Использование метода проектов в образовательном процессе на уроках географии
статья по географии по теме

Ложкина Оксана Александровна

Авторы

Александрова О.М., Зинченко Л.Л.,  Куленкова Г.В., Ложкина О.А.,      Орлов Е.В., Степанова Л.И., Соболева Л.И., Хохлова И.Н.,        Чинёнкова Е.А.

 

Под редакцией канд. пед. наук Е.В. Орлова

 

Проектный центр как фактор обогащения образовательной среды школы (Из опыта работы педагогического коллектива школы) / под ред. канд. пед. наук Е.В. Орлова. – Н.Новгород, 2011. – 46 с.

 

В работе содержатся материалы выступлений сотрудников школы на научно-методической коллегии управления образования Нижегородского района города Нижнего Новгорода по теме: «Проектный центр как фактор обогащения образовательной среды школы».

В статьях рассматриваются вопросы методологии организации школьного проектного центра, управления созданием проектного центра, обеспечения его деятельности, приводятся примеры разработки и реализации конкретных проектов педагогами школы.

Сборник предназначен для педагогов-практиков и управленцев системы образования различного уровня. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в образовательном процессе                     на уроках географии

Ложкиной О. А., учитель географии

Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования, как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.

Для реализации возможностей географии как комплексной науки я использую метод проектов в образовательном процессе:

  • на уроке;
  • во внеурочное время.

Этот метод хорошо представлен в учебной программе по географии «Полярная звезда».

Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности и творческого потенциала при изучении дисциплины.

В переводе на русский язык слово «проект» означает «выступающий вперед». Проект – это не просто предвосхищение результата, это тщательно спланированная деятельность по увеличению вероятности достижения поставленной цели.

Разработка проекта предполагает последовательное прохождение ряда этапов. Прежде всего, возникает замысел проекта. Для проекта выбирают интересную, а главное, значимую проблему и ищут пути ее решения. Вслед за этим последовательно расписывают предстоящую деятельность – от постановки цели до конечного «продукта». Определяется ресурсное обеспечение деятельности и пути ознакомления с результатами работы по проекту.

На уроках географии по программе «Полярная звезда» предполагается обучение умению разрабатывать проекты с 7 класса на уроках и во внеурочное время. Проектная деятельность дает возможности: самостоятельно решить интересующую проблему; расширить собственный кругозор; максимально проявить собственные способности и оценить их; научиться отстаивать свою точку зрения; публично показать достигнутый результат; научиться работать одному и в группе. Темы проектов ученикам даются заранее. Это сделано не только для того чтобы лучше усвоить учебный материал, но и для того чтобы выработать необходимое в жизни умение обосновывать свои решения и действия.

Особенно с большим интересом учащиеся разрабатывают конкурсные проекты по следующим темам:

  • «Создание национального парка в Танзании», 7 кл. (научно-познавательная сфера);
  • «Что мы знаем о погоде?» Гидрометцентр ГУ, 8 кл. (практико-преобразовательная сфера);
  • «Интерьерное озеленение школы», 9 кл. (мотивационно-ценностная сфера);
  • «Разработка туристического маршрута по Европе», 10 кл. (исследовательская деятельность);
  • «Истоки» «Край Нижегородский», 8-10 кл. (творческая деятельность).

Одним из направлений нашей работы является организация участия школьников в городских и областных конкурсах проектов. Представим результаты такого участия:

  • дети были награждены памятными подарками за конкурс проектов среди учащихся школ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области к 65-летию Верхне-Волжского УГМС;
  • были награждены грамотой за 2-ое место в районе за коллективный проект клуба «Истоки» "Край Нижегородский";
  • школа награждена ноутбуком и мультимедийным проектором за результаты участия в проекте «Ветеран, живущий рядом».

Итог: анализ результатов внедрения в систему преподавания методов проектов позволяет судить об их эффективности. Учащиеся эффективнее овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, обучаются работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения, выводы.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в образовательном процессе. Творческий проект на уроках технологии и изоискусства.

Из опыта ратботы по методу проектов, о преимуществах и недостатках метода и результативности применения педагогической технологии....

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

Использование метода проекта в образовательном процессе

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика. Применение проектной методики ос...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (МЕТОД ПРОЕКТОВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Метод проектов - это педагогическая технология, часто используемая в образовательном процессе на уроках английского языка...

Использование метода проектов в образовательном процессе

Представлена система работы по методической теме...