Внеклассное мероприятие "Экологический калейдоскоп"
методическая разработка по географии (5 класс) по теме
Мероприятие посвящено проблемам охраны окружающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_stsenariy.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 14»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:
«Экологический калейдоскоп»
(оригинальная авторская разработка)
Составитель:
Новикова Лариса Михайловна,
учитель географии,
высшая квалификационная категория,
МБОУ «Основная школа №14»
2012 год.
Внеклассное мероприятие «Экологический калейдоскоп» проводится в виде игры в телевизионный канал, на котором одна передача сменяет другую. Все передачи посвящены вопросам экологии и охраны окружающей среды. В проведении мероприятия используются разнообразные формы работы: просмотр презентаций, театральные постановки, миниспектакль, обращение, творческие задания. Данное мероприятие подготовлено с участием учащихся 5 – го класса.
Цель данного мероприятия: Совершенствование и углубление знаний о природе, о взаимодействии живых организмов, воспитание у школьников бережного отношения к родной природе.
Задачи работы:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;
- расширение экологических представлений, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий.
Содержание методической разработки.
Весь сценарий разбит на отдельные телепередачи.
1 передача «Ребятам о зверятах» рассказывает нам о том, что вокруг нас живут разные животные, и они очень разные, но очень интересные. Данную передачу приготовили учащиеся 5 а класса Батутис Видана и Косарева Дарья.
2. Презентацию приготовила учащиеся 5 а класса Иванькова Александра. В презентации показана красота окружающего нас мира. Мы жители планеты должны уметь видеть вокруг себя прекрасный мир.
3. Миниспектакль «Вести с грядки» рассказывает учащимся о содержании вредных веществ в овощах и фруктах. Говорит им о том, что не всегда внесение удобрений способствует хорошему урожаю. Миниспектакль составлен учителем.
4. Реклама. На примере данной рекламы мы хотели показать, как трудно живется кошкам и собакам, выброшенным жить на улицу. Также напомнить детям, что нужно заботиться о животных. Данная реклама написана совместно учащимися и учителем.
5. Задание для учащихся. Что бы учащиеся не были просто зрителями, им предлагается выполнить творческую работу и составить памятку в которую включить основные правила взаимодействия человека и природы. По окончанию работы они вывешиваются на доску.
6. Обращение к учащимся составлено учителем на основе документов по вопросам экологии. Оно является самым важным моментом в данном мероприятии, где детям говорится об основных экологических законах, которые они должны соблюдать.
Методическое обеспечение.
- Компьютер
- Проектор.
- Презентации
- Памятки.
Внеклассное мероприятие «Экологический калейдоскоп».
Ведущий 1. Доброе утро дорогие телезрители! Вас приветствует канал «Экологический калейдоскоп». Мы с вами живем на прекрасной планете. Нас окружают поля, леса, реки.
(просмотр презентации № 1 слайд 1 – 13)
Сегодня мы с вами поговорим об экологии. Экология – это наука, изучающая взаимоотношения всех живых организмов в окружающей среде. Сегодняшние программы, которые мы предлагаем вашему вниманию, посвящены экологическим проблемам всего человечества.
Ведущий 2. Что такое экология и почему это слово стало актуальным в наше время нам расскажет специалист института экологии и окружающей среды. Она сегодня гость нашей студии.
(Выступление специалиста).
Какие бы потрясения не происходили на нашей планете, единственное, что остаётся неизменным на протяжении столетий – потребность людей в здоровье и обучении.
Эти две категории не заменить ничем. Они не только фундамент каждого государства, но и его всесторонний успех.
Здоровье – первично. Ведь оно – сокровище, незаменимое ни знаниями, ни богатством, ни почестями. Поэтому надо осознать всем: забота о здоровье важнее всех других, вместе взятых забот.
Сегодня среди условий, формирующих здоровье, на одно из первых мест вышли экологические факторы.
