Использование метода проектов в образовательном процессе
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Rezakova Anna

Представлена система работы по методической теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_proektov_v_obrazovatelnom_protsesse.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в образовательном процессе

I.Введение

Проектно-исследовательская деятельность ориентирует  обучающихся на практические навыки, развивает способность применять знания, реализовывать свои идеи, принимать решения. Метод проекта актуален в урочной системе и внеурочное время в работе с одарёнными детьми.
Реализация метода проекта имеет цель  подготовки школьников к жизни в современном обществе, способствует формированию компетентностей  школьников через коллективную деятельность. Проектная  и исследовательская  деятельности активизируют развитие творческого потенциала учащихся.

 Цель внедрения проектного метода:

Развитие исследовательских умений и навыков, раскрытие  творческих способностей.

 Задачи:

поставить ученика в позицию активного деятеля,

раскрыть его индивидуальные потенциальные возможности,

стимулировать поиск новых знаний,

развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы учащихся, их творческий потенциала;

 учить практическим умениям и навыкам  в проектной художественно творческой деятельности;

формировать интерес к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, к его художественным традициям;

воспитывать патриотизм и гражданственность.

Ожидаемые результаты. 

1 .Проявление активности и творческих способностей учащегося в различных видах и формах  проектной деятельности.

2.Повышение самооценки через осознание значимости личного вклада в результат совместной деятельности и  по  результатам собственной художественной деятельности.


II. Основные компоненты проектной деятельности учащихся. 
Прое́кт — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.  Проектная деятельность - это один из дидактических методов  работы с обучающимися. К его компонентам  относятся:  наличие социально значимой исследовательской или  информационной проблемы; решение данной проблемы – практическая работа над проектом. Первый этап - планирование действий по разрешению проблемы, поиск информации для  обработки, осмысления и последующего представления участниками проектной группы. Результат - наличие значимого продукта, представленного для защиты с обязательной оценкой  его социальной значимости.

Таким образом, можно определить этапы выполнения проекта: проблема, проектирование(планирование), поиск и сбор информации, работа над продуктом проектной деятельности, защита и оценка результата.


Раздел II. Использования метода проекта на уроках изобразительного искусства 

Организовать разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, вовлечь их в  деятельность исследовательского, поискового, творческого характера позволяет использование метода проектов в образовательном процессе. Это  возможность максимального раскрыть творческий потенциал обучающегося, дать ему возможность проявить свои способности, показать необходимость знаний. Осознание пользы своей деятельности  и результат стимулируют   познавательную  активность. Каждый учащийся чувствует свою значимость и важность в общем деле, значимость личного вклада в результат совместной деятельности. Метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей.

Разновидности проектов.

Во 2 классе  использую  совместно-индивидуальную форму коллективного творчества. Учащиеся работают индивидуально с учётом единого замысла, а на завершающем этапе урока деятельность каждого становится частью общей композиции. В  3 - 4 классе – активно использую совместно-взаимодействующую форму коллективного творчества. Все  участники группы согласовывают  свои действия на каждом этапе коллективной деятельности.
        Мини-проекты  укладываются в один урок, могут быть индивидуальными или  работа в группах. Индивидуальные проекты на уроках  в   5классе: «Единство конструкции и декора в народном жилище», «Народные промыслы их истоки и современное развитие», «Современное выставочное искусство» и др.
Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  уроков. Коллективные  проекты на уроках изобразительного искусства: «Народные праздничные обряды», «Народные промыслы» и др.
Проект «Моя деревня». Коллективная работа 4 класса
Проект «Макет города - крепости» 4 класс.
Недельные проекты выполняются в группах, по классам  в ходе  предметных декад эстетического цикла. Годичные или четвертные   проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Выполняются на уроке и  во внеурочное время.  

План работы над проектом 
1.Информационный этап. Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.
2.Плановый этап. Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями. Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.
3.Поисковый этап. Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации.
4. Обобщающий этап. Производится обработка полученной информации.
5.Этап представления и защиты проекта. Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.
6.Аналитический этап. Анализируются результаты работы над проектами.

Проектная и исследовательская деятельность
по учебному предмету «изобразительное искусство» в 5,  6 классах.

Участники: учащиеся 5 класса.
I четверть. Тема: «Древние корни народного искусства».
Тема 2-х уроков: «Внутренний мир русской избы».
Проект по темам: «Интерьер крестьянского дома»

Продолжительность: 1 неделя.
Цель: развитие навыка учащихся по сбору  информации.
Продукт: сообщение.
1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор
информации в группах.
2 урок: отчёты групп по собранной информации.
Ход проекта (по урокам):
1) Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности.
2) Обсуждение собранной информации. Написание отчёта.
3) Сообщение. Самооценка.
2. Тема 2-х уроков: «Народный праздничный костюм».
Проект по теме: «Русский народный костюм как  образ мироздания».
Продолжительность: 1 неделя.
Цель: развитие навыка обобщения информации через изучение  
русского костюма.
Источник знаний:  Интернет

Продукт: эскизоы русского костюма

Темы:
1) Головной убор русской крестьянки как образ.
2) Пояс в русской культуре.
3) Сарафанный комплекс.
1 урок: Сообщения по темам. Обобщение информации.

 2 урок: разработка и оформление эскизов русского костюма


III четверть. Тема: «Декор – человек, общество, время».
1.Тема 2-х уроков: «Роль декоративного искусства в жизни общества. Греческая вазопись».
Проект по теме: «Вазопись  Древней Греции».
Продолжительность: 1 урок.
Цель: развитие навыка учащихся по видению символики через размышления  о  первых сосудах в  Древней Греции.
Продукт: рисунок  на тему «Дипилонская амфора».

2. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы».
Проект на тему: «Взгляд на символику».
Продолжительность: по 15 минут (на 2-х уроках).
Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе;
выработка гражданской позиции учащихся.
Продукт: сочинение - эссе «Взгляд на символику».
Роли: учитель, учащиеся; «социологи».
Функция «социологов»: собрать и распределить все работы класса по схожести ответов, предоставить информацию для обсуждения на следующем уроке.
3. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы».
Проект на тему: «Эмблема моего класса».
Продолжительность: 1 урок.
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта эмблемы своего класса;
создание эмблемы 5 класса.
Продукт: эмблема 5 класса, выполненная в компьютерной графике.


IV четверть. Тема: «Декоративное искусство в современном мире».
1. Тема: «Современное выставочное искусство».
Проектная работа на уроке: сообщения групп по 5 темам.
Продолжительность: 25 минут.

Цель: развитие навыка учащихся в составлении текста для выступления через сообщение на тему «Виды декоративного искусства»;
Продукт: сообщение.
Темы сообщений:
1) Керамические изделия.
2) Изделия из стекла.
3) Изделия из металла.
4) Гобелены.
5) Батик.
2. Тема: «Современное декоративное искусство».
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта через  художественное оформление актового зала школы.
Создание элемента оформления актового зала школы.
Продолжительность: 2 урока.
Продукт: панно « Птицы»

Участники:
учащиеся 6 класса.
I четверть.
Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».
1. Тема урока: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств».
Домашнее задание к данному уроку: подготовка проекта по теме: «Мне нравится
вид изобразительного искусства-..."
Продолжительность: 1 урок.
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о различных видах ИЗО.
Продукт: сообщения.
Темы:
1) Графика.
2) Живопись.
3) Архитектура.
4) Скульптура.
5) Декоративно – прикладное искусство.
2. Тема 2-х уроков: «Объём – основа языка скульптуры».
Проект по теме: «Познай самого себя».
Продолжительность: 1 урок.
Цель: развитие аналитических навыков учащихся
.
Продукт: эссе.
Ход проекта:
1) Анализ по предложенному плану  скульптур «Бородатый раб», «Раб- атлант», «Молодой раб» Микеланджело

2) Анализ по предложенному плану  скульптур «Пробуждающийся раб», «Умирающий раб», «Восставший раб» Микеланджело

3) Анализ по предложенному плану  скульптуры  «Давид» Микеланджело

4) Выступление групп
5) Написание эссе в группах

6) Самооценка; оценка педагога.

 
II четверть. Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт».
1. Проект на тему: «Инсталляция».
Продолжительность: урок.
Цель: развитие навыка самовыражения через искусство инсталляции.
Продукт: инсталляция.
Этапы работы:
1) Проработка требований к проектируемому изделию.
2) Выбор идеи, её обоснование.
3)Сбор и подготовка материала.

4) Изготовление продукта

5) Выставка

III четверть. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет».
Тема: «Портрет в графике».
Темы групп.
1) Графический портрет в творчестве Фешина.
2) Графический портрет в творчестве В. Серова.

3) Графический портрет в творчестве О. Кипренского.

4) Графический портрет в творчестве А. Матисса.

5) Графический портрет в творчестве Рембрандта.

6)  Графический портрет в творчестве Е. Кругликовой.
Продолжительность: 1-6 уроки четверти; на каждом уроке – выступление - презентации (10 минут).
Цель: развитие исследовательских  навыков через  изучение портретного жанра
Продукт: презентация на тему «Художественная выразительность образа в портретной графике».

IV четверть. Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве».
1. Тема: «Пейзаж - настроение».
Проект по теме: «Природа и художник».
Предварительное анкетирование на тему: «Мне нравится творчество….».
Продолжительность: урок.
Цель: развитие навыка обобщения  в изучении творческого наследия  русских художников- пейзажистов.
Продукт: презентации поисковых групп на тему «Образ природы в творчестве…».
Темы:
1) Творчество И.И.Шишкина.
2) Творчество Ф.А.Васильева.
3) Творчество И.И.Левитана.

Заключение

Анализ результатов анкетирования учащихся подтвердил, что при использовании на уроках метода коллективного творчества повысился интерес к урокам. В ходе работы над проектом меняются отношения между учителем и учеником, развиваются  умения и навыки самостоятельной работы. Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе, формируя у учащихся  надпредметные умения.  Проектная деятельность – это получение не только личностного, но и социально значимого результата.


Литература

1.    Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.2.    Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.3.    Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.4.     Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.5.    Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с.6.    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в образовательном процессе. Творческий проект на уроках технологии и изоискусства.

Из опыта ратботы по методу проектов, о преимуществах и недостатках метода и результативности применения педагогической технологии....

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

Курсовая работа Тема: « Использование метода проектов в образовательном процессе школьников»

Вся жизнь современного  общества – это большой проект. Не является исключением и школьное образование. Невольно задаешься вопросом:   является ли использование метода проектов в образов...

Использование метода проектов в образовательном процессе на уроках географии

АвторыАлександрова О.М., Зинченко Л.Л.,  Куленкова Г.В., Ложкина О.А.,      Орлов Е.В., Степанова Л.И., Соболева Л.И., Хохлова И.Н., ...

Использование метода проекта в образовательном процессе

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика. Применение проектной методики ос...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (МЕТОД ПРОЕКТОВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Метод проектов - это педагогическая технология, часто используемая в образовательном процессе на уроках английского языка...