Урок географии в 9 классе "Экономика Кировской области: проблемы и перспективы развития".
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Методическая разработка может быть применена в разделе "Хозяйство своего края". Урок представлен в режиме системно-деятельностного подхода, в форме деловой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_9_kl._shilyaeva_m._v.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Экономика Кировской области: проблемы и перспективы развития.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях.
Цели по содержанию:
а) образовательная цель: оценить современное состояние экономики, выявить проблемы и перспективы экономического развития Кировской области.
б) развивающая цель: продолжить формирование умений анализировать и систематизировать информацию; искать и отбирать необходимые источники информации; представлять информацию в различных формах и видах; работать с текстом, делать выводы, переводить информацию из одного вида в другой .
в) воспитательная цель: продолжить формировать смысл учебной деятельности на основе развития познавательных интересов; формировать патриотизм, уважение к Отечеству и своей малой Родине; профориентация.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая
Средства обучения: 1) SWOT- анализ Кировской области
2) атлас Кировской области
3) презентация учителя
4) интернет ресурсы
Образовательное учреждение: КОГОБУ СШ с УИОП г. Зуевка
Класс: 9 «а»
Учитель: Шиляева Мария Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Ход урока:
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Огрмомент 1 мин | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность | Ученики приветствуют учителя, готовятся к работе, организуют рабочее место. |
Целеполагание и мотивация 5 мин. | - Сегодня девятиклассники, мы собрались с вами за овальным столом, и перед каждым из вас стоит табличка с название предприятия. - ? Какие мысли возникают у вас в связи с этим обстоятельством. - Да, наш урок я предлагаю провести в форме деловой игры: «Форум предпринимателей Кировской области». Т.е. каждый из вас сегодня представитель вашего предприятия. - А что мы будем обсуждать на сегодняшнем форуме, для этого я предлагаю посмотреть ролик, который прошедшим летом был в СМИ. Показывает ролик. - ? Как вы, думаете, какова тема нашего форума? На какие вопросы в течение урока мы должны ответить, и какие поставим цели. Слайд: Тема Слайд: Цели
| Высказываются Смотрят ролик, предлагают варианты ответов, аргументируют свой ответ. |
Актуализация 3 мин | - Для более эффективной работы форума, я предлагаю вам разделиться по отраслям экономики, представленным в Кировской области. Должно образоваться пять групп по четыре человека. Проверяет правильность распределения по группам. Слайд: отрасли Кировской области | Вспоминая тему прошлого урока «отрасли специализации», учащиеся соотносят себя, в какой отрасли будут работать и перемещаются в свою группу. |
Применение знаний и умений 30 мин. (3+10+14+3) | - Давайте обсудим, почему в области сложилась такая сложная экономическая ситуация. С помощью материалов имеющихся на столах и собственных знаний с прошлых уроков предлагаю выявить существующие проблемы ваших отраслей. Предлагает каждой группе назвать проблемы отрасли. Слайд: Проблемы экономики Кировской области - ? Как решить экономические проблемы области? - Для решения проблем важно, чтобы предприятия не уходили из региона и с рынка, не использовали серые схемы ухода от налогов, а вкладывали в производство, увеличивали налоговые поступления в бюджет, участвовали в социальной жизни региона, и в итоге способствовали экономическому развитию Кировской области. Решением многих проблем также может стать создание новых предприятий на территории области, или модернизация уже имеющихся, и конечно для этого нужны инвестиции, а при такой экономической ситуации денег у области нет, поэтому нужны вложения внешних инвесторов. Поэтому сейчас я предлагаю разработать инвестиционные проекты в группах, т.е. разработать варианты дальнейшего развития ваших предприятий, отраслей. Возможно, у вас появились идеи по созданию новых предприятий, которых еще нет в области. На нашем мероприятии находятся инвесторы, которые могут вложить деньги в ваш проект. Проект будет оценен по нескольким критериям: социально-экономическая значимость, доказательная сторона, представление проекта. Сумма условных денег может быть разделена инвесторами на несколько проектов. Чтобы правильно оценить возможности развития вашего предприятия необходимо оценить слабые и сильные стороны, возможности и угрозы развития предприятия. В помощь используйте метод SWOT- анализа, печатные издания, карты атласа и ресурсы интернета. На работу 8-10 минут и на защиту по 2 минуты. - А теперь давайте обратимся к « Стратегии развития Кировской области» и посмотрим, насколько близки были ваши проекты с ней. Слайд: Инвестиционные проекты Кировской области. | Изучают материал, обсуждают. Озвучивают проблемы своей отрасли. Приходят к пониманию, что проблемы в отраслях похожи. Пользуясь различными источниками информации, в группах разрабатывают мини проекты. Защищают и наносят объекты на карту. |
Контроль 2 мин. | Положительные оценки получают группы набравшие большее количество условных денег. | Самооценка |
Дом. задание 1 мин. | Создать проект: «Перспективы развития Зуевского района в ближайшие годы» Слайд: домашнее задание | |
Рефлексия 2 мин. | Итак, вы совершили серьезную взрослую работу, попробовали себя в роли предпринимателей, попытались создать экономическую модель развития нашего региона. И именно вы уже через 5-8 лет будете «движущей силой» экономики области. Предлагает две пословицы. Слайд: пословицы - Где родился, там и пригодился. - В дальних краях ремесло кормит. ? Как вы думаете, что я хочу спросить у вас с помощью этих пословиц? На букве «я» написать профессию, о которой вы мечтаете, и поместить ее на карту там, где вы планируете жить. | Один из учеников высказывается. Прикрепляют Я на карте. |
Приложение №1: Рабочий лист ученика
Ф.И. .
