Реки России.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
8 класс
Разнообразие внутренних вод России. Реки России
Цели: в результате педагогического взаимодействия на уроке ученик сможет на предметном уровне:
- расширить представление о различных видах вод суши и их размещении на территории России;
-систематизировать знания о крупнейших речных системах страны, их бассейнах, питании и режиме;
-сформировать понятия “падение реки”, “уклон реки”, “половодье”, “межень”, “паводок”, “режим реки”, “годовой сток”;
-самостоятельно определять по картам речные системы, водоразделы;
на метапредметном уровне:
-находить достоверный материал из учебника;
-работать с географическими картами и другими источниками информации.
на личностном уровне:
-осознавать свои знания.
Оборудование: карта России, карточки с заданием.
Ход урока
I. Организационный момент Приветствие учителя.
II. Актуализация знаний
-Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной воды! (В.Лесков)
-Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.
-Сегодня на уроке мы начинаем изучение раздела “Внутренние воды и водные ресурсы” .
Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”( реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды).
-Сегодня мы посветим наш урок самому используемому компоненту внутренних вод – это реки.
Запишите тему урока: “Реки России”
Определим цели урока:
-На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия - страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью протекают по территории России (Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма), а Амур и Урал - на значительном протяжении своего течения. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии.
Дополнтельно:
-Одно из значений- длина реки.
- По справочным сведениям на странице 256 учебника определите самую длинную реку России.
- Молодцы, по данным таблицы вы определили, что самой длинной рекой России является река Обь с притоком Иртыш, но если вы откроете страницу 109 учебника, то в первом абзаце вы прочитаете..., что самая длинная река России — Лена, почему?
- Если считать длины рек, носящих на всем своем протяжении одно название, не учитывая составляющих, из которых эти реки сливаются, то самая длинная – это Лена.
II. Актуализация опорных знаний.
-С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память.
Вопросы для повторения ранее изученного материала:
А) Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении (русле) – река.
Б) Как называется начало реки – исток.
В) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото.
Г) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье.
Д) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн.
Е) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему.
Ж) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми.
З) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение.
Или:
- Предлагаю вам заполнить пропуски в тексте, а потом проверим, как вы справились с работой.
Постоянный, водный поток, текущий в выработанном им углублении (русле) – ….(река). Каждая река имеет …(исток) и …(устье).Истоком реки может быть: … ( озеро, ледник, болото,родник).Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - … ( речной бассейн). Главная река со всеми притоками образует … (речную систему).
III. Изучение нового материала
1. Крупные реки России
А) Крупные реки и их питание.
-Перед вами перечислены реки России: Северная Двина, Амур, Обь, Камчатка, Мезень, Дон, Печора, Енисей, Лена, Волга , Индигирка, Колыма, Урал, Нева, Анадырь, Терек, Кубань.
- Подумайте, как можно распределить (на какие группы) эти реки.( по характеру течения, по режиму, к бассейну какого океана относятся).
-За основу возьмем деление по бассейнам. Какую можно составить таблицу?
Реки России
Тихий океан Северный Атлантический океан Внутренний сток
Ледовитый океан
-Назовите океаны, в которые впадают реки России. (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический -моря) .
- Выполняют несколько минут самостоятельно, а потом проверяем.
-Выберите реки, впадающие в Северный Ледовитый океан:
- Выберите реки, впадающие в Тихий океан:
- Выберите реки, впадающие в моря Атлантического океана:
-Почему остались не задействованы реки Волга и Урал? (это реки внутреннего стока)
-Первая группа- реки бассейна Северного Ледовитого океана:
-Будем дополнять:
Северный Ледовитый океан | Тихий океан | Атлантический океан | Внутренний сток |
Северная Двина, Обь, Мезень, Печора, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма, | Амур, Анадырь, Камчатка | Дон, Нева, Кубань | Волга, Урал, Терек |
снеговое | дождевое | снеговое, подземное, дождевое | Урал –снеговое, дождевое, подземное Волга- снеговое подземное, дождевое Терек- ледниковое, снеговое, дождевое. |
-Почему к бассейну Северного Ледовитого океана принадлежит большая часть рек России? (территория России имеет общий уклон к северу , а на юге расположены горы)
- Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана ( снеговое)
- (питание реки- это способ поступления в нее влаги)
- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере (на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).
-Следующая группа- реки бассейна Тихого океана: Амур.
- Какое питание характерно для Амура – дождевое.
- Объясните, почему? Какой климат, характерен для Дальнего Востока ( муссонный, летний муссон приносит с собой большое количество дождей).
-Следующая группа- реки бассейна Атлантического океана: Нева, Дон, Кубань.
- В какое море впадает Кубань, Дон ( Черное)
- В какое море впадает Нева ( Балтийское)
- Какое питание характерно для этих рек?( Кубань- ледниковое; Нева- дождевое)
-Остались реки - Волга, Урал
- В какое море-озеро они впадают – Каспийское.
Имеют ли они связь с океаном? (бассейн внутреннего стока)
- Какое питание преобладает – снеговое
Один ли источник питания у рек России – нет несколько, значит питание смешанное
Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.
