Рабочая программа по предмету "География России" 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа разработана к учебнику Пятунина Б.В. издательства "ВЕНТАНА - ГРАФ" 8 класс (для индивидуального обучения - 34 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_8_kl_34_chasa.docx | 59.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
по географии России 8 класс
( базовый уровень)
для основного общего образования
Статус документа
Рабочая программа курса «География России» составлена на основе :
- содержания Стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по географии;
- программы по географии авторского коллектива под ред. В.П. Дронова для УМК издательства «Вентана-граф».
- Программы развития МБОУ «Байкало – Кударинская СОШ», Кабанского района , Республики Бурятия на 2012-2013 учебный год
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма.
Курс «География России» занимает важное место в структуре школьного курса географии. Он, с одной стороны завершает базовое географическое образование школьников, с другой – формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.
Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим РФ народам, их культуре и национальным особенностям.
Учебно-методические задачи:
- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;
- обозначить место и роль России в современном мире;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации;
- показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать образные представления о крупных природно-хозяйственных комплексах, показать взаимодействие природной среды, населения и хозяйства на локальном уровне.
Распределение учебного материала в 8 классе
Класс | Кол. часов всего | в соответствии с БУП -2004г. |
34 учебные недели по 2 часа в неделю = 68 часов в год | ||
8 | 34 |
2 четверть — 8 недель – 8 уроков 3 четверть — 10 недель - 10 уроков 4 четверть — 8 недель – 8 уроков |
Программа рассчитана на 1 час в неделю
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Географическое положение и формирование государственной территории России | 8 |
3 | Природа России | 26 |
Итого 35 ч Резерв времени – 1 ч | 35 |
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.
Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Требования к уровню подготовки учащихся
Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.
Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования.
Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям,
развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.
А это значит учащихся необходимо научить:
• основам организации собственной учебной деятельности;
• способам поиска, переработки и представления информации;
• приемам и методам умственного труда;
• основам коммуникативных умений.
В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те общеучебные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:
- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
- тренировка в применении этого умения;
- проверка владения этим умением всеми учащимися и корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.
Надпредметные компетенции (общеучебные умения и навыки):
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи
- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи
- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
- Ставить учебные задачи
- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями
- Владеть различными способами самоконтроля
- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками
- Систематизировать информацию.
- Владеть навыками анализа и синтеза.
- Структурировать информацию
- Выявлять проблемы и пути их решения
- Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах
- Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.), использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи
- Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
- Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления;
- Составление рецензии, аннотации
- Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы
- Уметь вести дискуссию.
Все предметные географические умения можно объединить в четыре большие группы:
1 умения работать с географическими картами и моделями Земли;
2 умения ориентироваться на местности;
3 умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
4 умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов
В результате изучения курса «География России» ученик должен (предметные знания и компетенции):
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины: федерация, территория государства, шельф, ЭГП, местное и поясное время, циклон и антициклон, мелиорация, естественное движение населения, миграция, трудовые ресурсы, хозяйство страны, агломерация, природные ресурсы, предприятие, отрасль, межотраслевой комплекс, факторы размещения, структура хозяйства, кооперирование и специализация, транспортный узел, пассажиро- и грузооборот, интеграция
- различие географических карт по содержанию, масштабу, способам географического изображения
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий
- географическую зональность
- различия в хозяйственном освоении разных территорий
- специфику ГП и АТД Российской Федерации
- особенности природы, населения и хозяйства основных регионов России
Уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов и адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
Формы контроля и критерии оценивания
Контроль знаний – это компонент, который необходим для управления качеством образовательного процесса, направленный на усиление обратной связи в обучении и представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов. Главной задачей оценки качества служит изучение состояния школьного географического образования с позиции усвоения учениками предметных знаний и умений, развития их познавательной самостоятельности. Проверка ориентирована на выявление успешности преподавания географии и внесение соответствующих корректив в учебный процесс. Центр внимание переносится на усвоение теоретических вопросов: общих понятий, причинно-следственных связей, закономерностей. Наряду с отдельными компонентами знаний, такими как понятия, связи, факты, проверяется усвоение знаний, выраженных в форме характеристик отдельных элементов природы, отраслей народного хозяйства, физико-географических и экономико-географических характеристик изучаемых территорий. Важным критерием оценки успешности обучения географии служат мировоззренческие идеи – выводы и идеологические обобщения частных предметных знаний.
