Конспект урока по географии в 9 классе "Рынок труда и занятость населения России"
план-конспект урока по географии (9 класс)
Подробный конспект урока в 9 классе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_geografii_v_9_klasse_rynok_truda_i_zanyatost_naseleniya_rossii.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока географии в 9 классе
Тема урока: Рынок труда и занятость населения России.
Цели: сформировать представления о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику в условиях рынка.
Задачи:
1. Выявить особенности понятия «трудовые ресурсы», раскрыть причины и следствия безработицы.
2. Развивать умение работать с картой, отрабатывать умения работать с текстовым компонентом учебника, таблицами, схемами.
3. Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Оборудование: графики, таблицы, экономическая карта России.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Этапы урока, методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Орг. момент | Приветствие учащихся, проверка внешней готовности к уроку. Создание мотивационной установки в форме ролевой игры «В ЦЗН» Предлагает прочитать диалог по ролям двум ученикам по желанию. Задача всем ученикам узнать, где и между кем происходит разговор. Предлагает высказать предположения. Определение темы урока предваряет вопросом: «Как не оказаться в такой ситуации, не оказаться безработным?» В этом нам поможет тема сегодняшнего урока. Называет тему урока и предлагает записать её в тетрадь. Просит подумать, о том, чему они должны сегодня научиться. Корректирует и называет цели урока. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. Читают диалог. - Здравствуйте. -Здравствуйте. -Скажите, пожалуйста, могли бы вы мне помочь найти подходящую работу? А какая у вас специальность? -Юрист. - К сожалению, свободных вакансий пока нет. Высказывают предположения (разговор происходит между специалистом ЦЗН (центра занятости населения) и человеком, который ищет работу) Записывают тему урока в тетрадь. Предлагают варианты целей урока: выявить особенности понятия «трудовые ресурсы»; раскрыть причины и следствия безработицы; иметь мнение по поводу самоопределения в будущей профессии; представлять, какие требования предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. | Личностные УУД: Самоопределение (мотивация учения) Личностные УУД: Смыслообразование Регулятивные УУД: Целеполагание |
2. Проверка знаний (фронтальный опрос). | Организует повторение по вопросам. -Для реализации задач сегодняшнего урока нам нужны будут знания прошлого урока. Давайте их повторим. - Что такое демографическая ситуация? - Назовите, какие доли населения нужно учитывать при анализе возрастной структуры? - Проанализируйте проблемы деревень России. Назовите их причины. | Отвечают на поставленные вопросы: - Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности. - Лиц моложе трудоспособного возраста, - лиц трудоспособного возраста, - лиц старшего трудоспособного возраста - «Обезлюдение» деревень, старение деревень, рост безработицы, низкий уровень социальной сферы. | Регулятивные УУД: Целеполагание |
3. Изучение нового материала Рассказ учителя с элементами объяснения Объяснит. - иллюстративный Работа с текстом учебника Работа с тетрадью Работа с текстом учебника Частич. - поисковый Работа с тетрадью Проблемный вопрос Рассказ учителя | - Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России. Что же вам нужно знать о рынке труда? 1.Трудовые ресурсы России. В 1930 году возникла нехватка трудовых ресурсов. На самом деле во многих районах существовала «скрытая» безработица (сельская местность) Северного Кавказа. - В 1998 году в России официально было зарегистрировано около 2 млн. безработных – 3% экономически активного населения. Но это только те, кто официально регистрируется в службе занятости, а так примерно 8 млн. чел. - Запишем определение: трудовыми ресурсами называется население, способное работать в хозяйстве страны. - В России населением в трудоспособном возрасте считаются мужчины в возрасте от 16 до 59 включительно и женщины от 16 до 54 лет включительно. - К трудовым ресурсам относится трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Обратите внимание на схему на стр.69 Другие трудовые ресурсы – население в нетрудоспособном возрасте, занятое в хозяйстве страны. - Проанализируйте текст учебника на стр. 69 ( пункт 2 ) и ответьте на вопрос: - Какая часть населения относится к экономически активному населению? - Запишите определение: рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населения). - Проанализируйте текст учебника на стр. 70 и ответьте на вопросы: - В результате чего возникает дефицит работников (обратите внимание на схему на стр. 70)? - Поясните своими словами выражение «низкая цена рабочей силы не стимулирует повышение производительности труда»? 