«География Семикаракорского района. Проблемы и перспективы Семикаракорского района»
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов. Программа рассчитана на 18 учебных часов.
Цели и задачи курса:
- Личностные цели:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
– формирования способности к самоучению, саморазвитию;
– формирования уважительного отношения к иному мнению, толерантности;
– развития мышления, памяти, внимания;
– развития самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;
– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи;
- Метапредметные цели:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
– формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
– освоения способов решения проблем поискового характера;
– активного использования средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
– формирования умения использовать различные способы поиска информации, готовить своё выступление;
– овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; построения рассуждений;
– готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- формирования умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
– определения общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществления взаимного контроля в совместной деятельности;
– формирования умения работать в информационной среде.
- Предметные цели:
Создать условия для самореализации учащихся через
1.Освоение географических умений и способов деятельности
- объяснительно-аналитического,
- оценочного,
- прогностического,
- проектного,
- коммуникативного характера.
- Овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана
- Углубить и расширить знания учащихся по истории, географии Семикаракорского района и города Семикаракорска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа предпрофильного курса | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Б.Н.Куликова г. Семикаракорска» Ростовской области
_______________________________________________________________
Программа предпрофильного курса для учащихся
8-9 классов
Программу разработала:
учитель географии высшей квалификационной категории
Елена Викторовна Маркина
г. Семикаракорск, 2014
Программа курса
«География Семикаракорского района. Проблемы и перспективы Семикаракорского района»
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов. Программа рассчитана на 18 учебных часов.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.
Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Цели и задачи курса:
- Личностные цели:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
– формирования способности к самоучению, саморазвитию;
– формирования уважительного отношения к иному мнению, толерантности;
– развития мышления, памяти, внимания;
– развития самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;
– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи;
- Метапредметные цели:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
– формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
– освоения способов решения проблем поискового характера;
– активного использования средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
– формирования умения использовать различные способы поиска информации, готовить своё выступление;
– овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; построения рассуждений;
– готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- формирования умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
– определения общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществления взаимного контроля в совместной деятельности;
– формирования умения работать в информационной среде.
- Предметные цели:
Создать условия для самореализации учащихся через
1.Освоение географических умений и способов деятельности
- объяснительно-аналитического,
- оценочного,
- прогностического,
- проектного,
- коммуникативного характера.
- Овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана
- Углубить и расширить знания учащихся по истории, географии Семикаракорского района и города Семикаракорска.
Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты.
Структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.в рамках спецкурса определяет личностноориентированный, и системно-деятельностный подходы, поскольку ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает именно эти подходы в качестве приоритетных.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Табл.1. Овладение универсальными учебными действиями в рамках курса
Виды УУД | Типы УУД | Виды деятельности учащихся и виды учебных заданий |
Коммуникативные УУД | 1.Планирование | Самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале Планирование деятельности при работе над проектом: «Проект развития рекреационного хозяйства Семикаракорском районе» |
2.Постановка вопросов | Составить викторину по теме: «Флора и фауна Семикаракорского района» | |
3.Разрешение конфликтов | Умение вести дискуссию, спор при защите проектов | |
Регулятивные УУД | 1.Целеполагание | Самостоятельная постановка школьником учебных задач, умение определять цели учебных проектов |
2.Планирование | 1.Планирование строительства мусороперерабатывающего завода 2. Предложите социально- экономические изменения, направленные на повышение уровня жизни наших земляков | |
3.Прогнозирование | 1.Прогноз изменения состояния окружающей среды в Семикаракорском районе. 2.Прогноз изменения численности населения в Семикаракорском районе | |
4. Контроль | Составить тестовое задание по теме: «Географическое положение Семикаракорского района». | |
5. Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; | Оценка влияния природных условий на здоровье человека | |
Познавательные УУД | 1.Логические - анализ с целью - выделения признаков (существенных, несущественных) | Проанализировать демографическую ситуацию в Семикаракорском районе: анализ показателей рождаемости, анализ показателей смертности, анализ показателей естественного прироста за последние десятилетия. |
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; | Определить, какие предпосылки для развития рекреационного хозяйства существуют в нашем районе? | |
- выдвижение гипотез и их обоснование. | Проанализировать гипотезы происхождения названия города Семикаракорска и выдвинуть собственные гипотезы. Выдвинуть гипотезы аномальных явлений в районе Шаминской горы. | |
Общеучебные - поиск и выделение информации | Заполните схему: «Влияние антропогенного воздействия на здоровье человека в Семикаракорском районе» | |
знаково-символические | Оценить демографическую ситуацию в Семикаракорском районе. Построить график, диаграмму изменения численности населения. | |
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; | Составить классификационную схему: «Влияние природных факторов на жизнь и здоровье жителей Семикаракорского района» | |
установление причинно-следственных связей | 1. Каковы главные причины высокого уровня онкологических заболеваний в Семикаракорском районе? 2. Почему существует запрет на потребление грибов, произрастающих на Дону? 3. Составьте рекомендации населению по уменьшению неблагоприятного воздействия природных факторов на организм человека |
Изучение географии Семикаракорского района формирует у учащихся бережное отношение к природным богатствам родного края, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, позволяет комплексно изучить природу, население, хозяйство своей местности, способствует осмыслению закономерностей развития природы и общества на местном материале, способствует развитию способностей учащихся, познавательной активности, сознательному выбору будущей профессии. Центральное место занимает самостоятельная исследовательская работа учащихся. На основе данной программы разработана система скрин-шотов (рабочая тетрадь). Проверочные задания сопровождаются схемами, диаграммами, таблицами, содержат в себе информационный материал, и построены так, чтобы привить детям самостоятельность в процессе изучения материала.
Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как
- проблематизация,
- мотивация,
- актуализация имеющегося субъективного опыта,
- коммуникация,
- рефлексия.
Что должны знать и уметь воспитанники:
- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
- Составлять доклады, рефераты
- Применять полученные знания на практике
- Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
- Практиковаться в умении проводить экскурсии
Учебно - тематический план
Тема | Количество часов | Используемые технологии и виды деятельности | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение | 1 | 1 | ||
Раздел 1.Географическое положение и природа Семикаракорского района и города Семикаракорска | ||||
1.Природа Семикаракорского района. Природа города Семикаракорска | 2 | 1 | 1 | Работа по технологии скрин-шотов. Составить тестовое задание по теме: «Географическое положение Семикаракорского района». Составить викторину по теме: «Флора и фауна Семикаракорского района» |
Раздел 2. Из истории Семикаракорского района и города Семикаракорска | ||||
1.Семикаракорск и Семикаракорский район в довоенное время. 2.Героическое прошлое г. Семикаракорска и Семикаракорского района. 3.Наш город и район в послевоенное время. | 1 | 1 | Работа над проектами по темам раздела: 1.Семикаракорск и Семикаракорский район в довоенное время. 2.Героическое прошлое г. Семикаракорска и Семикаракорского района. 3.Наш город и район в послевоенное время. | |
Раздел 3. Наш район и город сегодня | ||||
1.Экономика Семикаракорского района | 1 | 1 | Работа в скрин-шотах. Работа в интерактивных группах | |
2.Предприятия и организации нашего города | 2 | 2 | Работа по технологии веб-квестов. По ссылкам в Интернете найти и систематизировать информацию о крупнейших предприятиях и организациях нашего района. | |
3.Учебные, культурные заведения г. Семикаракорска. 4.Спорт в нашем городе | 1 | 1 | Технология моделирующего обучения Оформление газет и выступление с репортажем по темам: 1.Учебные заведения нашего района 2.Культурные учреждения 3.Спорт в моей жизни | |
5. Население Семикаракорского района. Население нашего города | 1 | 1 | Работа в скрин-шотах. Анализ данных таблиц по демографическим показателям, построение диаграмм и графиков изменения численности населения | |
6. Влияние природных и антропогенных факторов на жизнь населения | 3 | 3 | Исследовательская деятельность. Определение неблагоприятного воздействия природных и антропогенных факторов на здоровье человека. Составление рекомендаций населению по уменьшению неблагоприятного воздействия природных и антропогенных факторов на организм человека | |
7. Моя родословная | 1 | 1 | Работа над проектом: «Составление гегеалогического древа семьи». Герб моей семьи» | |
8. Проблемы города Семикаракорска и Семикаракорского района | 1 | 1 | Работа в скрин-шотах. Работа в интерактивных группах | |
9. Перспективы нашего города и района | 1 | 1 | Работа в скрин-шотах. Работа в интерактивных группах | |
10. Известные люди нашего района и города. | 1 | 1 | 1 | Работа над проектами. «Я горжусь своими земляками» (Б.Н.Куликов, В.А.Закруткин и др.), |
11. Поиск. История нашей школы | 1 | 1 | Исследовательская деятельность | |
Раздел 4. Итоговый | 1 | 1 | ||
Итого | 18 | 6 | 13 |
Содержание программы
1. Вводная беседа
Цели, задачи, содержание работы.
Раздел 1. Географическое положение и природа Семикаракорского района и города Семикаракорска
1.Природа Семикаракорского района.
