Урок географии в 9 классе "Экономика Кировской области: проблемы и перспективы развития".
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Шиляева Мария Васильевна

Методическая разработка может быть применена в разделе "Хозяйство своего края". Урок представлен в режиме системно-деятельностного подхода, в форме деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_9_kl._shilyaeva_m._v.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Технологическая карта урока

Тема:  Экономика Кировской области: проблемы и перспективы развития.

Тип урока:  урок комплексного применения знаний

Дидактическая цель:  создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях.

Цели по содержанию:

   а)  образовательная цель: оценить современное состояние экономики, выявить проблемы и перспективы экономического развития Кировской области.

   б)  развивающая цель: продолжить формирование умений анализировать и систематизировать информацию; искать и отбирать необходимые источники информации; представлять информацию в различных формах и видах; работать с текстом, делать выводы, переводить информацию из одного вида в другой .

   в) воспитательная цель: продолжить формировать смысл учебной деятельности на основе развития познавательных интересов; формировать патриотизм, уважение к Отечеству и своей малой Родине; профориентация.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, групповая

Средства обучения:  1) SWOT- анализ Кировской области

                                    2) атлас Кировской области

                                    3) презентация учителя

                                    4) интернет ресурсы

Образовательное учреждение:  КОГОБУ СШ с УИОП г. Зуевка

Класс: 9 «а»

Учитель:  Шиляева Мария Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории

       

                                                 

                                           

Ход урока:  

 

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Огрмомент

1 мин

   Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Ученики приветствуют учителя, готовятся к работе, организуют рабочее место.

Целеполагание и мотивация

5 мин.

     - Сегодня девятиклассники, мы собрались с вами за овальным столом, и перед каждым из вас стоит табличка с название предприятия.

    - ? Какие мысли возникают у вас в связи с этим обстоятельством.

    - Да, наш урок я предлагаю провести в форме деловой игры: «Форум предпринимателей Кировской области». Т.е. каждый из вас сегодня представитель вашего предприятия.

    - А что мы будем обсуждать на сегодняшнем форуме, для этого я предлагаю посмотреть ролик, который прошедшим летом был в СМИ. Показывает ролик.

   - ? Как вы, думаете, какова тема нашего форума? На какие вопросы в течение урока мы должны ответить, и какие поставим цели.

Слайд: Тема

Слайд: Цели

 

Высказываются

Смотрят ролик, предлагают варианты ответов, аргументируют свой ответ.

Актуализация

3 мин

      - Для более эффективной работы форума,  я предлагаю вам разделиться по отраслям экономики, представленным в Кировской области. Должно образоваться  пять  групп по четыре человека.

     Проверяет правильность распределения по группам.

  Слайд: отрасли Кировской области

Вспоминая тему прошлого урока «отрасли специализации», учащиеся соотносят себя, в какой отрасли будут работать и перемещаются в свою группу.

Применение знаний и умений

30 мин.

(3+10+14+3)

     - Давайте обсудим, почему в области сложилась такая сложная экономическая ситуация. С помощью материалов имеющихся на столах и собственных знаний с прошлых уроков предлагаю  выявить существующие проблемы  ваших отраслей.

    Предлагает каждой группе назвать проблемы отрасли.

Слайд: Проблемы экономики Кировской области

    - ? Как решить экономические проблемы области?

    - Для решения проблем важно, чтобы предприятия не уходили из региона и с рынка, не использовали серые схемы ухода от налогов, а вкладывали в производство, увеличивали налоговые поступления в бюджет, участвовали в социальной жизни региона, и в итоге способствовали экономическому развитию Кировской области.

    Решением многих проблем также может стать создание новых предприятий на территории области, или  модернизация уже имеющихся, и конечно для этого нужны инвестиции, а при такой  экономической ситуации денег у области нет, поэтому нужны вложения внешних инвесторов.

    Поэтому сейчас я предлагаю разработать инвестиционные проекты в группах, т.е.  разработать варианты дальнейшего развития ваших предприятий, отраслей. Возможно,  у вас  появились идеи  по созданию новых предприятий, которых еще нет в области.

    На нашем мероприятии находятся инвесторы, которые могут вложить деньги в ваш проект.  Проект будет оценен по нескольким критериям: социально-экономическая значимость, доказательная сторона, представление проекта.  Сумма условных денег может быть разделена инвесторами на несколько проектов.

    Чтобы правильно оценить возможности развития вашего предприятия необходимо оценить слабые и сильные стороны, возможности и угрозы развития предприятия. В помощь используйте метод SWOT- анализа, печатные издания, карты атласа и ресурсы  интернета. На работу 8-10 минут и на защиту по 2 минуты.

    - А теперь давайте обратимся к « Стратегии развития Кировской области» и посмотрим, насколько близки были ваши проекты с ней.

Слайд: Инвестиционные проекты Кировской области.

Изучают материал, обсуждают.