Тема урока: «______________________________________________________ »
Личностные цели (обозначить знаком «+»)
Цели урока | Какие цели я выбрал | Достиг ли я своей цели |
Пообщаться с учителем | ||
Пообщаться с одноклассниками | ||
Показать свои знания | ||
Получить новые знания | ||
Своя цель - |
Проблемы экономики Кировской области:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разработать инвестиционный проект: «Перспективы развития экономики Кировской области в ближайшие годы». (Развитие отрасли или создание на территории Кировской области нового предприятия)
Подсказка
- Проект можно разработать одному, в паре или группе. При обосновании своего варианта решения пользуйтесь раздаточным материалом, атласом, SWOT-анализом и ресурсами интернета. Работая в группе, обсуждайте проект.
- Отвечая последовательно на перечисленные ниже вопросы, вы систематизируете информацию, создадите основу для успешной работы над проектом.
- Чтобы предложить один из вариантов развития отрасли и создания отдельного предприятия, используйте метод SWOT-анализа, который позволит оценить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для развития вашего предприятия или отрасли. Кратко изложите содержание своего проекта в третью колонку таблицы, отвечая на вопросы первой, и пользуясь инструкцией второй колонки.
- При защите проекта используйте записи третьей колонки, (если есть время можно создать слайд презентации). Акцентируйте внимание слушателей (инвесторов) на следующих вопросах:
- как повлияет предложенный проект на повышение качества жизни и благосостояния в районе, области (новые рабочие места, решение экономических проблем, дополнительные налоговые отчисления в бюджет, развитие связей с соседями)
- как повлияет проект на инновационное развитие области (наукоемкие технологии, экологически чистые технологии, появление новых услуг)
- Что обещаете инвестору (совместное управление предприятием, быстрый возврат вложенных денег, % с прибыли и др.)
Вопрос | Предполагаемые действия | Ваши предложения |
Кто, что? (название проекта) | Описание процесса или объекта подвергаемого изменению | |
Зачем? | Определение целей, обеспечивающих развитие | |
Во имя чего? | Определение смысла предполагаемых действий | |
Где? | На какой территории решается проблема (обозначить условным знаком на карте области у доски) | |
Когда? | В течение какого срока решается проблема | |
На основе чего? | Какие ресурсы используются | |
Как, каким образом? | Раскрытие механизма решения (пути решения) | |
Каков результат? | Что получили? (программа, идеи, проект) |
Приложение №2.