Так что же такое экология? Экология это наука, которая занимается изучением взаимоотношений живых организмов в окружающей среде.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Для этого всем, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми видами. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорий. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности: с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов.
В данный момент в мире выявлено множество экологических проблем. Ученые мира говорят о том, что экологическая катастрофа будет по страшнее всех войн которые были.
1 Слайд. Ещё в начале позапрошлого столетия Жозеф Фурье выдвинул предположение, что земная атмосфера, подобно стеклу, пропускает энергию солнца внутрь и не позволяет ей вернуться обратно, что становится возможным благодаря водяному пару и углекислому газу. Возникает так называемый парниковый эффект, результатом которого является общее повышение температуры на планете.
2 слайд Согласно недавнему докладу Всемирной организации здравоохранения, иранские города, наряду с городами Индии, Пакистана и Монголии, возглавляют списки городов с самым загрязненным воздухом. В некоторых городах было зарегистрировано загрязнение воздуха в 20 раз и более рекомендуемого верхнего предела
7 слайд Полиэтиленовые пакеты являются бичом современных городов и отравляют существование каждого эко-сознательного гражданина нашей планеты. Ведь полиэтилен не может быть переработан должным образом, кроме того, он сделан из нефти и не разлагается, скапливаясь в большом количестве на свалках. Поэтому в настоящее время многие города и даже целые страны отказываются от использования полиэтиленовых пакетов. Вот и на днях городской совет Портленда, крупнейшего города в штате Орегон, единогласно одобрил закон, который запрещает использовать полиэтиленовые пакеты в качестве упаковки в крупных продуктовых магазинах и супермаркетах.
10 Слайд. Даже дети в детском саду знают, что чистый воздух нам жизненно необходим. Но состояние современной атмосферы, в особенности в больших городах, оставляет желать намного лучшего. Выбросы газов больших предприятий то и дело способствуют распространению абсолютно непригодного для здорового образа жизни воздуха, которым мы дышим. Спасти плачевное состояние атмосферы могут лишь зеленные насаждения, но их не все заинтересованы создавать, так как они отбирают драгоценное место, которое может принести побольше прибыли.
11 Слайд. Существует масса глобальных проблем, порождённых новыми изобретениями человечества. Несомненно, новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться в мире науки. Этими технологиями мы пользуемся каждый день – бензин для автомобиля, выделяющий вредные для окружающей среды выхлопные газы; полиэтиленовые мешки для покупок, не перерабатываемые и не способные разлагаться в земле, и масса других вещей. Безусловно, это не самые важные и решающие изобретения. Кроме загрязнения почвы нарушается дизбаланс воздуха, также загрязняется Мировой океан; воды, пригодной для питья, становится меньше. Чаще происходят войны, основанные на конфликтах по поводу принадлежности тех или иных видов ископаемых на территориях какой-либо страны. Люди уже не могут обойтись без использования нефти и других нефтепродуктов, что существенно портит экологию.
12 Слайд. В современном мире человек, чтобы достичь необходимой ему степени комфорта, тратит всё больше и больше энергии. Мы не представляем свою жизнь без холодильников, электронагревательных приборов (чайников, микроволновых печей), стиральных и посудомоечных машин, компьютеров, а летом – без кондиционеров. Сейчас у энергетиков уже вместо одного сезонного пика потребления энергии, как это было лет 20 назад, – два: зимой и летом. И, кроме разговоров на уровне государства о переходе на энергосберегающие технологии, в быту мало что меняется. Никто из нас не готов отказаться от ставших уже привычными вещей, которые, чего уж греха таить, делают нашу жизнь удобнее, безопаснее и комфортней.
13 слайд. Медицинская экология – это сравнительно недавно возникшее направление.
Этот раздел медицины посвящён изучению связи причин возникновения определённых заболеваний с экологией окружающей среды. То есть, медицинская экология – это наука, призванная найти связь между факторами риска окружающей среды и здоровьем человека.