Озвучивают проблемы своей отрасли.

Приходят к пониманию, что проблемы в отраслях похожи.

Пользуясь  различными источниками информации, в группах разрабатывают мини проекты.

Защищают и наносят объекты на карту.

Контроль

2 мин.

   Положительные оценки получают группы набравшие большее количество условных денег.

Самооценка

Дом.  задание

1 мин.

   Создать проект: «Перспективы развития Зуевского района в ближайшие годы»

Слайд: домашнее задание

Рефлексия

2 мин.

   Итак, вы совершили серьезную взрослую работу,  попробовали себя в роли предпринимателей, попытались создать экономическую модель развития нашего региона. И именно вы уже через 5-8 лет будете «движущей силой» экономики области.  

      Предлагает две пословицы.   Слайд: пословицы

- Где родился, там и пригодился.

- В дальних краях ремесло кормит.

? Как вы думаете, что я хочу  спросить у  вас с помощью этих пословиц?

  На букве «я» написать профессию, о которой вы мечтаете, и поместить ее на карту там, где вы планируете жить.

Один из учеников высказывается.

Прикрепляют Я на карте.

  Приложение №1:  Рабочий  лист  ученика

Ф.И.                                                        .

               Тема урока: «______________________________________________________                 »

Личностные цели (обозначить знаком «+»)

Цели урока

Какие цели я выбрал

Достиг ли я своей цели

Пообщаться с учителем

Пообщаться с одноклассниками

Показать свои знания

Получить новые знания

Своя цель -

Проблемы экономики Кировской области:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     Разработать инвестиционный  проект:  «Перспективы развития экономики Кировской области в ближайшие годы». (Развитие отрасли  или создание на территории Кировской области нового предприятия)

  Подсказка

  1.  Проект можно разработать одному, в паре или группе. При обосновании своего варианта решения пользуйтесь раздаточным материалом, атласом, SWOT-анализом и ресурсами интернета. Работая в группе, обсуждайте проект.
  2. Отвечая последовательно на перечисленные ниже вопросы, вы систематизируете информацию, создадите основу для успешной работы над проектом.
  3. Чтобы предложить один из вариантов развития отрасли и создания отдельного предприятия, используйте метод SWOT-анализа, который позволит оценить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для развития вашего предприятия или отрасли. Кратко изложите содержание своего проекта в третью колонку таблицы, отвечая на вопросы первой, и пользуясь инструкцией второй колонки.
  4. При защите проекта используйте записи третьей колонки, (если есть время можно создать слайд презентации). Акцентируйте внимание слушателей (инвесторов) на следующих вопросах:

- как повлияет предложенный проект на повышение качества жизни и благосостояния в районе, области (новые рабочие места, решение экономических проблем, дополнительные налоговые отчисления в бюджет, развитие связей с соседями)

- как повлияет проект на инновационное развитие области (наукоемкие технологии, экологически чистые технологии, появление новых услуг)

- Что обещаете инвестору (совместное управление предприятием, быстрый возврат  вложенных денег, % с прибыли и др.)

Вопрос

Предполагаемые действия

   Ваши предложения

Кто, что?

(название проекта)

Описание процесса или объекта подвергаемого изменению

Зачем?

Определение целей, обеспечивающих развитие

Во имя чего?

Определение смысла предполагаемых действий

Где?

На какой территории решается проблема (обозначить условным знаком на карте области у доски)

Когда?

В течение какого срока решается проблема

На основе чего?

Какие ресурсы используются

Как, каким образом?

Раскрытие механизма решения (пути решения)

Каков результат?

Что получили? (программа, идеи, проект)

                                                                                                   

 

 Приложение №2.

                                                                                      SWOT-анализ Кировской области

Сильные стороны экономики

Слабые стороны экономики

Возможности экономики

Угрозы экономики

 

*относительно богатая сырьевая база: лесосырьевая база  - 1,2 млрд. куб. м, полезные ископаемые - фосфориты, известняки, мергель, торф, строительный камень, лечебные грязи и минеральная вода.

 *высокий уровень развития промышленности строительных материалов на местных ресурсах, позволяющий покрывать потребности области в бетонных и железобетонных изделиях, изделиях для крупнопанельного домостроения, силикатном кирпиче, газосиликатных строительных материалах, отдельных видах мягких рулонных кровельных материалов, нерудных материалах из природных песчано-гравийных смесей для бетонов, бетонных и железобетонных изделий, песка для строительных растворов;

  *наличие уникальных конкурентоспособных производств (химическая промышленность, производство препаратов крови, производство высококачественной мебели);

  *70% налоговых отчислений от деятельности хозяйствующих субъектов поступает в консолидированный бюджет области;

  *стабильно развивающийся научно-образовательный комплекс, представленный вузами и отраслевыми НИИ. Установлены устойчивые связи с Российской академией наук и Российской академией медицинских наук;

  *высокий уровень развития научно-производственной базы племенного животноводства и селекционного растениеводства;

  *высокий уровень туристско-рекреационного потенциала: минеральные воды, лечебные грязи, инфраструктура оздоровительных учреждений.