В систему оценки качества знаний по географии входят:
- обычные вопросы и задания, сформулированные в традиционной форме и требующих от учащихся свободного ответа, позволяющие судить не только о знаниях учащихся, но и их способности самостоятельно строить ответ, рассуждать на заданную тему.
- тесты, представляющие собой серию кратко и точно сформулированных вопросов и заданий, на которые учащиеся должны дать краткие и точные ответы. Тесты составлены таким образом, что школьники, выполняя их, ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием правильного ответа или односложными ответами. При выставлении оценки за тесты используется следующая шкала:
от 50 — 66 % общей суммы баллов — «3»
от 67 — 84% «4»
от 85% и выше «5»
- задания, связанные с географической картой (анализ, сопоставление, поиск информации и т.п.)
- задания, связанные с анализом различных форм представления информации или, наоборот, представлением информации в определенной форме (таблицы, схемы, диаграммы и т.д.)
- географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры или географических понятий).
В настоящее время ведется работа над созданием информационной системы оценки качества знаний по предмету.
Примеры заданий – см. список литературы
Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет процесс оценивания знаний в ходе сравнения выполненной работы с эталоном и итогом этого процесса выступает отметка. В настоящее время внедряется рейтинговая система оценки знаний – система накопительного типа, основанная на систематически повторяющихся рейтинговых измерениях, отражающих успеваемость учащегося.
На завершающем этапе обучения особое значение приобретает прогностическая функция контроля, поскольку результаты позволяют в некоторой степени диагносцировать готовность к дальнейшему обучению, а так же прогнозировать его успешность. Но основная цель работы учителя – не констатация и не оценка, а выявление уровня реальной обученности ребенка. Поэтому при оценивании знаний возможны разнообразные формы поощрения: похвала, аргументация оценки, сообщение всему классу об индивидуальных успехах, открытый учет знаний.
Литература для учащихся и учителя
- Пятунин В.Б., Таможня Е.А. География. 8 класс. Учебник. Издательство «Вентана-граф»
- География. Программа. 6-10 класс. Издательство «Вентана-граф»
- Cмирнова М.С. Сборник задания для проведения промежуточной аттестации. М., Просвещение.
- Перлов Л.Е. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии России.
- Географические диктанты. Первое сентября.
- Россия. Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта+»
- Ефремов Ю.К. Природа моей страны. М: Мысль, 1985
- Магидович И.П, Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий
- Коняев Н.М. От Ермака до Беринга. М., Просвещение
- Б.Б. Вагнер. Семь рек России. Семь озер России.
- сайты:
--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru
--Природа России priroda.ru
--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru
--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России
www. isles.ru
--Все о геологии. www.geo.web.ru
--Каталог минералов www. catalogmineralov,ru
Календарно-тематическое планирование уроков географии
8 класс
2012\2013 учебный год
№ урока | Название темы урока | Количество часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающегося | Формы контроля | Практическая работа |
Введение. Что изучает география России
| 1 | Изучение нового материала | Предмет «География России», ветви географии физическая и экономическая | Называть: предмет изучения географии России; Основные средства и методы получения географической информации. Объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны | Фронтальный опрос | ||
Географическое положение России. «Визитная карточка» | 1 | Изучение нового материала через практикум | Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств | Называть: географическое положение объектов. Описывать географическое положение страны (экономико-географическое, геополитическое и др). Объяснять влияние географического положения на природу, хозяйство | Фронтальный Работа с контурной картой | Характеристика географического положения России | |
1.Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России | |||||||
ЭГП и транспортно-географическое положение России | 1 | Практикум | 2.Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России | ||||
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | 1 | Практикум | Сообщения учащихся | 3.Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России | |||
Государственная территория. Типы российских границ | 1 | Урок изучения нового материала Лекция | Работа с контурной картой | 4.Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России | |||
Сухопутные и морские границы России | 1 | Практикум Защита проектов | Географический диктант | 5.Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России | |||
Различия во времени на территории России | 1 | Урок изучения нового материала + практикум | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный Творческий ¦ * ? - | Решение задач на определение поясного времени | Решение задач на определение поясного времени | |
Государственное устройство и территориальное деление РФ | 1 | Проблемное изложение + практикум | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный
Творческий | Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
Анализ схемы
Заполнение таблицы
Вопросы и задания | Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России | |
Итоговый урок по теме | 1 | Обобщающий | Тестирование | Контрольная работа | |||
Особенности геологической истории формирования территории | 1 | Урок изучения нового материала | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный * - ? | Беседа
Геохронологическая таблица, анализ
анализ рисунка Вопросы и задания | Физическая карта России таблица стр. 258-259
рис. 17 стр.57 «Тектонические структуры мира».