14 слайд. В сегодняшний день жители крупных и средних городов находятся в помещениях превалирующую часть своей жизни. Страшно сказать – 93% времени мы проводим в замкнутом пространстве, 5% в переполненном и душном транспорте и только 2% (вдумайтесь!) – на улице (причём, не всегда на свежем воздухе). Да и то, часть городских жителей достигают этих жалких процентов только в отпускной период. Вот поэтому-то и необыкновенно важно, чтобы помещения, где мы проводим практически всю жизнь, были экологически безопасными.
Так что же делать?
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее,
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Ведущий 2. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающийся по-детски беззащитной перед …нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.
Ведущий 1. Замечательный французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери как-то заметил: «Мы все пассажиры одного корабля по имени Земля и пересесть с него просто некуда».
Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Мы должны научиться восторгаться гармонией природы. Предлагаем вашему вниманию «Новости»
Новости
- В эфире новости.
- В штате фармацевтической фабрике венгерского города Дорог работают два попугая. Они служат в цехе, где производится опаснейшее вещество – синильная кислота. Как только в воздухе появится хотя бы малая доза кислоты, то есть произойдет утечка. Попугаи начинают проявлять сильное беспокойство.
- в городе Лиссимуте (Шотландия) аэродром охраняют ручные соколы. До их «принятия на службу» в районе аэродрома постоянно кружилось около шестисот птиц, и примерно каждые две недели происходила авария из-за столкновения с ними самолетов идущих на посадку. Как только соколы стали нести «патрульную службу» столкновения прекратились.
- На некоторых курортах США, специально обученные, дельфины охраняют пляжи, не подпуская акул.
- В Голландии на помидорные грядки выпускают кроликов, которые поедают все сорняки, не трогая нелюбимые ими помидорные кусты. В одной из крупнейших теплиц Европы «принято на работу» 75 длинноухих помощников.
- Хлопковые плантации в Южной Америке пропалывают гуси, которые съедают всё кроме хлопка. 25 гусей постоянно обрабатывают 10 гектаров.
- Несколько десятков гусей разгуливают по территории винного склада в г. Думбартоне (Великобритания). Стоит кому-то, приблизится к бочкам с вином, гуси поднимают крик, вызывая охрану. Они не требуют зарплату.
- Восточноевропейских овчарок, лабрадоров используют для обнаружения наркотиков, оружия, взрывчатых веществ.
- В поисковый отряд института геологии Карельского филиала Академии наук, зачислены на довольствие 3 овчарки и фокстерьер, которые по запаху находят полезные ископаемые на глубине до 7 метров.
Ведущий 2. А сейчас на нашем канале передача для самых маленьких «Ребятам о зверятах».
(Телепередача). На сцену выходят 2 ведущих.
Ведущий 1: Здравствуйте, это программа «ребятам о зверятах»
Ведущий 2: Братья наши меньшие, сколько их, они очень разные, не похожие друг на друга. Прошли сотни лет, как человек научился приручать животных, с тех пор они помогают человеку, они охраняют, они состоят на службе. И сегодня мы поговорим о рекордах братьев наших меньших.
Ведущий 1: Рекорды? Так, что их можно занести в книгу рекордов Гиннеса?
Ведущий 2: Я думаю можно. Вот, например, как ты думаешь, с какой скоростью бегает гепард?
Ведущий 1: Ну - 50 км/час, нет? 80 км/час?
Ведущий 2: Целых 109 км/час. Это прямо как машина!
Ведущий 1: Хорошо, а ты, например, знаешь, что самая большая собака ростом 1 метр 12 сантиметров.
Ведущий 2: Ух – ты! А вот самый большой кролик ест 12 морковок, 6 яблок и 2 капусты в день!
Ведущий 1: Думаю, они его перекармливают! 2 метра 10 сантиметров – вот самый большой рост лошади.
Ведущий 2: А кто самый маленький?
Ведущий 1: Я!
Ведущий 2: Нет, нет… Самый маленький – котенок длиной 15 сантиметров!