 

*существенное замедление темпов роста промышленного производства;

экспорт за рубеж составляет около 20% ВРП области, в среднем по Российской Федерации - 34% 

  *преобладание в структуре экспорта сырьевой продукции и продукции невысокой степени передела, а импорта - товаров высокого уровня передела;

 *низкий технологический уровень обрабатывающих производств, прежде всего в машиностроении;

 *высокая степень зависимости промышленности от импортных товаров машиностроения и металлообработки (оборудование, комплектующие и запасные части);

  *высокая степень износа оборудования и помещений на базовых предприятиях;

  *низкий уровень производительности труда в целом по экономике;

  *низкая отдача от инвестиций при снижении объема инвестиций в основной капитал;

  *ориентация экономики области на обслуживание оборонной сферы, участие в производстве вооружений, высокая степень зависимости обрабатывающих производств Кировской обл. от государственного оборонного заказа

  *низкий уровень использования собственных минерально-сырьевых ресурсов (фосфориты, торф, лес). Высокая степень зависимости от привозного сырья (металлургия и металлообработка) и энергоресурсов: газа и нефти (химическая и нефтехимическая промышленность);

  *низкая технологическая готовность деревообрабатывающих производств к использованию тонкомерной и мягколиственной древесины;

  *низкий уровень переработки продукции сельского хозяйства;

  *невысокий уровень развития малого предпринимательства (около 9% вклада в ВРП);

  *острая нехватка квалифицированных кадров;

  *стабильно сложная ситуация на рынке труда

 

 *существен рекреационный потенциал Кировской области (санаторно-курортная база для северных регионов, охотничий и промысловый туризм ПФО и Центрального федерального округа);

  *достаточно выгодное географическое положение, соседство с регионами-лидерами ПФО, что позволяет занять ниши во вспомогательных, сервисных производствах для Пермского края, Татарстана, Нижегородской области;

  *усиление логистической роли Кировской области в транспортно-логистических связях Северо-Западного и Уральского федеральных округов;

  *возможность занять ключевое место в племенном животноводстве и селекционном растениеводстве для Приволжского, Центрального и Северо-западного федеральных округов;

  *возможность стать лидером в российском масштабе в сфере биотехнологий: производство лекарств, биоактивных добавок и препаратов крови;

   *возможность получить устойчивую долю межрегионального рынка строительных материалов (цемент, железобетонные изделия, кирпич);

  *возможность получить существенную долю в поставках торфа для энергогенерирующих производств регионов-соседей.

 

*возрастание межрегиональной конкуренции по ряду отраслей (химическая промышленность, машиностроение, лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс и пищевая промышленность);

  *падение рыночной конъюнктуры на основные группы экспортных товаров Кировской области: продукты деревообработки, минеральные удобрения, резиновые и пластмассовые изделия (синтетические смолы, пластические массы);

  *повышение стоимости импортируемого оборудования и его обслуживания;

  *нестабильность в формировании и размещении государственного оборонного заказа на предприятиях Кировской области;

  *вероятное снижение конкурентоспособности продукции Кировской области в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию;

  *удорожание привозного сырья и энергоресурсов;

  *продолжительный период рецессии и выхода из экономического кризиса;

  *вывод центров формирования прибыли с территории области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по экономике "Проблемы и перспективы развития банковского маркетинга"

Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей банковскими услугамиВ данной работе использованы результаты исследований качества обслуживания в ОАО «Альфа-банк», которое было проведено авто...

Тема урока: «Транспорт России: проблемы и перспективы развития»

Тип урока: обобщения и систематизации и практического применения знаний и навыковФорма урока: урок – исследованиеОборудование: мультимедийная система, презентации групп – исследователей, результ...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОТДЕЛЕНИИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

В работе почёркивается необходимость и важность народного инструментального творчества для развития культуры как всей многонациональной страны, так и небольшого провинциального города. Поскольку падае...

Научно-исследоваетльская работа на тему: Бюджет Московской области: анализ и перспективы развития

Научно-исследоваетльская работа на тему: Бюджет Московской области: анализ и перспективы развития ...

Проектная деятельность в межпредметной области. Проблемы и перспективы

В статье отмечаются особенности современного учебного проекта. Рассмотриваются основные подводные камни использования метода проектов, которые могут не позволить добиться желаемых результатов от данно...

Областной семинар-практикум «Современные подходы в деятельности ПМПК Челябинской области проблемы и перспективы».

В ходе пленарной части семинара специалистами обсуждались актуальные и перспективные вопросы деятельности ПМПК:прием иностранных граждан на ПМПК;регламент координации приема несовершеннолетних, а такж...