«География Семикаракорского района. Проблемы и перспективы Семикаракорского района»
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Данный курс предназначен для  учащихся  8-9 классов. Программа рассчитана на 18 учебных часов.

 

Цели и задачи курса:

  1. Личностные цели:

Создать условия для самореализации учащихся путем:

– формирования способности к самоучению, саморазвитию;

– формирования уважительного отношения к иному мнению, толерантности;

– развития мышления, памяти, внимания;

– развития самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;

– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи;

  1. Метапредметные цели:

Создать условия для самореализации учащихся путем:

– формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

– освоения способов решения проблем поискового характера;

– активного использования средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– формирования умения использовать различные способы поиска информации, готовить своё выступление;

– овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; построения рассуждений;

– готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- формирования умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

– определения общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществления  взаимного  контроля в совместной деятельности;

– формирования умения работать в информационной среде.

  1. Предметные цели:

Создать условия для самореализации учащихся через

1.Освоение географических умений и способов деятельности

  • объяснительно-аналитического,
  • оценочного,
  • прогностического,
  • проектного,
  • коммуникативного характера.
  1. Овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана
  2. Углубить и расширить знания учащихся по истории, географии Семикаракорского района и города Семикаракорска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Б.Н.Куликова                г. Семикаракорска» Ростовской области

_______________________________________________________________

Программа предпрофильного курса для учащихся

8-9 классов

Программу разработала:

учитель географии высшей  квалификационной категории

Елена Викторовна Маркина

                                                        г. Семикаракорск, 2014

Программа курса

«География Семикаракорского района.     Проблемы и перспективы Семикаракорского района»

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для  учащихся  8-9 классов. Программа рассчитана на 18 учебных часов.

 Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.

Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Цели и задачи курса: 

  1. Личностные цели:

Создать условия для самореализации учащихся путем:

– формирования способности к самоучению, саморазвитию;

– формирования уважительного отношения к иному мнению, толерантности;

– развития мышления, памяти, внимания;

– развития самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;

– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи;

  1. Метапредметные цели:

Создать условия для самореализации учащихся путем:

– формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

– освоения способов решения проблем поискового характера;

– активного использования средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– формирования умения использовать различные способы поиска информации, готовить своё выступление;

– овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; построения рассуждений;

– готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- формирования умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

– определения общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществления взаимного  контроля в совместной деятельности;

– формирования умения работать в информационной среде.

  1. Предметные цели:

Создать условия для самореализации учащихся через

1.Освоение географических умений и способов деятельности

  • объяснительно-аналитического,
  • оценочного,
  • прогностического,
  • проектного,
  • коммуникативного характера.
  1. Овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана
  2. Углубить и расширить знания учащихся по истории, географии Семикаракорского района и города Семикаракорска.

Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты.

Структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.в рамках спецкурса определяет личностноориентированный, и  системно-деятельностный подходы, поскольку  ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает именно эти подходы в качестве приоритетных.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными  действиями создаёт возможности   самостоятельного успешного   усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей,  включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Табл.1. Овладение универсальными учебными  действиями в рамках курса

Виды УУД

Типы УУД

Виды деятельности учащихся и виды учебных заданий

Коммуникативные УУД

1.Планирование

Самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале

Планирование деятельности при работе над проектом: «Проект развития рекреационного хозяйства  Семикаракорском районе»

2.Постановка вопросов

Составить викторину по теме: «Флора и фауна Семикаракорского района»

3.Разрешение конфликтов

Умение вести дискуссию, спор при защите проектов

Регулятивные УУД

1.Целеполагание

Самостоятельная постановка школьником учебных задач,

умение определять цели учебных проектов

2.Планирование

1.Планирование  строительства мусороперерабатывающего завода

2. Предложите социально- экономические изменения, направленные на повышение уровня жизни наших земляков

3.Прогнозирование

1.Прогноз изменения состояния окружающей среды в Семикаракорском районе.

2.Прогноз изменения численности населения в Семикаракорском районе

4. Контроль

Составить тестовое задание по теме: «Географическое положение Семикаракорского района».

5. Оценка

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Оценка влияния природных условий на здоровье человека

Познавательные УУД

1.Логические

- анализ с целью - выделения признаков (существенных, несущественных)

Проанализировать демографическую ситуацию в Семикаракорском районе: анализ показателей рождаемости, анализ показателей смертности, анализ показателей естественного прироста за последние десятилетия.

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Определить, какие предпосылки для развития рекреационного хозяйства существуют в нашем районе?

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Проанализировать гипотезы происхождения названия города Семикаракорска и выдвинуть собственные гипотезы.  

Выдвинуть гипотезы аномальных явлений в районе Шаминской горы.