Ведущий 1: Самая длинная грива у лошади – 420 см, а хвост – 360 см!
Ведущий 2: ЕЕ наверно не стригли…совсем! А у кого больше всех ног?
Ведущий 1: У сороконожки.
Ведущий 2: Правильно, только у нее не 40 ног, а 256!
Ведущий 1: У собак языки конечно длинные, но не на столько, ведь самый длинный язык – 10 см. А сейчас посмотрите анонс передач. (просмотр презентации № 2)
Ведущий 2: Это на сегодня все! Спасибо за внимание!
Ведущий 2. Таких примеров можно приводить десятки. Не случайно мы любим и заботимся о братьях наших меньших.
Ведущий 1. Неимоверно быстро растёт население Земли. Каждому из них требуется пища, одежда, крыша над головой. Всем известно, чтобы получить высокие урожаи в почву люди добавляют удобрения содержащие нитраты. Большое употребление в пишу продуктов содержащих нитраты, может привести к отравлению. Так что же делать? Давайте узнаем, что думают об этом сами овощи.
В эфире передача «Вести с грядки».
(Миниспектакль. На сцену выходят овощи).
Капуста: Травят, нас, травят. Всё хотят, чтобы мы выросли большие пребольшие. Как та репка. Но я ведь не шарик. Я капуста. Эх, эти люди. Ни чего не понимают.
Морковь: Ладно, капуста успокойся, за то, как дети радуются, когда мама чистит им кочерыжку.
Капуста: Ну и зря. Вот кочерыжка у меня самая отравленная. Там собираются нитраты, поэтому есть её, я не советую. Ну, кто меня слушает.
Морковь: Точно. У меня сердцевина тоже самая вредная. Поэтому сок для детей нужно делать с красной части.
Свекла: Я тоже защищаюсь от нитратов. У меня в отличие от Вас центральная часть самая чистая. Я все нитраты в верхней части собираю.
Помидор: А я самый чистый овощ. Во мне накапливается всего грамм нитратов на килограмм. Поэтому я такой красивый, красный и толстый. Не то, что салат. В нем больше всего нитратов.
Салат: Что салат, как что так я. Я ведь не виноват в этом. Да я такой, а я вообще людей не люблю. Травят нас, а мы их. Вон опять что-то в ведре разводит. Опять эксперименты ставить будет.
Картофель: Правильно салат. Я с тобой согласен. Вредный человек пошел. Нет, взял бы навозиком нас удобрил.
Помидор: Я недавно рекламу смотрел. Там старик свои яблоньки всякой гадостью не поливает. А наш хозяин. Эх, нам бы того старичка.
Картофель: Все хватит. Я объявляю войну человеку. У меня нитраты в кожуре. А человек так картошку в мундире любит. Вот пусть и ест.
Свекла: Друзья успокойтесь. Давайте жить дружно. Нужно объяснить человеку, что неорганические удобрения нужно употреблять с органическими удобрениями.
Ведущий 2. Да, похоже, овощи не очень довольны деятельность человека.
Ведущий 1. Я думаю, человеку есть над чем подумать.
Ведущий 2. А сейчас у нас реклама.
Реклама.
Кошка: Здравствуйте, Я кошка. Кошка, которая гуляет сама по себе, Куда хочу туда иду. Что я думаю о человеке? Трудный вопрос… Иногда человек бывает такой хороший, добрый, и покормит и погладит, а иногда…. Был у меня один хозяин, вечно меня мучил. Начнёт тискать, гладить, целовать, и думает, что мне это нравиться. А то вдруг начнёт эксперименты ставить, веревочку за хвост привяжет, на конце бантик, я конечно побегаю за хвостом, куда деваться. Приходиться угождать, а то вдруг не накормит. А один раз за хвост банку прицепил, я чуть не умерла со страху. Бегу, а за мной шум, хочу убежать и не могу, а он смеётся. Больше терпеть я не стала, ушла. Живу теперь в подъезде. Тепло. Мир не без добрых людей, кто-нибудь да накормит.