вопросы 1-4 стр.58 | |
Развитие земной коры. Основные тектонические структуры | 1 | Урок изучения нового материала | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный
| Вводная беседа, Заполнение таблицы Анализ профиля рельефа | Физическая и тектоническая карта России таблица 5 стр. 59 рис. 18, вопрос стр. 60 вопрос стр. 60 | |
Рельеф и полезные ископаемые России | 1 | Изучение нового материала + практикум | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный Творческий | Вводная беседа
Работа с картой
Составление ЛОК
Проблемные задания | Физическая карта России рис. 20 стр. 63 «Новейшие тектонические движения» «Внешние и внутренние процессы, формирующие рельеф» карта рис. 22, 23 стр. 66-67 «Древнее оледенение» задания 1-4 стр. 67 | |
Рельеф и внешние геологические процессы | 1 | Урок изучения нового материала Лекция | Термины: Объекты: | Репродуктивный | Вводная беседа Работа с картой
| Физическая карта России рис. 24 стр. 68 «Сейсмоактивные области» | |
Человек и литосфера | 1 | Объяснение нового материала + практикум | Термины: Объекты:
| Репродуктивный Продуктивный Творческий | Практикум
Классификация п/и по происхождению (таблица). Практическая работа № 4 Работа с картой
Анализ схемы Дискуссия, анализ таблицы
| Физическая карта
таблица 6,7 стр. 71 «Виды полезных ископаемых» карта рис. 26 стр. 72-23 «Полезные ископаемые России» вопрос - таблица 8 стр. 78 «Рост поверхности искусственных форм рельефа» стр. 79. | |
Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны | 1 | Изучение нового материала | Термины: Объекты: | Репродуктивный
Продуктивный * - ? | Вводная беседа,
Составление опорной схемы Фронтальная беседа по рисунку
Работа с картой
Фронтальная беседа по рисунку
Анализ схемы
Составление таблицы
Описание климатических явлений | Климатическая карта «Климатообразующие факторы» стр. 89 рис. 28, 29, 30, 31 стр. 80-81 «Высота солнца над горизонтом», вопрос стр. 82 Климатическая карта России рис. 32 «Движение воздуха в теплом и холодном фронтах» рис. 33 «Схема циклона и антициклона» таблица «Характеристика циклонов и антициклонов» | |
Закономерности распределения тепла и влаги по территории России | 1 | Изучение нового материала + практикум | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный Творческий | Практикум,
Анализ климатической карты России
Анализ климатической карты России
Определение коэффициента увлажнения
Проблемные задания Работа по синоптической карте | Климатическая карта
рис. 34, 35 стр. 87-88 «Средние температуры января и июля» рис. 36, 37 стр. 89-90 «Годовое количество осадков», «Испарение и испаряемость» формула коэффициента увлажнения К=О/И
задание 2 стр. 90 карта атласа народные приметы | |
Сезонность климата Типы климатов России – разнообразие условий жизни | 1 | Урок изучения нового материала + Работа группами | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный * - ? | Вводная беседа
Работа с картой
Составление таблицы
| Климатическая карта
рис. 38, стр. 94-95 «Климатические пояса России»
| |
Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Агроклиматические ресурсы. | 1 | Семинар | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный Творческий | Беседа Сравнение климата некоторых стран мира
Эвристическая беседа
Анализ природных условий по карте
Работа над таблицей
Дискуссия
| Климатическая карта
таблица 9 стр. 99 «Показатели уровня комфортности» карта рис. 39, 40 стр. 100,102 «Оценка природных условий для проживания человека», «Агроклиматические ресурсы» составляют таблицу «Неблагоприятные климатические явления» стр.105-106 материалы СМИ, Интернета об изменении климата, свои предположения | |
| * - ? |
| Работа по карточкам. | ||||
Состав внутренних вод. | 1 | Урок изучения нового материала | Термины: Объекты: | Репродуктивный
Продуктивный * - ? | Вводная беседа работа со схемой