Общеучебные

- поиск и выделение информации

Заполните схему: «Влияние антропогенного воздействия на здоровье человека в Семикаракорском районе»

знаково-символические

Оценить демографическую ситуацию в Семикаракорском районе. Построить график, диаграмму  изменения численности населения.

выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов;

Составить классификационную схему:  «Влияние природных факторов на жизнь и  здоровье  жителей   Семикаракорского района»

установление причинно-следственных связей

1. Каковы главные причины высокого уровня онкологических заболеваний в Семикаракорском районе?

2. Почему существует запрет на потребление грибов, произрастающих на Дону?

3. Составьте рекомендации населению по уменьшению неблагоприятного воздействия природных факторов на организм человека        

Изучение географии Семикаракорского района  формирует у учащихся бережное отношение к природным богатствам родного края, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, позволяет комплексно изучить природу, население, хозяйство своей местности, способствует осмыслению закономерностей развития природы и общества на местном материале, способствует развитию способностей учащихся, познавательной активности, сознательному выбору будущей профессии. Центральное место занимает самостоятельная исследовательская работа учащихся. На основе данной программы разработана система скрин-шотов (рабочая тетрадь). Проверочные задания сопровождаются схемами, диаграммами, таблицами, содержат в себе информационный материал, и построены так, чтобы привить детям самостоятельность в процессе изучения материала.

Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как

  • проблематизация,
  • мотивация,
  • актуализация имеющегося субъективного опыта,
  • коммуникация,
  • рефлексия.

Что должны знать и уметь воспитанники: 

  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
  • Составлять доклады, рефераты  
  • Применять полученные знания на практике
  • Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
  • Практиковаться в умении проводить экскурсии

Учебно - тематический план

Тема

Количество часов

Используемые технологии и виды деятельности

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

Раздел 1.Географическое положение и природа Семикаракорского района и города Семикаракорска

1.Природа Семикаракорского района. Природа города Семикаракорска

2

1

1

Работа по технологии  скрин-шотов.

Составить тестовое задание по теме: «Географическое положение Семикаракорского района».

Составить викторину по теме: «Флора и фауна Семикаракорского района»

Раздел 2. Из истории Семикаракорского района и города Семикаракорска

1.Семикаракорск и Семикаракорский район в довоенное время.

2.Героическое прошлое г. Семикаракорска и Семикаракорского района.

3.Наш город и район в послевоенное время.

1

1

Работа над проектами по темам раздела:

1.Семикаракорск и Семикаракорский район в довоенное время.

2.Героическое прошлое г. Семикаракорска и Семикаракорского района.

3.Наш город и район в послевоенное время.

Раздел 3. Наш район и город сегодня

1.Экономика Семикаракорского района

1

1

Работа в скрин-шотах.

Работа в интерактивных группах

2.Предприятия и организации нашего города

2

2

Работа по технологии веб-квестов.

По ссылкам в Интернете найти и  систематизировать информацию о крупнейших предприятиях и организациях нашего района.

3.Учебные, культурные заведения г. Семикаракорска.

4.Спорт в нашем городе

1

1

Технология моделирующего обучения

Оформление газет и выступление с репортажем по темам:

1.Учебные заведения нашего района

2.Культурные учреждения

3.Спорт в моей жизни

5. Население Семикаракорского района. Население нашего города

1

1

Работа в скрин-шотах.

Анализ данных таблиц по демографическим показателям, построение диаграмм и графиков изменения численности населения

6. Влияние природных и антропогенных факторов на жизнь населения

3

3

Исследовательская деятельность.

Определение неблагоприятного воздействия природных и антропогенных факторов  на здоровье человека.

Составление рекомендаций населению по уменьшению неблагоприятного воздействия природных  и антропогенных факторов на организм человека

7. Моя родословная

1

1

Работа над проектом: «Составление гегеалогического древа семьи». Герб моей семьи»

8. Проблемы города Семикаракорска и Семикаракорского района

1

1

Работа в скрин-шотах.

Работа в интерактивных группах

9. Перспективы нашего города и района

1

1

Работа в скрин-шотах.

Работа в интерактивных группах

10. Известные люди нашего района и города.

1

1

1

Работа над проектами.

«Я горжусь своими земляками» (Б.Н.Куликов, В.А.Закруткин и др.),

11. Поиск. История нашей школы

1

1

Исследовательская деятельность

Раздел 4. Итоговый

1

1

Итого

18

6

13

Содержание программы

1. Вводная беседа

Цели, задачи, содержание работы.

Раздел 1. Географическое положение и природа Семикаракорского района и города Семикаракорска

1.Природа Семикаракорского района.

  • Географическое положение
  • Наши соседи
  • Ландшафты нашего района
  • Памятники природы
  • Природные ресурсы

2. Природа города Семикаракорска

  • Рельеф и климат нашего города
  • Растительность города Семикаракорска
  • Лекарственные растения, произрастающие в окрестностях нашего города
  • Съедобные и ядовитые грибы и растения
  • Животный мир
  • Охрана окружающей среды

Раздел 2. Из истории Семикаракорского района и города Семикаракорска

1. Семикаракорск и Семикаракорский район в довоенное время

  • У истоков основания станицы Семикаракорской
  • Район в период революции и Гражданской войны
  • Исторические памятники района.