Привет пёс.
Собака: Привет.
Кошка: Как дела? Что нового?
Собака: Да что нового? Ничего. Тебе кошка хорошо, ты в подъезде живёшь, а я на улице, собачья всё-таки у меня жизнь. Один писатель сказал «Мы в ответе за тех, кого приручили». Но почему-то человек забыл об этом. Пока мы маленькие они нас любят, заботятся, а потом мы им надоедаем. И они нас выбрасывают на улицу, а куда нам идти. Вот и бегаем во дворе, идти-то нам некуда. Совсем забыл человек, что мы преданные и заслуг у нас много. Известные даже собаки есть. Кто первый в космос полетел? Собака, как там Белка и Стрелка. На ком эксперименты ставили? На собаке. Помнишь собаку Павлова. Даже памятник собаке есть. Толи в Швеции, толи в Норвегии. Забыл где. А они нас отстреливают. Вон за границей, мне рассказывала собака из 5-ой квартиры, она в Америке, на выставке была, для собак приюты есть. Пришел, поел, если повезет, новый хозяин появится. Ой, побегу, что-то мне вон те люди не нравятся. Пока кошка.
Кошка: Пока. Люди купите доброту, станьте добрее. Любите нас.
Задание для учащихся. Написать основные правила о том, как должен вести себя человек, что бы не нарушать законы природы.
Ведущий1: А сейчас специальное сообщение. У нас в гостях председатель Государственного комитета. Ему слово.
Председатель: Мы вступили в критический момент в нашей истории, когда человечество должно выбрать своё будущее. Посмотрите на экран. Для того чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что мы являемся одной семьей.
Ученые провели рейтинг экологически чистых стран. В первую десятку попали Финляндия, Норвегия, Швеция, Канада, Швейцария. Уругвай, Исландия, Австрия, Коста-Рика, Латвия. Россия занимает 74 место. Мы должны объединиться и создать новое устойчивое общество, основанное на уважении к природе. Для этого необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, всемирным обществом и будущими поколениями. (Просмотр презентации № 1 слайд 14 – 16))
Наше нет!
- Любым войнам.
- Любым битвам с природой.
- Безграмотному технократизму в природопользовании.
- Всему, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.
Наше да!
- Миру и спокойствию.
- Любви и уважению к природе.
- Максимальному сбережению видов живого, мест их обитания, всей природоохранной политике.
- Ресурсосберегающим, экономным, малоотходным технологиям в производстве.
- Вниманию к человеку, ко мне и тебе, к нему и каждому.
- Тишине.
- Заводам без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без удушливого выхлопа.
- Экологической культуре.
- Лишь тот не против нас, кто с нами!
Ведущий 2: Уважаемые телезрители сегодня наш канал рассказал вам об экологических проблемах. Давайте заботиться о природе, уважать её. И начать нужно с себя, а что я сделал для природы?
Ведущий 1: На этом наш канал завершает свою работу. Спасибо всем за внимание.
Ведущий 2: Ещё раз напоминаем вам, что природа наш дом, а в доме всегда должно быть чисто. До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на урок...
Внеклассное занятие : «Калейдоскоп профессий».
Внеклассное занятие "Калейдоскоп профессий".Цель: через выполнение различных заданий закрепить и проверить знания воспитанников о различных профессиях. Развивать интерес к профессиям. Формировать умен...
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп здоровья»
Для мероприятия я постаралась отобрать такой материал, чтобы достичь результата- заинтересовать детей. Чтобы игра получилась более интересной, я придумала задания разного характера....
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс.
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс....
Внеклассное мероприятие "Калейдоскоп профессий"
Формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях....
Разработка внеклассного мероприятия "Калейдоскоп" по русскому языку и литературе
Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку и литературе "Калейдоскоп наук"...
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай», посвящённое 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова
Поэтический час Открытое внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай», посвящённое 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова,...