Работа по карте учебника Решение задач: определение уклона и падения реки Мини-конспект Контурная карта | Карта «Водные ресурсы» рис. 42,43 «Многолетний сток рек» стр. 109-110 стр. 110-111, карта атласа «Физическая карта России» «Как климат влияет на реки?» | |
Реки | 2 | Практикум | |||||
Озера Болота, ледники, подземные воды | 1 | Комбинированный | Термины: Объекты:
| Репродуктивный Продвинутый | Беседа
Анализ таблицы
Мини-конспект (таблица) задания по группам Контурная карта | Карта «Водные ресурсы»
Таблица 10 стр.116 «Внутренние воды России» - стр. 256 | |
Воды и человек. | 1 | Обобщающий урок Контроль знаний | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный Творческий | Беседа
Составление ЛОК
Разбор таблицы
Проблемные вопросы | «Экологическая карта России»
Проблемы, связанные с использованием водных ресурсов таблица 11 стр. 123
Видеофильм «Путешествие по Волге» | |
Особое природное образование - почва | 1 | Урок изучения нового материала Лекция | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный Творческий - ? ¦ | Вводная беседа Фронтальная беседа по схеме учебника Анализ рисунка
Творческое задание | Почвенная карта России Рис. 46, 47 «Состав почвы», «Строение почвенного профиля» стр. 125,126
задание 3 стр. 129 | |
Главные типы почв России | 1 | Практикум | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный | Беседа
Задание на сопоставление Анализ опорной схемы
Вопросы и задания | Почвенная карта России
задание стр. 130 рис. 48 и карта «Типы почв», схема стр. 133 «Причины развития эрозии почв» задания стр. 136 | |
Почвы и человек | 1 | Комбинированный | значение почвы для жизни человека, | Творческий | Поиск ответа на вопрос | вопрос рисунок 50 стр. 134 | |
Растительный мир | 1 | Комбинированный | Термины: (словарь стр. 247-254) | Репродуктивный Продуктивный * - ? | Вводная беседа
Анализ рисунков и ответы на вопросы
Презентации учащихся | Карта растительного и животного мира России рис.51, 52 «Типичные представители растительного и животного мира России» стр. 138, 139 «Растительный и животный мир п/з» вопрос 1-4 стр. 142 | |
Животный мир России | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
Биологические ресурсы | 1 | Урок изучения нового материала | Термины: (словарь стр. 247-254) Объекты: | Репродуктивный Продуктивный Творческий | Вводная беседа
Поиск ответа на вопросы
Презентации учащихся (стендовые) | Карта растительного и животного мира России
Изменение ПЗ под влиянием хозяйственной деятельности человека
«Животного и растительного мира России» | |
Природные комплексы. Природное районирование. | 1 | Урок изучения нового материала | Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный Творческий | Вводная беседа
Составление логической цепочки Анализ карты, ответы на вопрос
Чертёж Работа с таблицами Характеристика ПК моря План характеристики | Карта растительного и животного мира России «Взаимосвязь природных компонентов ПК» рис. 54 стр. 148 «Физико-географические регионы России», вопрос стр. 149 «ПТК России» приложение 2 стр. 258-259 задание 4 стр. 153 | |
Моря как крупные ПК | 1 | ||||||
Северные безлесные зоны Арктическая зона пустынь. Тундра. Лесотундра | 1 | Урок изучения нового материала Лекция | Термины: многолетняя мерзлота. Объекты: | Репродуктивный Продуктивный * - ? | Беседа
Работа над схемой
Поиск ответа на вопрос
Проблемный вопрос | Карта растительного и животного мира России рис.59 схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне тундры» стр.160 вопрос стр. 161 «Каковы основные виды природопользования на севере страны?» вопрос «Каково значение северных территорий для развития России (шельфовые зоны СЛО)» | |
Тайга | 1 | Лекция | Термины: Объекты: Термины: Объекты: | Репродуктивный Продуктивный Творческий | Вводная беседа
Анализ карты атласа
Составление каркасной схемы Поиск ответа на вопрос Занимательное задание Проблемный вопрос | Карта растительного и животного мира России схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне лесов»
