Конспект урока по географии в 9 классе "Рынок труда и занятость населения России"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Голоменцев Валентин

Подробный конспект урока в 9 классе по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока географии в 9 классе

Тема урока: Рынок труда и занятость населения России.

Цели: сформировать представления о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику в условиях рынка.

Задачи:

1. Выявить особенности понятия «трудовые ресурсы», раскрыть причины и следствия безработицы.

2. Развивать умение работать с картой, отрабатывать умения работать с текстовым компонентом учебника, таблицами, схемами.

3. Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Оборудование: графики, таблицы, экономическая карта России.

Тип урока: комбинированный

                                        

Ход урока:

Этапы урока,  методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

     Примечание

1. Орг. момент

 Приветствие учащихся, проверка внешней готовности к уроку.

 Создание мотивационной установки в форме ролевой игры «В ЦЗН»

Предлагает прочитать диалог по ролям двум ученикам по желанию. Задача всем ученикам узнать, где и между кем происходит разговор.

Предлагает высказать предположения.

Определение темы урока предваряет вопросом: «Как не оказаться в такой ситуации, не оказаться безработным?» В этом нам поможет тема сегодняшнего урока. Называет тему урока и предлагает записать её в тетрадь.

Просит подумать, о том, чему они должны сегодня научиться. Корректирует и называет цели урока.

 Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Читают диалог.

- Здравствуйте.

-Здравствуйте.

-Скажите, пожалуйста, могли бы вы мне помочь найти подходящую работу?

А какая у вас специальность?

-Юрист.

- К сожалению, свободных вакансий пока нет.

Высказывают предположения (разговор происходит между специалистом ЦЗН (центра занятости населения) и человеком, который ищет работу)

Записывают тему урока в тетрадь.

Предлагают варианты целей урока:

выявить особенности понятия «трудовые ресурсы»; раскрыть причины и следствия безработицы; иметь мнение по поводу самоопределения в будущей профессии; представлять, какие требования предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

Личностные УУД:

Самоопределение

(мотивация учения)

Личностные

УУД:

Смыслообразование

Регулятивные УУД:

Целеполагание

2. Проверка знаний (фронтальный опрос).

Организует повторение по вопросам.

-Для реализации задач сегодняшнего урока нам нужны будут знания прошлого урока. Давайте их повторим.

- Что такое демографическая ситуация?

- Назовите, какие доли населения нужно учитывать при анализе возрастной структуры?

 - Проанализируйте проблемы деревень России. Назовите их причины.

 Отвечают на поставленные вопросы:

- Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности.

- Лиц моложе трудоспособного возраста,

- лиц трудоспособного возраста,

- лиц старшего трудоспособного возраста

- «Обезлюдение» деревень, старение деревень, рост безработицы, низкий уровень социальной сферы.

Регулятивные УУД:

Целеполагание

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя

с элементами объяснения

Объяснит. - иллюстративный

Работа с текстом

учебника

Работа с тетрадью

Работа с текстом

учебника

Частич. - поисковый

Работа с тетрадью

Проблемный вопрос

Рассказ учителя

- Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России. Что же вам нужно знать о рынке труда?

1.Трудовые ресурсы России.

 В 1930 году возникла нехватка трудовых ресурсов. На самом деле во многих районах существовала «скрытая» безработица (сельская местность) Северного Кавказа.

- В 1998 году в России официально было зарегистрировано около 2 млн. безработных – 3% экономически активного населения. Но это только те, кто официально регистрируется в службе занятости, а так примерно 8 млн. чел.

- Запишем определение: трудовыми ресурсами называется население, способное работать в хозяйстве страны.

- В России населением в трудоспособном возрасте считаются мужчины в возрасте от 16 до 59 включительно и женщины от 16 до 54 лет включительно.

- К трудовым ресурсам относится трудоспособное население в трудоспособном возрасте.

 Обратите внимание на схему на стр.69

Другие трудовые ресурсы – население в нетрудоспособном возрасте, занятое в хозяйстве страны.  

- Проанализируйте текст учебника на стр. 69 ( пункт 2 ) и ответьте на  вопрос:

- Какая часть населения относится к экономически активному населению?

- Запишите определение: рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населения).

- Проанализируйте текст учебника на стр. 70 и ответьте на вопросы:

- В результате чего возникает дефицит работников (обратите внимание на схему на стр. 70)?

- Поясните своими словами выражение «низкая цена рабочей силы не стимулирует повышение производительности труда»?

2. Безработица и дефицит работников

- Отчего зависит география безработицы в России? География безработицы зависит в России: 1) из-за демографической ситуации 2) от структуры хозяйства.

- Запишите в тетрадь: Районы с высоким естественным приростом населения имеют, как правило и высокий уровень безработицы.

