Элективный курс "География мирового туризма" 9 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс)

Хомушку Сайлык Сааяевна

Календарно-тематический план элективного курса для 9 класса:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_geografii_9_klaass.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                         Согласовано                                          Утверджена

На метод совете                                 зам. по НМР                                            директором

                                                                                                                               МБОУ СОШ с. Эрги-Барлык

школы _______                                ___________ Саая А.А.                          _________  Саая А.Ю.

Протокол №                                         от « ____»  _______2013                      от «_____» ______2013

От   «____»______2013

Элективный курс

"География мирового туризма"

9 класс.

Сарыг-оол Сайлык Сааяевна учитель географии

Пояснительная записка.

География туризма – отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учреждения.

В основе содержания курса лежат знания усвоенные учащимися при изучении географии материков и океанов, России, а также истории зарубежных стран и нашего государства.

Курс базируется на знаниях природы, социально-экономических, исторических, культурных особенностях регионов мира. Практические работы закрепляют приобретенные знания и умения, навыки работы с картографическим материалом, энциклопедическими данными, использованием Интернета, личных сведений при посещении туристических маршрутов.

Цели курса: ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в мире. В первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, видов туризма. Во второй части курса дана характеристика основных туристских районов мира.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- основные понятия географии туризма;

  • виды туризма;
  • факторы, определяющие потребности в туризме населения;
  • уровень развития туризма в мире;
  • основные районы и центры туризма, главные туристские маршруты.

Учащийся должен уметь: 

  • использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения возможностей развития туризма;
  • давать на основе различных источников характеристику туристского центра и маршрута.

Курс рассчитан на 34 часа. Периодичность занятий – при изучении курса в течение одного учебного года – 2 часа в неделю.

 

 Тематический план занятий.

№ п/п

Название раздела

Темы раздела

Количество часов

1

Основные понятия географии туризма и виды туризма.

1.Основные понятия географии туризма.

2

2.Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.

2

2

География туризма.

1.Население и его туристский спрос.

2

2.Развитие туризма в мире.

2

3.Приморский туризм.

2

4.Горный туризм.

2

5.Морской (круизы) и речной туризм.

2

6.Центры религиозного паломничества.

2

7.Экологический туризм

2

8.Экстремальный туризм.

2

9.Приключенческий и экзотический туризм.

2

3

Практические занятия.

1.Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской.

2

2.Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.

2

3.Оценка туристских ресурсов заданного района по различным источникам информации.

2

4.“Создание туристической программы”

6

Итого:

34 ч.

Программа курса.

Раздел I. Основные понятия географии туризма и виды туризма.

Тема 1 .Основные понятия географии туризма.

География туризма – отрасль рекреационной географии. Проблемы географии туризма. Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские учреждения, туристский район, источники географии туризма.

Тема 2 .Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.

Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой.

Классификация туризма по характеру организации, по способам передвижения, по продолжительности. Функции туризма.

Раздел II. География туризма.

Тема 1. Население и его туристский спрос.

Региональные особенности в демографическом составе населения и их значение для туристского спроса. Уровень образования населения как фактор туристского спроса. Географические различия в характере туристского спроса. Туристские потоки в мире.

Тема 2. Развитие туризма в мире.

Виды туристских ресурсов.

Природные туристские ресурсы. Климат как туристский ресурс. Показатели, характеризующие климат, как условие туристской деятельности. Моря и внутренние воды, как туристские ресурсы. Значение ландшафта для туризма. Источники минеральных вод, их виды и использование в лечебном туризме. Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном туризме.

Культурно-исторические ресурсы, их классификация и значение для познавательного туризма. Оценка туристских ресурсов.

Туристские маршруты.

Требование к туристским маршрутам. Местные и дальние маршруты. Теплоходные маршруты. Круизы. Туристские рейсы.

Тема 3. Приморский туризм.

Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии.

Главные курортные районы и центры: 

  • Франция (Лазурный берег, Ницца, Канны).
  • Италия (Балеарские острова).
  • США (Флорида, Калифорния).
  • Мексика (Акапулько).

Отдых на островах: Мальдивы, Шри-Ланка, Мадейра, Малайзия, Сейшелы, Гавайи, Багамы, Канары, Бали.

Тема 4 . Горный туризм.

ЭГП. Население. Туристский спрос. Транспортные условия. Современное состояние туризма.

Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма:

  • Альпы – Германия (Хаусбер)
  • Австрия (Инсбрук, Зальцбург)
  • Швейцария (Кранс-Монтана, Давос, Церматт)
  • Италия (Южный Тироль)
  • Франция (Шамони).

Районы спалеотуризма: Индия (пещеры Аджанте)

  • США (Мамонтова пещера)
  • Польша (Величка)

Источники минеральной воды: Чехия (Карловы Вары)

  • Польша (Бескиды)
  • Важнейшие туристские маршруты. Перспективы развития.

Тема 5. Морской (круизы) и речной туризм.

ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты по региону.

Теплоходные маршруты: 

  • по Голубому Дунаю, Норвежским фьордам. Морские круизы по Карибскому бассейну, Средиземноморью (Крит, Турецкое побережье Эгейского моря), Северной Европе и Британским островам, по Французской Полинезии.

Тема 6. Центры религиозного паломничества. 

  • ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры. Современное состояние туристской индустрии.

Центры религиозного паломничества: Мекка, Медина, Иерусалим, Рангун (Мьянма), Боробудур (Индонезия).

  • Культурно-исторические ресурсы для развития туризма.

Тема 7. Экологический туризм

Рекреационный: Греция (г. Афины, о. Родос, Закинф, Корфу), Непал, Венгрия (о. Балатон), джунгли Амазонии, Австралия (гора Аейерс-Рок), водопады

  • Игуасу и Анхель, США (гора Рушмор, Гранд-Каньон, Ниагарский водопад, гора Килиманджаро).

Познавательный: Шотландия (Эдинбург), Испания, от Рима до Венеции (Ватикан, Флоренция), Неаполь (Везувий, Помпеи, Сорренто), Монако,Сан-Марино, Египет, Япония, Чехия, Китай.

  • ЭГП. Население. Туристский спрос. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры, транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии, культурно-исторические, реакционные и природные ресурсы для развития туризма.

Тема 8. Экстремальный туризм.

Современное состояние туризма. Пути сообщения и транспортные условия. Слабое развитие инфраструктуры. Центры туризма и перспектива их развития.

  • Большой Барьерный риф, пустыни Перу, Эфиопии, Монголии, Африки.
  • Аляска (Ванкувер, Джуно, Скагвей).
  • Полярные области (Арктика и Антарктида).

Тема 9. Приключенческий и экзотический туризм. 

  • ЭГП. Население. Транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты, районы.
  • Кенийское сафари, Лапландия (г.Раваниеми), Индия (Гоа), Китай (о.Хайнань), Галапагосские острова, озеро Титикака, горы Анды и Гималаи.
  • Природные ресурсы для развития туризма. Перспектива развития туристской индустрии.

Примерные темы практических занятий.

 Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской.

  • Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.
  • Оценка туристских ресурсов заданного района по различным источникам информации.
  • “Создание туристической программы”

а) Проектирование: 

  • привязка к местности, учёт рельефа, грунтовых вод, пород, слагающих данную местность, господствующие ветра, климат в целом и т. д.;
  • возможности создания транспортной сети - влияние на окружающую среду, удалённость от основных транспортных артерий;
  • строительные материалы (есть ли природный местный материал, пригоден ли он для климата данной местности);
  • трудовые ресурсы (есть ли местные ресурсы или надо приглашать рабочих из других мест), картина занятости населения в целом по району и возможности её изменения в связи со строительством и дальнейшей эксплуатацией;
  • глобальные вопросы экономики (целесообразность строительства из существующих условий).

б) Строительство: 

  • обучение рабочих, т.е. изменение занятости и численности местного населения; влияние на экологию края.

Литература. 

  1. Энциклопедия туриста /редкол. Е.И.Тамм, А.Х.Абуков и др.- М.: Большая Российская энциклопедия,1993.
  2. Чекулаева Е.О. Столицы мира - М.:ООО “Издательство АСТ”: (Издательство Астрель),2002
  3. Страны мира: Энциклопедический справочник - Смоленск: Русич,2002.
  4. Географический энциклопедический словарь: Географические названия/Гл.ред.А.Ф.Трешников.2-е изд., доп. - М.:Сов.энциклопедия, 1989.
  5. Овчинников В.В. Своими глазами. Страницы путевых дневников. -М.:АПНЮ1989.
  6. Атлас мира. Филип Стил. Издательство “Олма-Пресс”, Издание на русском языке,1989.
  7. Журналы: ГЕО, Вояж, Иностранец, Афиша-Мир.

