. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Можно добавить 2 балла за работу всей команды.

http://spo.1september.ru/2008/09/1.gif

По горизонтали:

1. Чем обрабатывают царапину?

По вертикали:

2. Что удаляют пинцетом?
3. Что нужно нанести на раздраженную поверхность кожи?
4. Что необходимо удалить при укусе пчелы?
5. Что накладывают на поврежденное место при растяжении или ушибе?
6. Перевязочный материал.
7. Что помогает при насморке?
8. Чем можно обеспечить неподвижность суставов при переломе?

Ответы

По горизонтали: 1. Зеленка.

По вертикали: 2. Заноза. 3. Крем. 4. Жало. 5. Лед. 6. Бинт. 7. Капли. 8. Шина.

Станция «Лесной дом»

Команда должна быстро и правильно поставить палатку.

Штрафы присуждаются за следующие нарушения:

1. Палатка перекошена – 1 балл.
2. Стенки и крыша палатки провисают – 1 балл.
3. Дно палатки плохо растянуто – 1 балл.
4. Не все растяжки закреплены колышками – 1 балл.
5. Вход в палатку не закрыт  – 1 балл.

Станция «Топографическая»

Участникам предлагается расшифровать топографические знаки и прочитать полученный текст. За каждый правильно расшифрованный топографический знак команда получает 1 балл.

http://spo.1september.ru/2008/09/2.gif

Ответ. От железнодорожной станции путь к нашему лагерю проходил через смешанный лес, который постепенно превратился в заросли колючего кустарника. Чтобы сократить дорогу, мы пошли по тропинке, мимо оврага, по лугу, мимо непроходимого болота. Через 15 минут мы вышли к реке, которую перешли по плотине. От нее мы подошли к фруктовому саду, который окружал наш лагерь.

Станция «Укладка рюкзака»

Участникам предлагается быстро и правильно собрать рюкзак.

Оборудование: рюкзак, спальный мешок, пара обуви, кружка, миска, ложка, пакет с набором одежды, 4 банки консервов, 2 пластиковые бутылки с водой.

За правильно собранный рюкзак команда получает 10 баллов.

Штрафы присуждаются за следующие нарушения:

1. Рюкзак не стоит на земле, а валится на бок – 1 балл.
2. Если рюкзак потрясти, он начинает греметь – 1 балл.
3. Острые и жесткие вещи лежат там, где рюкзак будет соприкасаться со спиной, – 1 балл.
4. Рюкзак имеет неровную форму – 1 балл.
5. Не застегнуты стяжки, карманы – 1 балл.
6. Рюкзак не завязан или не застегнут – 1 балл.

Полоса препятствий

Полоса препятствий располагается на небольшом участке леса. Дистанция полностью огораживается или маркируется. Оборудуются специальные места для болельщиков. В целях обучения результаты прохождения этапов и ошибки участников нужно изобразить так, чтобы они были хорошо видны. Для большей наглядности и возбу

Соревнования по ориентированию на местности

Умение ориентироваться на местности — едва ли не самое главное качество хорошего туриста. Поэтому в следующем конкурсе ребятам необходимо было найти все контрольные точки на карте.

«Секретная тропа» – для детей 10-11 лет.

Участники по одному с интервалом 3 минуты проходят по маршруту, руководствуясь знаками ориентирования. На этом маршруте встречаются обозначенные соответствующими знаками места хранения писем. Участник должен взять с собой и принести на финиш по одному письму из каждого из таких мест. Результат участника определяется по чистому времени, затраченному на прохождение всей тропы. Места участников, не принесших одно из писем, определяются после принесших все, не принесших два из писем – после мест не принесших одно и т. д.

Следующие три этапа проводятся для детей 11 лет и старше, а также для молодежи, последовательно один за другим.


«На маркированной трассе».

Участник бежит по маршруту, руководствуясь маркировкой (развешенные на деревьях, кустах… лоскутки ткани или листочки бумаги одинакового цвета). На маршруте встречаются контрольные пункты – треугольные призмы с размером боковой грани 30 *30 см (каждая грань делится на две части – красную и белую. На белую часть наносится номер контрольного пункта). Придя на контрольный пункт (КП). Участник взятой с собой булавой делает в карте прокол в том месте, где, по его мнению, находится данный КП. Придя на следующий КП, карандашом участник ставит крестик так, чтобы его центр был на проколе ПРЕДЫДУЩЕГО КП… Последний КП отмечается на рубеже отметки последнего КП (подписан на местности).

При подведении итогов за отклонение прокола от истинного положения КП на карте на каждые полные или неполные 2 мм назначается 1 мин. штрафного времени. Максимальный штраф – 5 минут, то есть если отклонение больше 12 мм, то КП считается не найденным. Если центр креста отстоит от прокола больше, чем не 3 мм, то на данном КП назначается максимальный штраф. То же будет, если стоит несколько крестов одного КП.

Если в радиусе 3 мм от центра креста есть несколько проколов, то штрафное время определяется по наидальшему проколу от истинного положения КП на карте. Если крест есть, а прокола нет, то на данном КП назначается максимальный штраф плюс 1 минута.

Если вместо креста стоит отметка другой формы или она несоотвествующего цвета или ее нет вообще (даже если есть прокол), то КП считается не найденным.


«В заданном направлении».

На карте участника наносятся контрольные пункты, установленные на местности, и соединяются прямыми линиями – так показывается очередность их прохождения. Придя на КП, имеющимся на нем карандашом участник ставит в выданной на старте контрольной карточке крест в клеточке, соответствующей данному КП.

Подведение итогов похода. 

Вот примерная анкета для разбора похода:

Что понравилось и не понравилось в походе?
Было ли трудно в походе? Когда?
Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?
Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?
Какие недостатки в снаряжении ты заметил?
Кто показал себя настоящим туристом?
Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?
Как отнеслись родители к твоему участию в походе?

Для чего проводят районный туристический слет школьников? Ведь это не только содействие развитию туризма и краеведения в районе, организация активного отдыха и физической закалки детей, повышение спортивного мастерства юных туристов, но еще и четыре незабываемых, полных ярких впечатлений и положительных эмоций дня. А улыбающиеся счастливые лица ребят — еще одно доказательство того, что турслет обязательно надо проводить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы по географии.

Статья помогает раскрыть сущность внеклассной работы по географии. Описывает самые распространенные виды внеклассной работы....

Материалы к внеклассной работе "Занимательная география"

Данный материал содержит интересные викторины, анаграммы, шарады, ребусы и др. по географии. Могут быть использованы при проведении предметной недели...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

Внеклассная работа по географии.Кружок " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

Внеклассная работа по географии как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения

Тема моей работы "Внеклассная работа по географии как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения. Это целенаправленная образовательно-воспитательная работа учащихся под руководством...

Внеклассная работа по географии в 10 классе

Внеклассное мероприятие    для 10 класса к проведению недели географии в школе. В разработке даны 14 конкурсных заданий. Цель:  в игровой форме повторить курс географии и закрепить прак...

Презентация "Внеклассная работа по географии и экологии"

В презентации кратко рассказала о внеурочной работе по географии и экологии....