- Географическое положение
- Наши соседи
- Ландшафты нашего района
- Памятники природы
- Природные ресурсы
2. Природа города Семикаракорска
- Рельеф и климат нашего города
- Растительность города Семикаракорска
- Лекарственные растения, произрастающие в окрестностях нашего города
- Съедобные и ядовитые грибы и растения
- Животный мир
- Охрана окружающей среды
Раздел 2. Из истории Семикаракорского района и города Семикаракорска
1. Семикаракорск и Семикаракорский район в довоенное время
- У истоков основания станицы Семикаракорской
- Район в период революции и Гражданской войны
- Исторические памятники района.
2. Героическое прошлое г.Семикаракорска и Семикаракорского района
- Наш район и город в начале ВОВ
- Период фашистской оккупации.
- Юные герои нашего района.
- Герои Советского Союза – наши земляки.
3 .Наш город и район в послевоенное время
- Восстановление хозяйства, появление предприятий
- Развитие инфраструктуры города
- Герои Социалистического труда
Раздел 3. Наш район и город сегодня
1. Экономика Семикаракорского района
- Общая характеристика хозяйства
- Промышленность
- Сельское хозяйство
- Инфраструктура
- Рекреационное хозяйство
2. Предприятия и организации нашего района
- ОАО «Аксинья»
- ОАО «Родник»
- Сыродельный завод «Семикаракорский
- Консервный завод
- Мясокомбиат
Практические занятия: Сбор материала о предприятиях
3. Учебные, культурные заведения Семикаракорского района
- Школы, детские сады
- Библиотеки, дворец культуры
4. Спорт в нашем районе
- Развитие спорта в школах
- Соревнования
- Здоровый образ жизни
5. Население Семикаракорского района и города Семикаракорска
- Численность населения
- Естественный прирост
- Национальный состав
- Миграции
- Трудовые ресурсы
6.Влияние природных и антропогенных факторов на жизнь населения
- Влияние природных факторов на жизнь населения
- Влияние антропогенных факторов на жизнь населения
- Влияние социальных условий на жизнь населения
7. Моя родословная, мой дом, моя семья.
- Родительский дом – начало начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка
- Семейный альбом
- Моя школа, мой класс, мои учителя
- Мой дом, моя улица.
Практические занятия:
- Составление генеалогического древа семьи
- Герб семьи
8 .Проблемы города Семикаракорска и Семикаракорского района
- Экологические проблемы
- Социально- экономические проблемы
9. Перспективы нашего города и района
- Развитие социальной сферы
- Решение демографической проблемы
- Решение экологических проблем
- Развитие рекреационного хозяйства
10. Известные люди нашего района и города.
- Герои нашего района
- Знаменитые земляки
11. Поиск
- История нашей школы
- Учителя - выпускники нашей школы.
- Оформление записей, фотоматериалов
Практические занятия: оформление дневников, стендов, краеведческих уголков.
Раздел 4. Итоговый
Участие в различных краеведческих конкурсах и викторинах.
Методическое обеспечение программы
Основные технологии и методы обучения:
Технология скрин-шотов
Технология веб-квестов
Интерактивные технологии
Проектные технологии
Технология проблемного обучения
Информационно-коммуникативные
Технология моделирующего обучения
Дискуссии
Беседы
Практические работы
Дидактический материал:
- Е.В.Маркина. Учебно-методическое пособие «География Семикаракорского района»
- Скрин-шоты по географии Семикаракорского района (Рабочая тетрадь)
- Анкеты;
- Вопросники;
- Карточки с заданиями.
Материально-техническая база:
- Интерактивный комплекс
- Фотоаппарат;
- Видеокамера;
- Диктофоны
- Блокноты, ручки
Список литературы
- Книга. В. Кондратенко. Не иссякнет твой блеск, жемчужина Дона. Изд. Малыш. Ростов- на-Дону. 2004 год
- Е.В.Маркина. Учебно-методическое пособие «География Семикаракорского района»
- Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
- Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
- Учительская газета, № 15, 2006 год.
- Учительская газета, № 21, 2006 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
- Родыгина О.А «Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России»»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в 9 классе « Наш регион. Место Санкт-Петербурга и Ленинградской области в жизни России. Проблемы и перспективы»
Может быть организована работа в группах....
Информация о проведении районного слета казачьих школ Семикаракорского района
Информация о проведении районного слета казачьих школ Семикаракорского района...
Информация о проведении фестиваля школьных краеведческих музеев "Славные династии Семикаракорского района! (2014 год)
Информация о проведении фестиваля школьных краеведческих музеев "Славные династии Семикаракорского района"...
ЭССЕ Учителя географии + Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обучения школьников географии
Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОСв процессе обучения школьников географииС. В. Хиль,учитель географииМБОУ «Гимназия № 8», г. Сочи ,Краснодарский край...
Урок географии в 9 классе "Экономика Кировской области: проблемы и перспективы развития".
Методическая разработка может быть применена в разделе "Хозяйство своего края". Урок представлен в режиме системно-деятельностного подхода, в форме деловой игры....