задание 4 стр. 166
вопрос «Использование лесных ресурсов» | |
Смешанные и широколиственные леса Высотная поясность | 1 | Урок изучения нового материала | |||||
Степи. Пустыни и полупустыни | 1 | Урок изучения нового материала Лекция | Термины: переходная зона. Объекты: | Репродуктивный
Творческий * - ? ¦ | Вводная беседа
Анализ карты атласа
Составление каркасной схемы
Проблемный вопрос
Вопросы и задания | Карта растительного и животного мира России схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне степей, пустынь» вопрос «Как выглядела степь до начала ее освоения»? вопросы 1-4 стр. 170 | |
Составление прогноза изменения природной зоны в результате хозяйственной деятельности человека |
СОДЕРЖАНИЕ рабочей программы
Введение Что изучает ФГ России
Раздел IРоссия на карте мира Географическое положение и формирование государственной территории России
Географическое положение и его виды .
Особенности физико-географического положения России
Экономико- и транспортно-географическое положение России
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России
Границы и административно-территориальное устройство России
Государственная территория России
Российские пространства: вопросы и проблемы
Государственные границы России. Сухопутные и морские границы. Соседи России
Россия на карте часовых поясов
Как осваивали и изучали территорию России
Особенности административно-территориального устройства России Современное развитие рельефа
Раздел II
Природа России
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые
Геологическое строение территории России
Особенности рельефа России
Изменение рельефа России
Стихийные природные явления в литосфере
Человек и литосфера. Минеральные ресурсы
Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты
Циклоны и антициклоны
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России
Сезонность климата Типы климатов России – разнообразие условий жизни
Комфортность (дискомфортность) климатических условий
Агроклиматические ресурсы. Климат и человек
Обобщающий урок по теме «Климат»
Разнообразие внутренних вод России. Реки
Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники
Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод
Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир
Образование почв. Их разнообразие
Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России
Своеобразие растительного и животного мира.
Биологические ресурсы. Природно-ресурсный потенциал России. Охрана растительного и животного мира
Обобщающий урок
Резервный урок
Природное районирование. Природные зоны
Природные комплексы. Моря как крупные ПК
Природно-хозяйственные зоны России
Арктическая зона пустынь. Тундра. Лесотундра
Лесные зоны России Зоны степей, полупустынь и пустынь Высотная поясность
Практическая работа №1
Тема: ознакомление с тематическими картами (атласами, картами республик, планами города и района, туристскими схемами, атласами дорог) и решение простейших задач (определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот)
Данная практическая работа достаточно объемна по своему содержанию. см приложение
Практическая работа № 2
Тема: определение по физической карте географических координат крайних точек России, нанесение их на контурную карту
Работа проводится на контурной карте, при этом используется контурная и политико-административная карта из атласа.
Практическая работа № 3
Тема: решение задач на определение поясного времени
При подготовке к практической работе необходимо выполнить следующие тренировочные задания:
1. Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.
2. Определить, на сколько часовых поясов разделена поверхность всей Земли.
3. Определить, сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны.
4. Определить, в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт.