2. Режим рек России
- Что такое режим реки?
- Режим реки — это изменение реки во времени.
- Как изменяются во времени реки Волгоградской области? (Весной они полноводны, летом, начало осени- уровень реки уменьшается, осенью самый низкий уровень рек, зимой покрываются льдом).
- По рисунку 44 “Типы водного режима” на странице 112 учебника определите, типы водного режима рек России.
- По водному режиму реки делятся на три группы:
- с весенним половодьем;
- с летним половодьем;
- с паводочным режимом;
Какой режим рек преобладает на территории России? ( с весенним половодьем).
Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Обь, Лена и т.д.
Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)
Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.
-Прочитайте определения, выделите главные слова.
Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? - во время половодья.
Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек? – (на питание и режим рек большое влияние оказывает климат).
-На что еще влияет климат ? (густоту речной сети: в северной части осадков больше- рек больше, в южных районах рек меньше).
3. Влияние рельефа на реки.
-На реки влияет еще один компонент природы- это рельеф. Рельеф влияет на характер течения реки.
-Используя опорные слова, составьте схему: характер течения, рельеф, равнинные, горные.
Рельеф Характер течения
равнинные горные
-_Российские реки неодинаковы по характеру течения, который зависит от рельефа.
– В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.
– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.
– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.
«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».
– Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.
ПАДЕНИЕ – это разница абсолютных высот между истоком и устьем в метрах.
Н = Н1 – Н2, где
Н1 – абсолютная высота истока
Н2 – абсолютная высота устья.
– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.
III. Решение задач на определение падения реки
Учащиеся используют для определения раздаточный материал «Реки России». Работа по вариантам, взаимопроверка (меняются ответами с соседом, один проговаривает решение задачи или выходит к доске и записывает решение).
Справочный материал «Реки России»
Река | Длина, км | Высота истока, м | Высота устья, м |
Амур | 4440 | 1000 | 0 |
Волга | 3531 | 256 | -28 |
Енисей | 4102 | 1000 | 0 |
Лена | 4400 | 930 | 0 |
Нева | 74 | 4 | 0 |
Урал | 2428 | 800 | -28 |
– Величина падения влияет на другую важную характеристику:
УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км)
I = Н : L, где
I – уклон;
H – падение;
L – длина.
Решение задач на определение уклона рек.
-Проверка работы в парах (поменяться с соседом) , выставление оценок.
– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.
– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)
В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.
III.Закрепление.
-Многие поэты посвящали свои стихи рекам. (Ребята в к/к подписывают реку или показать на карте у доски, а учитель зачитывает стихотворение)
Молчанов-Сибирский об Ангаре:
Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная,
Могучая сибирская река.
Леонид Попов о Лене:
У тебя, краса – река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря что родилась
Ты в краю суровом.
М. Ю. Лермонтов о Тереке:
Расступись, о старец – море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора и мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я сынам твоим в забаву
Разорил родной Дарьял
И валунов им на славу
Стадо целое пригнал.
-Древний философ Гераклит сказал: «Дважды не войти в один и тот же поток» Почему? (Вода в реке все время движется, а значит – обновляется).
- Остальные реки отметите дома.
IV. Рефлексия
Сочинить синквейн на тему “Реки России” Синквейн – стихотворное пятистишье, требующее изложения большого объема информации в кратких выражениях.
Пример
строка – одно главное слово, существительное.
строка – два прилагательных
строка – три глагола
строка – крылатая фраза, песня
строка – существительное, которое выражает суть первого слова
Домашнее задание
1. Параграф 23, контурная карта: Обь, Бия, Катунь, Северная Двина, Онега, Печора, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Яна, Индигирка, Колыма , Нева, Днепр, Дон, Кубань, Амур, Зея, Бурея, Анадырь, Волга, Ока, Кама, Урал, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Вилюй, Алдан, Шилка, Аргунь, Терек .
+ бассейн любой реки
Урок закончен спасибо всем за активную работу!
рельеф характер течения равнинные горные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ " РЕКИ РОССИИ"
РАБОТА СОДЕРЖИТ ДВА ВАРИАНТА ПРОВЕРОЧНОЙ ТЕСТОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ " РЕКИ РОССИИ" 8 КЛ....
Викторина на тему: Реки России
викторина по географии для 8 класса...
урок-обобщение по теме:"Реки России"- 8 класс
Разработка урока обобщения по теме "Реки России" 8 класс по учебнику А.И.Алексеева "Природа и население".География.Россия.Данный урок обеспечивает овторение и закреплние знаний по теме, формирует знан...
Методическая разработка урока в 8 классе "Реки России".
p { margin-bottom: 0.21cm; } Урок связан повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 6 классе. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как пр...
Урок в 8 классе "Реки России"
Данные разработки можно использовать при проведении обобщающего урока по теме....
Разработка урока географии по теме "Реки России"
Разработка урока географии в 6 классе...
Урок по географии "Реки России"
познакомить учащихся с малой частью гидросферы – реками России...