2. Безработица и дефицит работников - Отчего зависит география безработицы в России? География безработицы зависит в России: 1) из-за демографической ситуации 2) от структуры хозяйства. - Запишите в тетрадь: Районы с высоким естественным приростом населения имеют, как правило и высокий уровень безработицы. Предлагает подумать над записанной формулировкой, корректирует высказываемые предположения, поясняет, в каких районах наблюдается низкий уровень безработицы, как зависит безработица от структуры хозяйства. - Скорость создания новых рабочих мест, во многих регионах Росси этот фактор стал определяющим. Так в Москве и Санкт- Петербурге велика доля тех отраслей, сокращение занятости в которых происходит быстрыми темпами ( ВПК, легкая промышленность, машиностроение и наука). Однако в этих городах и создаётся множество рабочих мест, особенно в непроизводственной сфере, поэтому уровень безработицы здесь очень низкий. Новая ситуация на рынке труда России, когда в большинстве регионов людей, ищущих работу, гораздо больше, чем свободных рабочих мест, приводит к конкуренции между работниками. Предлагает задание. - Проанализируйте текст учебника на стр.72 (1-й пункт) и ответьте на вопрос: - Какие требования предъявляет работодатель к работникам? Дополняет ответ учеников. - Современный работник должен уметь также приобретать новые знания и умения, т.е заниматься самообразованием; самим осваивать новые профессии и виды занятий. Чем больше у вас профессий и занятий, тем уверенней вы чувствуете себя на рынке труда. | Слушают рассказ учителя. - Записывают определение в тетрадь: трудовыми ресурсами называется население, способное работать в хозяйстве страны. Рассматривают схему в учебнике (Состав трудовых ресурсов России и их использование). Читают текст учебника и отвечают на вопросы. - Занятое население и безработные. Записывают определение: рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населения). Анализируют текст учебника и отвечают на вопросы, высказывают предположения (формулируют проблему) В процессе подготовки к вопросам рассматривают схему «Соотношение спроса на рабочую силу и её предложения при различной оплате труда». Записывают в тетрадь: Районы с высоким естественным приростом населения имеют, как правило и высокий уровень безработицы. Высказывают предположения: (каждый год большой контингент молодежи входит в трудоспособный возраст) (на крайнем севере России) (как правило, безработица выше там, где наибольший спад производства)
Анализируют текст учебника и отвечают на вопрос. Требования предъявляются их знаниям, умениям, дисциплине, организованности, творческому подходу к выполнению работы | Познавательные УУД: общеучебные (знаково-символические) Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение информации) Познавательные УУД: действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы) Познавательные УУД: общеучебные (знаково-символические) Познавательные УУД: логические (анализ) Регулятивные УУД: прогнозирование Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание |
4. Закрепление знаний Работа в парах | Задаёт вопросы на выявление понимания основных понятий. - Что такое рынок труда? - Дайте определение понятия «трудовые ресурсы». Предлагает учащимся подумать, какой бы вопрос они хотели задать одноклассникам или учителю по изученному материалу Предлагает творческое задание «Защита профессии» | - Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населения). - Трудовыми ресурсами называется население, способное работать в хозяйстве страны. Их основная часть – население в трудоспособном возрасте. Задают вопросы Выбирают одну из профессий, называют по 3-5 качеств, которыми необходимо обладать работнику, обмениваются своими результатами с одноклассниками | Познавательные УУД: логические (синтез) Коммуникативные УУД: Постановка вопросов; Управление поведением партнёра. |
5. Домашнее задание | Разъясняет домашнее задание (§ 15, вопросы на стр. 72; письменно в тетради выполнить задание под рубрикой «Представьте, что…» | Фиксируют домашнее задание в дневник | Регулятивные УУД: целеполагание |
6. Подведение итогов | Оценивает деятельность учащихся | Самооценка (соотнесение цели урока и результата) | Регулятивные УУД: Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рынок труда и занятость населения России".
Урок географии в 9 классе с использованием развивающих и личностно-ориентированных технологий....
Разработка урока географии в 9 классе по теме Рынок труда и занятость населения
Урок с элементами технологии проблемного обучения в системе ЛОО способствует формированию универсальных учебных действий через системно-деятельностный подход. форма организации обучения - дискуссия, п...
урок географии Рынок труда и занятость населения
Категориальный аппарат усвоения: рынок труда; трудовые ресурсы; трудоспособный возраст; экономически активное население; безработица, география безработицы, зависимость безработицы от структуры хозяйс...
Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Население и хозяйство Поволжья"
Население Поволжья. Характеристика хозяйства региона, проблемы развития....
Конспект урока по географии на тему "Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика". 10 класс
Разработка урока для 10 класса по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика »....
Разработка урока по географии 9 класса на тему:"Рынок труда и занятость населения"
Задачи: 1. Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику; 2. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении»; 3. С...
Конспект урока по географии Осетии в 9 классе. Тема: "Население"
21 апреля 2021 года провела открытый урок по георафии в 9 кл для РМО учителей географии Кировского района....