SWOT-анализ Кировской области
Сильные стороны экономики | Слабые стороны экономики | Возможности экономики | Угрозы экономики |
*относительно богатая сырьевая база: лесосырьевая база - 1,2 млрд. куб. м, полезные ископаемые - фосфориты, известняки, мергель, торф, строительный камень, лечебные грязи и минеральная вода. *высокий уровень развития промышленности строительных материалов на местных ресурсах, позволяющий покрывать потребности области в бетонных и железобетонных изделиях, изделиях для крупнопанельного домостроения, силикатном кирпиче, газосиликатных строительных материалах, отдельных видах мягких рулонных кровельных материалов, нерудных материалах из природных песчано-гравийных смесей для бетонов, бетонных и железобетонных изделий, песка для строительных растворов; *наличие уникальных конкурентоспособных производств (химическая промышленность, производство препаратов крови, производство высококачественной мебели); *70% налоговых отчислений от деятельности хозяйствующих субъектов поступает в консолидированный бюджет области; *стабильно развивающийся научно-образовательный комплекс, представленный вузами и отраслевыми НИИ. Установлены устойчивые связи с Российской академией наук и Российской академией медицинских наук; *высокий уровень развития научно-производственной базы племенного животноводства и селекционного растениеводства; *высокий уровень туристско-рекреационного потенциала: минеральные воды, лечебные грязи, инфраструктура оздоровительных учреждений. |
*существенное замедление темпов роста промышленного производства; экспорт за рубеж составляет около 20% ВРП области, в среднем по Российской Федерации - 34% *преобладание в структуре экспорта сырьевой продукции и продукции невысокой степени передела, а импорта - товаров высокого уровня передела; *низкий технологический уровень обрабатывающих производств, прежде всего в машиностроении; *высокая степень зависимости промышленности от импортных товаров машиностроения и металлообработки (оборудование, комплектующие и запасные части); *высокая степень износа оборудования и помещений на базовых предприятиях; *низкий уровень производительности труда в целом по экономике; *низкая отдача от инвестиций при снижении объема инвестиций в основной капитал; *ориентация экономики области на обслуживание оборонной сферы, участие в производстве вооружений, высокая степень зависимости обрабатывающих производств Кировской обл. от государственного оборонного заказа *низкий уровень использования собственных минерально-сырьевых ресурсов (фосфориты, торф, лес). Высокая степень зависимости от привозного сырья (металлургия и металлообработка) и энергоресурсов: газа и нефти (химическая и нефтехимическая промышленность); *низкая технологическая готовность деревообрабатывающих производств к использованию тонкомерной и мягколиственной древесины; *низкий уровень переработки продукции сельского хозяйства; *невысокий уровень развития малого предпринимательства (около 9% вклада в ВРП); *острая нехватка квалифицированных кадров; *стабильно сложная ситуация на рынке труда |
*существен рекреационный потенциал Кировской области (санаторно-курортная база для северных регионов, охотничий и промысловый туризм ПФО и Центрального федерального округа); *достаточно выгодное географическое положение, соседство с регионами-лидерами ПФО, что позволяет занять ниши во вспомогательных, сервисных производствах для Пермского края, Татарстана, Нижегородской области; *усиление логистической роли Кировской области в транспортно-логистических связях Северо-Западного и Уральского федеральных округов; *возможность занять ключевое место в племенном животноводстве и селекционном растениеводстве для Приволжского, Центрального и Северо-западного федеральных округов; *возможность стать лидером в российском масштабе в сфере биотехнологий: производство лекарств, биоактивных добавок и препаратов крови; *возможность получить устойчивую долю межрегионального рынка строительных материалов (цемент, железобетонные изделия, кирпич); *возможность получить существенную долю в поставках торфа для энергогенерирующих производств регионов-соседей. |
*возрастание межрегиональной конкуренции по ряду отраслей (химическая промышленность, машиностроение, лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс и пищевая промышленность); *падение рыночной конъюнктуры на основные группы экспортных товаров Кировской области: продукты деревообработки, минеральные удобрения, резиновые и пластмассовые изделия (синтетические смолы, пластические массы); *повышение стоимости импортируемого оборудования и его обслуживания; *нестабильность в формировании и размещении государственного оборонного заказа на предприятиях Кировской области; *вероятное снижение конкурентоспособности продукции Кировской области в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию; *удорожание привозного сырья и энергоресурсов; *продолжительный период рецессии и выхода из экономического кризиса; *вывод центров формирования прибыли с территории области. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по экономике "Проблемы и перспективы развития банковского маркетинга"
Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей банковскими услугамиВ данной работе использованы результаты исследований качества обслуживания в ОАО «Альфа-банк», которое было проведено авто...
Тема урока: «Транспорт России: проблемы и перспективы развития»
Тип урока: обобщения и систематизации и практического применения знаний и навыковФорма урока: урок – исследованиеОборудование: мультимедийная система, презентации групп – исследователей, результ...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОТДЕЛЕНИИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
В работе почёркивается необходимость и важность народного инструментального творчества для развития культуры как всей многонациональной страны, так и небольшого провинциального города. Поскольку падае...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОТДЕЛЕНИИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Презентация к статье....
Научно-исследоваетльская работа на тему: Бюджет Московской области: анализ и перспективы развития
Научно-исследоваетльская работа на тему: Бюджет Московской области: анализ и перспективы развития ...
Проектная деятельность в межпредметной области. Проблемы и перспективы
В статье отмечаются особенности современного учебного проекта. Рассмотриваются основные подводные камни использования метода проектов, которые могут не позволить добиться желаемых результатов от данно...
Областной семинар-практикум «Современные подходы в деятельности ПМПК Челябинской области проблемы и перспективы».
В ходе пленарной части семинара специалистами обсуждались актуальные и перспективные вопросы деятельности ПМПК:прием иностранных граждан на ПМПК;регламент координации приема несовершеннолетних, а такж...