2. Героическое прошлое г.Семикаракорска и Семикаракорского района

  • Наш район и город в начале ВОВ
  • Период фашистской оккупации.
  • Юные герои нашего района.
  • Герои Советского Союза – наши земляки.

 3 .Наш город и район в послевоенное время

  • Восстановление хозяйства, появление предприятий
  • Развитие инфраструктуры города
  • Герои Социалистического труда

 Раздел 3. Наш район и город сегодня

1. Экономика Семикаракорского района

  • Общая характеристика хозяйства
  • Промышленность
  • Сельское хозяйство
  • Инфраструктура
  • Рекреационное хозяйство

2. Предприятия и организации нашего района

  • ОАО «Аксинья»
  • ОАО «Родник»
  • Сыродельный завод «Семикаракорский
  • Консервный завод
  • Мясокомбиат

Практические занятия: Сбор материала о предприятиях

 3. Учебные, культурные заведения  Семикаракорского района

  • Школы, детские сады
  • Библиотеки, дворец культуры

4. Спорт в нашем районе

  • Развитие спорта в школах
  • Соревнования
  • Здоровый образ жизни

5. Население Семикаракорского района и города Семикаракорска

  • Численность населения
  • Естественный прирост
  • Национальный состав
  • Миграции
  • Трудовые ресурсы

6.Влияние природных и антропогенных факторов на жизнь населения

  • Влияние природных факторов на жизнь населения
  • Влияние антропогенных факторов на жизнь населения
  • Влияние социальных условий на жизнь населения

7. Моя родословная, мой дом, моя семья.

  • Родительский дом – начало  начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка
  • Семейный альбом
  • Моя школа, мой класс, мои учителя
  • Мой дом, моя улица.

Практические занятия:

  • Составление генеалогического древа семьи
  • Герб семьи

8 .Проблемы города Семикаракорска и Семикаракорского района

  • Экологические проблемы
  • Социально- экономические проблемы

9. Перспективы нашего города и района

  • Развитие социальной сферы
  • Решение демографической проблемы
  • Решение экологических проблем
  • Развитие рекреационного хозяйства

10. Известные люди нашего района и города.

  • Герои нашего района
  • Знаменитые земляки

11. Поиск

  • История нашей школы
  • Учителя - выпускники нашей школы.
  • Оформление записей, фотоматериалов

Практические занятия: оформление дневников, стендов, краеведческих уголков.

Раздел 4. Итоговый

Участие в различных  краеведческих конкурсах и викторинах.

Методическое обеспечение программы

Основные технологии и методы обучения: 

Технология скрин-шотов

Технология веб-квестов

Интерактивные технологии

Проектные технологии

Технология проблемного обучения

Информационно-коммуникативные

Технология моделирующего обучения

Дискуссии

Беседы

Практические работы

Дидактический материал:

  1. Е.В.Маркина. Учебно-методическое пособие «География Семикаракорского района»
  2. Скрин-шоты по географии Семикаракорского района  (Рабочая тетрадь)
  3. Анкеты;
  4. Вопросники;
  5. Карточки с заданиями.

Материально-техническая база:

  1. Интерактивный комплекс
  2. Фотоаппарат;
  3. Видеокамера;
  4. Диктофоны  
  5. Блокноты, ручки  

Список литературы 

  1. Книга. В. Кондратенко. Не иссякнет твой блеск, жемчужина Дона. Изд. Малыш. Ростов- на-Дону. 2004 год
  2. Е.В.Маркина. Учебно-методическое пособие «География Семикаракорского района»
  3. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
  4. Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
  5. Учительская газета, № 15, 2006 год.
  6. Учительская газета, № 21, 2006 год.
  7. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
  8. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
  9. Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
  10. Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
  11. Родыгина О.А «Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о проведении районного слета казачьих школ Семикаракорского района

Информация о проведении районного слета казачьих школ Семикаракорского района...

Информация о проведении фестиваля школьных краеведческих музеев "Славные династии Семикаракорского района! (2014 год)

Информация о проведении фестиваля школьных краеведческих музеев "Славные династии Семикаракорского района"...

ЭССЕ Учителя географии + Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обучения школьников географии

Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОСв процессе обучения школьников географииС. В. Хиль,учитель географииМБОУ «Гимназия № 8», г. Сочи ,Краснодарский край...

Урок географии в 9 классе "Экономика Кировской области: проблемы и перспективы развития".

Методическая разработка может быть применена в разделе "Хозяйство своего края". Урок представлен в режиме системно-деятельностного подхода, в форме деловой игры....