Предлагает подумать над записанной формулировкой, корректирует высказываемые предположения, поясняет,

  в каких районах наблюдается низкий уровень безработицы,

 как зависит безработица от структуры хозяйства.

- Скорость создания новых рабочих мест, во многих регионах Росси этот фактор стал определяющим.

Так в Москве и Санкт- Петербурге велика доля тех отраслей, сокращение занятости в которых происходит быстрыми темпами ( ВПК, легкая промышленность, машиностроение и наука). Однако в этих городах и создаётся множество рабочих мест, особенно в непроизводственной сфере, поэтому уровень безработицы здесь очень низкий.

Новая ситуация на рынке труда России, когда в большинстве регионов людей, ищущих работу, гораздо больше, чем свободных рабочих мест, приводит к конкуренции между работниками.

Предлагает задание.

- Проанализируйте текст учебника на стр.72 (1-й пункт) и ответьте на вопрос:

- Какие требования предъявляет работодатель к работникам?

Дополняет ответ учеников.

- Современный работник должен уметь также приобретать новые знания и умения, т.е заниматься самообразованием; самим осваивать новые профессии и виды занятий. Чем больше у вас профессий и занятий, тем уверенней вы чувствуете себя на рынке труда.

 Слушают рассказ учителя.

- Записывают определение в тетрадь: трудовыми ресурсами называется население, способное работать в хозяйстве страны.

Рассматривают схему в учебнике (Состав трудовых ресурсов России и их использование).

 Читают текст учебника и отвечают на вопросы.

- Занятое население и безработные.

 Записывают определение: рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населения).  

 Анализируют текст учебника и отвечают на вопросы, высказывают предположения (формулируют проблему)

В процессе подготовки к вопросам рассматривают схему «Соотношение спроса на рабочую силу и её предложения при различной оплате труда».

Записывают в тетрадь: Районы с высоким естественным приростом населения имеют, как правило и высокий уровень безработицы.

Высказывают предположения: (каждый год большой контингент молодежи входит в трудоспособный возраст)

(на крайнем севере России)

 (как правило, безработица выше там, где наибольший спад производства)

 

Анализируют текст учебника и отвечают на вопрос.

Требования предъявляются их знаниям, умениям, дисциплине, организованности, творческому подходу к выполнению работы

Познавательные УУД: общеучебные (знаково-символические)

Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение информации)

Познавательные УУД: действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы)

Познавательные УУД: общеучебные (знаково-символические)

Познавательные УУД: логические (анализ)

Регулятивные УУД: прогнозирование

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

4. Закрепление знаний

Работа в парах

Задаёт вопросы на выявление понимания основных понятий.

  - Что такое рынок труда?

- Дайте определение понятия «трудовые ресурсы».

Предлагает учащимся подумать, какой бы вопрос они хотели задать одноклассникам или учителю по изученному материалу

Предлагает творческое задание «Защита профессии»

- Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населения).

- Трудовыми ресурсами называется население, способное работать в хозяйстве страны. Их основная часть – население в трудоспособном возрасте.

Задают вопросы

Выбирают одну из профессий, называют по 3-5 качеств, которыми необходимо обладать работнику, обмениваются своими результатами с одноклассниками

Познавательные УУД: логические (синтез)

Коммуникативные УУД: Постановка вопросов;

Управление поведением партнёра.

5. Домашнее задание

Разъясняет домашнее задание (§ 15, вопросы на стр. 72;

письменно в тетради выполнить задание под рубрикой «Представьте, что…»

Фиксируют домашнее задание в дневник

Регулятивные УУД: целеполагание

6. Подведение итогов

Оценивает деятельность учащихся

Самооценка (соотнесение цели урока и результата)

Регулятивные УУД: Оценка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рынок труда и занятость населения России".

Урок географии в 9 классе с использованием развивающих и  личностно-ориентированных технологий....

Разработка урока географии в 9 классе по теме Рынок труда и занятость населения

Урок с элементами технологии проблемного обучения в системе ЛОО способствует формированию универсальных учебных действий через системно-деятельностный подход. форма организации обучения - дискуссия, п...

урок географии Рынок труда и занятость населения

Категориальный аппарат усвоения: рынок труда; трудовые ресурсы; трудоспособный возраст; экономически активное население; безработица, география безработицы, зависимость безработицы от структуры хозяйс...

Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Население и хозяйство Поволжья"

Население Поволжья. Характеристика хозяйства региона, проблемы развития....

Конспект урока по географии на тему "Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика". 10 класс

Разработка урока для 10 класса по теме  «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика »....

Разработка урока по географии 9 класса на тему:"Рынок труда и занятость населения"

Задачи: 1. Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику; 2. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении»; 3. С...

Конспект урока по географии Осетии в 9 классе. Тема: "Население"

21 апреля 2021 года провела открытый урок  по георафии в 9 кл для РМО учителей географии Кировского района....