Демографические проблемы России

Элективный курс по географии
Для 9 класса, 8 часов

Разработала и провела
учитель географии
Ракова А.И.

 

Содержание

1. Введение, Исторические особенности заселения и освоения территории России.

2. Из истории переписи населения России.


3. Современная демографическая ситуация в России.

4. Продолжительность жизни в России. Демографическая "гангрена", охватившая Крайний Север.


5. Половозрастной состав населения России.

6. Изменение численности городского и сельского населения .


7. Миграции населения, их влияние на численность населения.

8. Демографическая ситуация и трудовые ресурсы.

Основное содержание курса

Введение.
Заселение славянами Восточно-Европейской равнины. Выход к берегам Северного Ледовитого океана. Присоединение Поволжья , продвижение в степь. Освоение Сибири. Выход к Тихому океану.

Из истории переписей населения в России.
Начало учета населения в Руси в 9 веке. "Ревизии" населения в 12 веке в период татаро- монгольского ига. Переписи населения в отдельных городах и селах после реформы 1861 года Первая перепись в Российской империи в 1897 году. Всесоюзная перепись 1926, 1937, 1980, 1989 г.г. Перепись населения России 2002.

Современная демографическая ситуация в России.
Численность населения. Естественное движение, показатели, его характеризующие (рождаемость, смертность, естественная убыль).Демографическая ситуация в РМЭ.

Продолжительность жизни в России.
Средняя продолжительность жизни. Повышение смертности. Демографическая "гангрена" Севера. Долгожительство. Детская смертность.

Половозрастной состав населения.
Половой и возрастной состав населения, преобладание женщин. Причины, влияющие на состав населения. Половозрастная пирамида.

Изменение численности городского и сельского населения.
Соотношение городского и сельского населения. Типы поселений. Урбанизация. Особенности урбанизации в России. Городские агломерации. Функции городов. Проблемы крупных городов. Городское и сельское население РМЭ.

Миграции населения, их влияние на численность населения.
Виды миграций. Понятия "миграция", "эмиграция", "мигранты", "иммигранты", "реэмиграция". Реэмиграция в связи с распадом СССР. Миграции и численность населения.

Демографическая ситуация и трудовые ресурсы.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Трудоспособный возраст. Сокращение численности трудоспособного населения. Качество трудовых ресурсов. Требования к современному работнику в условиях рынка. Рынок труда РМЭ.

Методическое обеспечение


Занятие 1- лекция
Занятие 2- лекция
Занятие 3- урок- диалог
Занятие 4- урок- диалог
Занятие 5- практикум
Занятие 6- урок- диалог
Занятие 7- урок- диалог
Занятие 8- Лекция

Литература

1. В.П.Дронов, В.Я.Ром. "Население и хозяйство России", М. Дрофа. 2002 год.
2. О.Е.Доленина, И.И. Курицын. " Новые тенденции в системе сельского расселения России" журнал "География в школе" №1,2003 год.
3. Б.С.Хорев. "Прогнозы роста мирового населения" журнал "География в школе" №2,2000 год.
4. Е.Н. Колосов. "Прогнозируемая численность населения стран мира" журнал "География в школе" №8,2000 год.
5. Г.М. Лаппо. "Рассказы о городах".М. "Мысль",1986 год.
6. В.В.Прокшишевский "География мирового процесса урбанизации", М. Просвещение, 1986 год.
7. В.Я. Ром. "Новое в России. Цифры и факты." Дополнительные главы к учебнику " География России" М. Дрофа, 2001 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Мировая художественная культура" для 10 - 11 классов

    Развивающий потенциал данного курса напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы м...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Рабочая программа по элективному курсу Мировая художественная культура для 5-7 класса

Элективный курс «Мировая художественная культура» входит в структуру предметной области «Искусство», является расширением и дополнением курсов «История» и «Изобразительное искусство» в 5-7 классах в о...

Программа элективного курса "Мировая художественная культура"

Программа элективного курса "Мировая художественная культура" для 10 класса...

Элективный курс "Мировые религии" 10-11 классы 68ч.

Программа данного курса предлагает старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного подхода, который не зависел бы ни от господствующих установок, ни от веяний моды. Религия при этом по...

Программа элективного курса «Мировая культура в художественных образах»

 Курс «Мировая  культуры в художественных образах» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и ист...