5. Знать карты часовых поясов, системы ее условных знаков, определения понятий «местное время», «поясное время», «летнее время», «линия перемены дат».
I вариант | II вариант |
Практическая работа проводится физической карте атласа, и выполняются следующие задания: | Практическая работа проводится по карте часовых поясов, имеющейся в учебнике |
1. Рассчитать поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10 ч. . На о. Вайгач 13 ч, определить поясное время на о. Врангеля, в Санкт-Петербурге.
Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 ч. . Сколько раз в нашей стране можно встретить Новый год?
. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург надо переводить часы, а при перелете в Мурманск не надо? . В каком часовом поясе находится Волгоградская область?
. Какие изменения во времени произойдут при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад? . Сколько времени в Волгограде, если в Якутске 2 часа ночи? | Определить, который час в городе Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч утра. Санкт-Петербург находится примерно на 7,5° западнее Москвы. В каком городе в июне раньше темнеет и насколько? На сколько и в каком направлении надо перевести стрелки часов, если мы переместимся из 2-го часового пояса в 8-й? в 1-й?
Определите по карте, какие крупные города России отделены друг от друга наибольшим числом часовых поясов (приведите три примера). В каком городе темнеет раньше, в Москве или в Волгограде?
Теплоход выходит и порта Владивостока в Сан-Франциско (США) 20 сентября в 8.00 утра. В пути он будет трое суток. Какого числа теплоход достигнет Сан-Франциско? Сколько времени в Петропавловске-Камчатском, если в Волгограде 18 ч |
Практическая работа №4
Тема: установление связей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий
Данная практическая работа дает возможность расширить знания учащихся, сформировав у них понимание зависимости между тектоническим строением территории, рельефом этой территории, типом полезных ископаемых, преобладающих на ней.
Работа проводится с тектонической и физической картами атласа.
Задания:
Сравнить содержание тектонической и физической карт.
Установить наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны и сопредельных государств.
Вывод сформулировать самостоятельно и записать в тетради.
Крупная тектоническая структура | Соответствующая ей форма рельефа | Полезные ископаемые |
Выводы об установленной зависимости: |
Практическая работа №5
Тема: определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения
для отдельных пунктов страны и определение состояния погоды по синоптической карте.
Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт и синоптической картой.
При выполнении практической работы, необходимо выполнить следующие задания:
1. Определить суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в районе городов Архангельска и Оренбурга.
2. Сравнить полученные результаты и сделать вывод о причинах различия. Работу можно оформить, как показано в таблице.
Район (город) | Суммарная радиация, ккал/см2 | Годовое количество осадков, мм | Испаряемость, мм | Коэффициент увлажнения, |
Архангельск | ||||
Оренбург | ||||
Вывод о причинах различия: |
Практическая работа №5
Работа проводится по климатической и синоптической картам.
- Определить по климатической карте суммарную радиацию, коэффициент увлажнения для отдельных пунктов Российской Федерации. Данные занести в таблицу, сделать вывод.
Пункты | Суммарная радиация, ккал/см2 | Годовое количество осадков, мм | Испаряемость, мм | Коэффициент увлажнения | Увлажнение |
Москва | |||||
Архангельск | |||||
Оренбург |
2. Определить состояние погоды по синоптической карте.
Сравнить состояние погоды на Урале и в Центральной части Восточно-Европейской равнины по предложенному плану:
Температура воздуха.
Направление и сила ветра.
Облачность. Осадки: если есть осадки, то какие.
Какой атмосферный фронт оказывает воздействие на состояние погоды.
Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время.
Практическая работа №6
Тема: определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования
Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.
Задание
На основании анализа карт атласа и учебника вычислить падение реки, определить ее питание, режим и годовой сток.
Заполнить таблицу, выбрав несколько крупных рек России.
План: | Река |
Название реки | |
Исток, направление течения, устье | |
К бассейну какого океана принадлежит | |
Источники питания | |
Тип водного режима | |
Падение и уклон реки | |
Характеристика течения | |
Хозяйственное использование реки и ее охрана |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...