Аннотации Рабочих программ педагога
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Елисеева Марина Александровна

Представлены элементы Рабочих программ по предмету География: пояснительная записка,  описание условий реализации программы, требования к уровню подготовки обуучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_7_klass.docx23.65 КБ
Файл geografiya_8_klass.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЯ 7 КЛАСС

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Место предмета в базисном учебном плане.
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68  учебных часов для обязательного изучения географии в 7-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий; формирования географических регионов в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и рациональном природопользовании;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

Условия реализации программы

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивациии к самостоятельной учебной работе. В связи с этим организация учебно-познавательной деятельности  происходит через такие образовательные  технологии как:  развития критического мышления, проблемного обучения, проектной деятельности. При этом используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

    Основными средства обучения выступают: 

учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.),

организационно-педагогические средства (карточки, карты урока, раздаточный материал), а также видеофрагменты,  ЦОРы,  презентации,  интернет – ресурсы,  электронные учебники.

Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Также в течение 2013 – 2014 учебного года предполагается освоение содержания курса учащимися 7А класса через  работу  с Электронным Образовательным Комплексом "Живой Урок". Э – ОК - это индивидуальный учебник, интегрированный в специально созданный интернет-портал.  Предлагаемый образовательный модуль (учебник + портал + система электронной связи между учителем и учащимися) даст возможность: проводить мониторинг всех участников образовательного процесса; создавать индивидуальные образовательные маршруты; раздвигать границы образования за счет подключения внешних информационных источников - он-лайн энциклопедий, электронных библиотек, новостных сайтов.

    Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.  Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Поэтому около 1/3 содержания программы содержит практический компонент. При выполнении практических  работ в курсе 7 класса  происходит  формирование  умения учащихся  по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должны овладеть  умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями.

Требования к результатам  обучения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

 Важнейшие личностные результаты обучения географии:

 • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

 — осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 — осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

 — осознание единства географического пространства мира как единой среды обитания всех

 — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

 • гармонично развитые социальные чувства и качества:

 — эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  — уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

 • образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

 Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

 — познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 — гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

 — способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

 — готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

 • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

 • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

 • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

 • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

 • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

 • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

 • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

 • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

 • умение работать с разными источниками географической информации;

 • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

 • картографическая грамотность;

 • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

 • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

 • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

 • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.



Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЯ  8 КЛАСС

           В условиях динамически развивающего мира все большее значение приобретает географическое образование. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины,  изучающей природные и социально – экономические явления и процессы в х единстве и взаимосвязи.   Главная цель курса заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного

изучения нашей планеты.

Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- демонстрация роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Курс географии кроме узкого предметного значения имеет еще и широкую  общеобразовательную значимость. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Условия реализации программы:

Изучение курса географии строится через использование  методов следующих технологий:  развивающего и проблемного обучения, информационно-коммуникативные, исследовательские, игровые,  блочно - модульной.

Организационными формами учебных занятий в соответствии с технологией обучения выступают: ИКТ: электронные уроки, презентации, компьютерное тестирование, электронные игры. Игровые: «Своя игра», «Интеллектуальное казино».   Развивающее обучение: групповые и индивидуальные задания, экскурсии, мозговой штурм, опытно-исследовательская работа, уроки-диалоги. Отбор методов и содержания  направлены не только на передачу «готовых знаний», но и на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Практическая часть программы:
В соответствии с современными требованиями к организации учебно – воспитательного процесса содержание курса строится на основе деятельностного подхода.  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение  оценочных практических работ.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности  являются индивидуальный  опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные,  тестовые  работы, географические, номенклатурные диктанты,  создание презентации или буклета,  работа  в команде, подготовка тематического сообщения.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний предусмотрены уроки обобщения и систематизации знаний. Изучение каждой темы завершает урок – зачет.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)


Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню компетенции учащихся:

Владеть основными географическими знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля дальнейшего обучения;

Овладеть основными общегеографическими понятиями и умениями на примерах взаимодействия общества и природной среды;

Уметь использовать теоретические знания по географии во время практической, исследовательской деятельности и общения с живой природой, миром антропогенного характера;

Уметь планировать своё будущее, ставить цели саморазвития;

Уметь проявлять ответственное отношение к собственной деятельности, осмысливая последствия своих действий;

Уметь противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям, нарушению норм здорового образа жизни;

Уметь сравнивать объекты, анализировать, систематизировать, оценивать и делать выводы.


В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотации Рабочих программ педагога

В аннотацию включены следующие разделы Рабочей программы: пояснительная записка, описание условий для выполнения программы, требования к уровню подготовки  обучающихся...

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ 10-11 класс

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ. (по программам И.Л. Бим,) 2014-2015 учебный год Аннотация к рабочей программе по немецкому языку. в 10-11 классах Немецкий язык. Рабочие ...

Аннотации рабочих программ учебной дисциплины "История".Разработчик Бандурина Г.Ю.

Аннотации содержат краткое описание рабочих программ учебной дисциплины "История"...

Аннотации рабочих программ

Представлены аннотации рабочих программ по специальности 050130 (53.02.01)  Музыкальное образование: Элементарная теория музыки, гармония; сольфеджио, история музыки и музыкальная литература, ана...

Аннотации рабочих программ общепрофессиональных учебных дисциплин по специальностям

Аннотации рабочих программ общепрофессиональных учебных дисциплин СПО: "Естествознание" - специальность 43.02.11 "Гостиничный сервис", "Физика" - специальность 090203 "Программирование в компьютерных ...

Аннотации рабочих программ по предметам музыкальной направленности для общеобразовательной школы, ФГОС

Аннотации  рабочих программ по музыке, 5-7 кл. (Г.П. Сергеева, Е.Д. Крицкая), ФГОС, в том числе рабочих программ по сольфеджио, музыкальной литеретуре, хоровому музицированию для классов с углубл...

Аннотация рабочей программы по английскому языку 2-4 классы

Аннотация рабочей программы состоит из перечисления нормативных документов, необходимых для создания аннотации, а также указываются цели учебной дисциплины, количество часов, отводимых на предмет, мес...